Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 23:59, доклад
Объектами приватизации выступают государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий; государственное имущество, сданное в аренду; государственное имущество в виде оборудования, зданий, других материальных и нематериальных активов ликвидируемых (ликвидированных) предприятий; доли (паи, акции) государства и административно-территориальных образований в имуществе субъектов хозяйствования.
Введение 4
1. Капитал: экономическое содержание и значение
в экономике. Понятие и структура рынка капитала 5
2. Особенности функционирования рынка капиталов
в мировой экономике 14
3. Проблемы и перспективы развития рынка капитала
в Республике Беларусь 21
Заключение 33
Список использованных источников 35
Самым важным изменением последнего десятилетия в сфере торговли ценными бумагами явилась растущая интеграция национальных фондовых рынков в единый мировой фондовый рынок. Главной составляющей этого процесса стала интеграция международного фондового рынка и национальных рынков стран с переходной экономикой. Именно в этот период появилась теория управления международным портфелем.
В настоящее время практически каждая из крупнейших финансовых структур формирует свой портфель с соблюдением условия содержания в нем ценных бумаг отдельной страны пропорционально капитализации ее фондового рынка в мировой капитализации. Так фондовый рынок США занимает 42%, Японии — 15, Великобритании — 9, других высокоразвитых государств — 23, возникающих рынков — 11% [4, с. 33].
Аналитиками Международной финансовой корпорации установлено, что более 85 % всех динамично развивающихся фондовых рынков в странах с переходной экономикой располагают объемом иностранного капитала на национальном рынке, превышающим 55 % капитализации мирового рынка.
3. Проблемы и перспективы развития
рынка капитала в Республике Беларусь
С переходом к рыночной экономике в Беларуси была демонтирована советская модель сверхцентрализованной плановой экономики, в которой отсутствовал рынок капитала, а распределение ресурсов (основных фондов, инвестиций и др.) осуществлялось посредством фондирования и централизованного материально-технического снабжения в системе Госплана и Госснаба СССР. И если демонтаж не требует больших усилий, то созидательная работа по формированию новых для страны рыночных институтов движения капитала идет чрезвычайно трудно.
Практически весь XX в. — период бурного развития капиталистической системы — прошел не только без участия СССР, его союзных республик, но и в жесткой идеологической борьбе двух систем. В результате при переходе к рынку в республике отсутствовали какие-либо необходимые институциональные, организационные, кадровые и другие традиции. Все начиналось практически с чистого листа. Поэтому становление рыночных институтов, в том числе рынка капитала, могло основываться и основывается на всестороннем и глубоком изучении опыта высокоразвитых стран Запада и его адаптации к специфике экономики Беларуси.
Становление рынка капитала в стране началось в 1990 г. с принятием Закона «О Национальном банке Республики Беларусь» и шло по таким направлениям, как формирование национальной финансово-кредитной системы, межбанковского, валютного и фондового рынков. Уже в 1992-1994 гг. были разработаны законодательные и нормативные акты о функционировании валютного механизма на рыночных принципах, о движении капитала в товарной и денежной формах, о порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь, о ценных бумагах и фондовых биржах. В январе 1994 г. Национальным банком принято «Положение о порядке проведения валютных операций, связанных с движением капитала» [9, с. 464].
Тем самым был создан обязательный (правовой) режим для всей совокупности валютных и других операций на рынке капитала (инвестиций, экспортно-импортных операций, кредитов и депозитов и др.). В 1994 г. была учреждена Межбанковская валютная биржа (МВБ), в 1999 г. — Белорусская валютно-фондовая биржа (БВФБ).
Следует отметить, что многоплановые отношения с рынком ссудных капиталов складываются у правительства и Национального банка Республики Беларусь в рамках проведения денежно-кредитной политики, оптимизации соотношения регулирования и дерегулирования валютно-кредитных рынков, реализации инвестиционных программ.
Общее регулирование рынка капиталов и так называемый, «разумный надзор» реализуются также путем принятия законодательных актов о деятельности банков и эмиссии ценных бумаг. Через Национальный банк, Министерство финансов и другие учреждения государство устанавливает детальные правила эмиссии и вторичного оборота, разрешает ввод новых инструментов и операций, выдает лицензии на участие в тех или иных сделках, санкционирует открытие бирж и других рынков, устанавливает формы отчетности и операционные стандарты. Это регулирование (или ослабление ограничений и запретов) связано со стремлением государства воздействовать на макроэкономические процессы, поддерживать конкурентоспособность национальной кредитной системы, стимулировать развитие конкуренции, привести национальную практику в соответствие с международной.
