Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 07:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является подробное изучение конкуренции, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме.
В результате поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть понятие конкуренции, ее виды, а также роль в экономике;
– рассмотреть развитие конкурентной среды в России.
Введение…………………………………………………………………………...5
Глава 1. Сущность конкуренции и её роль
1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике………………………….7
1.2 Виды конкуренции…………………………………………………….....9
1.3 Свободная конкуренция……………………………………………….....9
Глава 2. Развитие конкурентной среды в Российской Федерации
2.1 Состояние конкурентной среды в Российской Федерации…………..14
2.2 Перспективы развития конкурентной среды в Российской Федерации………………………………………………………………………..23
2.3 Рекомендации по развитию конкуренции в Российской Федерации..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы
Федеральное
агентство образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
Восточно-Сибирский
государственный
Кафедра
«Экономическая теория, национальная
и мировая экономика»
Курсовая работа
по дисциплине
экономическая теория
на тему:
Конкуренция,
её виды, место и роль в современном
хозяйственном механизме
2010
Рецензия на курсовую работу
Студента ______________________________
Группа (год обучения)
______________________________
Специальность ___________________ Форма обучения ___________________
Тема курсовой работы:
______________________________
______________________________
Заключение о степени соответствия выданному заданию и требованиям, предъявленным к курсовой работе:
______________________________
Краткая аннотация
курсовой работы: ______________________________
______________________________
Положительные качества курсовой работы (с выделением элементов научной новизны, степени полноты и законченности исследования основных проблем темы и т.д.):
______________________________
Недостатки курсовой
работы (включая логические противоречия,
стиль и грамотность
______________________________
Рекомендация о готовности курсовой работы к защите:
______________________________
Мнение рецензента
о возможности предоставления выполненной
курсовой работы к внедрению, публикациям:
______________________________
______________________________
Рецензент
: ______________________________
«_____» __________________ 20__ г.
______________________________
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность конкуренции и её роль
1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике………………………….7
1.2 Виды конкуренции…………………………………………………
1.3 Свободная конкуренция……………………………………………….
Глава 2. Развитие конкурентной среды в Российской Федерации
2.1 Состояние конкурентной среды в Российской Федерации…………..14
2.2 Перспективы развития конкурентной
среды в Российской Федерации………………………………………………………
2.3 Рекомендации по развитию
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение
Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Экономический успех субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.
Термин
“конкуренция” вошел в
В
экономике конкуренция
Конкуренция
как форма рыночных отношений
представляет собой состояние
Как
явление, она обладает рядом характеристик,
имеющих общетеоретический
Главная задача конкуренции – обеспечение через полезность для субъектов рынка, выгодных для всего народного хозяйства результатов деятельности по производству и реализации общественного продукта.
Конечная цель всякой фирмы – победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет – зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е., от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами – продукцией и услугами других фирм.
Выбор данной темы курсовой работы обусловлен актуальностью и огромной значимостью рассматриваемой в работе области для современной России, а также моим интересом к данной области экономики. Стимулирование конкуренции является и будет являться ключевым направлением экономической политики, важнейшим фактором модернизации российской экономики. Конкуренция сохраняет равноправное положение участников экономических отношений – обеспечивает продавцам и покупателям свободу выбора. В условиях конкуренции покупатель имеет возможность выбрать из нескольких или многих продавцов необходимого ему товара; такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своей продукции. Конкуренция является необходимым условием существования, фундаментом всей рыночной системы – позволяет цене выполнять координирующие функции, служить индикатором наличия излишков или дефицита. Рынок существует только при наличии конкуренции. Конкуренция контролирует эффективность частного предпринимательства – заставляет структуры, неэффективно использующие имеющиеся ресурсы, покидать «поле экономической игры». Конкуренция – залог увеличения эффективности бизнеса и экономического роста государства.
Целью курсовой работы является подробное изучение конкуренции, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме.
В результате поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть понятие конкуренции, ее виды, а также роль в экономике;
–
рассмотреть развитие конкурентной среды
в России.
Глава 1.
Сущность конкуренции, её роль и виды
Конкуренция в рыночной экономике выполняет важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удаётся продать, прочие же остаются невостребованными и производство их сокращается. Другими словами вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учёт интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы - что? как? для кого производить?
Развитие конкурентных отношений тесно связано с расщеплением экономической власти. Когда она отсутствует, потребитель лишён выбора и вынужден либо полностью согласится на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через неё товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратится в разрушительную силу для экономики. Для обуздания и удержания её на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.
Конкуренция одновременно имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительные стороны: а) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе конкуренции вымываются экономически-неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары; б) она чутко реагирует на изменение спроса, ведёт к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению; в) выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.
К числу негативных сторон можно отнести: а) придаёт бизнесу определённую нестабильность, создаёт условия для безработицы, инфляции и банкротства; б) ведёт к дифференциации доходов и создаёт условия для их несправедливого распределения; в) её следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.
Конкуренция
предполагает свободу вступления экономических
единиц в любую конкретную отрасль
и свободу выхода из неё. Эта свобода
необходима для того, чтобы экономика
могла надлежащим образом адаптироваться
к изменениям вкусов потребителей, технологии
или предложения ресурсов. Основное экономическое
преимущество рыночной системы заключается
в её постоянном стимулировании эффективности
производства.
По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли.
Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.
По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
Информация о работе Конкуренция, её виды, место и роль в современном хозяйственном механизме