Мониторинг проблемных кредитов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:45, курсовая работа

Описание

С приобретением независимости, Кыргызстан выбрал путь перехода от централизованной плановой экономики к рыночно ориентированной. Экономическая трансформация, также как и политическая, потребовала развития новых организационных структур и нового экономического мышления. Хотя распад Советского Союза явился одним из негативных факторов, повлиявших на экономическое положение страны, основные причины экономического и бюджетного кризиса были структурного и системного характера.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 136.05 Кб (Скачать документ)

5. Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих  продаж, расходов, издержек на производство  продукции, дебиторской задолженности,  оборачиваемости запасов, потребности  в денежной наличности, капиталовложениях  и т.д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый  бюджет. Первый включает прогнозный  вариант балансовых счетов и  счет прибылей и убытков на  будущий период, второй прогнозирует  поступление и расходование денежной  наличности (по неделям, месяцам,  кварталам).

6. Налоговые  декларации. Это важный источник  дополнительной информации. Там  могут содержаться сведения, не  включенные в другие документы.  Кроме того, они могут характеризовать  заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты  налогов с части прибыли.

7. Бизнес-планы.  Многие кредитные заявки связаны  с финансированием начинающих  предприятий, которые еще не  имеют финансовых отчетов и  другой документации. В этом случае  представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения  о целях проекта, методах ведения  операций и т.д. В частности,  документ должен включать:

Бизнес-план должен быть результатом процесса стратегического  планирования. Он становится путеводителем, которым должна руководствоваться  компания для того, чтобы достичь свои цели. Он не должен быть документом, который по завершении откладывается в сторону до следующего года. Управляющие должны постоянно вносить результаты своей работы в план и делать необходимые исправления по необходимости для того, чтобы осуществить свои задачи, как долгосрочные, так и краткосрочные.

Рабочее резюме - это наиболее важная часть плана, потому что в ней описывается  хозяйственная деятельность, управление ею, ключевые финансовые прогнозы и, самое  важное, требуемое финансирование. Для банкира важно узнать из рабочего резюме, подходят ли цели предприятия  стратегическим целям банка, ее приоритетным областям кредитования на этот период.

Общая характеристика компании - здесь можно узнать, когда  компания была учреждена, и ее развитие до настоящего времени, форма организации (акционерное общество, товарищество и т. д.), продукция или услуги компании и их уровень и, наконец, история  финансирования компании первоначальными  и существующими акционерами, внешними инвесторами, если таковые имеются, и выручка, удержанная в предприятии (нераспределенная прибыль за прошлые годы), а не выплаченная в форме дивидендов или премиальных. История собственности компании имеет важное значение. Несомненно, государственный пакет акций, если такой имеется, должен быть раскрыт. Если этот пакет составляет более 50%, то шанса осуществления инвестиции внешним владельцем акций фактически не существует. Если он может быть сокращен до примерно 25% посредством изменения структуры капитала компании тогда кредитор не будет рассматривать это как барьер для инвестирования в компанию. Если показатели прошлой деятельности не являются достоверным индикатором будущих потенциальных возможностей, тогда это требует объяснения. Это очень важно в Центральной Азии, где предшествующая деятельность осуществлялась при централизованном планировании до 1992 года и не может обоснованно сравниваться с текущей или будущей экономической ситуацией.

Продукция и  услуги - ознакомление с данным разделом помогает узнать, что производит, продает  либо предоставляет компания своим  заказчикам или клиентам, и что  она планирует на будущее. Желательно чтобы в этом разделе были представлены диаграммы в приложении, а также чтобы клиент указал особые преимущества изделий, либо услуг компании. Также важно, чтобы составитель плана указал вклад компании, в том числе процент дохода, в исследования и разработки.

Анализ рынка - здесь компания должна описать  свой существующий рынок и будущие  возможности. Вполне понятно, что кредиторы  не особо заинтересованы в компании, которая почивает на своих лаврах и не обдумывает свое будущее. Изучение сегментов рынка и того, каким  образом компания будет торговать  на них, обязательно. Если компания осуществляет всю свою торговлю на отечественном  рынке, существует ли возможность международной  торговли? Является ли рынок циклическим  либо сезонным?

