Методика формирования калькуляции себестоимости продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 22:06, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть теоретические основы калькуляции себестоимости и методы калькулирования себестоимости продукции. Анализ себестоимости продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КАЛЬКУЛЯЦИИ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МЕТОДИКИ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОИЗВОДИМОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ УП «БЕЛЖЕЛДОРСНАБ» 11
2.1 Описание действующего предприятия и динамика основных экономических показателей за 3 года 11
2.2. Экономическая оценка отчетности предприятия за 3 года 15
2.3 Оценка калькуляции себестоимости продукции и пути ее снижения 25
ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 125.50 Кб (Скачать документ)

* - составлена автором (Приложение Д)

Рисунок 2.3.1*

*- разработан автором

     Наибольший  удельный вес в элементах затрат занимают “Материалы”, из этого можно сделать вывод, что производство является материалоемким. Сумма в 2009 году равняется 2064 млн.руб., что эквивалентно 53,28%. В 2010 году – 2466млн.руб – 52,76%.  Фактический удельный вес материалов в 2010 году по сравнению с 2009 уменьшился на 0,5%.

     Тоже самое произошло с таким элементом, как “Затраты на оплату труда”. Сумма в 2009 году составила 1147 млн.руб., а в 2010 – 1368 млн.руб. Разность удельного веса в 2010 по сравнению с 2009 составила минус 0,3%.

     Остальные показатели, такие как “Отчисления на социальные нужды”, “Амортизация основных фондов” и “Прочие затраты” наоборот возросли в 2010 по сравнению с 2009 на 0,3%, 0,3% и 0,2% соответственно. 

     Таблица 2.3.2*

     Анализ  элементов затрат за 2010 и 2011 годы

Элементы  затрат За прошлый  год

(2010)

Фактически  за отчетный год

(2011)

Изменение фактических  удел.весов по сравнению
сумма, млн.руб. удел. вес, % сумма, млн.руб. удел. вес, % С прошлым годом, %
Материалы 2466 52,76% 5242 60,64% 7,9%
Затраты на оплату труда 1368 29,27% 2106 24,36% -4,9%
Отчисления  на социальные нужды 551 11,79% 872 10,09% -1,7%

     Продолжение таблицы 2.3.2*

Амортизация основных фондов 202 4,32% 313 3,62% -0,7%
Прочие  затраты 87 1,86% 112 1,30% -0,6%
Итого: 4674 100% 8645 100%  

* - составлена  автором (Приложение Д) 

     Элемент затрат “Материалы” значительно возрос в 2011 году по сравнению с 2010. В 2010 их сумма равнялась 2466 млн.руб.(удельный вес 52,76%), а в 2011 - 5242 млн.руб. (удельный вес 60,64%), следовательно, удельный вес элемента “Материалы” возрос на 7,9%. Это говорит о том, что значительно возросла материалоемкость производства. Предприятию следует осваивать новые способы производства для минимизации неиспользованных в производстве излишков производства.

     Элемент “Затраты на оплату” труда имеет противоположную тенденцию. Удельный вес этих затрат в 2011 году по отношению в 2010 уменьшился на 4,9%, что создает благоприятную обстановку на предприятии. Не снижая заработную плату, предприятие нашло эффективный способ уменьшит эти затраты путем сокращения штата и увеличением производительности.

     Все остальные элементы также имеют  тенденцию к уменьшению. Все это благоприятно сказывается на деятельности предприятия и говорит о его эффективной работе.

     Для снижения затрат на производство предприятие проводит различные операции.

     Материалоемкость:

    • совершенствование раскладки кроя, т.е. использование всей площади материала при выкройке.
    • снижение процентов выпадов промышленных отходов и увеличение полезной площади материалов.
    • выпуск изделий смежных размеров с целью более полного использования лекальной площади.
    • так же сюда можно отнести и освоение новых видов продукции,  менее материалоемких.
    • одновременный процесс кройки нескольких видов изделий (например: неиспользованная поверхность, после выкройки костюма Х/б, идет на выкройку рукавиц.)

     Энергоемкость:

    • отключение рычага электроподачи  во  время обеденных и технологических перерывов (во избежание нерационального использования электроэнергии сотрудниками)
    • экономия теплоэнергии за счет регулирования режима потребеления в дневное и ночное время

     Амотризация:

     Снижение начисленной амортизации путем применения линейного способа формирования амортизационных отчислений.  
 

 

     ГЛАВА 3

     ЗАРУБЕЖНЫЕ МЕТОДИКИ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 

     Несмотря  на то, что интерес к проблемам  управленческого учета очевиден, далеко не всегда можно наблюдать  среди специалистов единое мнение о  его сущности, роли, назначении и  месте в системе управления предприятием, теории учета; разворачивается дискуссия  о том, есть ли управленческий учет в Беларуси, если нет, то нужно ли и как его внедрять, если есть, то почему мы раньше его не замечали или не использовали такое понятие.

