Конкуренция, её виды, место и роль в современном хозяйственном механизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 07:36, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является подробное изучение конкуренции, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме.

В результате поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть понятие конкуренции, ее виды, а также роль в экономике;

– рассмотреть развитие конкурентной среды в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5

Глава 1. Сущность конкуренции и её роль

1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике………………………….7

1.2 Виды конкуренции…………………………………………………….....9

1.3 Свободная конкуренция……………………………………………….....9

Глава 2. Развитие конкурентной среды в Российской Федерации

2.1 Состояние конкурентной среды в Российской Федерации…………..14

2.2 Перспективы развития конкурентной среды в Российской Федерации………………………………………………………………………..23

2.3 Рекомендации по развитию конкуренции в Российской Федерации..25

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Копия Конкуренция, её виды, место и роль в современном хозяйственном механизме.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

     ВИНК  используют давальческую схему переработки  нефти как на «чужих» НПЗ, так  и на собственных. Различные схемы «замещения по объемам», перераспределение корзины нефтепродуктов на выходе с НПЗ, а также использование транзитных поставок затрудняют оценку географических границ рынков и долей участников в оптовых поставках на внутренний рынок в региональном разрезе.

     В частности, продолжает сокращаться количество малых независимых добывающих компаний и объем добываемой ими нефти (с 1998 г. по 2007 г. объем добычи малых предприятий снизился в два раза – с 10% от общего объема до 5%). Количество независимых АЗС за последние три года снизилось с 70% до чуть более 50%. Расширение розничных сетей ВИНК характеризуется, в том числе, отказом от франчайзинговых (джобберских) схем работы и осуществлением выкупа (аренды) активов розничных сетей операторов рынка, ранее осуществлявших реализацию брэндированных нефтепродуктов ВИНК.

     Таким образом, доминирование ВИНК при  крупнооптовой реализации нефтепродуктов с НПЗ (межрегиональный рынок) и  наличие в большинстве регионов сбытов ВИНК, доминирующих на рынках хранения нефтепродуктов (региональные рынки), определяют монополизацию региональных оптовых рынков нефтепродуктов.

     В частности, доминирующая компания поставляет нефтепродукты в адрес собственных  АЗС по себестоимости, а при поставке независимым АЗС осуществляется продажа мелкооптовых партий, что обусловливает низкую рентабельность независимых АЗС и позволяет ВИНК осуществлять ценовое давление. Одновременное доминирование и на рынке услуг по хранению (нефтебазы) также может приводить к резкому сокращению реализации независимыми АЗС (вплоть до закрытия АЗС) в связи с тем, что в условиях дефицита снабжение собственных АЗС осуществляется доминирующей компанией в приоритетном порядке. Такая структура рынков нефтепродуктов сложилась в 51 регионе страны.

     Внутренняя  цена на российскую нефть формируется в результате оценки альтернативы поставки нефти на экспорт (железнодорожным транспортом) к продаже ее давальцам для переработки на указанных НПЗ. Такая структура предложения нефти не позволяет говорить о свободной конкурентной цене нефти на внутреннем рынке России.

     Фактически  внутренняя цена рассчитывается методом net-back (вычитание таможенной пошлины  из экспортной цены) и, несмотря на различия в структуре рынка и условиях формирования цены на российском и  мировых рынках, зависит от динамики мировых цен.

     ФАС России особенно беспокоит использование  схем передачи сырья или продукта без оформления сделки купли-продажи  внутри группы ВИНК. До сих пор некоторые  ВИНК перерабатывают добываемую ими  нефть на собственных НПЗ на условиях процессинга. Эта схема, применяемая в 90-х годах прошлого века в целях так называемой «оптимизации налогообложения» не дает ориентиров для ценообразования на внутрироссийском рынке нефти, т.к. спрос на нефть, используемую в этой схеме, не учитывается при формировании цены на нефть. Не способствует рыночному ценообразованию применение трансфертных цен между предприятиями одной ВИНК. Торговля нефтью между ВИНК, за исключением незначительных объемов, задействованных в т.н. схемах «замещения», фактически отсутствует.

