Малый бизнес: характерные черты и проблема развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие малого и среднего предпринимательства - одно из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней при решении вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем. Поддержка малого и среднего бизнеса является ключевой задачей для стабильного и долговременного развития страны.

Содержание

Введение
3
1 Малый бизнес: сущность, государственная поддержка.
5
1.1 Сущность, виды и роль в современных условиях.
5
1.2 Государственная поддержка.
9
2 Развитие малого бизнеса в Республике Башкортостан.
14
2.1 Анализ состояния малого бизнеса в РБ.
14
2.2 Анализ малого бизнеса в разрезе муниципальных образований.
18
3 Проблемы малого бизнеса и пути их решения.
26
3.1 Проблема развития малого бизнеса в РФ.
26
3.2 Механизмы поддержания малого бизнеса в РФ.
27
Заключение
32
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 195.38 Кб (Скачать документ)

 

1.2 Государственная поддержка малого бизнеса

 

Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад  в оздоровлении экономики сегодня  явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит  в том, что  не получила должного развития государственная  поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем малые предприятия как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

В России государственная  поддержка и защита интересов  предприятий малого бизнеса обеспечиваются в разных организационных формах. Созданы ассоциации предприятий  малого предпринимательства, Федерация  развития и поддержки малого бизнеса, различные фонды развития и поддержки  предприятий малого бизнеса. Проблемами малого  бизнеса в России сегодня  занимаются многие учреждения, в том  числе Федеральный фонд поддержки  малого предпринимательства (74 фонда в регионах), Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере (58 региональных отделений), Российская ассоциация развития малого предпринимательства (58 региональных отделений) и др. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочен собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

Основными целями государственной  политики в области развития российского  малого бизнеса являются:

- создание благоприятных  условий для осуществления эффективной  предпринимательской деятельности;

- устойчивое развитие  малого бизнеса как фактора  формирования конкурентной среды  и среднего класса российского  общества;

- расширение самозанятости  населения; 

- увеличение доли участия  малого бизнеса в формировании  валового внутреннего и валового  регионального продукта, в налоговых  доходах федерального, регионального  и местного бюджета3.

Заслуживают внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства  через прямые и гарантированные  займы. Прямые займов выдаются небольшими фирмами на определенный срок под  более низкие процентные ставки, чем  те, что действуют на частном рынке  ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капиталов мелкими фирмами.

Существуют и другие формы  государственной поддержки малого бизнеса:

- обеспечение государственным  заказом (если возникает необходимость);

- предоставление особых  льгот предприятиям, создаваемых  в отсталых областях со слабо  развитой промышленностью и др.;

В целях развития малого бизнеса и обеспечения его  государственной поддержкой Правительством РФ принят ряд специальных постановлений. В постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. №446 отмечается, что государственная  поддержка малого предпринимательства  является одним из важнейших направлений  экономической реформы.

Статьей 7 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. предусмотрены меры по реализации государственной политики в области  развития малого и среднего предпринимательства  в России:

- специальные налоговые  режимы, упрощенные правила ведения  налогового учета, упрощенные  формы налоговых деклараций по  отдельным налогам и сборам  для малых предприятий;

- упрощенная система ведения  бухгалтерской отчетности для  малых предприятий, осуществляющих  отдельные виды деятельности;

- упрощенный порядок составления  малыми и средними предприятиями  статистической отчетности;

- льготный порядок расчетов  за приватизированное субъектами  малого и среднего предпринимательства  государственное и муниципальное  имущество;

- обеспечение финансовой  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства;

- развитие инфраструктуры  малого и среднего бизнеса и др.4.

В 2007 г. был принят еще  один Федеральный закон – «Об  упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства». В результате к настоящему времени в России сложились и функционируют три  системы налогообложения предприятий  малого бизнеса.

- Общеустановленная система, в рамках которой малые предприятия и

индивидуальные предприниматели платят те же налоги, что и другие налогоплательщики (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и др.). При этом малые предприятия получают помимо общих специальные льготы.

- Упрощенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий. 

- Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (Закон 1998 г.). Объектом налога служит потенциально возможный доход (вмененный доход), исчисленный на единицу физического показателя, который корректируется повышающими (понижающими) коэффициентами.

Уделяется внимание и развитию малого бизнеса в регионах России. Почти во всех регионах разработаны  собственные программы развития малого бизнеса. Наиболее крупный регион России – Москва, где сосредоточена  четверть всех предприятий малого бизнеса, на начало 2007.

Правительство Москвы уделяет  внимание развитию предприятий малого бизнеса. В составе Правительства  Москвы созданы Департамент развития и поддержки малого предпринимательства, функционирует Московский фонд поддержки  малого предпринимательства. Развитию малого бизнеса в Москве содействует Московская торгово-промышленная палата, Московская лизинговая компания, Московское агентство развития предпринимательства.

Помимо федеральных и  региональных многие негосударственные  организации ведут работу по поддержке  малого бизнеса. К ним относятся  различные фонды и агенства, банки, кредитные и страховые компании, общественные организации, образовательные  структуры. Однако существенной помощи от них предприятия малого бизнеса  не получают или получают весьма незначительную.

