Конкурентные стратегии современных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:45, курсовая работа

Описание

Цель исследования:
Раскрыть и проанализировать понятие «современные конкурентные стратегии», выявить их основные виды и требования, предъявляемые к ним и определить их эффективность.
Задачи исследования:
1. найти и проанализировать понятие «современные конкурентные страте

Содержание

Введение
1. Понятие конкуренции и её роль в деятельности предприятия
1.1 Конкуренция. Сущность, виды
1.2 Основные конкурентные стратегии предприятия
1.3 Современные конкурентные стратегии: определения, виды стратегий и предъявляемые к ним требования
2. Стратегический анализ предприятия в условиях конкуренции
2.1 Стратегическое управление предприятием в условиях сверхконкуренции
2.2 Угрозы для предприятия. Конкурентные силы
2.3 Методы стратегического анализа
3. Выбор конкурентной стратегии для ОАО «Казанская кондитерская фабрика «Заря»
3.1 Общая характеристика компании
3.2 Анализ ситуации на рынке
3.3 Выбор конкурентной стратегии для ОАО "Заря».
Заключение
Список литературы
конкуренция рынок стратегический

Работа состоит из  1 файл

Современные конкурентные стратегии предприятия.docx

— 162.33 Кб (Скачать документ)

Можно ли реализовать одновременно более одной стратегии?

Любая из наиболее общих стратегий  конкуренции представляет собой  фундаментально особый подход к получению  конкурентных преимуществ и к  тому, как удержать их в течение  длительного периода времени. Каждая такая стратегия совмещает определенный тип конкурентных преимуществ, которого фирма пытается добиться, а также  масштаб стратегической цели.

Обычно компания должна выбрать  для себя конкретный тип и того и другого- иначе ее ждет судьба «застрявшей» между лидерами и отстающими. Например, если компания пытается одновременно обслуживать большое количество разнообразных сегментов рынка, выбирая фокусирование на издержках или дифференциации, она теряет те преимущества, которые могла бы получить, оптимизируя свою стратегию с расчетом на конкретный целевой сегмент (фокусирование).

 

1.3 Современные  конкурентные стратегии: определения,  виды стратегий и предъявляемые  к ним требования

Филипп Котлер выделил четыре вида конкурентных стратегий, исходя из доли рынка, занимаемой фирмой:

1.  стратегии лидера рынка;

2.  стратегии претендента на лидерство;

3.  стратегии последователя;

4.  стратегии обитателя ниши.

Стратегии лидера

Фирма-лидер - это фирма, которая  занимает большую часть доли рынка  определенного продукта, доминирует на нем, по сравнению с другими  участниками рынка, причем это признают и ее конкуренты. Для того чтобы  оставить за собой доминирующее положение, лидеру нужно стремиться к расширению рынка в целом и своего сегмента, находить новых потребителей, снижать  цены за счет снижения издержек и т.д. Для такой организации любая  стратегия оправдана, если она ведет  к увеличению прибыльности, а связанный  с нею риск — невелик. Такие  компании, обычно, подают пример своим  конкурентам, устанавливая и изменяя  ценовую политику, расширяя долю рынка  и т.д. (Лукойл, Газпром, Coca-cola,IBM, Xerox и другие.)

Расширение рынка

При расширении рынка, как  правило, победу одерживает лидер. Реализовать  эту стратегию он может следующими способами:

1.  Привлечение новых покупателей.

2.  Новые способы применения продукта.

3.  Увеличение интенсивности использования продукта. Это попытка убедить потребителей увеличить интенсивность пользования продукцией фирмы.

Подобная стратегия обычно выбирается на начальных стадиях  жизненного цикла товара, пока спрос  еще расширяем, а давление конкурентов, при наличии большого потенциала роста, еще не велико.

Оборонительная стратегии

Цель оборонительной стратегии - защитить свою долю рынка, противодействуя  наиболее опасным конкурентам. Она  часто принимается фирмой-новатором, которую, после того как она открыла  новый рынок, атакуют конкуренты-имитаторы. В настоящее время принято  считать, что доминирующая компания имеет возможность использовать шесть оборонительных стратегий:

1. Позиционная оборона.  Направлена на создание труднопреодолимых  барьеров вокруг своей текущей  позиции; в чистом виде редко  приводит к успеху, так как  должна сопровождаться изменением  производственно-сбытовой политики  и приспособлением к изменениям  внешней среды. Лучшим методом  обороны является непрерывное  обновление выпускаемых продуктов.

2. Фланговая оборона. Направлена  на защиту наиболее уязвимых  мест в позиции организации  на рынке, куда в первую очередь  могут направить свои атаки  конкуренты.

