Качество продукции и её сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 16:42, курсовая работа

Описание

Российские предприятия пока отстают в области применения современных методов управления качеством. Между тем повышение качества имеет поистине колоссальный потенциал. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как образу жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………

Глава 1. Качество и сертификация продукции………………………………….

1.1Понятие и контроль качества продукции…………………………………......

1.2Управление качеством………………………………………………………….

1.3Сертификация продукции ……………………………………………………..

Глава 2. Система качества применяемая на ОАО «ВМЗ»……………………….

2.1 Краткие сведения о предприятии……………………………………………..

2.2 Система контроля качества, применяемая на предприятии…………………

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономике предприятия.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

Целью методов  статистического контроля является исключение случайных изменений качества продукции. Такие изменения вызываются конкретными причинами, которые нужно установить и устранить. Статистические методы контроля качества подразделяются на:

  • статистический приемочный контроль по альтернативному признаку;
  • выборочный приемочный контроль по варьирующим характеристикам качества;
  • стандарты статистического приемочного контроля;
  • система экономических планов;
  • планы непрерывного выборочного контроля;
  • методы статистического регулирования технологических процессов.

Следует отметить, что статистический контроль и регулирование качества продукции хорошо известны в нашей стране. В этой области наши ученые имеют несомненный приоритет. Достаточно вспомнить работы А.Н.Колмогорова по несмещенным оценкам качества принятой продукции на основании результатов выборочного контроля, разработку стандарта приемочного контроля с использованием экономических критериев.

Многие из оценок качества продукции вытекают из самих  особенностей сбора информации.

Пример. На заводе контролируется партия изделий, среди которых есть годные и негодные. Доля брака в данной партии неизвестна. Однако она не является неопределенной величиной в собственном смысле этого слова. Если ничто не мешает проверить все изделия в данной партии, то долю брака можно точно определить. Если же, контролируя взятую из партии выборку, возможно собрать лишь неполную информацию, имеет место случайность отбора, способная исказить истинную картину.

Возникает проблема, как оценить по одной выборке, взятой из совокупности, значение той или иной характеристики этой совокупности? Подобная проблема может возникать в самых различных ситуациях.

  1. Принимая по результатам выборки партию изделий, оценивают долю брака w в данной партии изделий.
  2. Имеется оборудование. Закон распределения результатов работы оборудования в определенной степени определяет в рассматриваемый момент способность оборудования выполнить данную работу.

Каждая из разновидностей статистических методов контроля качества имеет свои преимущества и недостатки. Например, выборочный приемочный контроль по варьирующим характеристикам имеет то преимущество, что требует меньшего объема выборки. Недостаток этого метода заключается в том, что для каждой контролируемой характеристики нужен отдельный план контроля. Если каждое изделие проверяется по пяти характеристикам качества, необходимо иметь пять отдельных планов проверок.

Как правило, планы  выборочного приемочного контроля проектируют таким образом, чтобы  вероятность ошибочно забраковать  годную продукцию была мала, т.е. был  мал «риск производителя». Большинство  планов выборочного контроля проектируется  так, чтобы «риск производителя» был α = 0,05.

Если при установленном  плане выборочного контроля «уровень приемлемого качества» соответствует  предполагаемой доле брака p в генеральной совокупности, то считают, что вероятность забраковать годную продукцию мало отличается от 0,05. Поэтому уровень приемлемого качества и α соответствуют способу плана выборочного контроля. Важно также, чтобы план приемочного выборочного контроля составляется с таким расчетом, чтобы вероятность приемки продукции низкого качества была мала, т.е. был мал «риск потребителя». Граница между хорошей и плохой продукцией называется допустимой долей брака в партии. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные методы статистического контроля качества.

  
 
 
 

1.2Управление  качеством

Большой вклад  в разработку теории управления качеством внесли зарубежные и отечественные ученые. Работы российских ученых П.Л.Чебышева и А.М.Ляпунова послужили теоретической основой выборочного контроля качества. В применяемых в настоящее время системах управления качеством есть вклад россиян И.Г.Венецкого, А.М.Длина, американцев У.А.Шухарта, Э.Деминга, А.Фейгенбаума.

Современное управление качеством исходит из положения, что деятельность по управлению качеством  не может быть эффективной после  того, как продукция произведена; эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства.

Качество определяется действием многих случайных, местных  и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.

Управление качеством  неизбежно оперирует понятиями: система, среда, цель, программа и  др.

Различают управляющую  и управляемые системы. Управляемая  система представлена различными уровнями управления организацией (фирмой и  другими структурами). Управляющая система создает и обеспечивает менеджмент качества. В современной литературе и практике используются следующие концепции менеджмента качества:

  • система качества (Quality System);
  • система менеджмента, основанная на управлении качеством (Quality Driven Management System);
  • всеобщее управление качеством (Total Quality Management);
  • обеспечение качества (Quality Assurance);
  • управление качеством (Quality Control);
  • статистический контроль качества (Statistical Quality Control);
  • система обеспечения качества (Quality Assurance System);
  • гарантия продукции (Product Assurance);
  • всеобщий производственный менеджмент (Total Manufacturing Management);
  • передовой производственный опыт (Good Manufacturing Practices);
  • система управления производственными ресурсами (Environmental Management System);
  • система «мы обеспокоены» (We Care);
  • система «обеспокоенность ответственных лиц» (Responsible Care);
  • всеобщий менеджмент качества в сфере охраны окружающей среды (Environmental TQM);
  • всеобщее обеспечение производства (Total Manufacturing Assurance);
  • интегрированный менеджмент процессов (Integrated Process Management);
  • менеджмент в целях улучшения качества (Management for Quality Improvement);
  • полное (всеобщее, тотальное) управление качеством и производительностью (Total Quality and Productivity Management);
  • интегрированный менеджмент качества (Integrated Management);
  • система внедрения непрерывных улучшений (Continuos Improvement Implementation System);
  • полное преобразование качества (Total Quality Transformation);
  • менеджмент системы качества (Quality System Management).

