Мониторинг проблемных кредитов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:45, курсовая работа

Описание

С приобретением независимости, Кыргызстан выбрал путь перехода от централизованной плановой экономики к рыночно ориентированной. Экономическая трансформация, также как и политическая, потребовала развития новых организационных структур и нового экономического мышления. Хотя распад Советского Союза явился одним из негативных факторов, повлиявших на экономическое положение страны, основные причины экономического и бюджетного кризиса были структурного и системного характера.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 136.05 Кб (Скачать документ)

Введение

С приобретением  независимости, Кыргызстан выбрал путь перехода от централизованной плановой экономики к рыночно ориентированной. Экономическая трансформация, также как и политическая, потребовала развития новых организационных структур и нового экономического мышления. Хотя распад Советского Союза явился одним из негативных факторов, повлиявших на экономическое положение страны, основные причины экономического и бюджетного кризиса были структурного и системного характера. Централизованная экономика показала свою нежизнеспособность в смысле эффективности использования ресурсов, в том числе и денежных, а также достижения экономического роста.

В силу объективных  обстоятельств Республика столкнулась  с рядом экономических трудностей.

Прежде всего это отразилось на инфляции - уровень цен возрос примерно в 350 раз. Разрыв экономических и торговых связей с традиционными партнерами, прекращение финансирования дефицита бюджета явились одними из причин резкого падения уровня производства и кризиса системы управления. Был потерян большой экспортный рынок для специализированной продукции кыргызских предприятий. Цены на импорт, в особенности на топливо, подскочили многократно.

Эти негативные процессы потребовали разработки новых  подходов в осуществлении экономических  реформ. Самой серьезной проблемой  стала проблема финансовая.

Нехватка финансовых средств поступавших из центрального бюджета, которые являлись основным источником поступлений в республиканский  бюджет, ухудшение условий торговли, выраженное в потере традиционных рынков и резкое повышение цен на импорт, высокая инфляция, и незнание законов  рыночной экономики, - все это обусловило резкое падение уровня производства. Оно коснулось большинства промышленных и сельскохозяйственных предприятий  страны, оказавшихся перед угрозой  полного закрытия.

Предприятия, в  результате крушения прежней торговой и платежной системы и до создания новой, не имели возможность приобретать  столь необходимые для поддержания  своего производства запасных частей и сырьевые ресурсы.

В этих условиях предприятия вынуждены были искать новые источники финансирования. Реорганизация государственных  предприятий в акционерные общества позволило им привлекать средства иностранных  инвесторов, заинтересованных лиц и  своих работников для своей производственной деятельности. Но очень жесткие требования фондового рынка к листингу предприятий  не дает возможности многим из них  работать на рынке ценных бумаг в  полную мощность.

До недавнего  времени финансирование предприятий  производились через бывшие государственные  банки по целевым правительственным  постановлениям, и результаты этих действий наглядно свидетельствуют, что  такая практика кредитования зачастую приводит к увеличению не возврата кредитов. При этом в отдельных  банках не учитывался тот факт, что  установление высоких процентных ставок на кредиты заведомо повышает риск их невозврата. В связи с этим, невозврат кредитов принял обвальный характер и вызвал у банков резкое сокращение доходности по процентам и рост расходов по процентным выплатам. Это в свою очередь привело к убыточности банков.

В 1994 году банки  иногда выдавали кредиты при недостаточности  капитала, это было обусловлено плохим состоянием информационного обеспечения, из-за чего они часто были не в  состоянии точно оценить свое истинное положение и возможность  выдачи нового кредита.

Это привело  к появлению нереальных активов  у банков. При этом банки не создавали  резервы для их списания. Банки  еще не начинали практику формирования резерва на покрытие возможных потерь по кредитам в зависимости от их квалификации

Существующий  финансово-кредитный сектор страдает от своего структурного однообразия: все, что есть в Кыргызстане - это 15 банков, одна расчетно-сберегательная компания, несколько страховых компаний (которые  занимаются страхованием кредитов и  имущества в небольших размерах, так как они не имеют свободных  финансовых ресурсов) и инвестиционные (формально) компании, ломбарды и обменные бюро. Нет ни ипотечных банков, ни лизинговых компаний, ни других финансовых институтов, призванных максимально  удовлетворить потребности экономики  и населения.