3. Упреждающая оборона.  Основана на предвосхищающих действиях, делающих потенциальную атаку конкурентов невозможной или существенно ослабляющих ее, например, предвидя появление на рынке нового конкурента, можно снизить цену на свою продукцию. Упреждающая оборона нередко носит чисто психологический характер, когда лидер рынка предостерегает конкурентов от необдуманных атак.

4. Контратака. Используется  лидером, если не дали эффекта  упреждающая и фланговая оборонительные  стратегии. Лидер может сделать  паузу, чтобы увидеть слабые  места атакующего конкурента, после  чего ударить наверняка (например, противопоставив в рекламе надежность  своих изделий недоработкам в  новинках конкурента). Наиболее эффективной  зарекомендовала себя стратегия,  заключающаяся в обороне, разведке  образующихся в рядах наступающих  брешей, сосредоточении сил и  решающем наступлении. Еще один  метод контратаки — вторжение  на основную территорию противника, принуждающее его вернуть войска  для защиты исконных земель. Еще  одна распространенная форма  контратаки — экономическая или  политическая блокада конкурента. Лидер имеет возможность субсидировать  снижение цен на некоторые  виды продукции (обычно наиболее  рентабельные для конкурентов)  за счет других товаров или  заявить о подготовке к производству  нового продукта, чтобы потребители  прекратили закупки у конкурента. Еще один шаг — лоббирование  проведения исполнительной или  законодательной властью невыгодных  конкуренту акций.

5. Мобильная оборона.  Направлена на распространение своей деятельности на новые рынки с целью создания плацдарма для будущих оборонительных и наступательных действий. Путем расширения рынка организация перемещает фокус своих действий с текущего продукта к более полному пониманию глубинных запросов потребителей, затрагивающих весь спектр технологических и иных возможностей организации. В силу значительности потенциала лидера это делает малоперспективным атаки со стороны конкурентов. Расширение рынка предполагает, что компания переносит внимание с конкретного продукта на нужды, которые удовлетворяет данный класс товаров в целом, ведет научно-исследовательские работы по всей технологической цепочке. Сжимающаяся оборона. Основана на «сдаче» ослабленных рыночных территорий конкурентам при одновременной концентрации ресурсов на более значительных и сильных; позволяет экономить ресурсы, рационально использовать средства, отпущенные на маркетинговые действия.

Расширение доли рынка

Лидеры рынка  имеют возможность увеличить  прибыль, расширив принадлежащую им долю рынка. Один процент многих рынков оценивается в десятки миллионов  долларов. Расширение доли обслуживаемого рынка отнюдь не означает автоматического  роста прибыли. Многое зависит от стратегии расширения рынка компании. Поскольку издержки расширения рынка  могут значительно превысить  получаемый доход, компания должна тщательно  проанализировать действие следующих  факторов:

1.  Возможный конфликт с антимонопольным законодательством. Расширение доли рынка доминирующей компании обычно сопровождается заявлениями конкурентов о “монополизации” рынка. Увеличение степени риска снижает привлекательность расширения доли рынка.

2.  Экономические издержки. Известно, что прибыльность компании при достижении ею определенной доли рынка может снижаться. Компания, владеющая 60 % рынка, должна осознавать, что некоторые потребители в принципе негативно относятся к любой монополии, другие — лояльны по отношению к конкурирующим поставщикам, третьи имеют специфические нужды, четвертые предпочитают иметь дело с небольшими компаниями. Компании предстоят немалые расходы на оплату услуг юристов, поддержание отношений с прессой и лоббирование расширения рынка. В целом расширение доли рынка нецелесообразно в тех случаях, когда компания не имеет возможности реализовать экономию на масштабах производства или опыте, при наличии непривлекательных сегментов рынка, желании потребителей использовать различные источники поставок и высоких барьерах на выходе. Лидер отрасли должен сконцентрироваться скорее на расширении рынка в целом, чем на борьбе за увеличение доли рынка.

3.  Возможность неправильной стратегии, направленной на расширение доли рынка и снижение прибыли. Высокая доля рынка ведет к увеличению прибыли в тех случаях, когда снижаются издержки компании на единицу продукции, когда она предлагает продукт исключительно высокого качества, устанавливая соответствующую надбавку к цене. Обнаружилось, что компании, которые владеют высокой долей рынка, превосходят своих конкурентов в трех областях: в разработке новой продукции, относительном качестве товаров и маркетинговых расходах.

1. Компании, обладающие значительной  долей рынка, разрабатывают и  внедряют в производство больше  новых продуктов.