     При этом существующий порядок установления таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты не учитывает сезонность спроса, пошлина носит фискальный характер и не оказывает регулирующего воздействия на объемы экспорта и предложения на внутреннем рынке.

     Отсутствие  регулирующей функции таможенной пошлины приводит к существенным дисбалансам спроса и предложения при сезонном росте потребления, и, в конечном итоге, к нестабильности цен, что наглядно отображается на примере внутренних цен на основной экспортный нефтепродукт – мазут.

     Как правило, сбытовые компании, входящие в группу ВИНК, не оформляют сделки купли-продажи нефтепродуктов при их последующей реализации на АЗС ВИНК, поскольку АЗС ВИНК не являются отдельным от этой сбытовой компании юридическим лицом. В результате такой непрозрачной схемы издержки по реализации и объемы нефтепродуктов распределяются непропорционально между АЗС ВИНК и независимыми АЗС, что создает неравные условия для функционирования участников розничного рынка нефтепродуктов, а также делает невозможным сравнение условий работы АЗС ВИНК и независимых АЗС в целях оценки ФАС России случаев ценового давления ВИНК на независимые АЗС.

     В ноябре-декабре 2007 г. в средствах  массовой информации, отраслевыми экспертами, а также в обращениях независимых  участников рынка неоднократно отмечается ситуация, когда в отдельных регионах ВИНК, доминируя в оптовом и розничном сегменте рынка нефтепродуктов, при неизменном уровне собственных розничных цен повышают оптовые цены для независимых операторов АЗС до уровня, превышающего уровень розничных цен, что приводит к нерентабельной деятельности независимых АЗС. ФАС России осуществляет проверку указанных фактов. 

     Электроэнергетика

     Барьерами для выхода на оптовый рынок потребителей и сбытовых компаний являются, с  одной стороны, высокая стоимость приборов учета электроэнергии, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка (экономические барьеры), с другой, необходимость согласования со смежным субъектом оптового рынка, который зачастую является конкурентом, соглашения об информационном обмене, а также заключение договора на передачу электроэнергии с лицом, входящим в группу лиц с указанным конкурентом (технологические барьеры). Кроме того, в качестве административных барьеров можно выделить необходимость получения тарифно-балансового решения в ФСТ России и процедуру присвоения статуса субъекта оптового рынка администратором торговой системы.

     Наибольшая  доля нарушений в электроэнергетике  связана именно с естественно-монопольным  сектором, т.е. с деятельностью сетевых  компаний. Нарушения связаны преимущественно с отказом или уклонением от заключения договора на передачу электроэнергии, а также с навязыванием невыгодных или не относящихся к предмету договора условий при заключении договора на оказание услуг по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям. Более 2/3 всех злоупотреблений доминирующим положением фиксируется именно в этой сфере. Следует также отметить большое количество нарушений, связанных с препятствованием доступу на оптовый рынок электроэнергии со стороны смежных сбытовых организаций. Нарушения выражаются, как правило, в отказе от согласования необходимых документов, обеспечивающих информационный обмен и передачу данных по системам коммерческого учета, которые являются необходимыми для получения доступа к торговой системе оптового рынка. 

     Газовая промышленность

     Несовершенство  действующего законодательства в сфере  газоснабжения не позволяет в  полной мере запустить механизм долгосрочных договоров.

     Механизм  поставок газа на основе долгосрочных договоров для всех участников рынка газа требует значительных модификаций, связанных с урегулированием отношений между производителями и потребителями газа и между производителями и ОАО «Газпром», закреплением на нормативном уровне необходимых финансовых и экономических гарантий бесперебойной работы и рентабельности поставщика и потребителя газа:

     – обеспечение гарантий поставки газа со стороны производителей;

     – принцип полной выборки объемов газа (принцип «бери или плати»);

     – совершенствование штрафных санкций в случае «сверхлимитного» отбора газа, а также в случае частичной невыборки газа;

     – возможность перераспределения или продажи невыбранного объема газа по краткосрочным контрактам на электронной торговой площадке

     – совершенствование правил недискриминационного доступа к газотранспортной сети.

