Налоговые доходы федерального бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 00:14, курсовая работа

Описание

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата. В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны. Сегодня остро стоит вопрос о необходимости формирования налоговых доходов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….........3
Глава 1 Теоретические основы формирования налоговых доходов бюджета РФ………….………………………………………………………………………....5
1.1 Налоги, их классификация и функции…………………………………….......5
1.2 Принципы формирования доходов бюджета…………………….…………....9
1.3 Критерии закрепления налоговых источников доходов в федеральный бюджет……………….……………………………………………………..…..13
Глава 2 Оценка налогового потенциала РФ и эффективности его использования………………………………………………………………….…...19
2.1 Общая характеристика федеральных налогов и их распределение между бюджетами РФ……………………………………………………………….…………………..19
2.2 Исследование структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета………………………………………………………..………….……..….22
2.3 Характеристика нормативов отчисления по федеральным налогам………..30
Глава 3 Проблемы и пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета…………………………………………………………………………......36
3.1 Проблемы формирования налоговых доходов………………………..……...36
3.2 Реалии реформирования налоговой системы………………………....……...41
Заключение………………………………………………………….……………...47
Список использованных источников и литературы…………….………………..49

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК 2011.docx

— 78.64 Кб (Скачать документ)

                          Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение

Высшего  профессионального  образования 

Нижегородский государственный  университет им. Н.И. Лобачевского

(ННГУ)

 

 

                            Курсовая работа

 

            По дисциплине: бюджетная система РФ

              На тему: «Налоговые доходы федерального  бюджета РФ »

 

 

 

 

 

                                                                                       Выполнила студентка 3 курса

                                                                                                            Спец. финансы и кредит

                                                                                                          Группа № 7-13/ФК1-11

                                                                                                           Обухова И.В.

                                                                                       Проверила: Емельянова О.В.

 

 

                               

                                                    г. Заволжье

                                                           2010г.

 Содержание

Введение…………………………………………………………………….….........3

Глава 1 Теоретические основы формирования налоговых доходов  бюджета РФ………….………………………………………………………………………....5

    1. Налоги, их классификация и функции…………………………………….......5
    2. Принципы формирования доходов бюджета…………………….…………....9
    3. Критерии закрепления налоговых источников доходов в федеральный бюджет……………….……………………………………………………..…..13

Глава 2 Оценка налогового потенциала РФ и эффективности  его использования………………………………………………………………….…...19

2.1 Общая характеристика  федеральных налогов и их распределение  между бюджетами РФ……………………………………………………………….…………………..19

2.2 Исследование структуры  и динамики налоговых доходов  федерального бюджета………………………………………………………..………….……..….22

2.3 Характеристика нормативов  отчисления по федеральным налогам………..30

Глава 3 Проблемы и пути совершенствования  налоговых доходов федерального бюджета…………………………………………………………………………......36

3.1 Проблемы формирования  налоговых доходов………………………..……...36

3.2 Реалии реформирования  налоговой системы………………………....……...41

Заключение………………………………………………………….……………...47

Список использованных источников и литературы…………….………………..49

 

 

 

 

 

 

Введение 

Взимание налогов –  древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые  для содержания государственного аппарата. В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны. Сегодня  остро стоит вопрос о необходимости формирования налоговых доходов.

 Налоги важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны. Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета и налогов  имеет двухсторонний и неразрывный  характер. Налоги как основной элемент  доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных  статей. Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов: налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета; отдельной группы налогов(например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета; конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета; отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений; конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений. Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.

К числу наиболее сложных  экономических проблем выдвинулась  проблема формирования налоговых доходов, не допустить их уменьшения, поиск  факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет  принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.

Актуальность выбранной  темы состоит и в том, что в  условиях рыночных отношений налоговая  система является одним из важнейших  экономических регуляторов, основой  финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоговая  система в настоящее время  является главным предметом дискуссий  о путях и методах ее реформирования.

Объектом исследования являются налоговые доходы федерального бюджета.

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых  доходов  федерального бюджета, определение  факторов, от влияния которых зависит  объем поступивших в анализируемый  период налоговых доходов.

В соответствии с целью  в работе поставлены и решены следующие  задачи:

- изучение налогов, их классификации и функции;

- рассмотреть принципы  формирования доходов бюджета;

- анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;

- определение основных проблем и направлений совершенствования налоговых доходов федерального бюджета.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

Глава 1 Теоретические  основы формирования налоговых доходов  бюджета РФ

1.1 Налоги, их классификация  и функции

Налог — обязательный, индивидуально  безвозмездный платёж, взимаемый  органами государственной власти различных  уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения  деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также  принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

Под налогом понимается принудительное изымание государством или местными властями средства с физических и  юридических лиц, необходимые для  осуществления государством своих функций.

Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция  показывает, каким образом реализуется  общественное назначение данной экономической  категории как инструмента стоимостного распределения доходов. Отсюда возникает  главная распределительная функция  налогов, выражающая их сущность как  особого централизованного (фискального) инструмента распределительных  отношений.

Посредством фискальной функции  реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления  собственных функций. Формирование доходов государственного бюджета  на основе стабильного централизованного  взимания налогов, превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов  как экономической категории  состоит в том, что появляется возможность количественного отражения  налоговых поступлений и их сопоставления  с потребностями государства  в финансовых ресурсах. Благодаря  контрольной функции оценивается  эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением  финансовых ресурсов, появляется необходимость  внесения изменений в налоговую  систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции  налогов, ее полнота и глубина  в известной мере зависят от налоговой  дисциплины. Суть ее в том, чтобы  налогоплательщики своевременно и  в полном объеме уплачивали установленные  законодательством налоги. Эта функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Распределительная функция  налогов обладает радом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.

Экономическая функция налогов  состоит в воздействии через  налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике  страны, а также социально-экономические  процессы в обществе.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в  бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность  для осуществления экономической  роли государства, т.е. экономической  функции налогов. В то же время, достигнутое  в результате экономического регулирования  ускорение развития и роста дохода производства позволяет государству  получить больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнение распределительной функции создает благоприятную социально-экономическую атмосферу для выполнения других функций налогов.

Классификация налогов - группировка  законодательно установленных налогов, сборов и других платежей, обусловленная  целями и задачами систематизации и  сопоставлений. Наиболее существенными  являются нижеследующие способы  классификации.

1.  По способу взимания:

-  прямые налоги, которые  взимаются непосредственно с  налогоплательщика;

-  косвенные налоги, которые  включаются в цену товаров, работ, услуг;

-  пошлины и сборы.

Прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами — совокупность доходов или имущество налогоплательщика.

Косвенными налогами являются акцизы, государственные фискальные монополии, налоги с оборота, налог  с продаж, НДС, таможенные пошлины  и таможенные сборы.

2.  В зависимости от  органа, устанавливающего налоги:

-  федеральные налоги. Их устанавливает и вводит  в действие высший представительный  орган власти;

-  региональные налоги, которые устанавливаются законодательными  органами субъектов Федерации;

- местные налоги, которые  вводятся в соответствии с  НК РФ и нормативно-правовыми  актами органов местного самоуправления.

3. По целевой направленности:

-  общие налоги, предназначенные  для формирования доходов государственного  бюджета в целом;

- целевые налоги, которые  вводятся для финансирования  конкретного направления государственных  расходов.

4. По субъекту-налогоплательщику:

-  взимаемые с физических лиц;

- взимаемые с юридических  лиц; 

- смежные налоги, которые  уплачивают как физические, так и юридические лица.

5.   По уровню бюджета:

-  закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком  идут в бюджет;

- регулирующие налоги, которые  поступают одновременно в различные  бюджеты.

6.  По характеру бухгалтерского  учета:

-  включаемые в цену  продукции;

- уплачиваемые за счет  прибыли;

- удерживаемые из доходов.

7.   По срокам уплаты:

- срочные налоги;

- периодично-календарные  налоги.

В практике международных  сопоставлений применяется ряд  систем налоговой классификации: классификация  ОЭСР; классификация Международного валютного фонда (МВФ); классификация по Системе национальных счетов (СНС) и по Европейской системе экономических интегрированных счетов (ЕСЭИС).

Классификация ОЭСР является наиболее подробной и в то же время  самой простой. В зависимости  от объекта налогообложения каждый налог имеет свой кодовый номер  и отнесен к определенным группе и подгруппе.

Классификация Международного валютного фонда (МВФ) по сравнению  с классификацией ОЭСР менее подробная.

От классификаций ОЭСР и МВФ существенно отличается классификация по СНС и ЕСЭИС. СНС использует подход, схожий с  традиционной налоговой классификацией.

ЕСЭИС выделяет следующие  налоговые группы: налоги на доходы и импорт, налоги на капитал, регистрационные  сборы и пошлины. Различия между  классификациями ОЭСР и МВФ и  классификациями СНС и ЕСЭИС  определяются тем, что две первые системы подчинены задачам систематизации и международного сопоставления  налоговых поступлений, а две  последние направлены на решение  проблем бухгалтерского учета.

Информация о работе Налоговые доходы федерального бюджета РФ