Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:17, контрольная работа
Задание 1. Опишите сущность, цели, задачи и формы планирования деятельности организации
Формулировка стратегических, тактических и текущих целей предприятия, разработка планов его развития, конкретизация ожидаемых результатов, расчет предполагаемых значений основных технико-экономических показателей – все это составляет содержание процесса планирования.
Задание 1. Опишите сущность, цели, задачи и формы планирования деятельности организации..................................................................................... 3
Задание 2. Охарактеризуйте сущность, классификацию, показатели и методы калькулирования себестоимости продукции. Определите особенности определения себестоимости продукции в вашей организации.......................... 8
Задание 3 ....................................................................................................... 17
Задание 4 .......................................................................................................
Экономика
организации (предприятия) – контрольная
работа
Вариант № 25
ПЛАН
Задание
1. Опишите сущность, цели, задачи и
формы планирования деятельности организации...................
Задание
2. Охарактеризуйте сущность, классификацию,
показатели и методы калькулирования
себестоимости продукции. Определите
особенности определения себестоимости
продукции в вашей организации...................
Задание
3 ..............................
Задание
4 ..............................
Список
использованных источников ..............................
Задание 1. Опишите
сущность, цели, задачи
и формы планирования
деятельности организации
Формулировка стратегических, тактических и текущих целей предприятия, разработка планов его развития, конкретизация ожидаемых результатов, расчет предполагаемых значений основных технико-экономических показателей – все это составляет содержание процесса планирования.
Под планированием деятельности предприятия (организации) понимают научное обоснование социально-экономических целей развития этого предприятия и разработку наилучших способов их осуществления с учетом требований рынка при эффективном использовании ограниченных производственных ресурсов.
Целью планирования является обоснование роста прибыли предприятия, эффективности производства, повышение конкурентоспособности и мотивировка расширенного воспроизводства.
Рабочее место, бригада, участок, цех, производство, отдел и предприятие – все это представляют собой объекты планирования.
Предметами планирования выступают спрос и производство продукции (услуг); потребность предприятия в трудовых, материальных, интеллектуальных и финансовых ресурсах; активы и пассивы баланса предприятия; доход, прибыль, цена, себестоимость; экономическая эффективность производства, инноваций, капитала, инвестиций; социально-экономическое и техническое развитие предприятия.
Предпосылками (условиями) планирования являются формирование нормативной базы, систематизированный учет выполнения планов, наличие правового обеспечения экономической деятельности предприятия, стандартизация и унификация плановых процедур, компьютеризация.
Выделяют следующие важные задачи планирования на предприятии:
а) экономические:
- производство конкурентоспособной продукции и обеспечение потребностей рынка;
- увеличение объема и доли продаж на рынке за счет производства новой высококонкурентной продукции (работ, услуг) и осуществления маркетинговой деятельности;
- обеспечение прибыли, финансовой устойчивости и рентабельности капитала за счет эффективного использования применяемых ограниченных производственных ресурсов и на основе активизации инновационно-инвестиционной деятельности и приращения капитала;
б) социальные:
- обеспечение роста оплаты труда работников предприятия в сочетании с опережающим ростом производительности труда;
- создание новых рабочих мест;
в) экологические:
- охрана среды обитания и окружающей среды. План развития деятельности предприятия включает:
- определение цели деятельности предприятия и его структур на плановый период;
- аргументацию средств достижения цели;
- обоснование методов увязки целей и средств их достижения;
- определение этапов и сроков выполнения работ;
- установление исполнителей плана по срокам и видам работ;
- мотивацию методов, сроков и средств контроля за выполнением плана.
Главной проблемой предприятия, которая разрешается посредством планирования, является содержание производства (что, как и для кого производить?). При решении главной проблемы нужно ответить на следующие вопросы: что представляет анализируемое предприятие по производственному и научно-техническому потенциалу? Кто его конкуренты и клиенты – потребители продукции? Каким должно быть предприятие? Процессу планирования предшествует разработка стратегии развития предприятия. Стратегия развития предприятия отражает цели и средства его перспективного функционирования во взаимодействии с внешней средой и воплощается в стратегическом планировании и прогнозировании. Важность прогнозирования процессов развития предприятия в условиях рыночных отношений определяется:
- требованием адаптации предприятия к изменяющейся внешней рыночной среде;
- необходимостью выработки эффективной стратегии и тактики поведения предприятия на различных рынках;
- требованием достижения финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта в случае возникновения неблагоприятной рыночной ситуации;
- необходимостью обеспечения экономического роста на предприятии в благоприятной рыночной конъюнктуре.
Стратегия, являясь средством формирования целей предприятия и способов их достижения, позволяет предвидеть перспективу развития предприятия; более рационально использовать все ресурсы предприятия; целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую и инновационно-инвестиционную политику на предприятии; своевременно обновлять номенклатуру и ассортимент продукции, повышать ее конкурентоспособность в соответствии с конъюнктурой рынка; повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия; избежать риска банкротства.
