Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 07:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является подробное изучение конкуренции, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме.
В результате поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть понятие конкуренции, ее виды, а также роль в экономике;
– рассмотреть развитие конкурентной среды в России.
Введение…………………………………………………………………………...5
Глава 1. Сущность конкуренции и её роль
1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике………………………….7
1.2 Виды конкуренции…………………………………………………….....9
1.3 Свободная конкуренция……………………………………………….....9
Глава 2. Развитие конкурентной среды в Российской Федерации
2.1 Состояние конкурентной среды в Российской Федерации…………..14
2.2 Перспективы развития конкурентной среды в Российской Федерации………………………………………………………………………..23
2.3 Рекомендации по развитию конкуренции в Российской Федерации..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы
ВИНК используют давальческую схему переработки нефти как на «чужих» НПЗ, так и на собственных. Различные схемы «замещения по объемам», перераспределение корзины нефтепродуктов на выходе с НПЗ, а также использование транзитных поставок затрудняют оценку географических границ рынков и долей участников в оптовых поставках на внутренний рынок в региональном разрезе.
В частности, продолжает сокращаться количество малых независимых добывающих компаний и объем добываемой ими нефти (с 1998 г. по 2007 г. объем добычи малых предприятий снизился в два раза – с 10% от общего объема до 5%). Количество независимых АЗС за последние три года снизилось с 70% до чуть более 50%. Расширение розничных сетей ВИНК характеризуется, в том числе, отказом от франчайзинговых (джобберских) схем работы и осуществлением выкупа (аренды) активов розничных сетей операторов рынка, ранее осуществлявших реализацию брэндированных нефтепродуктов ВИНК.
Таким образом, доминирование ВИНК при крупнооптовой реализации нефтепродуктов с НПЗ (межрегиональный рынок) и наличие в большинстве регионов сбытов ВИНК, доминирующих на рынках хранения нефтепродуктов (региональные рынки), определяют монополизацию региональных оптовых рынков нефтепродуктов.
В
частности, доминирующая компания поставляет
нефтепродукты в адрес
Внутренняя цена на российскую нефть формируется в результате оценки альтернативы поставки нефти на экспорт (железнодорожным транспортом) к продаже ее давальцам для переработки на указанных НПЗ. Такая структура предложения нефти не позволяет говорить о свободной конкурентной цене нефти на внутреннем рынке России.
Фактически внутренняя цена рассчитывается методом net-back (вычитание таможенной пошлины из экспортной цены) и, несмотря на различия в структуре рынка и условиях формирования цены на российском и мировых рынках, зависит от динамики мировых цен.
ФАС России особенно беспокоит использование схем передачи сырья или продукта без оформления сделки купли-продажи внутри группы ВИНК. До сих пор некоторые ВИНК перерабатывают добываемую ими нефть на собственных НПЗ на условиях процессинга. Эта схема, применяемая в 90-х годах прошлого века в целях так называемой «оптимизации налогообложения» не дает ориентиров для ценообразования на внутрироссийском рынке нефти, т.к. спрос на нефть, используемую в этой схеме, не учитывается при формировании цены на нефть. Не способствует рыночному ценообразованию применение трансфертных цен между предприятиями одной ВИНК. Торговля нефтью между ВИНК, за исключением незначительных объемов, задействованных в т.н. схемах «замещения», фактически отсутствует.
При этом существующий порядок установления таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты не учитывает сезонность спроса, пошлина носит фискальный характер и не оказывает регулирующего воздействия на объемы экспорта и предложения на внутреннем рынке.
Отсутствие регулирующей функции таможенной пошлины приводит к существенным дисбалансам спроса и предложения при сезонном росте потребления, и, в конечном итоге, к нестабильности цен, что наглядно отображается на примере внутренних цен на основной экспортный нефтепродукт – мазут.
Как правило, сбытовые компании, входящие в группу ВИНК, не оформляют сделки купли-продажи нефтепродуктов при их последующей реализации на АЗС ВИНК, поскольку АЗС ВИНК не являются отдельным от этой сбытовой компании юридическим лицом. В результате такой непрозрачной схемы издержки по реализации и объемы нефтепродуктов распределяются непропорционально между АЗС ВИНК и независимыми АЗС, что создает неравные условия для функционирования участников розничного рынка нефтепродуктов, а также делает невозможным сравнение условий работы АЗС ВИНК и независимых АЗС в целях оценки ФАС России случаев ценового давления ВИНК на независимые АЗС.
В
ноябре-декабре 2007 г. в средствах
массовой информации, отраслевыми экспертами,
а также в обращениях независимых
участников рынка неоднократно отмечается
ситуация, когда в отдельных регионах
ВИНК, доминируя в оптовом и розничном
сегменте рынка нефтепродуктов, при неизменном
уровне собственных розничных цен повышают
оптовые цены для независимых операторов
АЗС до уровня, превышающего уровень розничных
цен, что приводит к нерентабельной деятельности
независимых АЗС. ФАС России осуществляет
проверку указанных фактов.
Электроэнергетика
Барьерами для выхода на оптовый рынок потребителей и сбытовых компаний являются, с одной стороны, высокая стоимость приборов учета электроэнергии, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка (экономические барьеры), с другой, необходимость согласования со смежным субъектом оптового рынка, который зачастую является конкурентом, соглашения об информационном обмене, а также заключение договора на передачу электроэнергии с лицом, входящим в группу лиц с указанным конкурентом (технологические барьеры). Кроме того, в качестве административных барьеров можно выделить необходимость получения тарифно-балансового решения в ФСТ России и процедуру присвоения статуса субъекта оптового рынка администратором торговой системы.