Есть и другие концепции менеджмента качества. Мы привели только небольшую их часть, но важную для понимания качества как объекта управления. Перечисленные концепции отражают сущность разных методов, используемых в методологии TQM для решения различных проблем качества.

TQM имеет огромное значение в управлении современными фирмами.

Управляющая система  начинается с руководства высшего  звена. Именно руководство высшего  звена должно исходить из стратегии, что фирма способна на большее по сравнению с прошлым. В организационной структуре фирмы могут быть предусмотрены специальные подразделения, занимающиеся координацией работ по управлению качеством. Распределение специальных функций управления качеством между подразделениями зависит от объема и характера деятельности фирмы.

Для качества как  объекта менеджмента свойственны  все составные части менеджмента: планирование, анализ, контроль.

Современный менеджмент качества базируется на результатах  исследований, выполненных крупными зарубежными корпорациями по программам консультантов по управлению качеством. Это опыт таких известных фирм, как «Хьюлетт-Паккард», и др. В 1980-е годы на политику этих и ряда других фирм оказали влияние разработки Ф.Б.Кросби, У.Э.Деминга, А.В.Фейгенбаума, К.Исикавы, Дж.М.Джурана. Основой деятельности ведущих фирм стали, следующие направления улучшения работы:

  • заинтересованность руководства высшего звена;
  • образование совета по улучшению качества работы;
  • вовлечение всего руководящего состава в процесс улучшения работы;
  • обеспечение коллективного участия;
  • обеспечение индивидуального участия;
  • создание групп по совершенствованию систем;
  • более полное вовлечение поставщиков;
  • обеспечение качества функционирования систем управления;
  • разработка и реализация краткосрочных планов и долгосрочной стратегии улучшения работы;
  • создание системы признания заслуг.

Особенно следует  отметить такое направление, как  обеспечение качества функционирования систем управления. Консультанты по управлению качеством обратили внимание, что службы по управлению качеством и надежностью направляли усилия и ресурсы на выявление проблем и исправление ошибок. В результате сформировалась система управления по отклонениям. Эта система реагировала на ошибки и недооценивала роль профилактических мероприятий, а также роль подразделений, не связанных с процессом производства. Был сделан вывод, что обеспечение качества зависит от систем управления, регулирующих производственно хозяйственную деятельность фирм.

Ф.Кросби, являющийся одним из ведущих консультантов по качеству, обратил внимание на важность системы поощрения. Признание заслуг сотрудников и их стимулирование к достижению высоких результатов является составной частью современного менеджмента качества.

В 1951 г. было разработано  положение о премии Деминга, которое легло в основу модели всеобщего управления качеством (TQC). Эта модель предполагает постоянный анализ информации от широкого круга экспертов и новый взгляд на качество. Премия Деминга сыграла большую роль в достижении японского качества. Позднее, в 1987 г., в США была учреждена премия имени Малкольма Балдриджа. Развитием модели премии М. Балдриджа стала модель европейской премии качества, которая оценивала результаты бизнеса и влияние на общество. Более подробно о критериях оценки деятельности в области качества будет сказано далее.

Фирмы, функционирующие  в рыночной экономике, формулируют  политику в области качества таким  образом, что бы она касалась деятельности каждого работника, а не только качества предлагаемых изделий и услуг. В политике четко определяются уровни стандартов качества работы для конкретной фирмы и аспекты системы обеспечения качества. При этом продукция заданного качества должна быть поставлена потребителю в заданные сроки, в заданных объемах и за приемлемую цену.

Сегодня в управлении качеством важное знание имеет сертифицированная  система менеджмента качества, являющаяся гарантией высокой стабильности и устойчивости качества продукции. Сертификат на систему качества позволяет  фирме сохранить конкурентные преимущества на рынке.

Появление сертификата  на системы качества обусловлено  революцией подходов к менеджменту  качества, на которой целесообразно  остановиться более подробно. 

    

1.3 Сертификация продукции

В настоящее  время в условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей продукции.

Международный опыт свидетельствует о том, что  необходимым инструментом, гарантирующим соответствие качества продукции требованиям нормативно-технической документации (НТД), является сертификация. (Сертификат фр. Certificat от лат. certum –верно, facere – делать.)

Сертификация  в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия. Национальные законодательные акты различных стран конкретизируют: соответствие чему устанавливается и кто устанавливает это соответствие.

Сертификация  – это документальное подтверждение  соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.

Сертификация  продукции представляет собой комплекс мероприятий (действий), проводимых с  целью подтверждения посредством  сертификата соответствия продукции  определенным стандартам или другим НТД.

Многие зарубежные фирмы расходуют большие средства и время на доказывание потребителю, что их продукция имеет высокое качество. Так, по зарубежным источникам величина издержек на эти работы составляет около 1 -2% всех затрат предприятий-изготовителей.

Иногда даже мероприятия сопоставимы с затратами на достижение самого качества. Это делается не случайно. Сертификация является очень эффективным средством развития торгово-экономических связей страны, продвижения продукции предприятия на внешний и внутренний рынок сбыта, а так же закрепления на них на достаточно длительный период времени. Именно всё это предопределило широкое распространение сертификации.

Информация о работе Качество продукции и её сертификация