     В настоящее время можно выделить различные варианты взаимосвязи  финансового и управленческого  учета. Для белорусского учета, уходящего корнями в советскую бухгалтерскую школу, где разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий четко не зафиксировано, характерен калькуляционный вариант. Операции управленческого учета отражаются в общей системе бухгалтерских записей на соответствующих синтетических счетах (основное производство, вспомогательное производство и др.), которые условно считаются относящимися к управленческому учету. Разграничение данных бухгалтерского (финансового) учета и управленческого учета может осуществляться на уровне аналитического учета.

     В постсоветской учетной практике принято исчислять два вида фактической себестоимости - полную и сокращенную.

     В западном учете, в котором реально  выделяются подсистемы управленческого  и финансового учета, различают  автономную и интегрированную системы  управленческого учета.

     Автономная  система управленческого учета  определяется специальным отдельным  планом счетов управленческого учета  и порядком формирования учетной  информации. Плюсом данной системы  является создание условий для сохранения коммерческой тайны о показателях  предприятия. Среди безусловных  минусов можно отметить трудоемкость из-за необходимости дублировать  действия по накоплению первичной информации.  

     При интегрированной системе управленческого  учета используется единая система  счетов и бухгалтерских проводок. Главным принципом при организации  интегрированной системы учета  должно быть единство ввода информации на основании первичных документов (в регистр, базу данных, информационную систему и т.п.). Далее посредством  различных алгоритмов обработки  входной информации пользователи получают необходимую информацию в нужных разрезах на выходе.

     Выбор метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) для конкретного хозяйствующего субъекта обусловливается многими факторами. Эффективность использования выбранного метода определяется степенью достижения целей, поставленных на этапе планирования производства. От правильного выбора варианта учета затрат в конечном счете зависит финансовый результат деятельности организации. Рационально сформированная себестоимость по отдельным подразделениям, по видам продукции и организации в целом позволяет принимать верные управленческие решения, связанные с оптимизацией себестоимости. Выбранный предприятием вариант учета затрат и калькулирования себестоимости должен быть закреплен в учетной политике.

     Западный  опыт в данной области не подвергается сомнению. Поэтому в настоящее  время белорусская система нормативного регулирования предусматривает, по крайней мере, два варианта организации учета затрат. Первый из них - традиционный калькуляционный вариант, при котором калькулируется полная фактическая производственная себестоимость. Второй вариант предполагает деление затрат на производственные (обусловленные ходом производственного процесса) и периодические (связанные с длительностью отчетного периода). Производственные в свою очередь подразделяются на прямые и косвенные производственные затраты. В конце отчетного периода косвенные производственные затраты подлежат распределению. Периодические затраты (условно-постоянные) не включаются в себестоимость, а списываются в конце отчетного периода на уменьшение выручки от продаж продукции (работ, услуг), что является признаком использования элементов системы "директ-костинг"[5].  
 
 

     Сущность  директ-костинга

     Наименование  «директ-костинг», или «директ-кост», введенное в 1936  г. американцем Д. Харрисом в его работе, означает «учет прямых затрат». Оно не отражает в полной мере сущности системы, ведь главное в ней – организация раздельного учета переменных и постоянных затрат и использование его преимущества в целях повышения эффективности управления. Поэтому часто систему учета переменных затрат называют Variable Costing – «учет переменных затрат».

     Основной  характеристикой директ-костинга является подразделение затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. При  этом в себестоимость продуктов  включаются только переменные затраты, а затраты постоянные сразу относятся  на финансовый результат.

     Главной особенностью директ-костинга является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется  только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном  счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет  счета финансовых результатов, например «Прибыли и убытки».

     Постоянные  расходы не включают в расчет себестоимости  изделий, а как расходы данного  периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются  также остатки готовой продукции  на складах на начало и конец года и незавершенное производство.

     При системе директ-костинга схема построения отчетов о доходах многоступенчатая. В них содержатся по крайней мере два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль.

     Важной  особенностью директ-костинга является то, что благодаря ему можно  изучать взаимосвязи и взаимозависимости  между объемом производства, затратами  и прибылью (см. рис.3.1). 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 3.1

     

     Система управленческого  учета

     У отечественных специалистов существует два взгляда на предмет директ-костинга. С точки зрения одних, это метод  учета затрат. Другие склонны считать  его методом калькулирования. Представляется, что обе точки зрения несколько «обедняют» его содержание.

     По  мнению отечественных экономистов, директ-костинг является системой управленческого учета. А потому кроме собственно учета и калькулирования, то есть процедур получения данных о затратах, эта система включает в себя еще и использование этих данных для принятия решений, планирования и контроля.

     Цели  и задачи производственной бухгалтерии  отличны от целей и задач финансовой бухгалтерии. Тем не менее, взаимодействие между ними возможно. В сегодняшней  практике существует несколько вариантов  организации управленческой (производственной) бухгалтерии по системе директ-костинга.

     Первый  вариант – организация раздельного  учета на счетах финансовой и управленческой (производственной) бухгалтерии (вариант  автономии).

     Второй  вариант организации учета можно  считать традиционным, поскольку  он предполагает привычную интеграцию финансовой и производственной бухгалтерии.

Информация о работе Методика формирования калькуляции себестоимости продукции на предприятии