     Рынок газа в России является высококонцентрированным  рынком с неразвитой конкуренцией. ОАО «Газпром» добывает более 80% газа в России, реализует более 90%. Также ОАО «Газпром» является собственником Единой системы газоснабжения, что позволяет ему контролировать доступ независимых организаций к ГТС ОАО «Газпром» и ограничивать возможность независимых организаций наращивать долю реализации газа в общероссийском масштабе.

     Существующая  на сегодняшний день система поставок СУГ населению для коммунально-бытового использования является основным тормозом развития рынка СУГ.

     Установленная заводам-производителям оптовая цена для поставок СУГ на коммунально-бытовые  нужды в разы ниже рыночных цен. В  результате, огромная социальная нагрузка возложена на производителей СУГ, производство этого вида газа является низкорентабельным.

     Важно отметить, что существование параллельно  двух рынков сжиженного газа (по регулируемым ценам и по свободным коммерческим ценам) создает множество возможностей для злоупотреблений и коррупции. Непрозрачный механизм определения потребностей в балансовом СУГ порождает «перетекание» СУГ из регулируемого сектора в нерегулируемый (т.н. «серый» рынок СУГ). Лишь отмена государственного регулирования оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд позволит прекратить недобросовестную конкуренцию «серого» рынка по отношению к легальному коммерческому рынку СУГ. Ликвидация «серого» рынка будет способствовать появлению на рынке СУГ информационной открытости, обеспечивающей предсказуемость поведения рынка, и, следовательно, возможность участникам рынка прогнозировать свою деятельность в долгосрочном периоде. 

     Сфера ЖКХ

     Жилищно-коммунальный комплекс - один из самых больших  секторов экономики Российской Федерации: доля основных фондов отрасли составляет более 26% от общего объема основных фондов страны и в стоимостном выражении  представляет 8 трлн. рублей; численность работников более 3 млн. человек; 19 млн. объектов жилого фонда площадью почти 3 млрд. м.кв.; потребление более 20% энергоресурсов страны.

     Тем не менее, это самая неразгосударствленная  отрасль экономики Российской Федерации. Износ основных фондов превышает 60%. Ветхий и аварийный фонд — 93 млн. м2, кредиторская задолженность — 302,1 млрд. рублей.

     Становление рынка жилья и жилищно-коммунальных услуг в России - одно из наиболее сложных направлений социально-экономического реформирования.

     В настоящее время во многих регионах Российской Федерации распространена практика передачи прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для оказания услуг газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, хозяйствующим субъектам без проведения торгов в форме аукциона или конкурса. Следует учитывать, что решение собственника имущества о передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в хозяйственном ведении у государственного или муниципального предприятия, либо заключение собственником имущества договора о передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в казне, без проведения торгов содержит признаки нарушения статей 15 или 16, а также 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

     Анализ  рынка услуг по вывозу (транспортировке), переработке и захоронению ТБО, проведенный по городам с населением более 100 тысяч жителей показал, что  в 45% городов от общего количества обследованных  городов с населением более 100 тысяч жителей на рынке услуг действуют единственные предприятия, предоставляющие одновременно услуги по сбору, вывозу и уничтожению ТБО и они занимают доминирующее положение на соответствующих рынках в географических границах своего города, населенного пункта или района (Белгород, Брянск, Владимир, Иваново, Липецк, Смоленск, Петрозаводск и др.).

     В 39% городов от общего количества анализируемых  городов с населением более 100 тысяч  жителей услуги по сбору и вывозу ТБО предоставляют одновременно два-три предприятия.

     Исходя  из этого, анализируемый рынок услуг  нельзя считать конкурентным.

     Вместе  с тем, при достаточно большом  количестве действующих на рынке  частных управляющих организаций (1238) доля жилищного фонда, управляемого этими организациями (29,48%), невелика. Большая часть жилищного фонда (46,4%) обслуживается по «историческому принципу» муниципальными унитарными предприятиями, созданными органами местного самоуправления до введения в действие ЖК РФ.

Информация о работе Конкуренция, её виды, место и роль в современном хозяйственном механизме