Малый бизнес: характерные черты и проблема развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие малого и среднего предпринимательства - одно из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней при решении вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем. Поддержка малого и среднего бизнеса является ключевой задачей для стабильного и долговременного развития страны.

Содержание

Введение
3
1 Малый бизнес: сущность, государственная поддержка.
5
1.1 Сущность, виды и роль в современных условиях.
5
1.2 Государственная поддержка.
9
2 Развитие малого бизнеса в Республике Башкортостан.
14
2.1 Анализ состояния малого бизнеса в РБ.
14
2.2 Анализ малого бизнеса в разрезе муниципальных образований.
18
3 Проблемы малого бизнеса и пути их решения.
26
3.1 Проблема развития малого бизнеса в РФ.
26
3.2 Механизмы поддержания малого бизнеса в РФ.
27
Заключение
32
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 195.38 Кб (Скачать документ)

Коммерческие банки не заинтересованы в кредитовании малых  предприятий из-за отсутствия отработанных технологий по их инвестированию, необходимости  рассмотрения большого количества инвестиционных проектов при высокой себестоимости  операций по их проработке.

Деятельность малого предпринимательства  направлена, преимущественно, на обслуживание внутреннего рынка, поэтому возлагать  большие надежды на приток иностранного капитала в эту сферу не следует. И учитывая огромную экономическую  и социальную роль малого предпринимательства, решение всех проблем его развития, в том числе и инвестирования должно взять на себя государство.

Анализируя сложившуюся  в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства:

- сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: инфляция, разрыв хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;

- низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, культуры хозяйствования как в бизнесе, так и в государственном секторе;

- необработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;

- слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

Сложившаяся экономическая  ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и  рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия  на грань банкротства. И в их числе в первую очередь предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности.

 

3.2 Механизмы поддержки  развития малого бизнеса в  РБ

 

Экономические механизмы  поддержки развития малого бизнеса  можно разделить на две большие  группы: централизованные и децентрализованные.

 К децентрализованным  механизмам относятся различные  формы саморегулирования малого  бизнеса и его приспособления  к меняющимся условиям рыночной  среды. Некоторые из этих механизмов  проявляются в сотрудничестве  предприятий крупного и малого бизнеса. В условиях развитой рыночной экономики децентрализованные механизмы поддержки развития малого бизнеса являются более эффективными, чем централизованные. Высокая неопределенность хозяйственной деятельности, неразвитость рыночных механизмов регулирования взаимодействия экономических субъектов в России сдерживают действие децентрализованных механизмов, что повышает значимость государственного регулирования развития малого бизнеса.

К централизованным механизмам относятся государственные меры по созданию более благоприятных  условий развития малого бизнеса. Регулирование  и поддержка малого бизнеса заключается  в стимулировании предпринимательской  активности общества со стороны государства  в соответствии с определенными  целями и направлениями осуществления  поддержки.

В «Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» отмечается, что содействие развитию малых и  средних компаний является основным элементом экономической политики государства, способствующей поддержанию  здоровой конкуренции и решению  долгосрочных социальных задач. Оно  включает реализацию комплекса мер, направленных как на стимулирование роста общего числа субъектов  предпринимательской деятельности (по инновационному сценарию оно должно достигнуть 6 млн. чел. к 2020 году), так  и на изменение отраслевой структуры  малых и средних компаний, в том числе:

- сокращение относительного числа малых предприятий, занятых в сфере торговли – до 20%;

- рост числа предприятий, занятых в таких сферах, как здравоохранение, ЖКХ, информационные услуги, наука до 50%;

- рост компаний, занятых в строительстве и обрабатывающей промышленности в 4-5 раз (от 130 тысяч до 500 тысяч компаний)5. Поставленные задачи предполагается достичь посредством:

- упрощения административных процедур и снижения связанных с ними издержек малых и средних предприятий при регистрации бизнеса и начале предпринимательской деятельности;

- устранения неэффективного и избыточного государственного регулирования в сфере лицензирования, контроля;

- значительного сокращения количества сертифицируемой продукции за счет расширения декларирования, пересмотра технических норм и правил;

- совершенствования налогообложения малых предприятий;

- расширения доступа к недвижимости и инфраструктуре электросетевого и газового хозяйства;

- обеспечения доступности различных форм финансирования предпринимательской деятельности;

- поддержки программ развития малого бизнеса, реализуемых общественными организациями предпринимателей.

Использование обозначенных выше направлений развития малого предпринимательства  должно способствовать реализации стратегической цели диверсификации экономики Российской Федерации, что приведет к достижению следующих целевых показателей к 2020 году:

- доля малого бизнеса  в ВВП – 30%;

- доля малого бизнеса в занятости – 30%;

- доля малого бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства – 80%6.

