Конкуренция, её виды, место и роль в современном хозяйственном механизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 07:36, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является подробное изучение конкуренции, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме.

В результате поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть понятие конкуренции, ее виды, а также роль в экономике;

– рассмотреть развитие конкурентной среды в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5

Глава 1. Сущность конкуренции и её роль

1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике………………………….7

1.2 Виды конкуренции…………………………………………………….....9

1.3 Свободная конкуренция……………………………………………….....9

Глава 2. Развитие конкурентной среды в Российской Федерации

2.1 Состояние конкурентной среды в Российской Федерации…………..14

2.2 Перспективы развития конкурентной среды в Российской Федерации………………………………………………………………………..23

2.3 Рекомендации по развитию конкуренции в Российской Федерации..25

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Копия Конкуренция, её виды, место и роль в современном хозяйственном механизме.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального

образования

Восточно-Сибирский  государственный технологический  университет

Кафедра «Экономическая теория, национальная и мировая экономика» 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине

экономическая теория

на тему:

Конкуренция, её виды, место и роль в современном  хозяйственном механизме 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2010

Рецензия  на курсовую работу

Студента __________________________________________________________

Группа (год обучения) ______________________________________________

Специальность ___________________ Форма обучения ___________________

Тема курсовой работы:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Заключение о  степени соответствия выданному  заданию и требованиям, предъявленным  к курсовой работе:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Краткая аннотация  курсовой работы: __________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Положительные качества курсовой работы (с выделением элементов научной новизны, степени  полноты и законченности исследования основных проблем темы и т.д.):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Недостатки курсовой работы (включая логические противоречия, стиль и грамотность исполнения, правильность оформления и т.д.):

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендация  о готовности курсовой работы к защите:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мнение рецензента о возможности предоставления выполненной  курсовой работы к внедрению, публикациям: ___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рецензент

: _________________________________________________________________

«_____» __________________ 20__ г.

________________________________                                              
 
 
 
 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5

Глава 1. Сущность конкуренции и её роль

       1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике………………………….7

       1.2 Виды конкуренции…………………………………………………….....9

       1.3 Свободная конкуренция……………………………………………….....9

Глава 2. Развитие конкурентной среды в Российской Федерации

       2.1 Состояние конкурентной среды в Российской Федерации…………..14

       2.2 Перспективы развития конкурентной среды в Российской Федерации………………………………………………………………………..23

       2.3 Рекомендации по развитию конкуренции  в Российской Федерации..25

Заключение……………………………………………………………………….29

Список  использованной литературы…………………………………………...31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Понятие конкуренции является фундаментальным  в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется  на всех уровнях экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической  системы. Экономический успех субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.

     Термин  “конкуренция” вошел в экономическую  теорию из разговорного языка от латинского слова concurrentia”, означающего “столкновение”, “состязание”.

     В экономике конкуренция определяется следующим образом.

     Конкуренция как форма рыночных отношений  представляет собой состояние взаимозависимости, соперничества, противоборства между  субъектами хозяйственной деятельности, отраслями и регионами, в которых проявляются преимущества технико-технологических, организационных, экономических, политических, социальных и иных ресурсов и возможностей как минимум одного из соперников, реализуемые в выборе экономически наиболее эффективных способов достижения одинаковых целей.

     Как явление, она обладает рядом характеристик, имеющих общетеоретический смысл  и конкретные формы выражения (применительно  к субъектам, отраслям, рынкам и пр.) и возникает на рынке в ситуации, когда существует множество альтернатив, этим создается возможность выбора продавцов, покупателей, условий сделок, товаров и услуг.

     Главная задача конкуренции – обеспечение  через полезность для субъектов  рынка, выгодных для всего народного  хозяйства результатов деятельности по производству и реализации общественного продукта.

     Конечная  цель всякой фирмы – победа в  конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет  – зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е., от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами – продукцией и услугами других фирм.

     Выбор данной темы курсовой работы обусловлен актуальностью и огромной значимостью  рассматриваемой в работе области для современной России, а также моим интересом к данной области экономики. Стимулирование конкуренции является и будет являться ключевым направлением экономической политики, важнейшим фактором модернизации российской экономики. Конкуренция сохраняет равноправное положение участников экономических отношений – обеспечивает продавцам и покупателям свободу выбора. В условиях конкуренции покупатель имеет возможность выбрать из нескольких или многих продавцов необходимого ему товара; такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своей продукции. Конкуренция является необходимым условием существования, фундаментом всей рыночной системы – позволяет цене выполнять координирующие функции, служить индикатором наличия излишков или дефицита. Рынок существует только при наличии конкуренции. Конкуренция контролирует эффективность частного предпринимательства – заставляет структуры, неэффективно использующие имеющиеся ресурсы, покидать «поле экономической игры». Конкуренция – залог увеличения эффективности бизнеса и экономического роста государства.

     Целью курсовой работы является подробное  изучение конкуренции, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме.

     В результате поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     – рассмотреть понятие конкуренции, ее виды, а также роль в экономике;

     – рассмотреть развитие конкурентной среды в России. 

Глава 1. Сущность конкуренции, её роль и виды 

    1. Понятие конкуренции, и её роль в экономике

   Конкуренция в рыночной экономике выполняет  важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удаётся продать, прочие же остаются невостребованными и производство их сокращается. Другими словами вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учёт интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы - что? как? для кого производить?

   Развитие  конкурентных отношений тесно связано с расщеплением экономической власти. Когда она отсутствует, потребитель лишён выбора и вынужден либо полностью согласится на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.

   Конкуренция имеет важное значение в жизни  общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через неё товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратится в разрушительную силу для экономики. Для обуздания и удержания её на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

   Конкуренция одновременно имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительные стороны: а) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе конкуренции вымываются экономически-неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары; б) она чутко реагирует на изменение спроса, ведёт к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению; в) выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

   К числу негативных сторон можно отнести: а) придаёт бизнесу определённую нестабильность, создаёт условия для безработицы, инфляции и банкротства; б) ведёт к дифференциации доходов и создаёт условия для их несправедливого распределения; в) её следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.

   Конкуренция предполагает свободу вступления экономических  единиц в любую конкретную отрасль  и свободу выхода из неё. Эта свобода  необходима для того, чтобы экономика  могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в её постоянном стимулировании эффективности производства. 

    1. Виды конкуренции

   По  методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.

   Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли.

   Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

   По  отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.

   Внутриотраслевая  конкуренция – конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

   Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

Информация о работе Конкуренция, её виды, место и роль в современном хозяйственном механизме