2. Компании, которым удалось  повысить качество своих товаров  относительно продукции конкурентов,  имеют больше шансов расширить  принадлежащую им долю рынка  в сравнении с компаниями, качество  продукции которых стабильно  или снижается.

3. Компании, темпы роста маркетинговых расходов которых превышают темпы роста рынка, обычно увеличивают свою долю рынка. Возрастание расходов по организации сбыта продукции положительно сказывается на расширении рынка как потребительских товаров, так и промышленной продукции. Увеличение расходов на рекламу положительно сказывается на расширении доли рынка преимущественно потребительских товаров. Повышение расходов на продвижение товаров эффективно для всех видов товаров.

4. Значительное (в сравнении  с конкурентами) снижение цен  на продукцию не позволяет  компании существенно увеличить  долю рынка, так как некоторые  конкуренты отвечают менее значительным  уменьшением цен, а другие предложат  потребителям дополнительные блага  и за ту же цену.

Стратегии претендентов на лидерство

Претенденты на лидерство - это  агрессивно атакующая лидера и других конкурентов по фронту фирма, использующая все возможные и невозможные  стратегии и атаки. Претендент может  вести ценовую войну, снижать  издержки производства, а, следовательно, и цены, производить престижные или  необычные товары, расширять ассортимент  продукции, разрабатывать новые  продукты, совершенствовать каналы распределения, повышать уровень услуг или разворачивать  блистательную рекламную кампанию. Существует множество примеров, когда  компания, претендующая на лидерство, выбивала почву из-под ног фаворита и обходила его. Преимущество претендента  заключается в том, что он руководствуется  высокой целью и концентрирует  свои ограниченные ресурсы на ее достижении.

Для начала претендент должен определить цели стратегии (многие фирмы  своей долговременной целью ставят расширение доли рынка) и объект атаки:

1.  Наступление на позиции лидера. Это достаточно рискованная стратегия, но и потенциально самая эффективная. Наилучший объект атаки - это крупный сегмент рынка, на который лидер направляет мало усилий, либо потребители недовольны качеством его продукта или предоставляемых услуг. В первую очередь надо провести исследование нужд потребителей и степень их удовлетворенности. Есть и другой способ - захватить сегмент лидера, с помощью выпуска принципиально нового продукта. (Например: Canon отвоевала значительную долю рынка Xerox, представив портативные копировальные аппараты).

2.  Атака на близкие по размерам фирмы- конкуренты, которые не в состоянии справиться с удовлетворением потребностей покупателей, имеют тяжелое финансовое положение, их продукция не пользуется спросом, в связи с низким качеством или/высокими ценами.

3.  Атака на небольшие местные и региональные фирмы, которые имеют сложное финансовое положение и не справляются с удовлетворение потребностей потребителей.

Наступательные стратегии

Компания определилась с  целями и с объектом атаки. Дальше необходимо выбрать одну из пяти наступательных стратегий.

1. Фронтальное наступление.  Это концентрированный удар по  основным силам конкурента: его  продукту, ценам и его рекламу.  Разумно использовать эту стратегию,  когда у фирмы больше человеческих  и денежных ресурсов как минимум  в три раза, чем у объкта атаки. Одним из видов такого наступления является ценовая война, но снижение цены на продукт эффективно в случаях: если лидер рынка не предпринимает ответных шагов; если вам удается убедить рынок, что ваш продукт не уступает по качеству товарам лидера, но продается по более низкой цене. Вторая форма агрессивной ценовой политики основывается на крупных инвестициях атакующего в модернизацию технологий, направленную на сокращение издержек производства и последующее снижение цен, в чем особенно преуспели японские компании.

2. Фланговое наступление.  Представляет собой настоящее  маркетинговое чутье, обычно его  применяют компании с ограниченными  ресурсами. Представляет нападение  на самые уязвимые места конкурента. Может проявляться либо в географическом  смысле: фирма занимает места,  не охваченные конкурентом-лидером;  или сегменатационным: определяет нужды потребителей, не продуманные конкурентом и удовлетворяет их. Фланговая стратегия — это умение идентифицировать и заполнять разрывы между спросом и предложением. В отличие от жесткой конкуренции компаний, конкурирующих на одном и том же рынке, эффективная фланговая атака позволяет полнее удовлетворить нужды потребителей. Фланговая атака- наступление в лучших традициях современной маркетинговой философии, провозглашающей, что предназначение маркетинга заключается в идентификации и удовлетворении нужд потребителей. Очевидно, что фланговая атака более эффективна, чем фронтальное наступление.

Информация о работе Конкурентные стратегии современных предприятий