Малый бизнес: характерные черты и проблема развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие малого и среднего предпринимательства - одно из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней при решении вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем. Поддержка малого и среднего бизнеса является ключевой задачей для стабильного и долговременного развития страны.

Содержание

Введение
3
1 Малый бизнес: сущность, государственная поддержка.
5
1.1 Сущность, виды и роль в современных условиях.
5
1.2 Государственная поддержка.
9
2 Развитие малого бизнеса в Республике Башкортостан.
14
2.1 Анализ состояния малого бизнеса в РБ.
14
2.2 Анализ малого бизнеса в разрезе муниципальных образований.
18
3 Проблемы малого бизнеса и пути их решения.
26
3.1 Проблема развития малого бизнеса в РФ.
26
3.2 Механизмы поддержания малого бизнеса в РФ.
27
Заключение
32
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 195.38 Кб (Скачать документ)

Показатель

2008 год

2009 год

2010 год

ед.

1

Количество субъектов  МСП.

90 650

99 994

107 563

ед.

2

Численность занятых в  МСП.

7 824

7 900

8 670

тыс. чел.

3

Объем налоговых поступлений  от МСП в консолидированный бюджет субъекта РФ.

1 276 651

1 363 361

1 957 147

тыс. руб.

4

Инвестиции в основной капитал субъектов МСП.

5 177 271

4 417 487

4 205 338

тыс. руб.

5

Выручка от реализации субъектов  МСП (всего).

75 694 033

93 373 879

105 023 906

тыс. руб.


 

В регионе принята и  реализуется республиканская программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В республике действуют уже два механизма поддержки малого бизнеса:

  1. субсидирование субъектов малого предпринимательства на начальной

стадии становления бизнеса;

  1. субсидирование ранее понесенных затрат, к которому относятся:

- субсидирование части процентной ставки;

- субсидирование части страховых взносов;

- субсидирование части лизинговых платежей;

- субсидирование части затрат по участию в выставочно-ярмарочных

мероприятиях;

- субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с реализацией программ энергосбережения;

- субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с подключением объекта капитального строительства.

Активы Центра микрофинансирования составляют внушительную сумму - 178,75 млн. руб., притом по сравнению с 2010 г. они были увеличены на 25%.

Кроме того, в республике действует одна из редких организаций поддержки малого и среднего предпринимательства – Лизинговый фонд, призванный помочь представителям малого бизнеса в модернизации оборудования на условиях лизинга.

Башкирия активно сотрудничает с международными организациями поддержки малого и среднего предпринимательства, а также проводит конкурсы предпринимателей, направленные на популяризацию малого бизнеса. В 2010 году прошло 2 республиканских конкурса: «Мастер – золотые руки» и региональный этап конкурса «Молодой предприниматель России – 2010».

Уровень развития малых и  средних предприятий в республике Башкортостан является довольно высокий по сравнению с другими субъектами РФ, притом анализ показателей позволяет говорить о положительной динамике и позитивных прогнозах дальнейшего развития данного сектора. Немаловажное значение в этой связи имеет активная позиция региональной власти, которая обеспечивает успешную реализацию политики поддержки малого и среднего предприятия.

 

2.2 Анализ малого  бизнеса в разрезе муниципальных  образований

 

В целом инвестиционный климат Республики Башкортостан характеризуется как благоприятный. В течение последних нескольких лет этот регион входит в число лидеров среди субъектов Российской Федерации по объёму привлечённых инвестиций в основной капитал. В частности, в 2010 году объём инвестиций, по данным правительства республики, превысил 4,5 млрд. долл. США.

Высокие показатели Башкирии достигаются в результате удачного сочетания нескольких факторов: значительного инвестиционного потенциала, высокого уровня инвестиционной безопасности, хорошей репутации в качестве добросовестного заёмщика и делового партнёра. Кроме того, большую роль играет активная позиция республиканской власти, которая концентрирует свое внимание на реализации инвестиционных проектов, направленных на ввод и модернизацию предприятий, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса. Очевидно, что позитивное влияние этой работы заключается не только в повышении уровня валового регионального продукта, но и в социальном эффекте – создание новых рабочих мест идёт уникальными темпами: за период с 2008 до 2010 год было создано более 16 тысяч рабочих мест, а до 2015 года в ходе реализации 70 уже запущенных инвестиционных проектов планируется организовать около 32 рабочих мест.

Однако позитивная картина  инвестиционного климата не является однородной в разрезе муниципальных образований республики.

 

 

Рисунок 6 – Инвестиционная активность муниципальных образований

 

На первую пятёрку наиболее активных в отношении инвестиционных проектов муниципальных образований приходятся 73,5% всего объёма инвестиций, а на первую десятку – более 97,5%. Оставшиеся 17 муниципальных образований обеспечивают менее 3% республиканского объёма инвестиций. По данным правительства республики, в 6 муниципальных образованиях какие-либо инвестпроекты отсутствуют. На рис.5 показаны места муниципальных образований в аспекте инвестиционной активности.

Лидерство Благовещенского  района обеспечивается сравнительно большим количеством инвестпроектов в сфере малого и среднего бизнеса, реализуемых в муниципальном образовании. Среди них:

- проект реконструкции производственных помещений для производства

трубопроводной арматуры ООО Научно-технический коммерческий центр

«Арматур строение»;

- строительство торгово-сервисного комплекса (ООО «Салют-торг»);

- строительство продовольственных, непродовольственных и универ –

сальных магазинов (ООО «Купер», ИП Ахтарянов, ООО «Оскар», ИП Гайсин Ф.М., ООО «Омега»);

- создание племенного хозяйства по молочным породам коз ООО «Ильина Поляна»;

- производство мясных полуфабрикатов (ЛПХ Дементов М.Ф.);

- приобретение оборудования производства колбас ОАО «Турбаслинские

Бройлеры»;

Высокие показатели инвестиционной активности отмечены в следующих муниципальных образованиях: Аургазинский район, г. Сибай, Мишкинский район, Куюргазинский район, Нуримановский район, г. Нефтекамск, Баймакский район, Туймазинский район.

