Капитал: экономическое содержание и значение в экономике. Понятие и структура рынка капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 23:59, доклад

Описание

Объектами приватизации выступают государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий; государственное имущество, сданное в аренду; государственное имущество в виде оборудования, зданий, других материальных и нематериальных активов ликвидируемых (ликвидированных) предприятий; доли (паи, акции) государства и административно-территориальных образований в имуществе субъектов хозяйствования.

Содержание

Введение 4

1. Капитал: экономическое содержание и значение
в экономике. Понятие и структура рынка капитала 5

2. Особенности функционирования рынка капиталов
в мировой экономике 14

3. Проблемы и перспективы развития рынка капитала
в Республике Беларусь 21

Заключение 33

Список использованных источников 35

Работа состоит из  1 файл

Капитал экономическое содержание и значение.doc

— 262.50 Кб (Скачать документ)

Объемы размещения государственных займов и расходы по их погашению и обслуживанию определяются в Законе о бюджете Республики Беларусь на очередной год, исходя из прогнозного уровня инфляции, роста ВВП и других макроэкономических показателей.

Наибольшим спросом у инвесторов - юридических лиц пользуются государственные краткосрочные и государственные долгосрочные облигации, номинированные в национальной валюте – белорусских рублях.

Владельцами государственных краткосрочных облигаций (со сроком обращения до одного года) (ГКО) и государственных долгосрочных облигаций (со сроком обращения один год и более) (ГДО) могут быть юридические как резиденты, так и нерезиденты Республики Беларусь. Облигации эмитируются отдельными выпусками на основании решения Министерства финансов. Данные ценные бумаги выпускаются в виде записей на счетах с дисконтным или процентным доходом. По облигациям с дисконтным доходом при погашении выплачивается номинальная стоимость. Процентный доход может выплачиваться ежемесячно, ежеквартально, а также при погашении данных ценных бумаг. Условия выплаты дохода определяются в решении Министерства финансов по каждому выпуску.

Структура государственных облигаций, находящихся в обращении на 01.01.2009 г.представлена на рис. 2 [17].

 

Рис. 2. Структура государственных облигаций

 

Государственные облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте, являются именными государственными ценными бумагами и выпускаются в виде записей на счетах. Облигации могут быть с купонным доходом (выплачивается ежемесячно, ежеквартально) или процентным доходом (выплачивается при погашении). Эмиссия облигаций осуществляется на основании решения Министерства финансов, а их размещение – путем продажи Министерством финансов юридическим лицам (резидентам и нерезидентам Республики Беларусь) на договорных условиях. Срок обращения облигаций, условия выплаты дохода по ним указываются в приказе Министерства финансов о выпуске и определяются в договоре.

По обоюдному согласию эмитента и инвестора возможно досрочное погашение или обмен облигаций (ГКО, ГДО, государственных облигаций, номинированных в свободно конвертируемой валюте) на новые выпуски.

Рынок государственных ценных бумаг в Республике Беларусь функционирует с февраля 1994 года. В течение 10 лет Правительство республики своевременно выполняет обязательства по погашению своих долговых ценных бумаг.

В республике за последние годы достигнут определенный прогресс и наметились положительные тенденции в развитии рынка правительственных долговых обязательств. Данный сегмент финансового рынка динамично развивается за счет расширения номенклатуры выпускаемых ценных бумаг и совершенствуется путем внедрения новых способов их размещения.

Возросшая привлекательность рынка государственных ценных бумаг во многом была обусловлена: разнообразием сроков обращения (3, 6, 9 месяцев, 1 год и более) предлагаемых Министерством финансов облигаций и условий выплаты дохода по ним; внедрением нового вида аукциона – биржевого; сохранением положительной реальной доходности государственных облигаций; участием нерезидентов; активизацией вторичного рынка; улучшением экономической ситуации в Республике Беларусь в целом.

Начиная с 2000 года государственные ценные бумаги размещаются среди нерезидентов Республики Беларусь. Своевременное и полное их погашение свидетельствует о платежеспособности республики. За последние годы участие нерезидентов в покупке правительственных облигаций значительно возросло. Действующее законодательство Республики Беларусь по государственным ценным бумагам позволяет нерезидентам вкладывать свои денежные средства во все виды ценных бумаг Правительства Республики Беларусь.

Биржевой рынок государственных ценных бумаг выступает в качестве одного из важнейших элементов республиканского финансового рынка, с помощью которого Правительством и Национальным банком Республики Беларусь решаются задачи денежно-кредитного регулирования на макроэкономическом уровне.

«Белорусская валютно-фондовая биржа» закреплено исключительное право на организацию вторичного обращения государственных ценных бумаг. Вторичное обращение государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь № 1681/63 от 02.11.1998 года осуществляется только через торговую систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» через участников торгов государственными ценными бумагами, в качестве которых выступают члены Секции фондового рынка ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", заключившие с ним соответствующие договора, и Национальный банк Республики Беларусь.

Владельцами государственных ценных бумаг в Республике Беларусь являются банки, юридические лица, а также нерезиденты страны. Удельный вес каждой из групп представлен на рис. 3 [17].

Вторичный рынок правительственных облигаций основан на сделках «до погашения» – сделки купли-продажи облигаций, заключаемые с участниками торгов; сделках РЕПО – сделки купли-продажи облигаций, заключаемые с участниками торгов, являющимися банками, с обязательством:

для продавца – последующего их выкупа,

для покупателя – последующей их продажи.

Следует отметить, что в структуре сделок ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" преобладают сделки с государственными ценными бумагами (77 % от всех сделок и 90 % от общего объема) [99, с. 26].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

Рис.3. Владельцы государственных ценных бумаг.

 

Более подробно рассмотрим функционирование фондового рынка в Беларуси в 2008 г.

Рынок государственных ценных бумаг. В отчетном периоде на первичном рынке размещено государственных краткосрочных облигаций (далее - ГКО) и государственных долгосрочных облигаций (далее - ГДО) в национальной валюте фактически на 3,19 трлн. рублей, что на 49,8 процента больше, чем в 2007 году. Произведено погашение ГКО и ГДО по фактической стоимости на сумму 1,45 трлн. рублей. В результате на 1 января 2009 г. объем ГКО и ГДО в обращении по сравнению с началом 2008 года увеличился на 1,75 трлн. рублей (на 45,7 процента) и достиг 5,58 трлн. рублей по номиналу, в том числе ГКО - на 0,19 трлн. рублей, ГДО - на 5,39 трлн. рублей. Государственные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, не размещались [17].

За 2008 год разница между суммой фактического привлечения и суммой фактического погашения государственных ценных бумаг составила 1,74 трлн. рублей. При этом требования банков к Правительству, выраженные в ценных бумагах, возросли на 1,84 трлн. рублей по балансовой стоимости (на 73,3 процента) и на 1 января 2009 г. составили 4,36 трлн. рублей.

Средняя доходность первичного рынка государственных облигаций (без учета выпусков, размещенных путем прямой продажи Министерством финансов) в белорусских рублях сложилась на уровне 10,3 процента годовых и по сравнению с 2007 годом снизилась на 0,5 процентного пункта.

Следует отметить, что вследствие преобладания удельного веса ГДО над ГКО увеличился средний срок обращения бумаг, размещаемых на первичном рынке государственных облигаций, номинированных в белорусских рублях, что является положительным сигналом для инвесторов. В 2008 году он составил 454 дня (в 2007 году - 414 дней).

На вторичном рынке суммарный объем торгов государственными ценными бумагами на ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" (без учета выпусков, размещенных путем прямой продажи Министерством финансов) достиг 17,02 трлн. рублей. Более чем двукратное превышение уровня 2007 года обусловлено прежде всего более высокой деловой активностью в отчетном периоде.

В биржевой системе заключено около 10,3 тыс. сделок (в 2007 году - 7,67 тыс. сделок).

Средневзвешенная доходность по сделкам "до погашения" сложилась на уровне 10,3 процента годовых (за 2007 год - 10,6 процента годовых), в том числе с ГКО - 10,4 процента годовых, с процентными ГДО - 10,3 процента годовых, с дисконтными ГДО - 10,1 процента годовых.

Средневзвешенная ставка РЕПО с ГКО составила 11 процентов годовых, с процентными ГДО - 12,5 процента годовых, с дисконтными ГДО - 12,3 процента годовых.

На 1 января 2009 г. к участию во вторичных торгах по государственным ценным бумагам были допущены 26 банков и 12 небанковских профессиональных участников рынка ценных бумаг. К обращению на ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" допущено 5 выпусков ГКО с дисконтным доходом, 74 выпуска ГДО с процентным доходом, 20 выпусков ГДО с дисконтным доходом.

Корпоративные ценные бумаги. В 2008 году банки продолжили эмиссию своих ценных бумаг. Национальным банком согласовано 62 выпуска облигаций банков на сумму 1 502 млрд. рублей, 28 млн. евро и 126 млн. долларов США, из них:

- облигаций, обеспеченных обязательствами по возврату основной суммы долга и уплате процентов по предоставленным ими кредитам на строительство, реконструкцию или приобретение жилья под залог недвижимости, - 13 выпусков с объемом эмиссии 297 млрд. рублей;

- облигаций, выпущенных в соответствии с подпунктом 1.8 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277 "О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., №71, 1/7529), размер эмиссии по которым не должен превышать 80 процентов нормативного капитала банка, - 49 выпусков на сумму 1 205 млрд. рублей, 28 млн. евро и 126 млн. долларов США [17].