Функционирование рынка ссудных капиталов базируется на специальном институциональном механизме. Технико-организационную основу составляют Национальный банк, коммерческие банки, брокеры и другие учреждения, являющиеся посредниками в движении ссудного капитала. В последние четыре года созданы торгово-клиринговая, расчетная, депозитарная и техническая инфраструктуры для обслуживания валютного и фондового рынков. В настоящее время институциональный механизм включает также биржи, расчетные центры, электронные операционные системы и другие инструменты.
Рынок капитала в форме торговли продукцией производственно-технического назначения складывается в стране с конца 80-х гг. XX в. и ныне функционирует в системе финансовых и товарных рынков страны.
Конечно, почти двадцать лет — небольшой период для вызревания такой сложной экономической структуры, как рынок капитала, который на Западе складывался в течение нескольких столетий. Тем не менее, становление состоялось.
Важнейшей проблемой современного этапа развития рынка капитала является отставание его потенциала, объема и динамики от темпов роста белорусской экономики, от потребности формирования внутренних инвестиционных ресурсов и их перераспределения в реальный сектор. Для обеспечения условий экономического роста рыночные инструменты должны не столько обслуживать преимущественно спекулятивные сделки, сколько способствовать трансформации сбережений в инвестиции, осуществляя тем самым свою основную макроэкономическую функцию. Это позволит создать в Беларуси эффективную инвестиционно-инновационную модель развития.
Более подробно рассмотрим фондовый рынок как одну из основных составляющих рынка капиталов в Республике Беларусь.
Республика Беларусь приступила к формированию национального фондового рынка в 1992 г., когда был принят Закон «О ценных бумагах и фондовых биржах» (12 марта 1992 г.).
В целом в Беларуси принята «германская» модель фондового рынка, которая предусматривает участие банков в его функционировании (в отличие от «англосаксонской», где инвестиции в акции банкам запрещены; принята в США, Великобритании). Банки, банковская часть рынка ценных бумаг играют ведущую роль в становлении и развитии национального фондового рынка по двум причинам. Во-первых, банки являются крупнейшими инвесторами на рынке не только государственных, но и корпоративных ценных бумаг, так как через дочерние компании имеют возможность участвовать в капиталах нефинансовых предприятий, создавать свои финансово-промышленные группы, косвенно участвовать в приватизации. Кроме того, будучи крупнейшими брокерами и дилерами фондового рынка, по объему операций на нем они намного превосходят небанковские финансовые институты. Во-вторых, банки являются важнейшей частью инфраструктуры белорусского рынка ценных бумаг, так как осуществляют расчетное и депозитное обслуживание клиентов, самым активным образом участвуют в становлении специализированных организаций, рынка.
Появление ценных бумаг в нашей республике связано с воплощением в жизнь идеи акционерной собственности. При этом было сформировано общественное отношение к ценным бумагам как к гарантированным государством правам на обладание долей государственной собственности. Такой подход к ценным бумагам был закреплён в первых видах акций приватизируемых предприятий. Эти акции не могли передаваться, с ними запрещалось проводить какие-либо сделки, то есть они были неликвидны, поскольку представляли собой ценные бумаги внутреннего пользования в рамках какого-либо предприятия.
В связи с процессом приватизации рынок акций приватизируемых предприятий постепенно развивается и становится одним из наиболее крупных рынков Республики Беларусь. Его развитие связано с рядом особенностей.
Рынок ценных бумаг приватизирующихся предприятий, с точки зрения традиционных форм организации рынка ценных бумаг за границей, не имеет чёткого деления на первичный и вторичный рынок в силу особенностей процесса приватизации. Кроме того, в нашей республике отсутствует механизм инвестирования в само предприятие. Эти факторы, в совокупности с продолжающейся финансовой нестабильностью, инфляцией, валютными ограничениями, сдерживанием приватизации, некоторым образом отпугивают иностранных покупателей акций приватизирующихся предприятий, делая республику малопривлекательной для иностранных инвесторов. Беларусь до сих пор не имеет кредитного рейтинга, без которого иностранные инвесторы, как правило, не приобретают ценные бумаги государства и его субъектов хозяйствования как на национальном, так и на международном рынке.
В целом можно констатировать, что Республике Беларусь удалось создать инфраструктуру фондового рынка, нормативно-правовую базу, системы государственного регулирования и регулирования межгосударственного обращения ценных бумаг. Однако низкие темпы рыночных преобразований и неблагоприятный инвестиционный климат оказывают негативное влияние на развитие самого фондового рынка.
Низкая капитализация национального фондового рынка объясняется низким рыночным спросом и предложением на рынке ценных бумаг. Развитие спроса на ценные бумаги на внутреннем рынке требует стабильной макроэкономической политики, направленной на увеличение объёма сбережений и появление институциональных инвесторов, таких как пенсионные и инвестиционные фонды, повышения уровня монетизации экономики, а увеличение предложения ценных бумаг – повышения темпов приватизации и разгосударствления.
