Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики форм организации производства (концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование), определение экономической эффективности от вышеуказанных форм организации производства, а также систематизация и закрепление знаний по данной теме курсовой работы, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................. 3-4 стр.
1. КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ........................................................... 5-13 стр.
1.1. Сущность, формы и показатели уровня концентрации производства
продукции на предприятии ............................................................................. 5-8 стр.
1.2. Концентрация и диверсификация производства .......................................... 9-9 стр.
1.3. Концентрация в экономике ........................................................................... 9-10 стр.
1.4. Экономические аспекты концентрации производства ............................. 10-13 стр.
2. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ...................................................... 14-22 стр.
2.1. Сущность, формы и основные направления специализации ................... 14-15 стр.
2.2. Организационные основы специализации производства ........................ 15-17 стр.
2.3. Планирование и показатели специализации ............................................. 17-19 стр.
2.4. Экономическая эффективность специализации производства ............... 19-22 стр.
3. КООПЕРИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА .................................................... 23-26 стр.
3.1. Сущность и формы кооперирования ......................................................... 23-24 стр.
3.2. Планирование и показатели кооперирования производства …………... 24-25 стр.
3.3. Экономическая эффективность кооперирования ..................................... 25-26 стр.
4. КОМБИНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ................................................... 27-33 стр.
4.1. Сущность, формы и основные направления комбинирования ………… 27-29 стр.
4.2. Особенности комбинирования в различных отраслях
промышленности …………………………………………………………. 29-30 стр.
4.3. Экономические аспекты комбинирования промышленного
производства ................................................................................................. 30-31стр.
4.4. Показатели уровня комбинирования ......................................................... 31-31 стр.
4.5. Экономическая эффективность комбинирования производства ............ 31-33 стр.
5. РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ООО «СТРОЙАРСЕНАЛ») .............33-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ......................................................
ПРИЛОЖЕНИЯ ..............................................................................................................
Организационно-хозяйственная концентрация производства - это централизация управления, которая должна создавать предпосылки для концентрации производства в объединяемых предприятиях на базе их реконструкции и технического перевооружения. Она выражается в создании производственных объединений и административном объединении мелких предприятий.
Концентрация производства на предприятии может быть достигнута путем:
прежнем технологическом
Увеличение масштабов производства в процессе концентрации осуществляется по следующим направлениям:
а) горизонтальная интеграция - слияние двух или более компаний, занятых в одной сфере производства;
б) вертикальная интеграция - комбинация разноотраслевых компаний, производство в которых связано единой технологической цепью;
в) комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой.
С экономической точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации - интенсивный, т.е. за счет внедрения новой техники и технологии и увеличения единичной мощности машин и оборудования.
Основным
критерием эффективности
В отраслях добывающей промышленности на величину оптимальных размеров производств существенно влияют природные условия и объемы добычи полезных ископаемых. Исходя из запасов полезного ископаемого в месторождении, сроков службы поверхностных и подземных сооружений, объемов потреблений определяют объемы добычи, а значит, и размеры предприятий.
Также концентрация
производства оказывает влияние
на размещение промышленности в связи
с необходимостью создавать для
нужд крупных предприятий мощные
сырьевые и топливно-энергетические
базы. Возникает необходимость решать
проблему транспортировки материалов,
оборудования, готовой продукции, объем
перевозок, которых увеличивается
в связи с укрупнением
Уровень концентрации производства и определяемые им оптимальные размеры предприятий зависят от географического размещения промышленности и районирования, потребления готовой продукции (а часто сырья и топлива), наличия трудовых ресурсов в регионе и др. факторов. География источников сырья, топлива и трудовых ресурсов закономерно определяет экономически рациональные пределы концентрации и оптимальные размеры производства.
При определении уровня концентрации в промышленности учитывается влияние внутрипроизводственных и внешних факторов.
Внутрипроизводственные факторы определяются оптимальными размерами производства продукции и предприятий с точки зрения максимального использования производственных ресурсов.
К внешним факторам относятся транспорт, размеры сырьевой базы, наличие или возможность привлечения рабочей силы, водные ресурсы, климатические условия и т.п.
Существенное влияние на внутрипроизводственные и внешние факторы оказывает научно-технический прогресс (совершенствование производственного аппарата, организация производства и управления, замена одних видов сырья другими, замена транспортных средств другими и пр.).
Для характеристики уровня концентрации производства и ее отраслевых особенностей могут быть использованы, в зависимости от поставленных задач, как отдельные показатели, так и их система.
