Налоговые доходы федерального бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 00:14, курсовая работа

Описание

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата. В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны. Сегодня остро стоит вопрос о необходимости формирования налоговых доходов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….........3
Глава 1 Теоретические основы формирования налоговых доходов бюджета РФ………….………………………………………………………………………....5
1.1 Налоги, их классификация и функции…………………………………….......5
1.2 Принципы формирования доходов бюджета…………………….…………....9
1.3 Критерии закрепления налоговых источников доходов в федеральный бюджет……………….……………………………………………………..…..13
Глава 2 Оценка налогового потенциала РФ и эффективности его использования………………………………………………………………….…...19
2.1 Общая характеристика федеральных налогов и их распределение между бюджетами РФ……………………………………………………………….…………………..19
2.2 Исследование структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета………………………………………………………..………….……..….22
2.3 Характеристика нормативов отчисления по федеральным налогам………..30
Глава 3 Проблемы и пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета…………………………………………………………………………......36
3.1 Проблемы формирования налоговых доходов………………………..……...36
3.2 Реалии реформирования налоговой системы………………………....……...41
Заключение………………………………………………………….……………...47
Список использованных источников и литературы…………….………………..49

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК 2011.docx

— 78.64 Кб (Скачать документ)

Как известно, к основным федеральным регулирующим налогам  относятся: налог на доходы физических лиц (подоходный налог с физических лиц до 2001 г.), налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов либо по ставкам (нормативам), утвержденным в законодательном порядке. Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, ставки (нормативы) отчислений определяются при утверждении федерального бюджета. Так, предусмотрено, что в среднем по субъекту РФ не менее 10% НДС по товарам отечественного производства должно зачисляться в местные бюджеты. Однако на протяжении ряда лет данный налог без внесения изменений в указанный выше федеральный закон в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет согласно принимаемым законам о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Особенностью системы  разделения налоговых доходов в  России является отсутствие в большинстве  случаев распределения отдельных  из них (совместных) на постоянной или  долговременной, на конкретный срок, основе между уровнями бюджетов в соответствующих законах. Ежегодное утверждение в Законе "О федеральном бюджете" нормативов отчислений по федеральным регулирующим налогам затрудняет формирование доходной части территориальных бюджетов. Более половины доходов федерального бюджета составляют косвенные налоги: налог на добавленную стоимость и акцизы. Это обеспечивает федеральному бюджету поступление наиболее устойчивых доходов, которые имеют тенденцию роста за счет инфляции. Основной целью такого разграничения является создание необходимых условий для сбалансированности бюджетов органами власти на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении государственных социальных гарантий и исходя из имеющегося на соответствующей территории налогового потенциала.

Принимая решение о  разграничении налогов по вертикали  бюджетной системы, следует учитывать  соответствие его разграничению  расходных полномочий. Кроме того, на разных этапах развития федеративного  государства могут возникать  обстоятельства, объективно требующие  большей централизации финансовых ресурсов в федеральном бюджете. Как правило, они появляются в  условиях обострения кризисной ситуации в экономике, когда требуется  выровнять стартовые условия  субъектов Федерации при резком их различии в социально-экономических  показателях, в условиях чрезвычайных обстоятельств, включая необходимость  погашения большой задолженности  федерального бюджета по внешнему и  внутреннему долгу. Именно такие  обстоятельства вынуждают на данном этапе взять курс на усиление централизации  в федеральном бюджете России.

 

 

 

 

Глава 2 Оценка налогового потенциала РФ и эффективности  его  использования

2.1 Общая характеристика  федеральных налогов и их распределение  между бюджетами РФ

Федеральные налоги и сборы  — налоги и сборы, устанавливаемые  Налоговым кодексом Российской Федерации  и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Налоговая  система Российской Федерации отражает три уровня бюджетной системы  РФ и наряду с федеральными налогами и сборами предполагает региональные и местные налоги. Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается в Налоговом кодексе и не может быть изменён иначе, чем путём внесения изменений в Налоговый кодекс.

Статус федерального налога не означает, что он полностью зачисляется  в федеральный бюджет. В законе о федеральном бюджете на соответствующий  год могут быть установлены нормативы  отчислений федеральных налогов  и сборов в бюджеты нижестоящих  уровней: региональный и местный.

К федеральным налогам и сборам:

- налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации;

- акцизы— косвенный федеральный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем.;

- налог на доходы физических лиц (НДФЛ)— основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.;

-единый социальный налог (с 01.01.2010 - страховые взносы) (ЕСН) — отменённый федеральный налог в Российской Федерации, зачисляемый в Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации — и предназначенный для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. С 1 января 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него нынешние плательщики налога будут уплачивать страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009;

- налог на прибыль организаций — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.);

- налог на добычу полезных ископаемых — прямой, федеральный налог, взимаемый с недропользователей.;

- водный налог — налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина — денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства..

Согласно статья 2 нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов установлено, что 60 процентов доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, указанных в статье 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направляется в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства и перечисляется им в бюджеты субъектов Российской Федерации не реже одного раза в 10 дней в соответствии с нормативами распределения на 2011 год согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону и на плановый период 2012 и 2013 годов согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. Установлено, что доходы от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей подлежат зачислению:

     1) в федеральный бюджет в 2011 году по нормативу 30 процентов, в 2012 году по нормативу 23 процента, в 2013 году по нормативу 28 процентов;

     2) в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2011 году по нормативу 70 процентов, в 2012 году по нормативу 77 процентов, в 2013 году по нормативу 72 процента.

