Конкуренция, её виды, место и роль в современном хозяйственном механизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 07:36, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является подробное изучение конкуренции, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме.

В результате поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть понятие конкуренции, ее виды, а также роль в экономике;

– рассмотреть развитие конкурентной среды в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5

Глава 1. Сущность конкуренции и её роль

1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике………………………….7

1.2 Виды конкуренции…………………………………………………….....9

1.3 Свободная конкуренция……………………………………………….....9

Глава 2. Развитие конкурентной среды в Российской Федерации

2.1 Состояние конкурентной среды в Российской Федерации…………..14

2.2 Перспективы развития конкурентной среды в Российской Федерации………………………………………………………………………..23

2.3 Рекомендации по развитию конкуренции в Российской Федерации..25

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Копия Конкуренция, её виды, место и роль в современном хозяйственном механизме.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

     Обращает  на себя внимание небольшая доля жилищного фонда (12,97%), собственниками которого выбран в качестве способа управления ТСЖ, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив, что, в частности, может осложнить реализацию Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ».

     Следует отметить, что сохраняется доля (19,68%) жилищного фонда, находящегося преимущественно  в муниципальной собственности, что делает выбор управляющей  организации для обслуживания такого жилищного фонда, за исключением многоквартирных домов, все помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (статья 163 ЖК РФ), фактически предопределенным в пользу муниципальных управляющих организаций. 

2.2 Перспективы  развития конкурентной среды  в Российской Федерации

     Перспективы развития внешней торговли России в  значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ  ее промышленного комплекса. К ним  помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные масштабы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального.

     С учетом конкурентных преимуществ и  слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе дальнейшее возрастание его доли в экспорте (химических товаров, пиломатериалов, нефтепродуктов, удобрений и т.д.).

     Имеются возможности для стабилизации и  расширения традиционного машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынок.

     Имеются определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, что  тесно связано с конверсией и  коммерциализацией предприятий  оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических техники  и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).

     По  мере восстановления собственного сельского  хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет  сокращаться доля потребительских  товаров и увеличиваться доля инвестиционных товаров — машин и оборудования.

     Внешняя торговля России ни по своему объему, ни по структуре экспорта и импорта  не соответствует экономическому потенциалу страны. Более полное использование  ее конкурентных преимуществ и преодоление  присущих ей недостатков возможно только в процессе возрождения экономики страны, создания полноценной системы государственной поддержки ее экспортного потенциала. 

2.3 Рекомендации по развитию конкуренции в Российской Федерации 

     Модернизация  законодательства о естественных монополиях

     Федеральная антимонопольная служба считает  необходимым разработку новой редакции ФЗ «О естественных монополиях». Целью  законопроекта является снижение затрат субъектов естественных монополий, повышение прозрачности их работы и  создание условий для развития конкуренции.

     ФАС России предлагает:

     – дополнить методы тарифного регулирования (расширение применения принципа справедливой рыночной доходности задействованного капитала);

     – обеспечить открытые конкурсные процедуры закупок товаров, работ и услуг для нужд естественных монополий;

     – связать тарифные решения с показателями объемов и качества услуг;

     – вести раздельный учет затрат и доходов, а также обеспечить соблюдение стандартов деятельности и стандартов раскрытия информации монополиями;

     – ввести процедуры утверждения и согласования инвестиционных программ субъектов естественных монополий на всех уровнях власти;

     – установить открытые конкурсные процедуры по передаче в пользование (аренду, концессию) объектов инженерной инфраструктуры естественных монополий;

     – создать систему долгосрочных взаимоотношений между собственниками, пользователями (арендаторами, концессионерами), тарифными регуляторами;

     – установить обязанность субъектов естественных монополий обосновывать наличие (отсутствие) у них свободных мощностей;

     – обеспечить справедливый доступ организаций-конкурентов к сетям естественных монополий (детально регламентировать процедуры подключения);

     – установить процедуры регулярного финансового, технического и технологического аудита субъектов естественных монополий. 

Расширение  энергетических возможностей

     На  рынке нефти и нефтепродуктов, по мнению ФАС России, системной задачей является повышение стабильности ценовой конъюнктуры на внутреннем рынке нефтепродуктов:

      – введение стандартов раскрытия информации о деятельности ВИНК: ценообразование на каждом этапе от добычи до розничной реализации, запасы и товарный баланс в рамках ВИНК

      – установление обязательных для продажи на открытых торгах (бирже) объемов нефти и нефтепродуктов, что позволит сформировать минимально необходимую ликвидность и будет стимулировать к вовлечению в торговый оборот новых объемов нефти и нефтепродуктов.

