Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 05:12, курсовая работа
Технический прогресс и рост потребностей людей вызывает к жизни все больше новых товаров, приводит к непрерывному расширению и обновлению их ассортимента. В торговле обращается свыше 1 млн. разновидностей товаров, ассортимент которых постоянно расширяется и обновляется. По оценкам экспертов, ассортимент непродовольственных товаров через 5 лет наполовину обновляется, по технически сложным товарам обновление происходит еще более быстро –через 7–10 лет, обновление составляет 80–100%.
Введение 3
Теоретические основы управления ассортиментом 4
Понятие, классификация и показатели
эффективности торгового предприятия 4
1.2 Методика анализа ассортимента 11
1.3 Современные тенденции управления ассортиментом
на торговом предприятии 15
Анализ ассортимента на предприятии ИП «Ордоян» 16
2.1 Организационная характеристика предприятия 16
2.2 Анализ показателей ассортимента 26
2.3 АВС-XYZ анализ ассортимента 30
3. Совершенствование управления ассортиментом 34
3.1 Экономически обоснованные мероприятия по
усовершенствованию ассортимента на предприятии 34
3.2 Рекомендации по управлению ассортиментом 38
Заключение 39
Список литературы 40
Проанализировав таким образом вклад каждой товарной группы в общий оборот за год можно сделать вывод, что лидерами продаж ( группа А) являются цепи, серьги с камнями и без камней, их доля в общем обороте 23,41%, 17,77% и 14,61% соответственно. Однако и розничная цена этих изделий достаточно высока по сравнению с другими позициями. Это говорит о том, что данный удельный вес достигается за счет высокой цены, а не за счет хорошей продаваемости товара. Поскольку эти товары приносят предприятию наибольшую часть прибыли необходимо не допускать их дефицита, принимать мероприятия по их продвижению и рекламе.
По группе В товаров можно сказать следующее: следует принимать такие же меры как и к товарам группы А, но эти объекты менее важны для предприятия. Однако, нельзя сказать, что их розничные цены сильно отличаются от категории А. Возможно, они могут приносить больший оборот, если пересмотреть их внутригрупповой ассортимент и правильно представить в торговом зале. Например, серьги с камнями продаются хорошо. Можно продавать и кольца с такими же камнями, расположив их рядом с серьгами на витрине.
К категории С относятся товары, которые имеют наименьший удельный вес в обороте, и соответственно принося меньше всего прибыли, но тем не менее их наличие в ассортименте оправдано. Они могут служить дополнением к основной покупке. Это кулоны с камнями и без камней и браслеты с камнями.
XYZ – анализ –математически-статистический метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность продаж отдельных видов и колебания уровня потребления тех или иных товаров. Если АВС – анализ нам вклад в результат магазина, то XYZ –анализ показывает стабильность или нестабильность спроса. К категории X относятся товары, характеризующиеся стабильностью продаж, колебания спроса незначительны и коэффициент вариации не превышает 10%. Категория Y- это товары, имеющие колебания в спросе, и как следствие средний прогноз продаж. Коэффициент вариации составляет 10-25%. Категория Z- товары с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогноза продаж невысока. Коэффициент вариации превышает 25%, но может превышать и 100%.
Наименование |
Оборот за 1 квартал |
Оборот за 2 квартал |
Оборот за 3 квартал |
Оборот за 4 квартал |
Итого за год |
Среднее значение |
Промежуточное значение |
Коэффициент вариации |
Группа |
Кольца с камнями |
40 |
35 |
20 |
47 |
142 |
35,5 |
98,25 |
0,279214 |
Y |
Кольца без камней |
30 |
20 |
40 |
50 |
140 |
35 |
125 |
0,319438 |
Y |
Серьги с камнями |
60 |
30 |
25 |
68 |
183 |
45,75 |
344,1875 |
0,405515 |
Y |
Браслеты без камней |
55 |
26 |
17 |
40 |
138 |
34,5 |
207,25 |
0,417281 |
Y |
Кулоны без камней |
25 |
12 |
10 |
30 |
77 |
19,25 |
71,6875 |
0,439836 |
Z |
Цепи |
100 |
60 |
20 |
110 |
290 |
72,5 |
1268,75 |
0,491304 |
Z |
Серьги без камней |
60 |
20 |
21 |
80 |
181 |
45,25 |
662,6875 |
0,5689 |
Z |
Кулоны с камнями |
20 |
0 |
0 |
25 |
45 |
11,25 |
129,6875 |
1,01227 |
Z |
Браслеты с камнями |
15 |
0 |
0 |
28 |
43 |
10,75 |
136,6875 |
1,087567 |
Z |
Анализируя обе таблицы одновременно можно сделать вывод, что
3.Совершенствование управления ассортиментом
3.1. Экономически обоснованные
мероприятия по
Чем более качественно подобран ассортимент товаров торгового предприятия, тем большая прибыль будет получена. Ассортиментная политика торгового предприятия –это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворение спроса потребителей с учетом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечения рентабельности всей деятельности.
Как видно из Главы 2, ассортимент
рассматриваемого ювелирного магазина
довольно скудный, представлен в
количестве 64 экземпляров изделий,
характеризуется низкими
Расширение ассортимента подразумевает внедрение в продажу новых товарных групп, видов, моделей, которое сопровождается предварительным просчетом необходимости и эффективности этого внедрения.
. Влияние изменения структуры ассортимента на товарооборот, тыс.руб.