В августе 1996 года Национальным Банком с содействия Азиатского Банка созданы 3 экспериментальных  кредитных союза в Араванском, Кадамжайском районах Ошской области и г. Кара-Балта, они призваны кредитовать сельскохозяйственные предприятия и фермерские хозяйства - членов кредитного союза.

В настоящее  время в Кыргызстане в общих  чертах сформировалась двухуровневая  банковская система. На первом уровне - Национальный банк Кыргызской Республики, на втором - коммерческие банки.

Формирование  банковской системы осуществлялось как путем преобразования существовавших государственных банков в акционерные, так и путем создания новых  коммерческих банков. Переход на новые  условия работы потребовал, как от старых банков, так и от вновь  созданных коммерческих банков повышения  образовательного уровня специалистов, необходимости изучения опыта работы коммерческих банков развитых стран. Поэтому Национальный банк организовал учебу с приглашением специалистов из ведущих западных стран.

Коммерческие  банки на ассоциированной основе стали организовывать региональные банковские учебные центры в Алма-Ате, Ташкенте, где также проводят семинары специалисты банковской деятельности. Соучредителями этих учебных центров  стали и международные финансовые организации, такие как Всемирный  Банк, Европейский Банк Реконструкции  и Развития, Ассоциация турецких банков и др. Эти меры позволили в короткий период подготовить специалистов, научить  их основам работы в условиях конкуренции. Естественно, неразвитость финансового  рынка, пока еще высокий уровень  риска, не позволяет коммерческим банкам предоставлять весь перечень услуг, традиционно принятых западными  банками.

Тем не менее, банковская деятельность в условиях всеобщего  падения производства оказалась  высокоприбыльной. Так, доля прибыли полученной банковской сферой по результатам деятельности всего Народного Хозяйства оказалась в 1993 г. - 49.9 %, в 1994 г. - 45.2 %. Столь высокие доходы стали причиной притока иностранных инвестиций в банковскую сферу.

Были созданы  банки с привлечением капитала из Великобритании, Германии, Гонконга, Казахстана, России.

Начали открываться  кредитные линии международных  финансовых организаций для поддержки  частного предпринимательства. В частности  Европейский Банк Реконструкции  и Развития, Центральноазиатского-Американского фонда поддержки предпринимательства. Кредитные линии стали проводиться через коммерческие банки, которые подбирались на тендерной основе. Требования предъявлялись жесткие. Это тоже стало стимулом для совершенствования работы коммерческих банков, повышения ими уровня квалификации своих работников.

Для доведения  уровня работы коммерческих банков до международных стандартов, НБКР стал постепенно внедрять требования Международного Базельского Соглашения в области банковской деятельности.

Итогом усилий направленных на совершенствование  банковской системы республики становиться  формирование одной из составляющих финансового рынка - кредитного рынка.

Коммерческие  банки являются учреждениями, берущими на себя риск работы с финансовыми  средствами других лиц. Через свои обязательства  по вкладам, депозитам и сети филиалов они являются не только основными  хранителями денежных накоплений финансового  сектора, первичным каналом кредита  и инвестиций в экономику, но также  оперируют наиболее важной производной  экономики - механизмом платежей. Они  несут полную ответственность по обязательствам перед клиентами  и, естественно, банки могут сконцентрировать большой риск при привлечении  и размещении ресурсов. По этой причине  банковская система жестко регулируется Национальным банком. Он является главным  банком, осуществляющим денежно-кредитную  политику. Основными задачами которого являются:

" осуществление  денежно-кредитного регулирования;

" обеспечение  добросовестной банковской конкуренции;

" надзор за  соблюдением банковского законодательства;

" защита интересов  вкладчиков и кредиторов;

Национальный  банк, как мы видим, контролирует деятельность коммерческих банков на территории Кыргызской республики, в пределах своих полномочий. Он имеет право издавать, к обязательному выполнению банками и другими юридическими и физическими лицами, нормативные акты, а также дает рекомендации банкам по кредитной и процентной политике. Национальный банк разработал целый пакет документов по кредитам, адресованный работникам коммерческих банков и иных кредитных учреждений, ответственным за разработку, претворение в жизнь и регулирование кредитной политики. Так, например, инструкции: "По работе с кредитами", "Об ограничениях кредитования", "О проведении операций с инсайдерами", "О проведении операций с аффилированными компаниями", положение "О классификации кредитов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных кредитных, лизинговых потерь и убытков" и др.