     Представляется  также необходимым реформирование системы налогообложения нефтяной промышленности - изменение механизмов взимания НДПИ, которые должны осуществляться на основе следующих принципов:

     – отказ от привязки к мировым ценам для нефти, поставляемой на внутренний рынок,

     – введение поправочных коэффициентов, учитывающих горно-геологические и экономико-географические условия месторождений,

     – учет возможности и условий поставки нефти на внешний и внутренний рынок.

     В сфере электроэнергетики, по мнению ФАС России, необходимо более сбалансированное распределение затрат на строительство объектов электросетевого хозяйства между различными источниками финансирования таких объектов: тарифа на передачу электрической энергии, платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и привлеченных источников финансирования. Это возможно обеспечить при применении системы тарифного регулирования, основанной на принципах справедливой рыночной доходности задействованного капитала (RAB).

     В сфере газовой промышленности актуальные задачи развития конкуренции связаны с развитием системы долгосрочных договоров на внутреннем рынке - прозрачной и понятной системы договорных отношений с четким распределением прав, обязанностей и ответственности сторон, учитывающих тенденции развития рынка газа, его поэтапную либерализацию, расширение нерегулируемого сектора рынка газа и связанные с этим изменения инфраструктуры рынка.

     Необходимо  скорейшее принятие разработанного ФАС России при участии заинтересованных органов государственной власти и организаций проекта постановления  Правительства Российской Федерации  об обеспечении недискриминационного доступа к свободным мощностям газотранспортных сетей в Российской Федерации. Данный Порядок направлен на детализацию процедуры и принципов доступа к газотранспортным сетям, процедуры оказания услуг транспортировки газа, порядка приема и учета газа, транспортируемого по газотранспортной системе, порядок предоставления и раскрытия информации, правил технологического присоединения к газотранспортной системе.

     Необходимым является отмена не отвечает современным  требованиям конъюнктуры рынка  действующего Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.98 №1370) и разработка нового Порядка технологического присоединения к местным газораспределительным сетям, детально регламентирующего процедуру подключения.

     ФАС России также считает необходимым  разработать проект постановления  Правительства Российской Федерации  «О порядке использования газа в  качестве топлива» с целью разрешения проблем, существующих в данный момент на рынке газа и связанных с получением разрешения на использование газа в качестве топлива.

     ФАС России также предлагает внести изменения  в закон «Об экспорте газа», направленные на уточнение сферы действия указанного закона, расширение количества субъектов, участвующих в экспорте газа с сохранением принципа единого экспортного канала и наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению порядка экспорта газа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, внедрение новых технологий, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным чертам можно отнести: "победа" одних, "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведёт к нечестным приёмам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и другое.

     Но  чрезмерная монополизация, появление  конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны  государства может привести к созданию так сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делает эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачивая стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и другое.

     Говоря  о негативных методах ведения  конкурентной борьбы необходимо отметить, что всё-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, то есть эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, шпионаж оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И всё же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, так как если всё время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведёт к регрессу.

     В целом же, конкуренция несёт меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция – значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

     В данной курсовой работе детально рассмотрена  понятие конкуренции, также были рассмотрены основные типы конкуренции и влияние их на рыночный механизм в целом. Показана роль сотрудничества в увеличении конкурентоспособности товаропроизводителя.

     В данной работе конкуренция выступает  не только как непримиримое соперничество  за право лидерства на рынке в  погоне только за личной выгодой, но и представляется как конкуренция гуманная, честная, справедливая, партнёрская и созидательная. Эти четыре главных свойства конкуренции мы объединяем одним словом – сотрудничество.

     Нельзя  не отметить тот факт, что конкуренция  и сотрудничество дополняя друг друга, создают единый рыночный механизм, способствующий экономическому росту, что в конечном итоге приводит к благосостоянию общества.

     Конкуренция – определяющее условие поддержания  динамизма в экономике, и в  условиях конкуренции создаётся  большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Конкуренция, её виды, место и роль в современном хозяйственном механизме