Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:05, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие малого и среднего предпринимательства - одно из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней при решении вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем. Поддержка малого и среднего бизнеса является ключевой задачей для стабильного и долговременного развития страны.
Введение
3
1 Малый бизнес: сущность, государственная поддержка.
5
1.1 Сущность, виды и роль в современных условиях.
5
1.2 Государственная поддержка.
9
2 Развитие малого бизнеса в Республике Башкортостан.
14
2.1 Анализ состояния малого бизнеса в РБ.
14
2.2 Анализ малого бизнеса в разрезе муниципальных образований.
18
3 Проблемы малого бизнеса и пути их решения.
26
3.1 Проблема развития малого бизнеса в РФ.
26
3.2 Механизмы поддержания малого бизнеса в РФ.
27
Заключение
32
Список использованных источников
№ |
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
ед. |
1 |
Количество субъектов МСП. |
90 650 |
99 994 |
107 563 |
ед. |
2 |
Численность занятых в МСП. |
7 824 |
7 900 |
8 670 |
тыс. чел. |
3 |
Объем налоговых поступлений от МСП в консолидированный бюджет субъекта РФ. |
1 276 651 |
1 363 361 |
1 957 147 |
тыс. руб. |
4 |
Инвестиции в основной капитал субъектов МСП. |
5 177 271 |
4 417 487 |
4 205 338 |
тыс. руб. |
5 |
Выручка от реализации субъектов МСП (всего). |
75 694 033 |
93 373 879 |
105 023 906 |
тыс. руб. |
В регионе принята и
реализуется республиканская
стадии становления бизнеса;
- субсидирование части процентной ставки;
- субсидирование части страховых взносов;
- субсидирование части лизинговых платежей;
- субсидирование части затрат по участию в выставочно-ярмарочных
мероприятиях;
- субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с реализацией программ энергосбережения;
- субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с подключением объекта капитального строительства.
Активы Центра микрофинансирования составляют внушительную сумму - 178,75 млн. руб., притом по сравнению с 2010 г. они были увеличены на 25%.
Кроме того, в республике действует одна из редких организаций поддержки малого и среднего предпринимательства – Лизинговый фонд, призванный помочь представителям малого бизнеса в модернизации оборудования на условиях лизинга.
Башкирия активно сотрудничает с международными организациями поддержки малого и среднего предпринимательства, а также проводит конкурсы предпринимателей, направленные на популяризацию малого бизнеса. В 2010 году прошло 2 республиканских конкурса: «Мастер – золотые руки» и региональный этап конкурса «Молодой предприниматель России – 2010».
Уровень развития малых и средних предприятий в республике Башкортостан является довольно высокий по сравнению с другими субъектами РФ, притом анализ показателей позволяет говорить о положительной динамике и позитивных прогнозах дальнейшего развития данного сектора. Немаловажное значение в этой связи имеет активная позиция региональной власти, которая обеспечивает успешную реализацию политики поддержки малого и среднего предприятия.
2.2 Анализ малого
бизнеса в разрезе
В целом инвестиционный климат Республики Башкортостан характеризуется как благоприятный. В течение последних нескольких лет этот регион входит в число лидеров среди субъектов Российской Федерации по объёму привлечённых инвестиций в основной капитал. В частности, в 2010 году объём инвестиций, по данным правительства республики, превысил 4,5 млрд. долл. США.
Высокие показатели Башкирии достигаются в результате удачного сочетания нескольких факторов: значительного инвестиционного потенциала, высокого уровня инвестиционной безопасности, хорошей репутации в качестве добросовестного заёмщика и делового партнёра. Кроме того, большую роль играет активная позиция республиканской власти, которая концентрирует свое внимание на реализации инвестиционных проектов, направленных на ввод и модернизацию предприятий, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса. Очевидно, что позитивное влияние этой работы заключается не только в повышении уровня валового регионального продукта, но и в социальном эффекте – создание новых рабочих мест идёт уникальными темпами: за период с 2008 до 2010 год было создано более 16 тысяч рабочих мест, а до 2015 года в ходе реализации 70 уже запущенных инвестиционных проектов планируется организовать около 32 рабочих мест.
Однако позитивная картина инвестиционного климата не является однородной в разрезе муниципальных образований республики.
Рисунок 6 – Инвестиционная активность муниципальных образований
На первую пятёрку наиболее активных в отношении инвестиционных проектов муниципальных образований приходятся 73,5% всего объёма инвестиций, а на первую десятку – более 97,5%. Оставшиеся 17 муниципальных образований обеспечивают менее 3% республиканского объёма инвестиций. По данным правительства республики, в 6 муниципальных образованиях какие-либо инвестпроекты отсутствуют. На рис.5 показаны места муниципальных образований в аспекте инвестиционной активности.