Наибольшая
доля нарушений в электроэнергетике
связана именно с естественно-монопольным
сектором, т.е. с деятельностью сетевых
компаний. Нарушения связаны преимущественно
с отказом или уклонением от заключения
договора на передачу электроэнергии,
а также с навязыванием невыгодных или
не относящихся к предмету договора условий
при заключении договора на оказание услуг
по технологическому присоединению потребителей
к электрическим сетям. Более 2/3 всех злоупотреблений
доминирующим положением фиксируется
именно в этой сфере. Следует также отметить
большое количество нарушений, связанных
с препятствованием доступу на оптовый
рынок электроэнергии со стороны смежных
сбытовых организаций. Нарушения выражаются,
как правило, в отказе от согласования
необходимых документов, обеспечивающих
информационный обмен и передачу данных
по системам коммерческого учета, которые
являются необходимыми для получения
доступа к торговой системе оптового рынка.
Газовая промышленность
Несовершенство действующего законодательства в сфере газоснабжения не позволяет в полной мере запустить механизм долгосрочных договоров.
Механизм поставок газа на основе долгосрочных договоров для всех участников рынка газа требует значительных модификаций, связанных с урегулированием отношений между производителями и потребителями газа и между производителями и ОАО «Газпром», закреплением на нормативном уровне необходимых финансовых и экономических гарантий бесперебойной работы и рентабельности поставщика и потребителя газа:
– обеспечение гарантий поставки газа со стороны производителей;
– принцип полной выборки объемов газа (принцип «бери или плати»);
– совершенствование штрафных санкций в случае «сверхлимитного» отбора газа, а также в случае частичной невыборки газа;
– возможность перераспределения или продажи невыбранного объема газа по краткосрочным контрактам на электронной торговой площадке
– совершенствование правил недискриминационного доступа к газотранспортной сети.
Рынок газа в России является высококонцентрированным рынком с неразвитой конкуренцией. ОАО «Газпром» добывает более 80% газа в России, реализует более 90%. Также ОАО «Газпром» является собственником Единой системы газоснабжения, что позволяет ему контролировать доступ независимых организаций к ГТС ОАО «Газпром» и ограничивать возможность независимых организаций наращивать долю реализации газа в общероссийском масштабе.
Существующая на сегодняшний день система поставок СУГ населению для коммунально-бытового использования является основным тормозом развития рынка СУГ.
Установленная заводам-производителям оптовая цена для поставок СУГ на коммунально-бытовые нужды в разы ниже рыночных цен. В результате, огромная социальная нагрузка возложена на производителей СУГ, производство этого вида газа является низкорентабельным.
Важно
отметить, что существование параллельно
двух рынков сжиженного газа (по регулируемым
ценам и по свободным коммерческим
ценам) создает множество возможностей
для злоупотреблений и коррупции. Непрозрачный
механизм определения потребностей в
балансовом СУГ порождает «перетекание»
СУГ из регулируемого сектора в нерегулируемый
(т.н. «серый» рынок СУГ). Лишь отмена государственного
регулирования оптовой цены на сжиженный
газ для бытовых нужд позволит прекратить
недобросовестную конкуренцию «серого»
рынка по отношению к легальному коммерческому
рынку СУГ. Ликвидация «серого» рынка
будет способствовать появлению на рынке
СУГ информационной открытости, обеспечивающей
предсказуемость поведения рынка, и, следовательно,
возможность участникам рынка прогнозировать
свою деятельность в долгосрочном периоде.
Сфера ЖКХ
Жилищно-коммунальный комплекс - один из самых больших секторов экономики Российской Федерации: доля основных фондов отрасли составляет более 26% от общего объема основных фондов страны и в стоимостном выражении представляет 8 трлн. рублей; численность работников более 3 млн. человек; 19 млн. объектов жилого фонда площадью почти 3 млрд. м.кв.; потребление более 20% энергоресурсов страны.
Тем
не менее, это самая
Становление
рынка жилья и жилищно-
В настоящее время во многих регионах Российской Федерации распространена практика передачи прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для оказания услуг газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, хозяйствующим субъектам без проведения торгов в форме аукциона или конкурса. Следует учитывать, что решение собственника имущества о передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в хозяйственном ведении у государственного или муниципального предприятия, либо заключение собственником имущества договора о передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в казне, без проведения торгов содержит признаки нарушения статей 15 или 16, а также 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Анализ рынка услуг по вывозу (транспортировке), переработке и захоронению ТБО, проведенный по городам с населением более 100 тысяч жителей показал, что в 45% городов от общего количества обследованных городов с населением более 100 тысяч жителей на рынке услуг действуют единственные предприятия, предоставляющие одновременно услуги по сбору, вывозу и уничтожению ТБО и они занимают доминирующее положение на соответствующих рынках в географических границах своего города, населенного пункта или района (Белгород, Брянск, Владимир, Иваново, Липецк, Смоленск, Петрозаводск и др.).
В 39% городов от общего количества анализируемых городов с населением более 100 тысяч жителей услуги по сбору и вывозу ТБО предоставляют одновременно два-три предприятия.
Исходя из этого, анализируемый рынок услуг нельзя считать конкурентным.
Вместе
с тем, при достаточно большом
количестве действующих на рынке
частных управляющих
Информация о работе Конкуренция, её виды, место и роль в современном хозяйственном механизме