Несмотря на существующие проблемы, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего  развития, к которым можно отнести следующее:

  • оградить малый бизнес от вмешательства извне, сделать как можно

проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс  сокращения числа лицензируемых  видов деятельности и продукции. Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, снижает конкуренцию;

  • необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый

бизнес. Это особенно важно  для начинающих предпринимателей, в  первую очередь в таких видах  деятельности как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская;

  • следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых

средств, предназначенных  для поддержки малого бизнеса (федерального бюджета, региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования;

  • для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса необходимо

широкое применение лизинга и франчайзинга (лизинг – вид финансовых услуг, связанных с кредитованием, приобретения основных фондов7; франчайзинг - система, при которой один экономический объект (фирма или даже государство) предоставляет другому экономическому объекту право действовать на рынке от его имени и часто под его именем)8.

- нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме.

Реализации данных мероприятий  будет способствовать улучшению  взаимодействия всех элементов инфраструктуры, повышению уровня самоорганизации  малых предприятий, обеспечению  эффективной обратной связи малого бизнеса с государством. В конечном счете, это позволит повысить степень  доступности отдельных инфраструктурных услуг для рядовых и начинающих предпринимателей, обеспечив тем  самым условия для более эффективного использования действующей инфраструктуры поддержки предпринимательства и, соответственно, повышения эффективности деятельности малых предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью и влияет на все сферы нашей жизни: экономическую, политическую, социальную, научно-техническую. Обеспечивает стабильность рыночных отношений, втягивает большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.

Сущность малых предприятий  характеризуется следующим: они  хорошо адаптируются к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений, малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке.

 Развитие малого бизнеса  создает благоприятные условия  для оздоровления экономики, развивается  конкурентная среда, создаются  дополнительные рабочие места,  расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет  к насыщению рынка товарами  и услугами, лучшему использованию  местных сырьевых ресурсов и  он является надежным источником  бюджетных поступлений. 

Социальная функция малых  предприятий состоит в их способности  в больших масштабах поглощать  незанятую рабочую силу, снижать  социальную напряженность, безработицу. Поэтому, развитие малых предприятий – это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Федеральный закон N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии

малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [Электронный ресурс] – электрон. дан. URL: http://www. consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=115870 (дата обращения: 12.03.2012).

  1. Федеральный закон N 88-ФЗ от 14 июня 1995 года «О государственной

поддержке малого предпринимательства  в РФ» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г.)// Официальные документы в  образовании. - 2009.

  1. Горфинкель, В. Я. Поляк, Г.Б. Предпринимательство: учеб. для вузов /

В.Я. Горфинкель, Г.Б. Поляк. – М.:ЮНИТИ ДАНА, 2009. – 87-108с.

  1. Горфинкель,В.Я. Швандар,В.А. Экономика предприятия: учеб. для

вузов / В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар. – М.:ЮНИТИ ДАНА, 2007. – 83-106с.

  1. Гражданкина, Е.В. Экономика малого предприятия: учеб. пособие /

Е.В. Гражданкина. – М.:Гросс Медиа, 2009. – 141с.

  1. Крутик, А.Б. Основы предпринимательской деятельности : учеб.

пособие для вузов по направлению «Социально-экономическое образование» / А.Б. Крутик. – М.: Академия, 2008. - 320с.

  1. Шеремет, А. Д. Малое предпринимательство: организация, экономика,

управление: учеб. пособие / А.Д. Шеремет. – М.:ИНФРА-М, 2009. – 7-32с.

  1. Андреева, И. О критериях выделения малого и среднего бизнеса / И.

Андреева, К. Павлов // Общество и экономика. – 2007. - №7. – 62-79с.

  1. Афанасьев, В. Малый бизнес: проблемы становления / В. Афанасьев //

Российский экономический журнал. – 2010. - № 5. – 12-16с.

  1. Бельков, О. Что мешает развитию отечественного малого

предпринимательства / О. Бельков // Человек и труд. – 2007. - №7. – 82-84с.

  1. Брялина, Г.И. Механизмы поддержки малого бизнеса в России /

Г.И. Брялина // Инженерный вестник  Дона. – 2011. - № 1. – 89-83с.

  1. Глисин, Ф. Малые предприятия в условиях кризиса (по результатам

опросов руководителей малых  предприятий) / Ф. Глисин // Экономист. – 2009. - № 7. – 28-42с.

  1. Дегтярев, А.В. Государственное регулирование малого и среднего

предпринимательства /А.В. Дегтярев // Вестник Московского университета МВД России. – 2008. - №2. – 38-40с.

  1. Оганян,О. О государственной поддержке малого бизнеса в России /

О. Оганян // Экономист. – 2009. - № 8. – 45-51с.

  1. Изряднова, О. Фомина, Е. Казанцев, Д.Малое предпринимательство

в России: состояние и  проблемы / О.Изряднова, Е.Фомина, Д.Казанцев // [Электронный ресурс]: Российская экономика: тенденции и перспективы. – 2009. -  №7. – электрон. дан. URL: http://smao.ru/ru/tp/analytics/article_1023.html (дата обращения 26.03.2012).

Информация о работе Малый бизнес: характерные черты и проблема развития в России