Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:47, контрольная работа
Экспертные технологии — неотъемлемая составная часть процесса принятия важных управленческих решений.
Профессионально принятое решение основано на правильном представлении ситуации, понимании структуры и комплексного (системного) характера ее составляющих, учете основных факторов и тенденций, определении путей эффективного достижения поставленных целей. Ситуации могут возникать простые и сложные, а решения, как в простых, так и в сложных случаях хотелось бы принимать верные, приводящие к достижению поставленных целей.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Эксперт в области управления……………………………………………4
2. Экспертные технологии и управление………………………………..….7
3. Экспертные оценки и принятие решений………………………………17
Заключение………………………………………………………………………21
Глоссарий………………………………………………………………………..22
Список использованной литературы………………………………………..…24
Экспертные технологии при принятии решений используются как для непосредственного решения проблем организации и проведения экспертиз, так и для обеспечения процедур принятия решений, таких как:
1. Определение целей
При принятии важных решений, последствия реализации которых могут сыграть значительную роль, необходимо четко представлять цели, к достижению которых стремится ЛПР. Для сложных управленческих ситуаций разработаны и используются методы формирования деревьев целей, позволяющие определить иерархическую структуру системы целей, и деревьев критериев, позволяющих оценить степень достижения целей.
Большое значение имеет определение приоритетности целей и механизмов их достижения. Это одна из основных технологий, используемых в реальной управленческой практике.
Разработаны методы построения результирующих деревьев целей и деревьев критериев, получаемых в результате коллективной экспертизы для тех случаев, когда точки зрения экспертов могут различаться.
2. Экспертный прогноз
Особую роль при принятии решений играют проблемы, связанные с оценкой ожидаемого развития анализируемых ситуаций, ожидаемых результатов реализации рассматриваемых альтернативных вариантов решений.
Поскольку при использовании экспертной информации большое значение имеют не только количественные, но и качественные оценки, традиционные методы прогнозирования далеко не всегда могут быть применены. К тому же во многих сложных ситуациях далеко не всегда мы обладаем достаточно достоверной статистической или иной информацией, необходимой для разработки прогноза.
Перечисленные выше причины делают актуальной проблему применения методов экспертного прогнозирования в большей степени ориентирующихся на работу, как с количественными, так и с качественными экспертными оценками.
3. Сценарии ожидаемого развития ситуации
Сценарии ожидаемого развития ситуации играют важную роль при принятии управленческих решений. Разработка сценариев развития ситуации при принятии управленческих решений производится преимущественно с использованием технологий экспертного оценивания.
Одной из основных задач при разработке сценария, а также при использовании методов ситуационного анализа, является определение факторов, характеризующих ситуацию и тенденции ее развития, а также определение альтернативных вариантов динамики их изменения. Наиболее распространенным методом экспертного оценивания при формировании альтернативных вариантов сценариев является метод мозговой атаки в сочетании со специальными методами использования аналитической информации.
4. Генерирование альтернативных вариантов
Генерирование альтернативных вариантов решений, управляющих воздействий и т.д. может осуществляться либо непосредственно, либо с помощью специальных экспертных процедур. Процедуры генерирования альтернативных вариантов могут предусматривать как специальную организацию и проведение экспертиз с использованием методов типа мозговой атаки, методов Цвикки и т.д., так и создание автоматизированных систем генерирования альтернативных вариантов в сложных, но достаточно структурируемых случаях.
5. Определение рейтингов
В последнее время большую популярность приобрели расчеты рейтингов. Рейтинги позволяют определить сравнительную надежность банков, страховых компаний, качество различного вида услуг, сравнительную влиятельность политиков, сравнительную силу спортсменов, популярность певцов и т.д.
Поскольку, как правило, используемые для расчета рейтингов методы относятся к той или иной категории методов многокритериального оценивания, здесь можно говорить лишь об их специфических особенностях, характерных для расчета рейтингов.
6. Оценочные системы
Оценочная система формируется при проведении индивидуальных и коллективных сравнительных оценок объектов экспертизы, для оценки степени достижения цели, для сравнительной оценки предпочтительности альтернативных вариантов управляющих воздействий и их результата и т.д.
В состав оценочной системы входят:
- критерии, характеризующие объект оценки;
- шкалы, с использованием которых производится оценка по каждому из критериев;
- принципы выбора (решающие правила), по которым на основании оценок значений критериев для объекта определяется общая оценка либо производится сравнительная оценка предпочтительности альтернативных вариантов.
Большое внимание в оценочных системах уделяется оценке сравнительной важности критериев. При расчете рейтингов также используется, как правило, одна из специально разработанных оценочных систем.
