Малый бизнес: характерные черты и проблема развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие малого и среднего предпринимательства - одно из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней при решении вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем. Поддержка малого и среднего бизнеса является ключевой задачей для стабильного и долговременного развития страны.

Содержание

Введение
3
1 Малый бизнес: сущность, государственная поддержка.
5
1.1 Сущность, виды и роль в современных условиях.
5
1.2 Государственная поддержка.
9
2 Развитие малого бизнеса в Республике Башкортостан.
14
2.1 Анализ состояния малого бизнеса в РБ.
14
2.2 Анализ малого бизнеса в разрезе муниципальных образований.
18
3 Проблемы малого бизнеса и пути их решения.
26
3.1 Проблема развития малого бизнеса в РФ.
26
3.2 Механизмы поддержания малого бизнеса в РФ.
27
Заключение
32
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 195.38 Кб (Скачать документ)

 

 

Экономико-математический  факультет

Кафедра экономической теории и анализа

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика предприятия»

на тему «Малый бизнес: характерные черты и проблема развития в России» 

 

 

 

Выполнил: студент 2 курса

Проверил:

 

 

 

2012

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1 Малый бизнес: сущность, государственная поддержка.

5

1.1 Сущность, виды и роль в современных условиях.

5

1.2 Государственная поддержка.

9

2 Развитие малого бизнеса  в Республике Башкортостан.

14

2.1 Анализ состояния малого  бизнеса в РБ.

14

2.2 Анализ малого бизнеса  в разрезе муниципальных образований.

18

3 Проблемы малого бизнеса  и пути их решения.

26

3.1 Проблема развития малого  бизнеса в РФ.

26

3.2 Механизмы поддержания  малого бизнеса в РФ.

27

Заключение

32

Список использованных источников

33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие малого и среднего предпринимательства - одно из наиболее значимых направлений  деятельности органов власти всех уровней  при решении вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения  социальных проблем. Поддержка малого и среднего бизнеса является ключевой задачей для стабильного и долговременного развития страны.

Мировой опыт свидетельствует  о том, что эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от оптимального сочетания в ней малого, среднего и крупного бизнеса. При сохранении относительно устойчивого соотношения  между различными группами компаний примерно с 70-х гг. прослеживается тенденция  к смене лидерства в качественном структурном преобразовании экономической  системы, которое все больше переходит  от крупных фирм к малому бизнесу. Объясняется это, в первую очередь, принципиальными изменениями в  характере современного научно-технического прогресса. Эту тенденцию следовало  бы максимально использовать в современной  российской экономике, направив материальные, финансовые и организационные усилия государства на ускоренное развитие малого предпринимательства, являющегося  массовой базой и интегральным элементом  конкурентного рыночного механизма.

Конкуренция является основным условием работы малых  и средних  предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает  предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые  технологии.

В  целом,  ведущую  роль  в  национальном  хозяйстве  играют  крупные  предприятия,  но  основное  число  предприятий  представлено  малыми  и  средними  предприятиями.

Малые предприятия не являются антиподом крупных предприятий. Они как бы дополняют последние, являясь составной частью всего  общественного капитала. Рыночная экономика, и об этом свидетельствует мировой опыт, предполагает тесное взаимодействие и интеграцию крупных и мелких хозяйственных единиц при разграничении функций между ними. Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции. Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, в нишах рыночного пространства. Если крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые придают хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.

Целью данной работы является выявление основных характеристик малого бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым бизнесом в современных рыночных отношениях.

Для достижения поставленной цели необходимо  решить следующие  задачи:

  1. выявить основные характеристики малого бизнеса;
  2. анализ основных методов государственной поддержки малого бизнеса;
  3. проанализировать состояние малого бизнеса в республике

Башкортостан;

  1. рассмотреть проблемы становления малого бизнеса и путей выхода из

данной ситуации;

Предмет исследования –  характерные черты малого бизнеса  и проблема развития в России.

Объект исследования –  малый бизнес в России.

 

 

 

1 Малый бизнес: сущность, государственная поддержка

 

    1. Сущность, виды и роль в современных условиях

 

В настоящее время в  экономике России одновременно функционируют  крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, потому что во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует большое число небольших предприятий разнообразного профиля.

Для современной экономики  характерна сложная комбинация разных по масштабам производств: крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, создание которых определяется многими факторами. С одной сторон, устойчивый научно-технический прогресс имеет тенденцию к концентрации производства. Именно крупные фирмы  располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические  разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

С другой стороны, в последнее  время наблюдается небывалый  рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется  значительных капиталов, больших объемов  оборудования и кооперации множества  работников. Это особенно характерно для наукоемких производств, а также  отраслей, связанных с производством  потребительских товаров.

В одном из современных  экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим  образом: «Малое предприятие - небольшое  предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю, в общем, по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».

