Качество хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:50, контрольная работа

Описание

Цель реферата:
• раскрыть предмет управление качеством и показать его место в системе человеческой деятельности.
Задачи реферата:
• выявить уровни классификации качества и показать структуру и элементы системного качества;
• оценить суть качества хозяйства;
• рассмотреть понятие управление качеством.

Содержание

Введение............................................................................................... 3
Глава 1. Образ качества
1.1 Что такое качество………………………….…………………………... 7
1.2 Генезис понятия качества……………………………………………….8
1.3 Цель качества……………………………………………………...…......14
Глава 2. Структура качества
2.1 Типы качества………………………………………………………….…17
2.2 Системное качество……………………………………………………...18
2.3 Элементы системного качества…………………………………………20
Глава 3. Философия управления качеством
3.1 Качество хозяйства……………………………………………………..21
3.2 Философия управления качеством……………………………………..28
Заключение…………………….……………….……………………………32
Список использованной литературы……………………...…………36

Работа состоит из  1 файл

Управление качеством.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

           Русский философ Л. П. Карсавин связывал наличие субъекта, его сознание и самосознание с обязательностью его качества. 'Бескачественный субъект, бескачественное "я" просто не существует и как такового себя никогда не сознает. Самосознание бескачественности — чистейшая фикция: вне конкретных качествований самосознания нет, хотя наличествует оно и с размой степенью интенсивности или опознанности...". В то же время Л. П. Карсавин часто использует термин "'качествование" как выражение деятельной стороны качества, поскольку оно присуще активно действующему и познающему субъекту в ситуациях качествования. Под этими ситуациями понимается процесс активного проявления качество, реализация возможностей (потенций) одного из качеств (условием этого является многообразие качество) при направленности его на другое, "иное". "Качествование, — отмечает философ, — есть момент личности и сама личность, но в связи с иным. И понятно, что какой бы из моментов — личностей — всеединства мы не взяли, во всяком могут индивидуализироваться все эти качествования". Карсавин тем самым подчеркивает многогранность качества. И полноценным субъект может быть только тогда, когда он познает и действует через множество и единство.

          В то же время П. Б. Струве отмечал важную роль духовных, психологических факторов в Экономическом поведении, в обеспечении хозяйственного подъема. Он писал: "Более производительная система не есть нечто мертвое, лишенное духовности. Большая производительность всегда опирается на более высокую личную годность. А личная годность есть совокупность определенных духовных свойств: выдержки, самообладания, добросовестности, расчетливости. Прогрессирующее общество может быть построено только на идее личной годности кок основе и мериле всех общественных отношений". Качество нового ("экономического") человека автор обозначает термином "годность", что, по его мнению, соответствует таким значениям, как направленность, действенность, эффективность, продуктивность. Индивидуализированная годность — это главная конструирующая экономического развития, ключевая характеристика работника5.

            С более широких мировоззренческих позиций к проблеме качества подошел И. А. Ильин, который увязал в одно целое качество и судьбу России. Это позволило увидеть многогранность качества, необходимость целостного, синтетического подхода к решению проблемы качества. 'Качество необходимо России: верные, волевые, знающие и даровитые люди; крепкая и гибкая организация; напряженный и добросовестный труд; выработанный первосортный продукт; высокий уровень жизни, Новая, качественная эпоха нужна ношей Родине, эпоха, которая исцелила бы, зарастила бы все язвы революционного времени". Предпосылкой такому развитию, по мнению И. А. Ильина, является природная даровитость и духовная гениальность русского народа.

           Функциональное понимание качества, закономерность выражать качественные характеристики через количественные показатели было тесно связано с экономическими процессами, практикой хозяйствования.

В этой связи поучителен мировой опыт, опыт ряда стран, вставших уже в первые десятилетия XX века на путь интенсивного экономического развития. 20-е годы ознаменовались изменением отношения к проблеме качества продукции. Начинает развиваться инженерная наука управления качеством в процессе производства, начинают применяться статистические методы управления на основе контрольных карт, предложенных американским специалистом У. Шухартом.

            В 30-х годах в мировой практике  промышленного производства выдвигается идея совместной деятельности рабочего, контролера и менеджера в решении проблем качества изделий. Одним из важнейших условий повышения качества продукции выдвигается качество "рабочей жизни", то есть условий, в которых работает производственный персонал.

           В конце 50-х годов, когда  в ряде развитых стран были  удовлетворены первые жизненные  потребности на селения, важнейшим условием выживания фирм стало качество изделий. В это время Дж. Джураном, американским специалистом в области управления качеством, выдвигается идея бездефектности как основного показателя качеств продукции. В 1 976 г. известный японский специалист К. Исикава публикует свои работы, где описываются методы построения причинно-следственных диаграмм для решения проблемы качества. В это же время другой не менее известный японский ученый Г. Тагути публикует работы, в которых выдвигаются идея и методы обеспечения высшего уровня качества, путем принятия оптимальных решений на этапе проектирования изделий6.

      Итогом  этих процессов стало утверждение в мировом производстве идеи приоритета качества. Обостренное внимание к качеству продукции вызывалось не только конкуренцией товаров, но и рядом других факторов: эргономических, экологических, технологических. Конец 80-х годов отмечен формированием идеи всеобщего управления качеством (Total Quality Management — ТQМ), главным содержанием которой является ответственность за качество всех работников предприятия, на всех стадиях создания изделий. В практику внедряется система ИСО 9000, в соответствии с которой качество определяется как "совокупность свойств и характеристик изделий или услуг, обеспечивающих удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей".

            Опыт решения проблемы качества  в хозяйственной практике имеется и в России, где обращается вниманий на интеграцию усилий всех участников технологического процесса по изготовлению изделий и на системные и функциональные свойства качества.