1998 г. стал переломным для рынка ценных бумаг Беларуси. Комитет по ценным бумагам при Министерстве финансов преобразован в Государственный комитет по ценным бумагам РБ, создана единая двухуровневая депозитарная система во главе с государственным предприятием – Республиканским центральным депозитарием ценных бумаг. Зарегистрировано открытое акционерное общество «Белорусская валютно-фондовая биржа». Палатой представителей Национального собрания в первом чтении принята новая редакция Закона РБ «О рынке ценных бумаг», унифицированная с российским законодательством.
Рынок ценных бумаг республики представлен следующими основными сегментами: корпоративные ценные бумаги (акции, облигации); государственные ценные бумаги (ГКО, ДГО); муниципальные ценные бумаги (жилищные облигационные займы); ценные бумаги коммерческих банков (векселя, депозитные и сберегательные сертификаты); ИПЧ «Имущество».
За 2002 г. на БВФБ зарегистрировано 114 сделок с ценными бумагами на общую сумму 132,0 млрд. руб. К концу 1998 г. профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг осуществляли 255 профессиональных участников. Лидировали коммерческие банки. 92% всех сделок на рынке ценных бумаг в 2002 г. были совершены именно ими [14, с. 30].
В 2002 г. было проведено 40 выпусков государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и 4 выпуска долгосрочных государственных облигаций (ДГО). Иностранными инвесторами были приобретены акции 63 белорусских эмитентов на сумму 432 млрд. бел. руб. Рост интереса иностранных инвесторов вызван в первую очередь ростом прибыли предприятий при одновременном удешевлении стоимости акций за счёт девальвации белорусского рубля.
Основные тенденции развития фондового рынка сохранились и в последующие годы. 2003-2004 гг. не принес существенных изменений на фондовом рынке Беларуси. Отметить стоит лишь введение обязательной регистрации всех сделок на бирже. Это привело к созданию практически единого внебиржевого рынка, где для всех желающих доступна информация о ценах на те или иные акции.
В течение 2000-2004 гг. имели место серьезные проблемы с размещением облигаций на аукционах. Но уже за 2005 г. Министерством финансов размещено облигаций на сумму более 685 млрд. бел. руб., своевременно произведено погашение на общую сумму более 418 млрд. бел. руб. За 2005 г. осуществлено 108 выпусков ГКО, 11 выпусков ГДО с купонным доходом, а также 30 выпусков государственных облигаций, номинированных в свободно конвертируемой валюте [14, с. 31].
В 2006-2007 гг. Министерство финансов совместно с другими организаторами и участниками фондового рынка продолжило работу по совершенствованию его инфраструктуры.
Фондовый рынок играет важную роль в развитии рыночных отношений в нашей стране. Поэтому необходимо его активизировать путём совершенствования инфраструктуры, унификации нормативно-правовой базы и экономических условий функционирования, приведения в соответствие с мировыми стандартами и с учётом интересов Республики Беларусь.
Следует отметить, что спектр ценных бумаг (акций, облигаций), реальные объёмы их эмиссии и частота обращения, определяющие инвестиционную деятельность, явно недостаточны для развития экономики Республики Беларусь.
Важно создать биржевой рынок производных ценных бумаг, что позволит снизить инвестиционный риск, связанный с ценовой изменчивостью рынков, выходить на новые рынки и участвовать в широком спектре операций, недоступных для традиционных методов инвестирования.
По-прежнему не решена проблема обеспечения благоприятного налогообложения на доходы от операций с ценными бумагами резидентов. Требуется снизить налоговую ставку с 40% до 20-25%, что позволит существенно сократить системные риски и повысить привлекательность национальных фондовых инструментов.
Ощутимое воздействие на рынок ценных бумаг окажет отмена моратория на вторичное отчуждение акций, организация реальных продаж через биржу государственных пакетов акций приватизированных предприятий по рыночным ценам, проработка вопросов по созданию комплексной системы анализа и раскрытия информации о белорусском фондовом рынке (эмитенты, профессиональные участники, операции, рейтинги) на базе Интернет, а также внедрение технологий электронного оборота документов и электронной подписи по биржевым операциям купли/продажи ценных бумаг.
Не менее важной является интеграция фондовых рынков, что позволит котировать ценные бумаги белорусских эмитентов на торговых площадках стран СНГ, а в дальнейшем и в странах Центральной и Восточной Европы.
Наиболее развитым и ликвидным сегментом рынка ценных бумаг в Беларуси является рынок государственных ценных бумаг.