Концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:12, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики форм организации производства (концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование), определение экономической эффективности от вышеуказанных форм организации производства, а также систематизация и закрепление знаний по данной теме курсовой работы, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................. 3-4 стр.

1. КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ........................................................... 5-13 стр.
1.1. Сущность, формы и показатели уровня концентрации производства
продукции на предприятии ............................................................................. 5-8 стр.
1.2. Концентрация и диверсификация производства .......................................... 9-9 стр.
1.3. Концентрация в экономике ........................................................................... 9-10 стр.
1.4. Экономические аспекты концентрации производства ............................. 10-13 стр.

2. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ...................................................... 14-22 стр.
2.1. Сущность, формы и основные направления специализации ................... 14-15 стр.
2.2. Организационные основы специализации производства ........................ 15-17 стр.
2.3. Планирование и показатели специализации ............................................. 17-19 стр.
2.4. Экономическая эффективность специализации производства ............... 19-22 стр.

3. КООПЕРИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА .................................................... 23-26 стр.
3.1. Сущность и формы кооперирования ......................................................... 23-24 стр.
3.2. Планирование и показатели кооперирования производства …………... 24-25 стр.
3.3. Экономическая эффективность кооперирования ..................................... 25-26 стр.

4. КОМБИНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ................................................... 27-33 стр.
4.1. Сущность, формы и основные направления комбинирования ………… 27-29 стр.
4.2. Особенности комбинирования в различных отраслях
промышленности …………………………………………………………. 29-30 стр.
4.3. Экономические аспекты комбинирования промышленного
производства ................................................................................................. 30-31стр.
4.4. Показатели уровня комбинирования ......................................................... 31-31 стр.
4.5. Экономическая эффективность комбинирования производства ............ 31-33 стр.

5. РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ООО «СТРОЙАРСЕНАЛ») .............33-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................................................................................................

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ......................................................

ПРИЛОЖЕНИЯ ..............................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по эк-ке предприятия.docx

— 258.99 Кб (Скачать документ)

Организационно-хозяйственная  концентрация производства - это централизация управления, которая должна создавать предпосылки для концентрации производства в объединяемых предприятиях на базе их реконструкции и технического перевооружения. Она выражается в создании производственных объединений и административном объединении мелких предприятий.

Концентрация  производства на предприятии может  быть достигнута путем:

    1. увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на 

     прежнем технологическом уровне;

    1. применения машин и оборудования с большей единичной мощностью;
    2. одновременного увеличения машин, оборудования как прежнего технического уровня, так и более современного;
    3. развития комбинирования на основе взаимосвязанных производств;
    4. диверсификации производства.

Увеличение  масштабов производства в процессе концентрации осуществляется по следующим направлениям:

а) горизонтальная интеграция - слияние двух или более компаний, занятых в одной сфере производства;

б) вертикальная интеграция - комбинация разноотраслевых компаний, производство в которых связано единой технологической цепью;

в) комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой.

С экономической  точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации - интенсивный, т.е. за счет внедрения новой техники  и технологии и увеличения единичной  мощности машин и оборудования.

Основным  критерием эффективности концентрации является максимальное использование  факторов производства.

В отраслях добывающей промышленности на величину оптимальных размеров производств  существенно влияют природные условия  и объемы добычи полезных ископаемых. Исходя из запасов полезного ископаемого в месторождении, сроков службы поверхностных и подземных сооружений, объемов потреблений определяют объемы добычи, а значит, и размеры предприятий.

Также концентрация производства оказывает влияние  на размещение промышленности в связи  с необходимостью создавать для  нужд крупных предприятий мощные сырьевые и топливно-энергетические базы. Возникает необходимость решать проблему транспортировки материалов, оборудования, готовой продукции, объем  перевозок, которых увеличивается  в связи с укрупнением производства.

Уровень концентрации производства и определяемые им оптимальные размеры предприятий зависят от географического размещения промышленности и районирования, потребления готовой продукции (а часто сырья и топлива), наличия трудовых ресурсов в регионе и др. факторов. География источников сырья, топлива и трудовых ресурсов закономерно определяет экономически рациональные пределы концентрации и оптимальные размеры производства.