Государственными банками осуществлялась открытая продажа облигаций собственной эмиссии физическим лицам. Объем привлеченных ресурсов от продажи банками облигаций физическим лицам по сравнению с 2007 годом увеличился на 46,3 процента. Всего посредством размещения облигаций (в рублевом эквиваленте) банками привлечено 127,6 млрд. рублей. Денежные средства, полученные от размещения облигаций, были направлены на кредитование строительства жилья и финансирование долгосрочных инвестиционных проектов.

В отчетном периоде объем акций, эмитированных банками, составил 3,89 трлн. рублей (в 2007 году - 799,7 млрд. рублей), в том числе открытыми акционерными обществами - 3,68 трлн. рублей (в 2007 году - 738,1 млрд. рублей), закрытыми акционерными обществами - 214,6 млрд. рублей (в 2007 году - 61,6 млрд. рублей). Банками осуществлено 27 выпусков акций (в 2007 году - 21), в том числе открытыми акционерными обществами - 11 выпусков (в 2007 году - 12), закрытыми акционерными обществами - 16 выпусков (в 2007 году - 9).

Объем эмиссии акций акционерных обществ составил 14,7 трлн. рублей (в 2007 году -3 трлн. рублей). На 1 января 2009 г. стоимость акций, находящихся в обращении, равнялась 31,2 трлн. рублей (на 1 января 2008 г. - 16,75 трлн. рублей) [17].

Развитие национального фондового рынка позволит существенно расширить источники инвестиций (не ограничиваясь традиционным самофинансированием предприятий и банковскими кредитами), а также будет способствовать развитию инструментов банковского инвестиционного кредитования. Кроме того, акционирование предприятий и последующее формирование финансово-промышленных групп предполагает налаживание соответствующих сегментов фондового рынка (биржевые операции с акциями предприятий, облигациями, векселями, корпоративными ценными бумагами), что позволит создать механизмы безинфляционного кредитования Правительством предприятий под залог ценных бумаг, обеспеченных имуществом.

Одними из наиболее неинфляционных способов финансирования дефицита государственного бюджета являются удлинение сроков погашения государственных ценных бумаг, а также размещение государственных ценных бумаг среди населения и предприятий. Поэтому стратегической задачей развития фондового рынка должно стать объединение имеющихся в стране внутренних накоплений и направление их в банковскую систему либо путём открытия долгосрочных депозитов населения в банках, либо через образование целевых фондов финансовых институтов.

По экспертной оценке специалистов сегодня на руках у населения находится 2-3 миллиарда долларов США. От государства потребуются реальные цивилизованные шаги, которые бы повысили доверие населения к белорусскому рублю. Прежде всего, это снижение инфляции, поддержание пусть и небольшой, но положительной доходности по всем видам депозитно-кредитных операций, обеспечение стабильного курса рубля, полная сохранность и возвратность всех сбережений населения в банках. В перспективе - реформа оплаты труда, направленная на резкое повышение заработной платы в наукоёмких и высокотехнологических отраслях. Всё это – мощный, долгосрочный инвестиционный ресурс.

В настоящее время роль фондового рынка в развитии эконо­мики страны недостаточна. Невелика она и в России: за послед­ние 4 года только 10 % всех инвестиций в реальный сектор при­ходилось на рынок ценных бумаг и еще 20 % — на банковские кредиты [14, с. 34].

Имеются проблемы и в развитии самого фондового рынка. Одна из них состоит в отсутствии существенных объемов иност­ранных инвестиций в его инструменты, что при сформированной инфраструктуре обусловлено теми же причинами, что и в целом для иностранных инвестиций. Другая причина заключа­ется в невысоком уровне капитализации национального фондо­вого рынка, что объясняется низкими рыночными спросом и предложением на нем.

Наряду с перечисленными выше наиболее важными пробле­мами белорусского рынка ценных бумаг являются следующие:

• не развит такой сегмент рынка, как рынок корпоратив­ных облигаций (за 17 лет существования национального фондо­вого рынка осуществлено только восемь выпусков корпоратив­ных облигаций);

• ставки налогообложения на рынке ценных бумаг чрезмер­но завышены, что серьезно тормозит его развитие;

• отсутствует необходимый и достаточный уровень инфор­мационного и аналитического обеспечения населения и участ­ников фондового рынка, в том числе информационной системы данных об эмитентах, состоянии торговли их ценными бумага­ми, профессиональных участниках рынка.

Основной целью развития фондового рынка в Республике Беларусь является создание целостного высоколиквидного про­зрачного и эффективного рыночного института, регулируемого государством и интегрированного в мировой рынок ценных бу­маг. Это невозможно без комплекса общих мер по формирова­нию благоприятного инвестиционного климата, в числе кото­рых обеспечение защиты прав собственников, изменение нало­говой системы, либерализация валютного законодательства и ряд других. Кроме того, необходима глубокая модернизация системы действующего рынка.

Информация о работе Капитал: экономическое содержание и значение в экономике. Понятие и структура рынка капитала