Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 07:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является подробное изучение конкуренции, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме.
В результате поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть понятие конкуренции, ее виды, а также роль в экономике;
– рассмотреть развитие конкурентной среды в России.
Введение…………………………………………………………………………...5
Глава 1. Сущность конкуренции и её роль
1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике………………………….7
1.2 Виды конкуренции…………………………………………………….....9
1.3 Свободная конкуренция……………………………………………….....9
Глава 2. Развитие конкурентной среды в Российской Федерации
2.1 Состояние конкурентной среды в Российской Федерации…………..14
2.2 Перспективы развития конкурентной среды в Российской Федерации………………………………………………………………………..23
2.3 Рекомендации по развитию конкуренции в Российской Федерации..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы
По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).
Совершенная конкуренция - свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.
Монополистическая конкуренция - имеют возможности влиять на условия реализации товаров.
1.3 Свободная конкуренция
Рыночное пространство – это арена активного взаимодействия всех субъектов рынка. Такое взаимодействие принимает разные формы в зависимости от определённых параметров (показателей) состояния рынка. Основными параметрами являются:
– количество продавцов товаров определённого вида;
– свобода вхождения товаровладельцев на рынок и выхода из него;
– независимость (или зависимость) субъектов рынка друг от друга;
– возможность (или невозможность) установления рыночной цены со стороны отдельных товаровладельцев.
В зависимости от состояния указанных параметров взаимодействие участников рыночных сделок принимает два прямо противоположных вида: свободной конкуренции или монополии. Кроме них в современных условиях существуют формы взаимодействия субъектов рынка, в которых сочетаются конкуренция и монополия.
Принципиальные различия между свободной конкуренцией и монополией указаны в табл. 1
Таблица 1 Свободная конкуренция и монополия
Параметр состояния рынка | Свободная конкуренция | Монополия |
Число продавцов | Много | Один |
Барьеры входа и выхода из рынка | Нет | Есть (нет вхождения) |
Независимость субъектов рынка друг от друга | Есть | Нет (имеются разные виды зависимости) |
Товаровладелец может устанавливать рыночную цену | Не может | Может |
Конкретный анализ отмеченный в табл. 1 особенностей двух видов взаимоотношений участников рынка мы начнём с первого из них.
Конкуренция
– это соперничество между
участниками рыночного
Почему эта конкуренция называется свободной?
Этот эпитет отражает момент возникновения самой конкуренции. Она образовалась в результате борьбы с порядками, которые ещё в средние века установили цехи ремесленников. Так, в XI – XIV века в большинстве городов Западной Европы мелкие ремесленники разных специальностей объединились в цехи – организации по их профессии (возникли цехи пекарей, мясников, ткачей и др.). Такие объединения укрепляли экономическое и правовое положение профессиональных работников. Предписания цехов о соблюдении определённых правил технологии производства, о требованиях, предъявляемых к квалификации мастеров, способствовали прогрессу ремесленной техники и повышению мастерства работников.
Однако в XVI – XVIII века цехи ремесленников стали тормозом для экономического развития. Они по-прежнему поддерживали и охраняли мелкое ремесленное производство. Цехи добивались признания за их членами исключительного права на изготовление и сбыт данного вида продукции в пределах города и его округа. Они строго ограничивали выпуск и продажу ремесленных изделий, чтобы устранить конкуренцию в собственной среде. В цеховых уставах определялись место и условия закупки сырья и реализации готовых товаров, время работы ремесленников, требования к качеству продуктов и другие хозяйственные условия.
В конце XVIII – XIX веков цеховое ремесло было разрушено под мощным напором крупного индустриального производства и в результате установления развитых капиталистических отношений. Во Франции цехи были уничтожены во время великой революции 1791г. В Германии все ограничения свободы ремесленной деятельности со стороны цехов были отмечены рядом законов в течение XIX века. На смену принципам застоя и замкнутости цеховых объединений пришли принципы свободного капиталистического предпринимательства и неограниченной конкуренции.
Свободная
конкуренция имеет ряд
Свободная
конкуренция имеет
Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX веке. Такому соперничеству в достаточной мере соответствовали чистая (из-за отсутствия монополизации экономики) и совершённая конкуренция (в то время не требовались какие-то специальные знания о сравнительно ограниченном круге традиционных товаров).