При определении  уровня концентрации в промышленности учитывается влияние внутрипроизводственных и внешних факторов.

Внутрипроизводственные  факторы определяются оптимальными размерами производства продукции и предприятий с точки зрения максимального использования производственных ресурсов.

К внешним факторам относятся транспорт, размеры сырьевой базы, наличие или возможность привлечения рабочей силы, водные ресурсы, климатические условия и т.п.

Существенное  влияние на внутрипроизводственные и внешние факторы оказывает  научно-технический прогресс (совершенствование  производственного аппарата, организация  производства и управления, замена одних видов сырья другими, замена транспортных средств другими и  пр.).

Для характеристики уровня концентрации производства и ее отраслевых особенностей могут быть использованы, в зависимости от поставленных задач, как отдельные показатели, так и их система.

Показателями  уровня концентрации производства в отраслях промышленности являются:

  • объем выпуска продукции за год, приходящийся в среднем на одно предприятие;
  • удельный вес продукции, вырабатываемой крупными предприятиями, в общем объеме производства валовой продукции;
  • удельный вес числа крупных предприятий в общей их численности в целом;
  • удельный вес численности промышленно-производственного персонала или рабочих крупных предприятий в общей их численности;
  • удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости в отрасли;
  • удельный вес потребления электроэнергии крупными предприятиями в общем потреблении ее отраслью промышленности.

Главным среди перечисленных показателей является объем производства продукции, который с большей объективностью характеризует данную форму общественной организации производства.

1.2. Концентрация  и диверсификация производства

 

 

Диверсификация  производства — одна из самых сложных форм развития концентрации. Она означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств и услуг, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной компании, концерна, предприятия, фирмы.

Диверсификация  выражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные  накопления не только для поддержания  и развития основного бизнеса, но и направления их на освоение современных  видов продукции, создание новых  производств и оказание всевозможных услуг.

В результате диверсификации производства предприятия  превращаются в сложные многоцелевые комплексы, включающие производства, зачастую выпускающие продукцию и оказывающие  услуги совершенно разного назначения и характера.

В условиях перехода нашей страны на рыночные отношения актуальность диверсификации производства на предприятиях резко  возрастает. Это связано со стремлением  хозяйствующих субъектов, в первую очередь промышленных предприятий, обезопасить себя от банкротства  и получить максимальную прибыль.

Диверсификация  производства способствует:

    • большей выживаемости любого хозяйственного субъекта в условиях рынка;
    • более полному использованию ресурсов предприятия;
    • наиболее полному насыщению рынка необходимыми товарами и услугами;
    • проведению антимонопольной политики.

В России в  связи с переходом на рыночные отношения многие промышленные предприятия  оказались в сложном экономическом  положении только из-за того, что  своевременно не осуществили диверсификацию производства.

Непродуманная и экономически не обоснованная диверсификация может еще в большей мере усугубить  финансовое положение любого промышленного  предприятия.

Диверсификация  производства зависит от многих факторов, прежде всего от типа производства. В условиях нашей страны диверсификация производства наиболее эффективна, если она осуществляется на основе комбинирования производства.

 

 

1.3. Концентрация в экономике

 

 

Давно известно, что концентрация и монополизация  как явления в экономике тесно  взаимосвязаны между собой. Но из этого не вытекает, что концентрация обязательно приводит к появлению  предприятия-монополиста или группы предприятий-монополистов.

В странах  с рыночной экономикой уже давно  сложилась действенная система  антимонопольного законодательства, на основе которой государство регулирует процессы концентрации с целью недопущения появления предприятий или группы предприятий-монополистов. Этому, в частности, способствовало и то, что к концу 1960-х гг. на Западе сложилась целая система показателей статистики концентрации рыночной мощи, которые систематически публикуются в печати. Наибольшее значение и распространение получил такой показатель, как доля фиксированного числа предприятий. Он имеет один недостаток – это дискретный показатель. Доля фиксированного числа предприятий характеризует не всю совокупность предприятий на рынке и ее структуру, а лишь позиции крупнейших производителей. Поэтому за последние годы все большее распространение получает другой комплексный показатель – индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI):

 

       (1)

 

где HHI – величина, характеризующая концентрацию производства в

                  экономике;

n - число хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (в отрасли);

- доля i-го хозяйствующего субъекта в объеме реализованной продукции

         на рынке в отрасли). Данное  значение измеряется в процентах.