В республике Башкортостан существуют 118 организаций всех типов  поддержки, причём наибольшее количество среди них – бизнес-объединения (63 ед.) и организации кредитной поддержки (25 ед.). Полное распределение организаций инфраструктуры по типам представлено на рис.7.

Наиболее значимыми организациями  кредитной поддержки являются муниципальные гарантийные фонды, которых в республике на момент исследования было 12 ед.: в городах Белебей и Учалы, а также в Альшеевском районе, Белокатайском районе, Бижбулякском районе, Ермекеевском районе, Илишевском районе, Куюргазинском районе, Миякинском районе, Стерлибашевском районе, Чишминском районе и Иглинском районе.

 

57%


10%


11%


22%



Рисунок 7 – Распределение  организаций инфраструктуры по типам

 

Имущественной поддержкой считается предоставление офисной и производственной недвижимости, производственного оборудования. К организациям подобной формы относятся бизнес-инкубаторы, технопарки, производственно-технологические центры. Наиболее крупные из подобных них:

- Индустриальный парк «Прикамье», г.Нефтекамск. Создан на территории бывшего завода «Башсельмаш», расположен вблизи крупных производственных объектов, общая площадь около 100 га, является промышленной зоной городского округа;

- Технопарк энергоэффективных технологий, Уфимский муниципальный район. Создание технопарка предполагает строительство комплекса производственных и офисных зданий, размещение в них разработчиков и производителей электротехнического оборудования и материалов на основе инновационных технологий.

- Индустриальный парк «Строительные материалы Башкортостана», г. Агидель.

- Технопарк ОАО «Эколайн», г. Мелеуз. Предназначен для производственной и инновационной деятельности и др.

Муниципальные программы  поддержки существуют в 83% муниципальных образований, что является высоким показателем. В основном они принимаются на краткосрочную перспективу (средний срок действия каждой программы около 1,9 лет), а распределение по срокам представлено на рис.8.

 


5 лет


4 года


3 года


2 года


1 год


15


10


5


20


0


 


 

Рисунок 8 – Распределение по срокам действия программы

 

Общий объём средств, предусмотренных на реализацию действующих программ - 51 760,04 тыс. руб., при этом ежегодно на программы поддержки предполагается расходовать 23 443,33 тыс. руб. Среднее значение финансирования программ на одно муниципальное образование, в котором подобная программа принята, составляет менее 1 млн – 808,39 тыс. руб.

Одной из наиболее естественных форм поддержки малого бизнеса являются муниципальные закупки у субъектов малого и среднего бизнеса, которая наряду с другими активно реализуется в республике Башкортостан.

Среднее значение относительного показателя доли муниципальных закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства - 24,77%.

%



 

 

 

25,88



25,21


25,04


22,90




                 2009                    2010                       2011                2012         года 

 

Рисунок 9 – Средняя доля муниципальных закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства

 

Наибольший рост относительного объёма муниципальных закупок был в 2010 году, а среднегодовая динамика равно примерно 9%. На рис. 10 представлена оценка относительно закупок у малого бизнеса.

 

  

Рисунок 10 – Индекс муниципальных закупок у малого бизнеса

 

Существуют направления  законодательной поддержки малого бизнеса. И большинство направлений  посвящены регламентации предоставления субсидий муниципального бюджета субъектов  малого предпринимательства:

-  субсидирование процентной ставки по кредитам;

- гранты на открытие  бизнеса;

- субсидии на развитие сельского хозяйства;

- субсидии на мероприятия по энергосбережению;

 

Рисунок 11 – Индекс законодательной активности в направлении поддержки малого бизнеса

 

Наиболее активно законодательная  работа ведётся в следующих муниципальных образованиях: Бураевский район, г.Нефтекаменск, Куюргазинский район, Благовещенский район, г. Сибай, г. Стерлитамак, Ишимбайский район, Белорецкий район, Калтасинский район.

Уровень состояния малого бизнеса в республике является довольно хорошим, что подтверждается очередным  достижением в этой сфере –  победа Республики Башкортостан на завершившимся в Москве X юбилейном форуме «Дни малого и среднего бизнеса России — 2011», на котором Башкирия была удостоена звания «Лучший регион (субъект) Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства и созданию для этого наиболее благоприятных условий». Это результат слаженной командной работы общественных организаций, предпринимательства республики, Администрации Президента Башкортостана, Госкомитета РБ по предпринимательству и туризму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПРОБЛЕМА МАЛОГО  БИЗНЕСА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

3.1 Проблема развития малого предпринимательства в России и РБ

 

Экономика Российской Федерации  является социально-экономической  системой с определенным набором  элементов. Одним из ее элементов  является малое предпринимательство, результаты деятельности которого являются важной составляющей формирования валового выпуска в регионах и оказывают  влияние на показатели, характеризующие  состояние экономики.

Для России, находящейся  на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства  должны стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход  всего хозяйства страны к рыночной экономике.

Анализ источников финансирования предприятий малого бизнеса показывает, что наиболее доступными для этой сферы являются внутренние источники  развития – их используют более  трех четвертей предприятий, тогда  как из внешних источников привлекают ресурсы лишь один из четырех субъектов малого бизнеса.

Информация о работе Малый бизнес: характерные черты и проблема развития в России