Для обеспечения непрерывного планирования, а также взаимодействия предприятия с окружающей средой разрабатывается система планов. Классификация видов плана осуществляется:
- по формам представления признаку цели – планы для развития и повышения эффективности производства, реконструкции, осуществления инновационной и инвестиционной деятельности, планы по повышению финансового уровня предприятия;
- содержанию плановых решений – планы стратегические, тактические (текущие), оперативно-производственные и бизнес-планы;
- времени действия – планы долгосрочные (более 5 лет), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), краткосрочные (менее 1 года, на квартал, месяц);
- уровням управления – планы предприятия, цеха, участка, бригады, отдела, рабочего места;
- сферам планирования – планы производства продукции, развития персонала, капитала, инвестиций, финансов, сбыта, закупок;
- видам продукции – планы освоенной продукции, находящейся в процессе освоения, и проектируемой – для освоения продукции.
При изменении внешних и внутренних условий реализации плана планирование превращается в непрерывную корректировку плана с целью адаптации (приспособления) предприятия к изменяющимся рыночным условиям.
Методология планирования развития предприятия определяет основные принципы и методы проведения плановых расчетов, раскрывает логику формирования планов и логику их осуществления.
Принципы – это основополагающие правила планирования, т.е. исходные положения формирования и осуществления планов развития предприятия с точки зрения их целенаправленности, системности, структуры. Иными словами – это основные требования, которые должны выполняться при разработке планов.
Методы – способы, приемы, используемые при разработке планов и программ развития предприятия. Они выступают в качестве инструмента, позволяющего реализовывать методологические принципы планирования.
Логика – упорядоченная последовательность действий при обосновании плановых решений.
Научно обоснованное планирование развития предприятия подразумевает выполнение принципов:
- системности – процесса выработки и обоснования любого планового решения, исходя из определения общих целей предприятия и подчинения деятельности структур достижению этих целей;
- непрерывности и гибкости – внесения уточнений в составленный план, обеспечивающих корректировку и адаптацию планов к рыночным условиям;
- эффективности, экономичности и многовариантности выбора действий, обеспечения сочетания затрат и результатов производства;
- взаимной увязки, координации и достижения органического единства планов предприятия и его подразделений, на основе оптимального сочетания планирования «сверху – вниз» и «снизу – вверх», что обеспечивает согласование внутрипроизводственного планирования с текущим планированием производства всего предприятия;
- выделения ведущих звеньев и приоритетов – разработки и производства новых конкурентоспособных видов продукции на основе активизации инновационно-инвестиционной деятельности предприятия;
- комплексности – рассмотрения всех сторон объекта исследования в его связи и зависимости с другими экономическими процессами и явлениями, учета всех принципов планирования и взаимоувязки всех видов и составляющих частей плана;
- сбалансированности и пропорциональности показателей плана, установления и обеспечения соблюдения их пропорций;
- научности – достоверной информации и использования научно проверенных методов планирования.
Различают директивное, стратегическое и индикативное планирование.
Директивное планирование – это жесткое планирование развития с помощью командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач, которые согласуются с политической волей руководства страны и реализуются через законы, указы, приказы, распоряжения с последующим административным контролем их выполнения. Преимущества директивного планирования: нацеленность его на решение важнейших задач; возможность концентрации капитала и маневренность ресурсами в больших масштабах. Недостатки: субъективный характер планирования, который снижает мотивацию принятия трудовыми коллективами напряженных планов; отсутствие прямых и непосредственных связей предприятий с рынками, а также исключение объективного характера влияния на план форс-мажорных обстоятельств, инфляции и колебаний в функционировании бюджетно-кредитной системы.
Стратегическое планирование на микроуровне – это способ определения наиболее важных целей функционирования предприятия и значений показателей по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития предприятия, а также способ формирования механизмов, обеспечивающих выработку средств и ресурсов по достижению этих целей на длительную перспективу. Среди целей стратегического планирования развития предприятия могут быть повышение уровня конкурентоспособности, снижение материало- и энергоемкости продукции, активизация инновационно-инвестиционной деятельности предприятия, завоевание новых рынков. Стратегическое планирование представляет собой адаптивный процесс корректировки решений в соответствии с происходящими изменениями в экономике страны, партнеров и конъюнктуре рынка.
Индикативное планирование – основной рабочий инструмент по реализации целей и задач, поставленных в стратегическом плане развития предприятия на кратко- и среднесрочный периоды путем реализации показателей-индикаторов с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. Данная форма планирования не носит жесткого директивного характера.
Таким образом, система планирования деятельности предприятия представляет собой совокупность взаимосвязанных планов по видам, формам, объектам и предметам планирования, в которых реализуются принципы и методы планирования, основные цели и задачи развития предприятия.
Информация о работе Контрольная работа по "Экономика организации"