7. Принятие коллективных решений
Принятие коллективных решений - одна из наиболее важных процедур процесса управления. В отличие от процедуры определения результирующих экспертных оценок она предполагает не только расчет результата коллективной экспертизы, но и использование специальных методов открытого обсуждения альтернативных вариантов решений. В ряде случаев полезен дополнительный обмен информацией между лицами, принимающими непосредственное участие в процессе принятия решений, согласование противоположных точек зрения, поиск компромисса и т.д Еще одним важным отличием обсуждаемых процедур является то, что решения, принимаемые коллективно окончательны, в то время как результирующие экспертные оценки служат лишь необходимой базой для принятия управленческих решений.
В процессе принятия коллективного решения может быть запрошена дополнительная экспертная информация от специалистов, принимавших участие в подготовке и обосновании альтернативных вариантов решений.
Значительная роль в процессе управления принадлежит руководителю организации. От его решений и действий во многом зависит успешная деятельность организации. Возможность принятия эффективных управленческих решений во многом обеспечивается профессионализмом и искусством руководителя.
Даже самый поверхностный взгляд на проблемы, с которыми приходится сталкиваться при принятии решений, позволяет сделать вывод о том, что подготовка эффективного управленческого решения без специально проводимой аналитической, осуществляемой экспертами и аналитиками, является весьма проблематичной.
Глоссарий.
Квалификация - [ лат. qualis - какой, какого качества + facere - делать]- степень и уровень профессиональной подготовленности к какому-либо виду труда; профессия, специальность.
ЛПР - лицо, принимающее решение.
Мониторинг [лат. monitor - предостерегающий] – специально организованное систематическое наблюдение за состоянием каких-либо объектов.
Объект управления – составляющая системы управления, воспринимающая управленческие воздействия субъекта управления.
Процесс управления – процесс формирования и осуществления управленческих воздействий.
Решение – это выбор одного из возможных альтернативных вариантов, осуществляемый ЛПР (лицом, принимающим решение) и направленной на достижение поставленной цели. Решение может рассматриваться и как организационный акт, и как один из основных этапов процесса управления.
Риск – принятие решений в условиях, когда возможен неблагоприятный исход; вероятность отклонения величины фактического инвестиционного дохода от величины ожидаемого, неопределенность получения убытка при страховании.
Стратегические решения - это решения, определяющие долговременную перспективу развития организации.
Стратегическое управление - это не только фиксирование желаемого состояния организации в будущем, но, прежде всего, обеспечение возможности принятия эффективных стратегических решений сегодня, нацеленных на достижение желаемого состояния организации в будущем.
Субъект управления – Лицо или коллективный орган, осуществляющий процесс управления.
Управление – это процесс организации деятельности объекта управления
субъектом управления для достижения поставленных целей.
Цель – состояние объекта управления, к достижению которого стремится организация или ЛПР.
Эксперт [лат. expertus - опытный] - высококвалифицированный специалист в некоторой области деятельности, обладающий необходимыми знаниями и опытом, владеющий технологиями проведения экспертиз и соответствующей нормативно-правовой базой, принимающий участие в проведении экспертиз. Несет ответственность за сделанные им рекомендации, заключения, оценки.
Экспертиза – исследование какого-либо объекта, ситуации, вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.
Экспертные оценки - это суждения высококвалифицированных специалистов-профессионалов, представленные в виде содержательной, качественной или количественной оценки объекта, предназначенные для использования при принятии решений.
Экспертные технологии – технологии получения, обработки и анализа
экспертной информации.
Список использованной литературы
1. Д. Уотермен. Руководство по экспертным системам.- М.:Мир, 2004.
2. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки в принятии плановых решений. М.: Экономика, 2006.
3. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки. М.: Наука, 2007.
4. В. О. Сафонов. Экспертные системы- интеллектуальные помощники специалистов.- С.-Пб: Санкт-
5. Возможности применения экспертной оценки в управлении персоналом в торговле. // Менеджмент в России и за рубежом. 2008,
6. Евланов Л.Г., Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении. М.: Экономика, 2006.
7. Литвак Б.Г., Экспертные технологии в управлении, М., «Дело», 2004 г.
8. Панкова Л.А., Петровский А.М., Шнейдерман М.В. Организация экспертиз и анализ экспертной информации. - М.:Наука, 2006.
9. Сафонов. В. О. Экспертные системы- интеллектуальные помощники специалистов.- С.-Пб: Санкт-Петербургская организация общества “Знания”России, 2009.
10. Управление предприятием и анализ его деятельности./ Под ред. Титаева В.Н. – М.: Финансы и статистика, 2005.
4