Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:27, курс лекций
Предприятие ‑ самостоятельный хозяйствующий субъект (коммерческая организация) ведущий ту или иную деятельность с целью реализации результатов своей деятельности, созданный в соответствие с действующим законодательством РФ, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
1. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ – ВЕДУЩЕЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
1.1 РОЛЬ И МЕСТО ПРЕДПРИЯТИЯ В ОБЩЕСТВЕ
1.2 ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.3 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
2. РЕСУРСЫ И ИЗДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА – СОСТАВ И ИСТОЧНИКИ?
2.1.1 Экономическое содержание, состав и структура основных средств
2.1.2 Учет и оценка основных средств
2.1.3. Износ и амортизация основных средств
2.1.4 Показатели эффективности использования основных средств
2.2 ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2.1 Экономическое содержание и структура оборотных средств
2.2.2 Кругооборот и оборачиваемость оборотных средств
2.2.3 Определение потребности предприятия в оборотных средствах
2.3 ОРГАНИЗАЦИЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА
2.3.1 Содержание и задачи нормирования труда [1]
2.3.2 Норма времени и ее элементы [1]
2.3.3 Методы установления норм времени [1]
2.3.4 Нормы труда в управлении производством [1]
2.4 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА
2.4.1 Сущность, функции и принципы организации заработной платы [2,3]
2.4.2 Тарифная система оплаты труда [2,3]
2.4.3 Оплата труда рабочих [2]
2.4.4 Формы и системы оплаты труда [1]
2.4.5 Бестарифная система оплаты труда [1]
2.4.6 Оплата труда специалистов, служащих, руководителей [2]
2.5 ЗАТРАТЫ И ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.5.1 Затраты и их классификация
2.5.2 Калькуляция себестоимости продукции предприятия
2.5.3 Современные методы исчисления затрат и управление себестоимостью
2.6 ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.6.1 Организация финансов предприятия
2.6.2 Доходы и расходы предприятия
2.6.3 Прибыль и рентабельность предприятия
2.6.4 Налогообложение предприятия
2.6.5 Финансовая отчетность предприятия
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
3.1 КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1.1 Сущность организации производства
3.1.2 Предприятие как организационная система
НУМЕРАЦИЯ ФОРМУЛ И ТАБЛИЦ?
3.2 ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЦИКЛА СОЗДАНИЯ И ОСВОЕНИЯ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ
3.2.1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЦИКЛА СОЗДАНИЯ И ОСВОЕНИЯ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ.
3.2.2 Виды эффекта от сокращения цикла СОНТ
3.2.3 Планирование цикла СОНТ
3.2.4 Организация НИОКР
3.2.5 Оценка эффективности НИОКР
3.3 ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА НОВЫХ ИЗДЕЛИЙ
3.3.1 Конструкторская подготовка производства новых изделий
3.3.2 Технологическая подготовка производства новых изделий
3.3.3 Организационная подготовка производства новых изделий
3.3.4 Освоение выпуска новых изделий
НА СТАДИИ ОСВОЕНИЯ
3.4 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
3.4.1 Производственный процесс и принципы его организации
3.4.2 Производственный цикл и его структура
3.4.3 Организация производственного процесса во времени
3.4.4 Организация производственного процесса в пространстве. Производственная структура предприятия
3.5 ТИПЫ ПРОИЗВОДСТВА И ИХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
3.5.1 Общая характеристика типов производства
3.5.2 Организация поточного и автоматизированного производства
3.6 ОРГАНИЗАЦИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА И ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ХОЗЯЙСТВ
3.6.1 Организация инструментального хозяйства
3.6.2 Организация ремонтной службы предприятия
3.6.3 Организация энергетического хозяйства предприятия
3.6.4 Организация транспортного хозяйства предприятия
3.6.5 Организация складского хозяйства предприятия
3.6.6 Организация материально-технического снабжения предприятия
3.7 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОЦЕНКА ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
4. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
4.1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
4.1.1Управление как совокупность взаимодействия субъектов и объектов управления для достижения целей управления
4.1.2 Понятие и классификация функций управления
4.1.3 Содержание процесса управления
4.1.4 Методы управления
4.1.5 Структура и процесс принятия решения. Иерархия управления. Распределение полномочий при принятии решений
4.1.6 Риск при принятии решений
4.2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ РЫНКА
4.2.1 Методы управления, применяемые предприятиями при различных уровнях нестабильности рынка
4.2.2 Выбор и оценка стратегической позиции предприятия на рынке
4.2.3 Управление портфелем СЗХ предприятия
4.3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
4.3.1 Линейная структура управления
4.3.2 Функциональная структура управления
4.3.3 Линейно-функциональная структура управления
4.3.4 Дивизиональная структура управления
4.3.5 Матричная структура управления
4.3.6 Множественная структура управления
4.3.7 Сравнение структур управления
4.4 ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ
4.4.1 Определение маркетинга. Процесс управления маркетингом
4.4.2 Маркетинговый подход к управлению
4.4.3 Разработка комплекса маркетинга
4.5 ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКОЙ И КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
4.5.1 Определение логистики. Основные термины и понятия
4.5.2 Определение качества. Основные термины и понятия
4.5.3 Процесс управления качеством
5 КОММЕРЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
5.1 РОЛЬ ЛИЗИНГА В РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
5.2 ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА
5.3 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Конспект лекций
«экономика и организация производства»
Содержание
1. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ – ВЕДУЩЕЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
1.1 РОЛЬ И МЕСТО ПРЕДПРИЯТИЯ В ОБЩЕСТВЕ
1.2 ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.3 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
2. РЕСУРСЫ И ИЗДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА – СОСТАВ И ИСТОЧНИКИ?
2.1.1 Экономическое содержание, состав и структура основных средств
2.1.2 Учет и оценка основных средств
2.1.3. Износ и амортизация основных средств
2.1.4 Показатели эффективности использования основных средств
2.2 ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2.1 Экономическое содержание и структура оборотных средств
2.2.2 Кругооборот и оборачиваемость оборотных средств
2.2.3 Определение потребности предприятия в оборотных средствах
2.3 ОРГАНИЗАЦИЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА
2.3.1 Содержание и задачи нормирования труда [1]
2.3.2 Норма времени и ее элементы [1]
2.3.3 Методы установления норм времени [1]
2.3.4 Нормы труда в управлении производством [1]
2.4 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА
2.4.1 Сущность, функции и принципы организации заработной платы [2,3]
2.4.2 Тарифная система оплаты труда [2,3]
2.4.3 Оплата труда рабочих [2]
2.4.4 Формы и системы оплаты труда [1]
2.4.5 Бестарифная система оплаты труда [1]
2.4.6 Оплата труда специалистов, служащих, руководителей [2]
2.5 ЗАТРАТЫ И ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.5.1 Затраты и их классификация
2.5.2 Калькуляция себестоимости продукции предприятия
2.5.3 Современные методы исчисления затрат и управление себестоимостью
2.6 ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.6.1 Организация финансов предприятия
2.6.2 Доходы и расходы предприятия
2.6.3 Прибыль и рентабельность предприятия
2.6.4 Налогообложение предприятия
2.6.5 Финансовая отчетность предприятия
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
3.1 КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1.1 Сущность организации производства
3.1.2 Предприятие как организационная система
НУМЕРАЦИЯ ФОРМУЛ И ТАБЛИЦ?
3.2 ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЦИКЛА СОЗДАНИЯ И ОСВОЕНИЯ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ
3.2.1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЦИКЛА СОЗДАНИЯ И ОСВОЕНИЯ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ.
3.2.2 Виды эффекта от сокращения цикла СОНТ
3.2.3 Планирование цикла СОНТ
3.2.4 Организация НИОКР
3.2.5 Оценка эффективности НИОКР
3.3 ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА НОВЫХ ИЗДЕЛИЙ
3.3.1 Конструкторская подготовка производства новых изделий
3.3.2 Технологическая подготовка производства новых изделий
3.3.3 Организационная подготовка производства новых изделий
3.3.4 Освоение выпуска новых изделий
НА СТАДИИ ОСВОЕНИЯ
3.4 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
3.4.1 Производственный процесс и принципы его организации
3.4.2 Производственный цикл и его структура
3.4.3 Организация производственного процесса во времени
3.4.4 Организация производственного процесса в пространстве. Производственная структура предприятия
3.5 ТИПЫ ПРОИЗВОДСТВА И ИХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
3.5.1 Общая характеристика типов производства
3.5.2 Организация поточного и автоматизированного производства
3.6 ОРГАНИЗАЦИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА И ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ХОЗЯЙСТВ
3.6.1 Организация инструментального хозяйства
3.6.2 Организация ремонтной службы предприятия
3.6.3 Организация энергетического хозяйства предприятия
3.6.4 Организация транспортного хозяйства предприятия
3.6.5 Организация складского хозяйства предприятия
3.6.6 Организация материально-технического снабжения предприятия
3.7 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОЦЕНКА ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
4. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
4.1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
4.1.1Управление как совокупность взаимодействия субъектов и объектов управления для достижения целей управления
4.1.2 Понятие и классификация функций управления
4.1.3 Содержание процесса управления
4.1.4 Методы управления
4.1.5 Структура и процесс принятия решения. Иерархия управления. Распределение полномочий при принятии решений
4.1.6 Риск при принятии решений
4.2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ РЫНКА
4.2.1 Методы управления, применяемые предприятиями при различных уровнях нестабильности рынка
4.2.2 Выбор и оценка стратегической позиции предприятия на рынке
4.2.3 Управление портфелем СЗХ предприятия
4.3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
4.3.1 Линейная структура управления
4.3.2 Функциональная структура управления
4.3.3 Линейно-функциональная структура управления
4.3.4 Дивизиональная структура управления
4.3.5 Матричная структура управления
4.3.6 Множественная структура управления
4.3.7 Сравнение структур управления
4.4 ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ
4.4.1 Определение маркетинга. Процесс управления маркетингом
4.4.2 Маркетинговый подход к управлению
4.4.3 Разработка комплекса маркетинга
4.5 ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКОЙ И КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
4.5.1 Определение логистики. Основные термины и понятия
4.5.2 Определение качества. Основные термины и понятия
4.5.3 Процесс управления качеством
5 КОММЕРЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
5.1 РОЛЬ ЛИЗИНГА В РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
5.2 ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА
5.3 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1. Производственное предприятие – ведущее звено экономического развития страны
1.1 Роль и место предприятия в обществе
Предприятие ‑ самостоятельный хозяйствующий субъект (коммерческая организация) ведущий ту или иную деятельность с целью реализации результатов своей деятельности, созданный в соответствие с действующим законодательством РФ, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие представляет собой частный случай организации и под этим термином понимается, прежде всего, коммерческая организация, основной целью которой является производственная деятельность (производство продукции, выполнение работ либо услуг) и систематическое получение прибыли.
Существуют и некоммерческие организации, основной целью которых является также производственная деятельность и достижение кого-либо эффекта (главным образом социального, культурного, экологического и т.д.), но не систематическое получение прибыли. В то же время некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность и получать прибыль для удовлетворения своих уставных целей и задач.
Понятие организации – искусственное, то есть они не существуют в природе естественным образом; их нельзя увидеть, потрогать. Это некая договоренность в обществе между людьми об их взаимоотношениях. Основная идея организации – объединение усилий и ресурсов физических лиц одной главной целью для получения синергетического эффекта и достижения этой цели. Их деятельность может осуществляться в различных сферах:
- экономической (коммерческие организации),
- культурной
- социальной
- научной и др.
Синергетический эффект в деятельности организаций представляет собой суммирование усилий его участников. Если они объединены одной целью, то результат их усилий не будет равен простому суммированию усилий всех отдельно взятых участников, а будет иметь значительно большее значение (1+1+1+1+1=9!!!), так как происходит взаимная мотивация, взаимное дополнение и усиление.
Если участники организации не имеют общей цели, то организации как таковой не существует, так как не выполняется главное условие его создания (рис. 1.1, 1.2).
В обобщенном виде целями создания предприятия являются:
1. создание эффекта (результата) для участников (субъектов) организации;
2. создание эффекта (результата) для остальных физических лиц (внешних субъектов).
Рисунок. 1.1 Создание организации – отсутствует главное условие.
Рисунок 1.2 Создание организации – субъекты объединены общей целью.
Если взять во внимание экономический аспект деятельности, то организация будет представлять собой предприятие. С точки зрения экономики, предприятие представляет собой хозяйственную единицу, в которой планомерно и целенаправленно комбинируются ресурсы (факторы производства), чтобы посредством изготовления и реализации продукции (работ, услуг) обеспечить достижение целей этой хозяйственной единицы и ее собственника.
На рис. 1.3 представлена общая схема коммерческой организации.
Рисунок 1.3 Общая схема коммерческой организации.
Производственные предприятия выделяются среди других – транспортных, торговых и др. и характеризуются следующими особенностями:
- они основной поставщик материальных благ;
- осуществляют расширенное воспроизводство, т.е. они позволяют не только накапливать определенные материальные, информационные и другие ценности, но и качественно преобразовывают их, т.е. по существу создают основу развития человеческого общества;
- являются основным донором государства, осуществляя платежи в бюджет;
- формируют покупательную способность населения, выплачивая зарплаты и дивиденды своим работникам и собственникам;
- формируют основные рынки: труда, капитала, сбыта и т.д.
Модель производственного предприятия показана на рис. 1.4
Рисунок 1.4 Модель производственного предприятия.
До середины ХХ в. подход менеджеров к взаимоотношениям фирмы и общества базировался на следующих положениях:
- "Что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества",
- "Дело бизнеса ‑ бизнес",
- Надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыль должна получаться при минимальных ограничениях со стороны общества).
Этот подход был воспринят и обществом. Однако с началом НТР возобладало мнение, что такое отсутствие ограничений порождает серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском труде, минимальной заработной плате, охране труда, антитрестовские и т. д.
В то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического влияния, загрязнения среды и т.д.
Все это привело к значительному усилению контроля за деятельностью фирм. Например в США, фирмы контролируются по следующим направлениям:
- технические характеристики товара, объем производства, загрязнение среды;
- процессы производства (охрана труда, нормы загрязнений, контроль заработной платы, обеспечение занятости);
- поведение в конкуренции (цены, сговор, сокрытие истины);
- прибыль (утаивание, распределение);
- доступ к ресурсам;
- управление (участие рабочих; решения, связанные с занятостью).
В то же время фирма ‑ "генератор богатства" общества (рис. 1.5):
- генерирует товары и покупательную способность для их приобретения,
- поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал,
- создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе,
- обеспечивает собственный рост.
В то же время видны многочисленные связи, и очевидно, что успех фирмы зависит от того, как они отрегулированы, кто и как их регулирует и контролирует.
Рисунок 1.5 Роль фирмы в обществе (фирма ‑ "генератор богатства")
Производственная деятельность в широком смысле ‑ деятельность человека, коллектива людей, государства, направленная на создание новых материальных и иных ценностей.
Общая системотехническая модель производственного процесса показана на рис. 1.6
Рисунок 1.6 Модель производственного процесса
Место производственного процесса в общей схеме воспроизводства отражено на рис.1.7.
Современное промышленное производство – это сложная система с разнохарактерными элементами и взаимосвязями. Его специфика определяется следующими факторами:
- необходимостью учета экономических, технических, политических и экологических характеристик;
- технической и организационной сложностью;
- тесной связью с внешней средой предприятия;
- быстрой номенклатурной обновляемости;
- постоянным ростом значения кадрового потенциала предприятий.
Рисунок 1.7 Роль производственного процесса в системе воспроизводства
Конкретным содержанием управления производственной деятельностью являются, в частности:
- выбор и обоснование производственной структуры предприятия, его производственной мощности, специализации цехов, организации участков, рабочих мест;
Информация о работе Лекции по "Экономика и организация производства"