В данном разделе  должно содержаться описание отрасли, ее объемов в данное время и  прогнозируемого роста, основных форм использования в коммерческих целях  и основных клиентов. В нем также  должна обсуждаться сегментация: каковы целевые рынки, местонахождение, каковы их размеры в данное время и  прогнозируемые темпы роста, важные характеристики изделий, покупательская структура клиентов и все особые характеристики. Компания может попасть  в ловушку, когда она не может  определить точно сегменты рынка, надеяться  проникнуть в которые у нее  есть основания.

Компании должны быть реалистичны - указывать конкурентов, их сильные и слабые стороны против компании. Если у компании есть убежище  на рынке (небольшая часть рынка, где в настоящее время мало конкуренции), они должны указать  это. А также желательно чтобы  были указаны: Какие барьеры существуют? Сколько времени это займет? Сколько  у компании есть времени на освоение новой продукции? Существуют ли юридические  ограничения у конкурентов, вступающих на ваш рынок, такие как патенты  или товарные знаки?

План маркетинга - Каким образом компания вознаграждает своих торговых агентов? Существуют ли дополнительные поощрительные вознаграждения? Есть ли скидки на закупки в большом объеме либо в определенные времена года? Каковы торгово-распределительные сети? Могут ли они быть подвергнуты риску? Какова стратегия ценообразования, и каким образом ее цены будут сопоставляться с другими на рынке? Каким образом компания осведомит рынок о своих изделиях или услугах? Во сколько это обойдется?

План производства - в данной части плана должны кратко излагаться характер, уровень  и размеры производственных мощностей  и базы компании. Отвечают ли они  требованиям? Планируется ли расширение? Компания, как правило, успешно мобилизует капитал из внешних источников, потому что инвестор осознает рост. Рост подразумевает  дополнительные мощности либо расширение существующих мощностей кроме случаев, когда существующие мощности используются в недостаточной степени, что  может стать вскоре плюсом. Здесь  необходимо указать, является ли оборудование собственностью или арендуется, и  если арендуется, каков срок аренды. Также важно состояние производственных мощностей. Устаревшее ли это промышленное предприятие, которому также нужна  будет значительная инвестиция? Либо современное, не требующее фактически никаких дополнительных инвестиций? Любое промышленное предприятие должно соблюдать существующие правила, установленные государством, в отношении безопасности и окружающей среды. Если это не имеет места, то опять-таки существует большая вероятность того, что в скором времени потребуется дополнительные затраты. С эксплуатационной точки зрения компания должна обсудить свои источники поставок и альтернативные источники поставок, если есть необходимость.

Управление - очень  важное значение имеет структура компании и руководящие органы. Подробные резюме управляющих должны быть частью плана. Нужно включить сведения об отраслевых достижениях, премиях, патентах, авторских правах. Если есть необходимость в новых управляющих, нужно заменить существующих работников либо расширить штат в зависимости от обстоятельств.

Также нужно  включить описание рабочей силы, разбитой по уровню квалификации, возрасту, текучести (лояльности) и наличию дополнительных рабочих по роду работы, если они  потребуются в будущем.

Финансовый план - вполне понятно, что это важный раздел плана. Важными вопросами  является следующее: верна ли форма? Подготовлен ли он надлежащим образом? Касается ли он сути: сколько требуется  денег? Когда? И каков доход инвестора? Каков срок погашения? Каковы возможные  пути выхода для инвесторов? План должен включать как минимум следующее: текущие финансовые отчеты, сведения о финансовой деятельности за последние три года и прогнозируемой финансовой деятельности на следующие три-пять лет, в том числе прогнозы потока денежных средств. Все допущенные предположения должны быть ясно изложены в примечаниях.

Заявка поступает  к соответствующему кредитному работнику, который после рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим  заемщиком - владельцем или представителем руководства фирмы. Эта беседа имеет  большое значение для решения  вопроса о будущей ссуде: он позволяет  кредитному работнику не только выяснить многие важные детали кредитной заявки, но и составить психологический  портрет заемщика, выяснить профессиональную подготовленность

реалистичность  его оценок положения и перспектив развития предприятия.

В ходе беседы интервьюеру  не следует стремиться выяснить все  аспекты работы компании; он должен сконцентрировать внимание на ключевых, базовых вопросах, представляющий наибольший интерес для банка. Рекомендуется  распределить вопросы по 4 -5 группам:

1. Сведения о  клиенте и его компании :

является ли фирма единоличным предприятием, товариществом или корпорацией;

как давно учреждена  компания;

какова ее продукция;

кто владельцы, сколько акций они имеют;

каков опыт и  квалификация менеджеров;

прибыльна ли компания;

кто основные поставщики и покупатели;

на каких условиях продается продукт.

2. Вопросы по  поводу просьбы о кредите:

какую сумму  денег компания намерена получить у  банка;

как рассчитана эта сумма;

достаточно ли аккуратно составлен прогноз  финансовых потребностей;

учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить заем, срок службы активов, финансируемых  с помощью займа;

учитывают ли условия  займа способность клиента погасить кредит в срок.

3. Вопросы связанные с погашением кредита:

как клиент предполагает погашать кредит;

сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного цикла;

имеется ли у  клиента специальный источник погашения  кредита;

есть ли лица, готовые дат гарантию и каково их финансовое положение.

4. Вопросы по  поводу обеспечения займа:

какое обеспечение  будет передано в залог;

кто владелец обеспечения;

где складировано обеспечение;

находится оно  под контролем клиента и может  ли быть, что требуется чье-либо особое разрешение , чтобы продать обеспечение;

как была произведена  оценка имущества, предлагаемое в качестве обеспечения;

подвержено ли обеспечение порче;

каковы издержки по хранению обеспечения.

5. Вопросы о  связях клиента с другими банками:

какие банки  используются в настоящее время  клиентом;

обращался ли он к другим банкам за ссудой;

почему клиент пришел в этот банк;

имеются ли непогашенные займы и каков их характер.

При получении  заявки на кредит, банк должен изучить  не только разные аспекты кредитной  сделки, но и дать оценку персональных качеств заемщика, будь то частное лицо или руководитель фирмы. Оценивая личность клиента банк сосредотачивает внимание на следующих моментах:

порядочность  и честность;

профессиональные  способности;

возраст и состояние  здоровья;

наличие преемника (на случай заболевания или смерти);

материальная  обеспеченность.

Порядочность  и честность. Это ключевые качества клиента, имеющие для банка первостепенное значение. Банк не должен предоставлять  кредит лицу (или компании), если это  лицо (или руководство фирмы) не заслуживает  доверия, т.е. если имеются признаки, что заемщик не будет скурпулезно придерживаться условий кредитного соглашений. Честный клиент приложит максимум усилий, чтобы погасить взятые обязательства, в каком бы трудном положении он не оказался. Ненадежный клиент будет погашать долги банку, если у него имеются свободные денежные средства. Когда же возникают трудности, он прекращает выплату задолженности и отодвигает банк в конец очереди.

При решении  вопроса о ссуде для банка  существенно, имеет ли он дело со своим  прежним клиентом, для которого он открыл счет и который уже раньше получал ссуду в этом банке, или  это же незнакомый человек, впервые  обратившийся в банк. Если клиент уже  получал ссуду и у банка  не было к нему претензий , это существенно повысит его шансы на получение нового кредита. Если он не пользовался кредитом, но имеет депозитный счет в банке, то наличие солидного остатка на счете и регулярный перевод сумм на этот счет также может свидетельствовать о его высокой платежеспособности. При первом обращении клиента банк должен провести тщательное обследование состояния дел заемщика и использовать максимум возможной информации о его личных качествах и материальном положении.

Профессиональные  способности будущего заемщика особенно важны, если речь идет о руководителе фирмы, желающем получить ссуду на деловые  цели. Эти способности связаны  с его умением управлять предприятием, ориентироваться на рынке и обеспечивать прибыльность фирмы.

Информация о работе Мониторинг проблемных кредитов