Свободная конкуренция означает ничем не ограниченную "войну всех против всех". На рынке это всеобщее сражение ведётся на трёх фронтах: среди продавцов, среди покупателей и между теми и другими участниками рыночных сделок.
Свободное соперничество характеризуется сравнительно мирными методами. Оно сводится к экономическому подавлению соперника (к его разорению) главным образом методом открытой ценовой конкуренции (сбивания цен). Экономически более сильный товаровладелец временно снижает свою индивидуальную цену, чем привлекает к себе покупателей. Если кто-то начинает соревноваться с ним в уменьшении цены, то, не рассчитав своих возможностей, может проиграть сражение. Иногда для поражения конкурента применяется демпинг – продажа продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, бросовым) ценам. О подобном соперничестве рассказал А. Куприн в романе "Яма": "Возникли два новых пароходства, и они, вместе со старинными, неистово конкурировали друг с другом. В конкуренции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с семидесяти копеек для пассажиров третьего класса до пяти, трёх и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ предложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас же к даровому проезду присовокупил ещё полбулки белого хлеба".
Свободная
конкуренция может оказывать
как положительное, так и отрицательное
воздействие на состояние рыночной
экономики, на хозяйственное положение
продавцов и покупателей.
Глава 2. Развитие конкурентной среды в Российской Федерации
2.1 Состояние конкурентной среды в Российской Федерации
В течение 1990-х годов в Российской Федерации было сделано многое для развития конкуренции:
– принято конкурентное законодательство;
– осуществлено разделение монопольных и конкурентных секторов в отраслях естественной монополии;
– проведена приватизация;
– снижено административное давление.
Обзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, и опросы предпринимателей об их оценках состояния конкуренции в экономике позволяют сделать выводы, что участники рынков в Российской Федерации реально ощущают конкуренцию; причем оценка конкуренции как значимого фактора для деятельности предприятий со временем увеличивается.
Высокая степень открытости для импорта товаров и услуг привели к формированию условий, в которых с высокой вероятностью возникает конкурентная борьба участников рынка; в период 2004 – 2007 гг. произошло существенное усиление конкуренции с импортом, хотя основным источником конкуренции для российских производителей по-прежнему являются отечественные компании.
Происходит
сближение показателей
Большинство предпринимателей считает вектор изменений, которые происходили в конкурентной среде за 2007 год, положительным (42% «+» и 22% «–»);
Конкуренция является важным фактором инноваций. Эмпирические исследования показывают, что испытывающие конкуренцию предприятия (особенно те, которые уже давно существуют на рынке) активно инвестируют в НИОКР и технологии. Конкуренция (особенно с поставщиками из дальнего зарубежья) повышает выпуск и производительность труда.
В тоже время существуют и негативные тенденции:
1) Ряд отраслей российской экономики являются избыточно концентрированными (например, производство первичного алюминия, синтетического каучука, отдельных видов продукции черной металлургии) в сравнении с уровнем концентрации в сопоставимых отраслях развитых стран. В добыче полезных ископаемых и металлургии наблюдается завышенный уровень рентабельности, свидетельствующий о недостатке конкуренции. На рынках металлургической промышленности предприниматели отмечают значительное снижение конкуренции.
2) Несмотря на достаточный уровень интенсивности конкуренции с производителями из дальнего зарубежья на рынках машиностроения и легкой промышленности, все большее число предприятий считает, что они не испытывают зарубежного конкурентного давления, что может свидетельствовать об их вытеснении неконкурентные сектора, в которых отсутствует зарубежное предложение. Ряд компаний – от 10 до 20%, по разным обследованиям - не сталкивается с конкуренцией, что говорит о сохранении в экономике страны угрозы монополизма, даже если поведение этих компаний в настоящее время является конкурентным (состязательным).
3)
Количество предприятий
4)
Особую опасность представляет
гипертрофированный рост
Состояние
конкуренции в основных секторах
экономики
Топливно-энергетический комплекс
Нефтяная промышленность
Вертикально-
Информация о работе Конкуренция, её виды, место и роль в современном хозяйственном механизме