            Это важный рубеж в решении  проблем качества. Однако его недостаточно. В российской культуре есть все возможности для более всестороннего, интегрального понимания качества, для возрождения России на качественной основе, охватывающей все стороны жизни талантливого, самобытного народа.

      1.3 Цель качества

             Цель качества — внести осмысленность в жизнь человека, сделать ее более творческой и радостной. Человек не только участвует в действии природных сил, и его деятельность приобрела все качества мощной геологической силы, но он должен знать цель планетарно-космического процесса, что придает осмысленность и свободу его действиям.

Цель  качества, таким образом, определяется:

    - мировоззренческими ориентирами: человек живет и действует в качественно многообразном мире. Системы мироздания, начиная с микроявлений и кончая галактическими образованиями, представляют собой качественные явления, имеющие специфические пространственно-временные характеристики;

     - логико-гносеологическими и методологическими условиями: познавая те или иные процессы, которые становятся объектом для научного исследования, мы прежде всего стремимся выявить их качественную определенность, раскрыть их свойства, связи и отношения. Применяемые при этом методы и сродства в той или иной степени учитывают качественные особенности исследуемого объекта,

      - психологическими факторами: качественная, хорошо организованная деятельность, а также и качество производственной среды вызывают положительные эмоции и чувства, приносят удовлетворение. Качество тем самым положительно "заряжает" человека;

      - этическими и эстетическими нормами и принципами. Нравственно развитый человек творит, организует свою деятельность, ориентируясь на принцип качества, и направляет максимум усилий своей душевной энергии на его достижение. Эстетика качества, красота воспитывают нравственную чистоту, человеческие качества;

     - социальной основой: человек  стремится жить в качественном социуме,

в котором  созданы условия для его жизни  и творчества. Социум должен иметь такие качественные характеристики: целостность, духовность, демократичность, гуманность и т. п.;

      - технологическими условиями. Они  определяют значимость качества:

материалов, проектирования, технологий, работающего персонала и т. д. Итогом этих условий и является качество продукции, процессов, услуг. 
 
 
 

Глава 2. СТРУКТУРА КАЧЕСТВА

            Проблема качества в методологическом плане содержит широкие возможности для изучения. На для этого категория качество должна быть соотнесена не только с такими традиционными категориями, как количество, мера, но прежде всего с категориями система, структура, организованность. Это вполне отвечает современной научной парадигме, научной картине мира.

            Наука в своем историческом  развитии совершила в XX в, переход  от парадигмы механизма, для  которой было характерно механическое  понимание мира и качество сводилось к вещественным характеристикам, к парадигме организованности. Одним из первых, кто осознал необходимость перехода к новой парадигме, был русский ученый А. А. Богданов, провозгласивший концепцию организованности как новый способ мышления. Толкование идей организованности но основе общесистемных представлений и термодинамики неравновесных процессов привело к возникновению ряда новых научных дисциплин — общей теории систем, теории самоорганизации синергетики. Принципы и идеи организованности всесторонне разрабатывались в биосферно-ноосферной концепции о роботах В. И. Вернадского, В. Н. Сукачева, Н. В. Тимофеева-Рессовското и их последователей.

      В результате развития отмеченных  идей выявляется новое понимание  качества, в котором ведущее значение  приобретают системные и структурные  характеристики.

      Система представляет собой совокупность элементов и их связей, образующую определенную целостность (внешнюю и внутреннюю). Качественные же характеристики системы несводимы к сумме свойств составляющих ее элементов и связей.

      Структурный аспект качества  выражает способ связей, расположения и порядка элементов содержания системы. Это позволяет дать более емкую характеристику качества7.

      Категория организованности вводит в характеристику качества особенности пространственно-временных соотношений, уровни и формы вещественного, энергетического и информационного обмена между составляющими целостности системы, а также между системой и средой.

Все это  позволяет дать всестороннюю типологию  качества, выделить основания ее классификации.

         2.1 Типы качества

       Классификацию типов качества  можно проводить по том или  иным основаниям:

     1). Через соотношение внешнего и внутреннего можно выделить:

    - качество  как внешнюю определенность, раскрываемую  через совокупность свойств;

        - качество как внутреннюю определенность, выражающую целостность предмета и его сущностные характеристики;

       2). По природе  носителей качество различается на:

    - природное  качество, детерминированное естественными закономерностями;

    - социальное качество, обусловленное особенностями социальных отношений;

    -  духовное качество, характеризующее духовный  мир ценностей;

       3). Структурный подход позволяет различать структуры качества: природное,

     социальное  и  духовное;

       4). Системный подход различает системы самоорганизующиеся и не самоорганизующиеся.  Любая сложная система включает три уровня: субстратный (уровень материальных носителей), структурный (уровень взаимосвязей элементов системы) и  информационный (уровень обмена информацией);

       5).  По функциям качество, во-первых, выражает и закрепляет определенный уровень целостности предмета, стабилизирует его и упорядочивает; во-вторых, стимулирует творческий поиск в совершенствовании качество; в-третьих, ориентирует на интеграцию различных подходов, видов деятельности.

  1. Системное качество

      В современных условиях как  в науке, так и в практике приходится иметь депо со сложными системными образованиями. В связи с этим и возникают теоретические трудности с определением уровней качества и с выделением в данной типологии системного качества.

      Первый род качества — природный, материально-структурный. В его основе лежат свойства сомой природы. Любое природное тело — почва, вода, воздух и т. п. — определяется прежде всего по своему материально-структурному качественному статусу. На этом уровне исследования нас интересуют те или иные свойства, состояния этих природных сил. Как правило, теряется из виду их системное качество, их целостность, самобытность, законы функционирования.

Информация о работе Качество хозяйства