Управление кредитами  в банке.

Структура кредитного отдела и банка.

Структура банка, количество отделов, специализация  служб, состав руководства, распределение  полномочий и т.д. зависят от многих факторов и определяется экономической целесообразностью. Так, небольшой провинциальный банк имеет иную структуру, чем крупный банк, находящийся в финансовом центре, банк в сельском районе - иную, чем в промышленном, банк с отделениями - иную, чем без отделений. При этом следует учесть, что нет двух банков с одинаковой структурой: банки изменяют набор отделов и комитетов, состав руководящих органов в соответствии с меняющимися условиями работы банка, новыми задачами, рекомендациями экспертов по менеджменту и т.д.

В общей организационной  структуре банка можно выделит  два типа отделов: отделы, выполняющие  линейные функции, и отделы, выполняющие  штабные функции.

Линейные отделы непосредственно заняты выполнением  операционной работы, например, принятием  вкладов, выдачей кредитов, покупкой ценных бумаг и т.д. Термин "линейный" характеризует характер связей этих отделов с высшими эшелонами  банка. Линейные функции делегируются с высших этажей иерархии на низшие, что создает непрерывную "цепь команд" или "линию" команд по вертикали, связывающую один уровень с другим.

Штабные отделы занимаются обслуживанием линейных отделов, оказывают им помощь для  повышения эффективности их деятельности. Примером могут служит отделы планирования, кадров, юридический, статистики и т.д.

Хотя штабные  отделы не должны присваивать себе управленческие функции по отношению  к линейным , подобная узурпация часто происходит на практике. Если подобные отношения имеют место, они могут быть причиной внутренних конфликтов, так как руководители линейных и штабных служб могут давать противоречивые указания и рекомендации рядовым работникам банка. Теория менеджмента рекомендует четко разграничивать функции отделов разных типов и всегда иметь в виду, что штабные отделы обладают лишь правом оказывать помощь и давать консультации. Как правило, штабные отделы всегда выделяются в отдельный блок.

Известно несколько  принципиальных схем построения банка. Каждая из них адекватна определенному  типу кредитного рынка. Так, в условиях локального рынка, ограниченного контингента  клиентов, отсутствия активного соперничества  конкурирующих учреждений, неразвитости или полного отсутствия филиальной сети наиболее распространена так называемая пирамидальная схема построения банка. Для нее характерна предельная простота вертикальных связей, прямое и непосредственное подчинение отделов  высшему руководству банка (рис. 1.1.)

С усилением  специализации отдельных операционных звеньев, переходом от оптовых операций с избранной клиентурой к розничному обслуживанию массового контингента  потребителей финансовых услуг, расширением  района банковской деятельности неизбежно  меняется организационная структура  банка. Здесь возможно несколько  вариантов. Все они, однако, имеют  ту общую черту, что все больше полномочий переходит от центральных  органов управления к руководителям  более низкого ранга, возникают  промежуточные звенья между высшим руководством банка и низовыми структурами.

Одна из альтернативных схем, обеспечивающих сосредоточение функций и усиление роли отделений  банка, носит название географической структуры (рис.1.2.)

Еще один возможный  подход к организации работы банка  на большой территории носит название функционального. Здесь управление операциями основано на четком разделении функций аккумуляции ресурсов и  способов их использования (рис. 1.3.).

В рамках своей  организационной структуры каждый банк создает отдел или группу отделов, которые отвечают за выдачу и оформление кредитов, анализ ссудного портфеля, контроль за ходом погашения предоставленных кредитов и т.д. В небольших банках процедура выдачи кредитов предельно упрощена; каждый кредитный инспектор обслуживает разные категории заемщиков и выполняет всю работу по оценке кредитоспособности клиента и т.п.

Информация о работе Мониторинг проблемных кредитов