Группа |
Количество, шт |
Покупная цена |
Итого покупная цена |
Цена с учетом торговой надбавки 120,1% |
Выручка 2011г. |
Выручка 2012г. |
Отклонение, +; - |
Темп роста, выручки,% | ||||
2011г. |
2012г. |
2011г. |
2011г. |
сумма |
Удельный вес,% |
сумма |
Удельный вес,5 | |||||
Кольца с камнями |
9 |
14 |
7,17 |
64,53 |
100,38 |
15,78 |
142 |
11,46 |
220,92 |
10,62 |
78,92 |
155,58 |
Кольца без камней |
12 |
17 |
6,85 |
82,2 |
116,45 |
15,08 |
140 |
11,3 |
256,36 |
12,33 |
116,36 |
183,11 |
Серьги с камнями |
8 |
18 |
10,4 |
83,2 |
187,2 |
22,88 |
183 |
14,77 |
411,84 |
19,8 |
228,84 |
225,05 |
Браслеты без камней |
3 |
5 |
20,9 |
62,7 |
104,5 |
46,0 |
138 |
11,14 |
230,0 |
11,06 |
92 |
166,67 |
Кулоны без камней |
4 |
4 |
8,75 |
35 |
35 |
19,25 |
77 |
6,21 |
77 |
3,7 |
0 |
100 |
Цепи |
11 |
11 |
11,98 |
131,78 |
131,78 |
26,36 |
290 |
23,41 |
289,96 |
13,94 |
0 |
100 |
Серьги без камней |
10 |
10 |
8,23 |
82,3 |
82,3 |
18,1 |
181 |
14,61 |
181 |
8,7 |
0 |
100 |
Кулоны с камнями |
4 |
4 |
5,11 |
20,44 |
20,44 |
11,25 |
45 |
3,63 |
45 |
0,17 |
0 |
100 |
Браслеты с камнями |
3 |
3 |
6,51 |
19,53 |
19,53 |
14,33 |
43 |
3,47 |
43 |
2,07 |
0 |
100 |
Часы |
___ |
5 |
24 |
___ |
120,0 |
52,82 |
___ |
___ |
264,12 |
12,7 |
__ |
__ |
Кольца обручальные |
___ |
10 |
2,8 |
___ |
28,0 |
6,16 |
___ |
___ |
61,63 |
2,96 |
__ |
__ |
ИТОГО |
64 |
79 |
581,68 |
999,88 |
1239 |
100 |
2079,87 |
100 |
840,87 |
Экономические показатели
торгово-хозяйственной
Показатель |
год |
Отклонение, + ; - |
Темп роста, % | |
2011 |
2012 | |||
Выручка от продажи |
1239 |
2080 |
841 |
167,88 |
Доход от реализации, сумма |
619,5 |
1078 |
458,5 |
174,01 |
Уровень доходов |
50 |
51,83 |
1,83 |
___ |
Расходы по реализации товаров, сумма |
433 |
500 |
67 |
115,47 |
Уровень расходов |
34,95 |
24,04 |
-10,91 |
___ |
Прибыль от реализации товаров, сумма |
186,5 |
578 |
391,5 |
309,92 |
Уровень рентабильности, |
15,05 |
27,79 |
12,74 |
___ |
Доходы от прочих видов деятельности |
____ |
____ |
____ |
____ |
Расходы от прочих видов деятельности |
16 |
16 |
0 |
100 |
Уровень |
1,29 |
0,76 |
-0,53 |
____ |
Прибыль до налогообложения |
170,5 |
562 |
391,5 |
329,62 |
Уровень прибыли до налогообложения |
13,76 |
27,02 |
13,26 |
____ |
Чистая прибыль |
136,4 |
449,6 |
313,2 |
329,62 |
Из таблицы видно, что мы получаем не только рост товарооборота на 67,88%, но и, рассматривая показатели торгово-хозяйственной деятельности , положительную динамику в целом. Даже если допускать, что расходы по реализации товаров в будущем году увеличатся на 67тыс.руб., то видно, что их уровень в товарообороте все равно резко сократился. Уровень дохода, наоборот вырос с 50% до 51,83%. Отмечается рост прибыли до налогообложения более чем на 300%. На 12,74% вырос уровень рентабильности. Это говорит о том, что, просто изменив структуру ассортимента и увеличив в нем удельный вес товаров, пользующихся наиболее устойчивым спросом, мы можем улучшить экономические показатели и увеличить размер чистой прибыли со 136,4тыс.руб. до 449,6тыс.руб. за один год.
В условиях рыночной экономики, когда предложение превышает спрос, значительно повышается значение процесса формирования ассортимента.
Одним из правильных решений, на мой взгляд, является создание интернет –магазина, где все желающие могут найти интересующую их информацию о предлагаемых товарах, ценах и производителях не выходя из дома. Магазин работает по будням с 09.00 до 18.00. часов без перерыва и выходных. Таким образом можно хорошо сэкономить на издержках, а так же у покупателей появится возможность выбирать товар по каталогам, в которых можно представить более широкий ассортимент продукции.
В качестве еще одной рекомендации можно предложить пересмотреть порядок расположения товаров в торговом зале. Например, серьги с топазами продаются достаточно хорошо, а кольца с такими же топазами, представленные на соседней витрине с плохим освещением, продаются плохо. Целесообразно будет совместить их выкладки на одной витрине, по принципу однородности камней в изделиях. Благодаря этому товар будет лучше представлен покупателю, что поднимает к нему интерес и способствует совершению покупки.
Заключение
В условиях рыночных отношений формирование ассортимента является одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия. Формирование охватывает все основные сферы деятельности – сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки формирования ассортимента с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.