На устранение излишних административных барьеров развития предпринимательства, включая малое, направлены федеральные  законы от 8 августа 2001 г.:

- «О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей  при проведении государственного  контроля (надзора)» № 134-ФЗ;

- «О лицензировании отдельных  видов деятельности» № 128-ФЗ;

- «О государственной регистрации юридических лиц» № 129-ФЗ;

Интересный опят государственной  поддержки малого бизнеса накоплен в Челябинской области, где в  отличие от всей России наблюдается  устойчивый рост числа предприятия  этой сферы. Ежегодно проводятся областные  съезды предпринимателей сферы малого бизнеса, создана мощная информационная база, и малые предприятия обеспечиваются бесплатной информацией по интересующим их вопросам. Для работников малого бизнеса систематически проводятся семинары и курсы. В целях преодоления  административных барьеров ведутся  специальные книги учета, куда заносится  информация о том, кто, когда и  кого проверял. Хорошо работающим предприятиям предоставляются кредиты банков, а если бизнес-проект предприятия представляется перспективным, сулит новые рабочие места, то 50% банковской ставки администрация области оплачивает безвозмездно. В результате этих и других мер по поддержке малого бизнеса в Челябинской области, где много крупных металлургических предприятий, 10% доходов бюджета приносит именно деятельность предприятия.

2 Развитие малого предпринимательства в Республике Башкортостан

 

2.1 Анализ состояния малого бизнеса в РБ

 

Уровень развития малого бизнеса  в Башкирии оценивается высоко. В частности, согласно анализу предпринимательского климата в Российской Федерации, регулярно реализуемого общественной организацией ОПОРА РОССИИ, 2010-2011 года Республика Башкирия оказалась на 10 месте среди 40 регионов РФ.

Основные показатели, характеризующие  состояние малого бизнеса в республике Башкортостан незначительно отличаются от усреднённого уровня по Российской Федерации.

Общее количество субъектов  малого и среднего предпринимательства в республике по итогам 2010 года составило 103 563 ед., причём за последние 3 года наблюдается тенденция их роста (Рис. 1).

119%



110%



100%




                2008                             2009                               2010

 

Рисунок 1 – Динамика количества субъектов малых и средних предприятий (% к уровню 2008 г.)

 

Средний относительный показатель количества субъектов (относительно численности населения) также демонстрирует положительную динамику: рост в среднем на 8,4% в год.

Доля занятых в сфере  малого и среднего бизнеса относительно общего количества занятых составляет 11,87%, что является относительно высоким показателем. Притом уровень этого показателя остаётся довольно стабильным в течение последних трёх лет. Тогда как в абсолютном выражении динамики численности занятых неизменно возрастает (Рис. 2).

 

100%


110,81%


100,97%



 


              2008                               2009                                2010

Рисунок 2 – Динамика численности занятых в малых и средних предприятий (% к уровню 2008 года)

 

Доля налоговых поступлений  муниципального образования от малого бизнеса в консолидированный бюджет субъекта РФ составляет в среднем по краю 20,3% (по итогам 2010 г. в абсолютном выражении налоги от малого и среднего предпринимательства составили 1957147,4 тыс. руб.). Показатель доли налоговых поступлений растет высокими темпами: более чем на 53% за последние три года, причём основной рост пришёлся на 2010 год.

 

153,30%



106,79%


100%




                2008                            2009                                2010

 

Рисунок 3 – Динамика налоговых поступлений от малых и средних предприятий (% к уровню 2008 года)

 

Выручка от реализации малых  и средних предприятий в республике за 2010 г. - 105 023,906 млн. руб., что составляет 25,45% в общем объеме выручки от реализации. Причём доля выручки от реализации субъектов малых и средних предприятий растёт средними темпами 17,91% в год, а тенденция изменения показателя в абсолютном исчислении, представленная ниже на рис.4, показывает рост более чем на 38%.

Республика Башкортостан занимает 7-е место по доле выручки от реализации малых и средних предприятий по итогам 2010 г.

138,75%


                                                                                                                


100%


123,36%




                 2008                            2009                               2010

 

Рисунок 4 – Динамика выручки от реализации малых и средних предприятий (% к уровню 2008 года)

 

Последний из относительных  показателей состояния малого бизнеса – доля инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий относительно всех инвестиций в основной капитал также демонстрирует в республике довольно высокий уровень - около 14,65% (в среднем за последние 3 года). В абсолютном выражении за 2010 г. это составляет 4 205, 338 млн. руб. Однако, несмотря на высокие значения, следует заметить, что после кризисного периода 2009-2010 года, объёмы 2008 года еще не восстановились.

100%


           


81%


85%




                 2008                                  2009                           2010

Рисунок 5 – Динамика инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий (% к уровню 2008 года)

 

Текущее положение республики по доли инвестиций малых и средних предприятий в основной капитал относительно других регионов также одно из первых.

Обобщение статистических данных о состоянии малого и среднего предпринимательства в муниципальных образований республики Башкортостан в целом по региону представлены в табл. 1.

 

Таблица 1 – Показатели развития малого предпринимательства в РБ

Информация о работе Малый бизнес: характерные черты и проблема развития в России