Отличительными особенностями  малого предпринимательства являются:

- способность к более быстрой адаптации к местным условиям хозяйствования;

- большая независимость действий;

- гибкость и оперативность в принимаемых решениях;

- невысокие затраты на управление;

- низкая потребность в  капитале;

- способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков.

- локальный район действия;

- относительно небольшой  размер по отношению к отрасли  в целом.

В России предпринимательской  деятельностью, согласно ГК РФ, могут  заниматься как физические (граждане), так и юридические (предприятия) лица. Необходимым правовым условием предпринимательской деятельности является ее государственная регистрация. К категории малого предпринимательства  относятся коммерческие предприятия, в основном частной собственности, потому что в соответствии с ГК РФ доля государственной собственности  в этих предприятиях не должна превышать 25%.

Существуют количественные и качественные характеристики отнесения  к малому бизнесу. Самыми распространенными количественными  критериями (показателями) являются число занятых на предприятии и оборот (продажа, активы и прибыль).

В США, например, предприятия  до 10 занятых считаются мельчайшими, от 10 до 50 – мелкими, а от 50 до 500 –  средними. Под малым бизнесом в США понимают мелкие и средние предприятия. Кроме этого, верхний предел меняется в зависимости от принадлежности к той или иной отрасли. Объем годового дохода предприятий малого бизнеса не должен превышать 20млн. долл.

В странах Европейского Союза (ЕС) до недавнего времени потолок  малого бизнеса значительно колебался  по странам (во Франции – до 500 занятых, а в Великобритании – до 200). Но в настоящее время во всех странах  ЕС малыми предприятиями считаются  предприятия с числом занятых  до 50 человек, а средними – до 250 занятых. Годовой оборот предприятий не должен превышать соответственно 7 млн. евро (для малых фирм) и 40 млн. евро (для  средних фирм). 

В июле 2007г. Государственной  Думой был принят Федеральный  закон № 209 “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, в котором впервые в России был узаконен статус среднего предприятия. Теперь для субъектов малого и среднего предпринимательства определены следующие критерии (п. 2 ст. 4).:

  1. от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для

средних предприятий;

  1. до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых

предприятий выделяются микро  предприятия – до пятидесяти человек1

Второе новшество Закона состоит во введении еще одного показателя – выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовой остаточной стоимости активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год. Количественно эти показатели будут устанавливаться Правительством РФ один раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Пороговые ограничения на размер выручки сектора малого и среднего предпринимательства:

- микропредприятия (от 1 до 15) – 65 млн. руб.;

- малые предприятия (от 16 до 100) – 250 млн. руб.;

- средние предприятия (от 101 до 250) – 1550 млн. руб.;

Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также

физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица.

Содержание учредительных  документов малых предприятий выявило  ряд особенностей. В 80 – 90 случаях  из 100 создается малое предприятие, основанное на частной или смешанной (частной и государственной) форме собственности.

В зависимости от того какой  вид деятельности и какую стратегию  поведения выбирает предприятие  на рынке, в экономике развитых стран  выделяют малые предприятия –  коммутанты, патиенты, эксплеренты.

Малые предприятия – коммутанты, как правило специализируются на изготовлении отдельных узлов и  деталей, иногда осуществляют промежуточную  сборку. Они тесно взаимодействуют  с крупными предприятиями через  системы кооперационных связей и  субподряда. С помощью этих предприятий  крупное производство освобождается  от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые  предприятия этой группы находятся  в непосредственной зависимости  от крупных и ведут жесткую  конкурентную борьбу между собой.

Предприятия – патиенты специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной  в основном на локальные рынки  сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и  материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, а иногда могут составить им серьезную  конкуренцию высоким качеством  выпускаемого продукта.

Эксплеренты, или рисковые фирмы, или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением  технических открытий, производством опытных партий товаров.2

О роли малого бизнеса в  экономике свидетельствуют его  функции. Главной экономической  функцией малого бизнеса является создание широкого спектра товаров и услуг  в условиях быстрой дифференциации и индивидуализации потребительского спроса. Невозможно представить современную  экономику без хорошо развитого  малого бизнеса. С одной стороны, он в какой-то мере противостоит крупному бизнесу, и с этой точки зрения делает экономику более гибкой, помогает ей быстрее приспособиться к конъюктурным изменениям, к меняющейся моде и  вкусам потребителей, к структурной  перестройке экономики. С другой стороны – значительная часть  мелких и средних предприятий сотрудничает с крупным бизнесом, дополняя и укрепляя его, тем самым помогая ему преодолеть технический консерватизм.

Особенно наглядно можно  проследить роль малого предпринимательства  в период становления этого сектора  в нашей стране, при переходе от административно-командной экономики  к рыночному хозяйству. Развитие малых предприятий способствовало насыщению рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и регионального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно-технического прогресса, повышению экспортного потенциала. Малые предприятия позволяют расширить сферу приложения труда, создать новые возможности для трудоустройства незанятого населения и высвобождаемых работников с неэффективно действующих предприятий.

Информация о работе Малый бизнес: характерные черты и проблема развития в России