Показателями уровня концентрации производства в отраслях промышленности являются:
Главным среди перечисленных показателей является объем производства продукции, который с большей объективностью характеризует данную форму общественной организации производства.
1.2. Концентрация и диверсификация производства
Диверсификация производства — одна из самых сложных форм развития концентрации. Она означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств и услуг, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной компании, концерна, предприятия, фирмы.
Диверсификация выражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные накопления не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и направления их на освоение современных видов продукции, создание новых производств и оказание всевозможных услуг.
В результате
диверсификации производства предприятия
превращаются в сложные многоцелевые
комплексы, включающие производства, зачастую
выпускающие продукцию и
В условиях перехода нашей страны на рыночные отношения актуальность диверсификации производства на предприятиях резко возрастает. Это связано со стремлением хозяйствующих субъектов, в первую очередь промышленных предприятий, обезопасить себя от банкротства и получить максимальную прибыль.
Диверсификация производства способствует:
В России в
связи с переходом на рыночные
отношения многие промышленные предприятия
оказались в сложном
Непродуманная и экономически не обоснованная диверсификация может еще в большей мере усугубить финансовое положение любого промышленного предприятия.
Диверсификация производства зависит от многих факторов, прежде всего от типа производства. В условиях нашей страны диверсификация производства наиболее эффективна, если она осуществляется на основе комбинирования производства.
1.3. Концентрация в экономике
Давно известно,
что концентрация и монополизация
как явления в экономике тесно
взаимосвязаны между собой. Но из
этого не вытекает, что концентрация
обязательно приводит к появлению
предприятия-монополиста или
В странах с рыночной экономикой уже давно сложилась действенная система антимонопольного законодательства, на основе которой государство регулирует процессы концентрации с целью недопущения появления предприятий или группы предприятий-монополистов. Этому, в частности, способствовало и то, что к концу 1960-х гг. на Западе сложилась целая система показателей статистики концентрации рыночной мощи, которые систематически публикуются в печати. Наибольшее значение и распространение получил такой показатель, как доля фиксированного числа предприятий. Он имеет один недостаток – это дискретный показатель. Доля фиксированного числа предприятий характеризует не всю совокупность предприятий на рынке и ее структуру, а лишь позиции крупнейших производителей. Поэтому за последние годы все большее распространение получает другой комплексный показатель – индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI):
где HHI – величина, характеризующая концентрацию производства в
экономике;
n - число хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (в отрасли);
- доля i-го хозяйствующего субъекта в объеме реализованной продукции
на рынке в отрасли). Данное
значение измеряется в
Величина ННI варьируется в пределах от нуля (полная деконцентрация) до 10000 (абсолютная монополия) и характеризует 3 степени концентрации:
концентрированный;
Важным моментом
в отечественной экономике
Кроме этого, организации, занимающие на рынке доминирующее положение (более 35%), заносятся в специальный реестр и находятся под особым контролем государственного органа по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
1.4. Экономические
аспекты концентрации
Экономические показатели работы предприятия (себестоимость прибыль, рентабельность, производительность труда, материалоемкость и др.) в значительной мере зависят от развития концентрации производства, т.е. от объема выпускаемой продукции. С развитием концентрации экономические показатели работы предприятия, как правило, улучшаются до его оптимальных размеров, а затем могут ухудшаться.
Известно, что
объем выпускаемой продукции
зависит от величины задействованных
производственных ресурсов, т.е. от величины
переменного и постоянного
На предприятии
объем выпуска продукции может
быть увеличен за счет наиболее полного
использования мощностей, в этом
случае цель достаточно быстро достигается
путем привлечения
Крупные предприятия имеют как преимущества, так и недостатки перед средними и мелкими предприятиями.
Преимущества проявляются в следующем:
К недостаткам крупных предприятий следует, прежде всего, отнести:
Концентрация на любом предприятии должна контролироваться с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции независимо от того, по каким формам развивается этот процесс, т.е. на предприятии должны стремиться к выпуску оптимального объема продукции.
Под оптимальными размерами предприятия (производства) следует понимать такие, которые обеспечивают выполнение заключенных договоров и обязательств по производству продукции (выполнению работ) в установленные сроки с минимумом приведенных затрат и максимально возможной эффективностью.
В отечественной литературе известны два подхода к определению оптимального размера предприятия.
Информация о работе Концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства