Конкурентные стратегии современных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:45, курсовая работа

Описание

Цель исследования:
Раскрыть и проанализировать понятие «современные конкурентные стратегии», выявить их основные виды и требования, предъявляемые к ним и определить их эффективность.
Задачи исследования:
1. найти и проанализировать понятие «современные конкурентные страте

Содержание

Введение
1. Понятие конкуренции и её роль в деятельности предприятия
1.1 Конкуренция. Сущность, виды
1.2 Основные конкурентные стратегии предприятия
1.3 Современные конкурентные стратегии: определения, виды стратегий и предъявляемые к ним требования
2. Стратегический анализ предприятия в условиях конкуренции
2.1 Стратегическое управление предприятием в условиях сверхконкуренции
2.2 Угрозы для предприятия. Конкурентные силы
2.3 Методы стратегического анализа
3. Выбор конкурентной стратегии для ОАО «Казанская кондитерская фабрика «Заря»
3.1 Общая характеристика компании
3.2 Анализ ситуации на рынке
3.3 Выбор конкурентной стратегии для ОАО "Заря».
Заключение
Список литературы
конкуренция рынок стратегический

Работа состоит из  1 файл

Современные конкурентные стратегии предприятия.docx

— 162.33 Кб (Скачать документ)

3. Попытка окружения. Подразумевает  наступательные действия на противника  сразу в нескольких направлениях: и по фронту, и с фланга, и  с тыла, когда атакующая сторона  предлагает рынку все то же самое, что и ее конкурент, только в чем то её товар немного лучше, так чтобы потребитель не смог отказаться от предложения. Попытка окружения имеет смысл только тогда, когда руководство атакующего располагает значительными ресурсами и считает, что неожиданная атака подавит волю к сопротивлению обороняющегося.

4. Обходной маневр. Предполагает  нападение на наиболее доступные  рынки, что расширяет ресурсный  потенциал компании. При достижении  определенного уровня развития, компания атакует и переносит  линию фронта на свою территорию, где обладает несомненным преимуществом.

5. Партизанская война.  Заключается в небольших, но  множественных атаках конкурентов  со всех сторон: селективные снижения  цен, интенсивные блиц кампании  по продвижению товаров или,  как исключение, юридические акции.  Ошибочным является мнение о  том, что партизанская война  — это стратегическая альтернатива  для ограниченных в ресурсах  компаний. Ее ведение обходится  весьма дорого. Более того, партизанские  бои это скорее, подготовка к  войне. Единственно эффективный  ответ агрессору-партизану —  стремительная контратака.

Атакующие стратегии

Рассмотренные ранее стратегии  позволяют определить общее направление  действий компании. Компания, претендующая на роль лидера, должна преобразовать  общую стратегию в набор конкретных действий по расширению доли рынка.

1.  Стратегия скидок. Компания, претендующая на роль лидера рынка, может установить низкие, в сравнении с ценами на аналогичную продукцию лидера, цены. Данный прием — основа стратегии таких сетей розничной торговли. Эффективная стратегия скидок предполагает соблюдение трех условий: компания убеждает покупателей, что ее продукция и услуги не уступают по качеству товарам и услугам лидера; покупатели чувствительны к разнице в ценах и не испытывают дискомфорта при смене поставщика; лидер рынка удерживает цены на прежнем уровне, не реагируя на атаку конкурента.

2.  Стратегия более дешевых товаров. Претендент на лидерство имеет возможность предложить продукцию среднего или низкого качества по гораздо более низкой цене. Применение данной стратегии целесообразно в случае, когда существенный сегмент покупателей заинтересован только в цене. Компании, использующие эту стратегию, вероятно, подвергнутся атаке фирм, продукция которых еще дешевле, В этом случае обороняющимся следует сконцентрировать усилия на повышении качества продукции.

3.  Стратегия престижных товаров. Претендент на лидерство предлагает продукцию более высокого качества по более высокой цене, чем лидер рынка. Через некоторое время компания, пользуясь высокой репутацией своей торговой марки, расширяет производство за счет более дешевой продукции .

4.  Стратегия расширения ассортимента продукции. Претендент на лидерство атакует лидера, предоставляя покупателям широкий выбор продуктов.

5.  Стратегия инноваций. Претендент должен постоянно тревожить лидера, предлагая рынку новые виды продукции.

6.  Стратегия повышения уровня обслуживания. Претендент предлагает клиентам новые или более качественные услуги

7.  Стратегия инноваций в распределении. Претендент должен создавать новые каналы распределения продукции. (Компании Avon удалось укрепить позиции на рынке благодаря тому, что она развивала продажи с помощью сетевого маркетинга, не отвлекаясь на сражения с конкурентами за лидерство на полках универмагов).

8.  Стратегия снижения издержек производства. Претендент должен стремиться к снижению издержек производства, увеличивая эффективность закупок, снижая затраты на рабочую силу и/или используя современное производственное оборудование, что позволяет проводить более агрессивную ценовую политику.

9.  Интенсивная реклама. Некоторые претенденты атакуют лидера, увеличивая свои расходы на рекламу. Однако повышенные расходы на рекламу оправданы только в тех случаях, когда претендент производит действительно конкурентоспособный продукт или его реклама превосходит рекламные обращения лидера рынка.

Обычно для расширения доли рынка претенденту приходится использовать комплекс вышеописанных  стратегий и его успех определяется наиболее эффективным их сочетанием.

Стратегии последователей

К ним относятся компании, которые стремятся сохранить  свою долю на рынке и обойти все  «подводные камни», при этом подражая конкретной «чужой» стратегии. Однако, последователи тоже могут придерживаться стратегий, направленных на поддержание и увеличение сегмента рынка. Правда, следование за лидером вовсе не подразумевает обычного копирования, - последователь должен вести собственную стратегию роста, причем такую, которая не провоцирует ответных агрессивных действий конкурентов. Выделяют 4 стратегии последователей: имитатор, двойник, подражатель или приспособленец.

1. Подражатель. Дублирует  продукт лидера и упаковку, реализуя  товар на черном рынке или  сомнительным посредникам. (Такие  компании, как Apple Computer и Rolex, постоянно сталкиваются с проблемой подделок, особенно на Дальнем Востоке.)

2. Двойник. Копирует продукцию,  вплоть до чуть-чуть измененного  марочного названия.

3. Имитатор. Что-то копирует  у лидера, но сохраняет различия  в упаковке, рекламе, ценах и  т.п. Его политика не волнует  лидера до тех пор, пока имитатор  не предпринимает агрессивных  атак, более того, имитатор помогает  лидеру избежать полной монополии  в отрасли.

4. Приспособленец. Обычно видоизменяет или улучшает продукцию лидера. Он начинает с каких-то других рынков, чтобы избежать прямого столкновения с лидером, очень часто приспособленец становится претендентом. Этот путь прошли многие японские компании.

Хотя последователь не несет расходов на исследования, обычно он зарабатывает меньше, чем лидер.

 

Стратегии для  обитателей ниш

Фирма обслуживает небольшие  сегменты рынка, и не составляет особой конкуренции крупным фирмам. Ее особенность  – это специализация на конкретном товаре/услуге. В последнее время  этой стратегии стали уделять  внимание и большие фирмы.

Компания, облюбовавшая определенную нишу, добивается существенного увеличения добавленной стоимости и прибыли; она ориентируется на высокую  марку прибыли, в то время как  компании, действующие на массовых рынках, на большие объемы прибыли.

Ключевая идея ниши — специализация. Компании, которые оперируют в  нишах, выбирают одну из следующих ролей:

1.  Специализация по конечным пользователям Специализация по вертикали.

2.  Специализация в зависимости от размеров и важности клиентов. Компания направляет усилия на обслуживание мелких, средних или крупных клиентов.

3.  Географическая специализация. Компания продает товары/услуги в определенной местности или регионе.

4.  Продуктовая специализация. Компания производит только определённый продукт или собственную единую товарную линию. Специализация на индивидуальном обслуживании потребителей.

5.  Специализация на определенном соотношении качества и цены. Компания занимается производством либо высококачественной, либо дешевой продукции.

6.  Специализация на обслуживании. Фирма предлагает одну или несколько уникальных услуг, которые не предоставляются её конкурентами.

7.  Специализация на каналах распределения. Фирма специализируется на разработке единственного канала сбыта. Поскольку положение в нише может измениться, компания должна позаботиться о создании новых ниш. Стоит заметить, что, оперируя на двух и более нишах, компания увеличивает свои шансы на выживание в атмосфере жесткой конкуренции.

Чтобы достичь  успеха в современной экономике, фирма должна ориентироваться на своих конкурентов, т.е. избегать их сильных сторон и искать их слабые места, чтобы затем начать маркетинговую  атаку на эти слабые места. Фирма  совсем не обязательно должна быть самой лучшей в каждой сфере своей  деятельности. Можно сфокусировать  свои усилия в нескольких сферах, достичь  в них отличных результатов, и  даже лидировать, а в остальных  быть «на вторых ролях»

 

2. Стратегический  анализ предприятия в условиях  конкуренции

2.1 Стратегическое  управление предприятием в условиях  сверхконкуренции

Стратегическое  управление - комплекс мер, разрабатываемых  предприятием для осуществления  перспективных планов развития производства, коллектива, ожидаемых объема продаж и прибыли. Стратегическое управление в современных условиях является прерогативой лишь для немногих предприятий, способных изменить факторы не только внутренней, но и внешней среды, исходя из "философии" существования  фирмы, ее миссии. Среди потенциально управляемых факторов внешней среды  следует назвать конкурентов, влияние на которых осуществимо опосредованно: через потребителей.

Стратегическое управление должно быть направлено на поддержание  конкурентоспособности предприятия, определяемое многими факторами: качество, цена продукции, динамика ее выпуска, мотивация  потребительской деятельности предприятия, качество рабочей силы и т.д. Оценка данных факторов, определение приоритетных, их взаимосвязь, а также анализ конкурентов, сегментация рынка, решение о выпуске товаров исходя из рыночной среды работы предприятия - отправная точка стратегического управления в рамках конкурентной стратегии фирмы.

Сверхконкуренция проявляется в различных аспектах деятельности фирмы как во внутренней среде, так и во внешнем окружении: появление новых технологий, «ноу-хау», быстрое изменение товарных рынков и потребительских концепций, проявляющееся в отраслевой отечественной и зарубежной конкуренции, изменяющихся систем в области познания. Стратегическое управление в этой связи должно основываться на непрерывной оценке рынка, учитывающей временной параметр конкуренции, что будет залогом гибкой и адекватной успешной адаптации предприятия в современной сверхконкурентной среде.

Большинство классических подходов к стратегическому управлению не уделяют достаточного внимания связи  между формулировкой целей компании и мерами по их реализации, а также  механизмам контроля достижения этих целей.   Ситуация усугубляется также тем, что многие руководители компаний до сих пор используют только прямые финансовые показатели деятельности для принятия решений. Но с их помощью нельзя предсказывать будущее, так как они по большей части ориентированы на прошлое и содержат мало контрольной информации, необходимой для принятия стратегических решений. Только в случае рассмотрения причин финансовых неудач (пониженный спрос, несовершенство процессов и т. д.) можно на ранней стадии определить тревожные отклонения, влияющие на достижение стратегических целей.

2.2 Угрозы для  предприятия. Конкурентные силы

Существует пять конкурентных сил, определяющих привлекательность  отрасли и позиции данной организации  в конкурентной борьбе, а именно:

1. Вход конкурентов (Entry of competitors). Насколько легко или трудно для новых участников начать конкурировать, какие существуют барьеры .

2. Угроза товаров-заменителей (Threat of substitutes). Насколько просто заменить продукт или услугу, в частности, удешевить.

3. Рыночная власть покупателей (Bargaining power of buyers). Насколько сильно положение покупателей. Могут ли они совместно заказывать большие объемы продукции.

4. Рыночная власть поставщиков (Bargaining power of suppliers). Насколько сильно положение продавцов. Много ли существует потенциальных поставщиков или только несколько, монополия?

5. Конкуренция  среди существующих игроков (Rivalry among the existing players). Присутствует ли сильная конкуренция между существующими игроками? Есть ли доминирующий игрок или все равны по силе и размеру.

Как именно действуют на предприятия  эти силы можно увидеть на рис.2.

Рисунок 2

Прибыльность отрасли  в целом определяется действием  вышеописанных пяти сил, поскольку  именно они воздействуют на цены, издержки и уровень необходимых инвестиций действующих в отрасли компаний- все эти элементы являются также составляющими доходности капиталовложений. Рыночная власть покупателей самым непосредственным образом влияет на то, какие цены компания может устанавливать на свою продукцию. Точно так же влияет на цены угроза со стороны продуктов-заменителей (субститутов). Рыночная власть покупателей также определяет размеры издержек и инвестиций- «влиятельные» покупатели требуют дорогостоящего обслуживания. Стоимость сырья и других материалов зависит от рыночной власти поставщиков. Интенсивность соперничества также влияет на цены, равно как и на издержки конкуренции, в таких сферах, как производство, разработка продукта, реклама и торговля. Постоянная угроза появления новых конкурентов ограничивает рост цен и определяет необходимый стартовый уровень инвестиций, что является инструментом сдерживания притока новых конкурентов.

Модель конкурентных сил  Портера является, вероятно, одним  из наиболее часто используемых инструментов бизнес стратегии. Она доказала свою полезность во многих случаях. Модель Портера особенно сильна в аспекте  “снаружи внутрь”. 

 

2.3 Методы стратегического  анализа

Мы уже рассмотрели  виды конкуренции и 5 конкурентных сил, влияющих на предприятие. В условиях конкуренции предприятию важно  иметь стратегический план. Для того, чтобы выбрать стратегию, которой будет придерживаться предприятие, нужно провести стратегический анализ. Существуют несколько видов стратегического анализа. Рассмотрим их.

Информация о работе Конкурентные стратегии современных предприятий