Величина  ННI варьируется в пределах от нуля (полная деконцентрация)        до 10000 (абсолютная монополия) и характеризует 3 степени концентрации:

  1. Нормальная концентрация, т.е. ННI < 1000. Из этого следует, что рынок будет неконцентрированный;
  2. При средней степени концентрации 1000 <ННI< 2000, т.е. рынок умеренно  

    концентрированный;

  1. Высокая степень концентрации, т.е. ННI > 2000, следовательно слабая конкурентная среда.

Важным моментом в отечественной экономике следует  признать тот факт, что оценка состояния  концентрации на товарных рынках стала  определяться по методологии, принятой во многих развитых странах мира.

Кроме этого, организации, занимающие на рынке доминирующее положение (более 35%), заносятся в  специальный реестр и находятся  под особым контролем государственного органа по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

 

 

1.4. Экономические  аспекты концентрации производства

 

 

Экономические показатели работы предприятия (себестоимость  прибыль, рентабельность, производительность труда, материалоемкость и др.) в  значительной мере зависят от развития концентрации производства, т.е. от объема выпускаемой продукции. С развитием  концентрации экономические показатели работы предприятия, как правило, улучшаются до его оптимальных размеров, а  затем могут ухудшаться.

Известно, что  объем выпускаемой продукции  зависит от величины задействованных  производственных ресурсов, т.е. от величины переменного и постоянного капитала. Но поскольку на изменение количества используемых в производственном процессе ресурсов затрачивается разное время, необходимо различать краткосрочный  и долгосрочный периоды.

На предприятии  объем выпуска продукции может  быть увеличен за счет наиболее полного  использования мощностей, в этом случае цель достаточно быстро достигается  путем привлечения дополнительного  количества переменного капитала. Если на предприятии отсутствует резерв производственных мощностей, то увеличение выпуска продукции требует достаточно длительного времени и привлечения  не только переменного, но и постоянного  капитала. Экономический эффект достигается  за счет снижения условно-постоянных затрат на единицу продукции.

Крупные предприятия  имеют как преимущества, так и недостатки перед средними и мелкими предприятиями.

Преимущества проявляются в следующем:

  • крупные предприятия являются проводниками научно-технического прогресса, так как имеют возможность осуществления всего цикла «наука—производство», т.е. проведения крупномасштабных научно-исследовательских, поисковых и прикладных работ, проектных и конструкторских работ, создания новой техники и ее распространения;
  • крупные предприятия легче внедряют и лучше используют более современное и высокопроизводительное оборудование;
  • создают лучшие предпосылки для применения более совершенной организации производства;
  • с увеличением объема производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются, что ведет к снижению издержек производства;
  • крупные предприятия имеют больше возможностей для углубления, разделения и кооперирования труда, а также достигают большего эффекта от применения ЭВМ.

К недостаткам крупных предприятий следует, прежде всего, отнести:

  • увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции потребителям вследствие возрастания радиуса транспортировки;
  • необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства;
  • усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предприятия;
  • повышение нагрузки на природную среду со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями;
  • нарушение принципа равномерного размещения промышленного производства и комплексного развития отдельных регионов страны;
  • возможность монополизации производства и др.

Концентрация  на любом предприятии должна контролироваться с целью достижения минимальных  затрат на выпуск продукции независимо от того, по каким формам развивается  этот процесс, т.е. на предприятии должны стремиться к выпуску оптимального объема продукции.

Под оптимальными размерами предприятия (производства) следует понимать такие, которые обеспечивают выполнение заключенных договоров и обязательств по производству продукции (выполнению работ) в установленные сроки с минимумом приведенных затрат и максимально возможной эффективностью.

В отечественной  литературе известны два подхода  к определению оптимального размера  предприятия.

Информация о работе Концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства