Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 09:44, курс лекций
Цель дисциплины - изучение организационно-экономических отношений по поводу управления персоналом на уровне организации и ознакомление студентов с теорией и методами работы по управлению персоналом.
Задачи курса:
1) изучение научных основ управления персоналом;
2) обучение формам, методам и правилам работы с персоналом учреждений, организаций и фирм;
3) формирование нового мышления в отношении принципов формирования и использования персонала организации любой формы собственности и механизма управления им;
Тема 1. Предмет и содержание дисциплины «Управление
персоналом организации»……………………………………………………………………3
Тема 2. Персонал организации как объект управления…………………………………4
Тема 3. Маркетинг персонала……………………………………………………………….11
Тема 4. Кадровая политика. Планирование работы с
персоналом организации……………………………………………………………………..15
Тема 5. Прием (найм) персонала. Особенности приема персонала……………….……20
Тема 6. Стратегическое и оперативное управление персоналом…………………….…24
Тема 7. Развитие персонала…………………………………………………………….……34
Тема8. Оценка использования персонала организации…………………………………41
Тема 9. Оценка затрат и эффективности
управления персоналом…………………………………………………………………...….47
Тема 10. Организация оплаты труда и политика
вознаграждения персонала……………………………………………………………...….60
Профессиональная ориентация
— это комплекс взаимосвязанных
экономических, социальных, медицинских,
психологических и педагогических мероприятий,
направленных на формирование профессионального
призвания, выявление способностей, интересов,
пригодности и других факторов, влияющих
на выбор профессии или на смену рода деятельности.
Работа по профориентации имеет своей
целью оказание помощи молодым людям (в
основном учащимся общеобразовательных
школ) и людям, ищущим работу, в выборе
профессии, специальности, места работы
или учебы с учетом склонностей и интересов
людей, их психофизиологических особенностей,
а также с учетом складывающейся конъюнктуры
на рынке труда. Цели профориентации:
оказание помощи молодым людям (в основном
учащимся общеобразовательных школ) и
людям, ищущим работу, в выборе профессии,
специальности, места paботы или учебы
с учетом склонностей и интересов людей,
их психофизиологических особенностей,
а также с учетом складывающейся конъюнктуры
рынка труда.
Задачи профориентации: 1) информирование заинтересованных лиц для облегчения выбора вида профессиональной деятельности;
2) создание условий
для развития профессионально значимых
способностей будущих работников;
3) определение соответствия
психофизиологических и
Основными формами профориентационной работы являются профессиональное просвещение, воспитание осознанной потребности в труде; профессиональная информация; профессиональная консультация; профессиональный отбор.
Профессиональное просвещение
— это начальная
Профессиональная информация — система мер по ознакомлению учащихся и ищущих работу с ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда, перспективами развития видов деятельности, с характером работы по основным профессиям и специальностям, условиями и оплатой труда, профессиональными учебными заведениями и центрами подготовки персонала, а также с другими вопросами получения профессии и обеспечения занятости.
Профессиональная консультация — это оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы путем изучения личности обратившегося за консультацией человека с целью выявления состояния его здоровья, направленности и структуры способностей, интересов и других факторов, влияющих на выбор профессии или направление переобучения.
Профессиональный отбор — участие в найме и отборе персонала с учетом требований конкретных профессий и рабочих мест с целью лучшей профориентации работников.
Управление профессиональной ориентацией строится через формирование и развитие системы органов управления различного уровня.
Профориентационная работа направлена на усиление престижа и привлекательности профессий и специальностей в обществе, в различных социальных группах. При этом следует учитывать, что престиж и привлекательность работы могут быть связаны с авторитетом и популярностью конкретной организации. Она способна формировать свой положительный образ в глазах потенциальных сотрудников в процессе профориентационной работы.
Одной из проблем работы с персоналом в организации при привлечении кадров является управление трудовой адаптацией. В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда.
Адаптация — это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.
Трудовая адаптация — это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором, в отличие от биологического, и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами.
Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами трудового коллектива, тем самым подчиняя свое поведение служебным предписаниям данного предприятия или учреждения.
Однако при поступлении на работу человек уже имеет определенные цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с которыми формирует свои требования к трудовой организации данного предприятия. Реализуя свои требования, работник и трудовая организация взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в результате чего осуществляется процесс трудовой адаптации.
Виды адаптации:
1) профессиональная адаптация
— выражается в определенном
уровне овладения
2) социально-психологическая адаптация — заключается в освоении человеком социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождении в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации. Это включение работника в систему взаимоотношений трудовой организации с ее традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями;
3) общественно-организационная
адаптация — означает освоение
новыми членами трудового
4) культурно-бытовая адаптация
— это участие новых членов
коллектива в традиционных для
данного предприятия
5) психофизиологическая адаптация — это процесс освоения человеком совокупности условий труда. Различают следующие виды психофизиологической адаптации:
а) первичная (при первоначальном
вхождении работника в
б) вторичная (при смене рабочего места без смены или со сменой профессии или при существенных изменениях среды).
В процессе трудовой адаптации работник проходит следующие стадии:
1) ознакомление — когда работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения в коллективе, о членах коллектива;
2) приспособление —
на этом этапе работник
3) ассимиляция — когда
осуществляется полное
4) идентификация —
когда личные цели работника
отождествляются с целями
По характеру идентификации различают 3 категории работников:
1) безразличные;
2) частично идентифицированные;
3) полностью идентифицированные.
Ядро любой трудовой организации составляют полностью идентифицированные работники. Как правило, это ядро составляют наиболее квалифицированные и добросовестные работники, которые в дальнейшем могут исполнять функции наставников.
Управление процессом трудовой адаптации требует проработки в первую очередь трех организационных элементов: 1) структурного закрепления функций управления
адаптацией;
2) технологии процесса управления адаптацией;
3) информационного обеспечения этого процесса.
Организационные решения по технологии процесса управления адаптацией:
1) организация семинаров,
деловых игр, курсов и тому
подобного по различным
2) проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
3) интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, впервые вступающих в эту должность;
4) проведение организационно-
5) специальные курсы подготовки наставников — «школы наставников»;
6) использование методов постепенного усложнения заданий, выполняемых новым работником. Одновременно необходим контроль с конструктивным анализом ошибок, допущенных при выполнении заданий. Целесообразно при этом продумать систему дополнительного поощрения сотрудника за успешное решение поставленных задач;
7) выполнение разовых
поручений по организации
8) выполнение разовых
общественных поручений для
9) подготовка замены кадров при их ротации;
10) проведение в коллективе подразделения специальных ролевых игр по сплочению сотрудников и развитию групповой динамики.
Процесс управления адаптацией требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации.
Направления адаптации:
1) первичная, т.е.
2) вторичная, т.е.
1) в его поведении;
2) в показателях трудовой деятельности, эффективности труда (его количестве, качестве);
3) в усвоении социальной информации и ее практической реализации;
4) в росте всех видов активности (трудовой, общественно-политической, познавательной);
5) удовлетворенности различными
сторонами трудовой
Скорость адаптации зависит от многих факторов. Нормальный срок адаптации для разных категорий работников составляет от одного до трех лет. Неумение войти в трудовую организацию, адаптироваться в ней вызывает явление производственной и социальной дезорганизации.
Условия успешности адаптации:
1) качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;
2) объективность деловой
оценки персонала (как при
3) отработанность
4) престиж и привлекательность профессии, работа по определенной специальности именно в данной организации;
5) особенности организации
труда, реализующие
6) наличие отработанной системы внедрения новшеств;
7) гибкость системы
обучения персонала,
8) особенности социально-
9) личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т.п. Факторы трудовой адаптации — это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результаты этого процесса. Факторы делятся на субъективные и объективные.
Объективные — это факторы (в трудовой организации, связанные с производственным процессом), которые в меньшей степени зависят от работника. Это уровень организации труда, механизация и автоматизация производственных процессов, санитарно-гигиенические условия труда, размер коллектива и т.д.
К субъективным (личностным) факторам относятся:
1) социально-демографические
характеристики работника (пол,
2) социально-психологические (уровень притязаний, готовность трудиться, практичность, быстрота ориентации в производственной ситуации, самоконтроль и умение действовать рационально, коммуникабельность и т.д.);
3) социологические(степень
профессионального интереса, степень
моральной и материальной
4. Расстановка кадров на предприятии.
Подбор и расстановка кадров — одна из важнейших функций управленческого цикла, выполняемых руководящим составом организации.