Конкуренция, её виды, место и роль в современном хозяйственном механизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 07:36, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является подробное изучение конкуренции, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме.

В результате поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть понятие конкуренции, ее виды, а также роль в экономике;

– рассмотреть развитие конкурентной среды в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5

Глава 1. Сущность конкуренции и её роль

1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике………………………….7

1.2 Виды конкуренции…………………………………………………….....9

1.3 Свободная конкуренция……………………………………………….....9

Глава 2. Развитие конкурентной среды в Российской Федерации

2.1 Состояние конкурентной среды в Российской Федерации…………..14

2.2 Перспективы развития конкурентной среды в Российской Федерации………………………………………………………………………..23

2.3 Рекомендации по развитию конкуренции в Российской Федерации..25

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Копия Конкуренция, её виды, место и роль в современном хозяйственном механизме.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

   По  степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

   Совершенная конкуренция - свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.

   Монополистическая конкуренция - имеют возможности влиять на условия реализации товаров.

1.3 Свободная конкуренция

     Рыночное  пространство – это арена активного  взаимодействия всех субъектов рынка. Такое взаимодействие принимает  разные формы в зависимости от определённых параметров (показателей) состояния рынка. Основными параметрами являются:

– количество продавцов товаров определённого вида;

– свобода вхождения товаровладельцев на рынок и выхода из него;

– независимость (или зависимость) субъектов рынка друг от друга;

– возможность (или невозможность) установления рыночной цены со стороны отдельных товаровладельцев.

     В зависимости от состояния указанных  параметров взаимодействие участников рыночных сделок принимает два прямо  противоположных вида: свободной  конкуренции или монополии. Кроме  них в современных условиях существуют формы взаимодействия субъектов рынка, в которых сочетаются конкуренция и монополия.

     Принципиальные  различия между свободной конкуренцией и монополией указаны в табл. 1

     Таблица 1 Свободная конкуренция и монополия

Параметр  состояния рынка Свободная конкуренция Монополия
Число продавцов Много Один
Барьеры входа и выхода из рынка Нет Есть (нет вхождения)
Независимость субъектов рынка друг от друга Есть Нет (имеются  разные виды зависимости)
Товаровладелец  может устанавливать рыночную цену Не может Может

     Конкретный анализ отмеченный в табл. 1 особенностей двух видов взаимоотношений участников рынка мы начнём с первого из них.

     Конкуренция – это соперничество между  участниками рыночного хозяйства  за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг. Для рыночного хозяйства с самого начала характерна следующая объективная причинно-следственная связь. Побудительной причиной конкуренции служит комплекс непременных условий свободного развития рынка: а) основные параметры состояния рынка (табл.1); б) полная хозяйственная обособленность каждого владельца товаров определённого вида; в) зависимость положения продавцов и покупателей от рыночной цены, которая складывается под воздействием массового спроса и предложения (при невозможности для каждого рыночного агента диктовать другим свою цену). Неизбежным следствием данных условий является опора на собственные силы и рыночное соперничество за место на рыночном пространстве, за экономическое выживание и процветание. Стало быть, конкуренция – экономический закон рынка.

     Почему  эта конкуренция называется свободной?

     Этот  эпитет отражает момент возникновения  самой конкуренции. Она образовалась в результате борьбы с порядками, которые ещё в средние века установили цехи ремесленников. Так, в XI – XIV века в большинстве городов Западной Европы мелкие ремесленники разных специальностей объединились в цехи – организации по их профессии (возникли цехи пекарей, мясников, ткачей и др.). Такие объединения укрепляли экономическое и правовое положение профессиональных работников. Предписания цехов о соблюдении определённых правил технологии производства, о требованиях, предъявляемых к квалификации мастеров, способствовали прогрессу ремесленной техники и повышению мастерства работников.

     Однако  в XVI – XVIII века цехи ремесленников стали тормозом для экономического развития. Они по-прежнему поддерживали и охраняли мелкое ремесленное производство. Цехи добивались признания за их членами исключительного права на изготовление и сбыт данного вида продукции в пределах города и его округа. Они строго ограничивали выпуск и продажу ремесленных изделий, чтобы устранить конкуренцию в собственной среде. В цеховых уставах определялись место и условия закупки сырья и реализации готовых товаров, время работы ремесленников, требования к качеству продуктов и другие хозяйственные условия.

     В конце XVIII – XIX веков цеховое ремесло было разрушено под мощным напором крупного индустриального производства и в результате установления развитых капиталистических отношений. Во Франции цехи были уничтожены во время великой революции 1791г. В Германии все ограничения свободы ремесленной деятельности со стороны цехов были отмечены рядом законов в течение XIX века. На смену принципам застоя и замкнутости цеховых объединений пришли принципы свободного капиталистического предпринимательства и неограниченной конкуренции.

     Свободная конкуренция имеет ряд характерных  признаков. Во-первых, она означает, что на рынке имеется множество  независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых никем и ничем не ограниченный доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, участники рыночных сделок никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

     Свободная конкуренция имеет дополнительные определения, которые более полно  характеризуют её свойства. В западной экономической литературе её называют чистой. Ибо она свободна от всякого  вмешательства государства и  рынок также чист от монополий. Классический вид состязательности имеет и такой признак. Участники рыночных сделок имеют совершенное знание о качестве товаров, ценах и выгоде торговли. Всё сказанное дало основание называть данный вид совершенной конкуренцией.

     Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX веке. Такому соперничеству в достаточной мере соответствовали чистая (из-за отсутствия монополизации экономики) и совершённая конкуренция (в то время не требовались какие-то специальные знания о сравнительно ограниченном круге традиционных товаров).

     Свободная конкуренция означает ничем не ограниченную "войну всех против всех". На рынке  это всеобщее сражение ведётся на трёх фронтах: среди продавцов, среди покупателей и между теми и другими участниками рыночных сделок.

     Свободное соперничество характеризуется  сравнительно мирными методами. Оно  сводится к экономическому подавлению соперника (к его разорению) главным  образом методом открытой ценовой конкуренции (сбивания цен). Экономически более сильный товаровладелец временно снижает свою индивидуальную цену, чем привлекает к себе покупателей. Если кто-то начинает соревноваться с ним в уменьшении цены, то, не рассчитав своих возможностей, может проиграть сражение. Иногда для поражения конкурента применяется демпинг – продажа продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, бросовым) ценам. О подобном соперничестве рассказал А. Куприн в романе "Яма": "Возникли два новых пароходства, и они, вместе со старинными, неистово конкурировали друг с другом. В конкуренции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с семидесяти копеек для пассажиров третьего класса до пяти, трёх и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ предложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас же к даровому проезду присовокупил ещё полбулки белого хлеба".

     Свободная конкуренция может оказывать  как положительное, так и отрицательное  воздействие на состояние рыночной экономики, на хозяйственное положение продавцов и покупателей. 
 

Глава 2. Развитие конкурентной среды в Российской Федерации

2.1 Состояние конкурентной среды в Российской Федерации

     В течение 1990-х годов в Российской Федерации было сделано многое для развития конкуренции:

     – принято конкурентное законодательство;

     – осуществлено разделение монопольных и конкурентных секторов в отраслях естественной монополии;

     – проведена приватизация;

     – снижено административное давление.

     Обзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, и опросы предпринимателей об их оценках состояния конкуренции в экономике позволяют сделать выводы, что участники рынков в Российской Федерации реально ощущают конкуренцию; причем оценка конкуренции как значимого фактора для деятельности предприятий со временем увеличивается.

     Высокая степень открытости для импорта  товаров и услуг привели к  формированию условий, в которых  с высокой вероятностью возникает  конкурентная борьба участников рынка; в период 2004 – 2007 гг. произошло существенное усиление конкуренции с импортом, хотя основным источником конкуренции для российских производителей по-прежнему являются отечественные компании.

     Происходит  сближение показателей концентрации производства в российской экономике со сравнимыми показателями развитых зарубежных стран: в высококонцентрированных отраслях промышленности в рассматриваемый период концентрация снижается, в то время как в низкоконцентрированных – растет.

     Большинство предпринимателей считает вектор изменений, которые происходили в конкурентной среде за 2007 год, положительным (42% «+» и 22% «–»);

     Конкуренция является важным фактором инноваций. Эмпирические исследования показывают, что испытывающие конкуренцию предприятия (особенно те, которые уже давно существуют на рынке) активно инвестируют в НИОКР и технологии. Конкуренция (особенно с поставщиками из дальнего зарубежья) повышает выпуск и производительность труда.

     В тоже время существуют и негативные тенденции:

     1) Ряд отраслей российской экономики являются избыточно концентрированными (например, производство первичного алюминия, синтетического каучука, отдельных видов продукции черной металлургии) в сравнении с уровнем концентрации в сопоставимых отраслях развитых стран. В добыче полезных ископаемых и металлургии наблюдается завышенный уровень рентабельности, свидетельствующий о недостатке конкуренции. На рынках металлургической промышленности предприниматели отмечают значительное снижение конкуренции.

     2) Несмотря на достаточный уровень интенсивности конкуренции с производителями из дальнего зарубежья на рынках машиностроения и легкой промышленности, все большее число предприятий считает, что они не испытывают зарубежного конкурентного давления, что может свидетельствовать об их вытеснении неконкурентные сектора, в которых отсутствует зарубежное предложение. Ряд компаний – от 10 до 20%, по разным обследованиям - не сталкивается с конкуренцией, что говорит о сохранении в экономике страны угрозы монополизма, даже если поведение этих компаний в настоящее время является конкурентным (состязательным).

     3) Количество предприятий сельского  хозяйства, охоты и лесного  хозяйства, обрабатывающих производств  (за исключением целлюлозно-бумажного  производства, издательской и полиграфической деятельности), по производству машин и оборудования неуклонно сокращается, то есть возможности для развития конкурентных отношений в этих сферах с годами уменьшаются.

     4) Особую опасность представляет  гипертрофированный рост крупнейших  российских компаний. Высокий удельный вес крупнейших российских компаний в отношении к ВВП страны позволяет предположить наличие у таких компаний возможности антиконкурентного влияния на рынки. 

     Состояние конкуренции в основных секторах экономики 

     Топливно-энергетический комплекс

     Нефтяная  промышленность

     Вертикально-интегрированные  компании (далее – ВИНК) доминируют (в том числе коллективно) на рынках сырой нефти и продуктов ее переработки, свободный рынок нефти  практически отсутствует: более 80% нефти  в Российской Федерации добывается пятью крупными ВИНК (Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Газпром), более 75% российской нефти перерабатывается на заводах, контролируемых теми же пятью ВИНК.

Информация о работе Конкуренция, её виды, место и роль в современном хозяйственном механизме