Лидерство Благовещенского района обеспечивается сравнительно большим количеством инвестпроектов в сфере малого и среднего бизнеса, реализуемых в муниципальном образовании. Среди них:
- проект реконструкции производственных помещений для производства
трубопроводной арматуры ООО Научно-технический коммерческий центр
«Арматур строение»;
- строительство торгово-сервисного комплекса (ООО «Салют-торг»);
- строительство продовольственных, непродовольственных и универ –
сальных магазинов (ООО «Купер», ИП Ахтарянов, ООО «Оскар», ИП Гайсин Ф.М., ООО «Омега»);
- создание племенного хозяйства по молочным породам коз ООО «Ильина Поляна»;
- производство мясных полуфабрикатов (ЛПХ Дементов М.Ф.);
- приобретение оборудования производства колбас ОАО «Турбаслинские
Бройлеры»;
Высокие показатели инвестиционной активности отмечены в следующих муниципальных образованиях: Аургазинский район, г. Сибай, Мишкинский район, Куюргазинский район, Нуримановский район, г. Нефтекамск, Баймакский район, Туймазинский район.
В республике Башкортостан существуют 118 организаций всех типов поддержки, причём наибольшее количество среди них – бизнес-объединения (63 ед.) и организации кредитной поддержки (25 ед.). Полное распределение организаций инфраструктуры по типам представлено на рис.7.
Наиболее значимыми
57%
10%
11%
22%
Рисунок 7 – Распределение организаций инфраструктуры по типам
Имущественной поддержкой считается
предоставление офисной и производственной
недвижимости, производственного оборудования.
К организациям подобной формы относятся
бизнес-инкубаторы, технопарки, производственно-
- Индустриальный парк «Прикамье», г.Нефтекамск. Создан на территории бывшего завода «Башсельмаш», расположен вблизи крупных производственных объектов, общая площадь около 100 га, является промышленной зоной городского округа;
- Технопарк энергоэффективных технологий, Уфимский муниципальный район. Создание технопарка предполагает строительство комплекса производственных и офисных зданий, размещение в них разработчиков и производителей электротехнического оборудования и материалов на основе инновационных технологий.
- Индустриальный парк «Строительные материалы Башкортостана», г. Агидель.
- Технопарк ОАО «Эколайн», г. Мелеуз. Предназначен для производственной и инновационной деятельности и др.
Муниципальные программы поддержки существуют в 83% муниципальных образований, что является высоким показателем. В основном они принимаются на краткосрочную перспективу (средний срок действия каждой программы около 1,9 лет), а распределение по срокам представлено на рис.8.
5 лет
4 года
3 года
2 года
1 год
15
10
5
20
0
Рисунок 8 – Распределение по срокам действия программы
Общий объём средств, предусмотренных на реализацию действующих программ - 51 760,04 тыс. руб., при этом ежегодно на программы поддержки предполагается расходовать 23 443,33 тыс. руб. Среднее значение финансирования программ на одно муниципальное образование, в котором подобная программа принята, составляет менее 1 млн – 808,39 тыс. руб.
Одной из наиболее естественных форм поддержки малого бизнеса являются муниципальные закупки у субъектов малого и среднего бизнеса, которая наряду с другими активно реализуется в республике Башкортостан.
Среднее значение относительного показателя доли муниципальных закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства - 24,77%.
%
25,88
25,21
25,04
22,90
2009 2010 2011 2012 года
Рисунок 9 – Средняя доля муниципальных закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства
Наибольший рост относительного объёма муниципальных закупок был в 2010 году, а среднегодовая динамика равно примерно 9%. На рис. 10 представлена оценка относительно закупок у малого бизнеса.
Рисунок 10 – Индекс муниципальных закупок у малого бизнеса
Существуют направления
законодательной поддержки
- субсидирование процентной ставки по кредитам;
- гранты на открытие бизнеса;
- субсидии на развитие сельского хозяйства;
- субсидии на мероприятия по энергосбережению;
Рисунок 11 – Индекс законодательной активности в направлении поддержки малого бизнеса
Наиболее активно
Уровень состояния малого бизнеса в республике является довольно хорошим, что подтверждается очередным достижением в этой сфере – победа Республики Башкортостан на завершившимся в Москве X юбилейном форуме «Дни малого и среднего бизнеса России — 2011», на котором Башкирия была удостоена звания «Лучший регион (субъект) Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства и созданию для этого наиболее благоприятных условий». Это результат слаженной командной работы общественных организаций, предпринимательства республики, Администрации Президента Башкортостана, Госкомитета РБ по предпринимательству и туризму.
3 ПРОБЛЕМА МАЛОГО БИЗНЕСА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Проблема развития малого предпринимательства в России и РБ
Экономика Российской Федерации является социально-экономической системой с определенным набором элементов. Одним из ее элементов является малое предпринимательство, результаты деятельности которого являются важной составляющей формирования валового выпуска в регионах и оказывают влияние на показатели, характеризующие состояние экономики.
Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должны стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике.
Анализ источников финансирования предприятий малого бизнеса показывает, что наиболее доступными для этой сферы являются внутренние источники развития – их используют более трех четвертей предприятий, тогда как из внешних источников привлекают ресурсы лишь один из четырех субъектов малого бизнеса.
Информация о работе Малый бизнес: характерные черты и проблема развития в России