Доходы от уплаты акцизов  на автомобильный и прямогонный  бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, зачисляемые  в бюджеты субъектов Российской Федерации, направляются в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства и перечисляются им в бюджеты субъектов Российской Федерации не реже одного раза в 10 дней в соответствии с нормативами  распределения на 2011 год согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону и на плановый период 2012 и 2013 годов согласно приложению 5 к настоящему Федеральному закону.

Доходы от федеральных  налогов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и сборов, поступающие  от плательщиков на территориях Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого  автономного округа, в 2011 году и в  плановом периоде 2012 и 2013 годов подлежат зачислению соответственно в бюджеты  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного  округа по установленным Бюджетным  кодексом Российской Федерации и  настоящим Федеральным законом  нормативам, за исключением подлежащих зачислению в бюджет Тюменской области  налоговых доходов от налога на прибыль  организаций, зачисляемых в бюджеты  субъектов Российской Федерации  по нормативу в размере 29,5 процента.

Установлено, что зачисление в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов доходов от погашения задолженности по единому социальному налогу (соответствующим пеням и штрафам) осуществляется по нормативу 100 процентов в соответствующий бюджет по налоговой ставке, действовавшей до 1 января 2010 года.

 

2.2 Исследование  структуры и динамики налоговых  доходов федерального бюджета

Доходы федерального бюджета  Российской Федерации в период 2008 – 20010 годов формировались за счет налоговых и неналоговых поступлений. Налоговые поступления включали: налог на прибыль организации, единый социальный налог (отменен с 1 января 2010 года), налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья. Неналоговые поступления включают: ввозные таможенные пошлины, вывозные таможенные пошлины на сырую нефть, вывозные таможенные пошлины на природный газ, вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти, прочие поступления

Проведем сравнительный  анализ доходной части федерального бюджета на 2008 – 20010 год (таблица 1). Как видно из таблицы 1, общая величина доходов бюджета за период 2008 – 2010 г сократилась на 441,3 млрд.руб. (темп роста 94,30%), что обусловлено. В общей величине доходов наибольший удельный вес занимают налоговые доходы, удельный вес которых составил 56,81% в 2008 г. и 50,76% в 2010 г. При этом доля данного вида доходов снизилась на 6,05%, одновременно выросла доля неналоговых доходов, которая составила 43,19% в 2008 г. и 49,24% в 2010 г.

В период 2008 – 2009 г отмечается увеличение величины налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, на 178,20 млрд. руб. (темп роста 117,85%) В то же время отмечается снижение поступлений таможенных пошлин, что  связано со снижением цен на нефть  сырую, природный газ и на товары, выработанные из нефти за исследуемый  период.

Общая величина доходов бюджета  за период 2008 – 2009 г сократилась  на 1938,1 млрд.руб. (темп роста 79,11%), что  обусловлено влияние протекающего с августа 2008 г. по конец 2009 г. финансового  и экономического кризиса, оказавшего негативное влияние на хозяйственную  деятельность внутри страны. Кроме  того, отрицательное влияние на динамику доходов федерального бюджета в  период 2008 – 2009 г оказало снижение ставки налога на прибыль организаций  с 1 января 2009 года на 4 %, которая ранее  составляла 24%, а в 2009 году ее величины была – 20%. В результате влияния данных факторов, поступления от налога на прибыль организации сократилось  на 565,70 млрд. руб. В общей величине доходов наибольший удельный вес  занимают налоговые доходы, удельный вес которых составил 53,82% в 2008 г. и 50,76% в 2009 г. При этом доля данного  вида доходов снизилась на 3,06%, одновременно выросла доля неналоговых доходов, которая составила 46,18% в 2008 г. и 49,24% в 2009 г.

В период 2008 – 2009 г отмечается увеличение величины налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, на 178,20 млрд. руб. (темп роста 117,85%) В то же время отмечается снижение поступлений таможенных пошлин, что  связано со снижением цен на нефть  сырую, природный газ и на товары, выработанные из нефти за исследуемый  период.

Ниже проведена структура всей величины доходов, поступающих в федеральный бюджет Российской Федерации. Наглядно видно, что в 2008 г. в структуре общей величины доходов федерального бюджета наибольший удельный вес занимали вывозные таможенные пошлины на нефть сырую (удельный вес 19,24%), значительную величину занимают поступления в виде налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (удельный вес 17,16%), налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации (удельный вес 12,22%), налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (удельный вес 10,76%).

Таблица 1 – Доходы федерального бюджета на 2008 – 2010 г.

Доходы ФБ

2008

2009

2010

Сумма, млрд. руб.

уд. вес, %

Сумма, млрд. руб.

уд. вес, %

Сумма, млрд. руб.

Всего доходов

9275,9

100

7337,8

100

7783,8

Налог на прибыль орг.

761,1

8,21

195,4

2,66

255,0

НДС на товары,   реализуемые на территории РФ

998,4

10,7

1176,6

16,4

1 328,7

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

1133,8

12,2

873,4   

11,9

 

Акцизы по товары, производимым на территории РФ

125,2

1,35

81,7

1,11

 

Акцизы по товары, ввозимым на территорию РФ

35,3

0,38

19,8

0,27

 

Единый соц. налог

506,8

10,15

509,8

13,69

 

Налог на добычу полезных ископаемых

1591,80

31,89

969,2

26,021

1 376,6

Итого налоговые доходы

4226

100

3724,4

100

3207,2

Ввозные таможенные пошлины

625,6

6,74

467,2

6,37

 

Вывозные там. пошлины  на нефть сырую

1784,80

19,24

1203,

16,39

 

Вывозные там. пошлины  на природный газ

490,2

5,28

433

5,90

 

Вывозные там. пошлины  на товары, выр. из нефти

522,6

5,63

378,8

5,16

 

Прочее

860,8

9,28

1131,4

15,42

 

Итого неналоговые доходы

4284

46,18

3613,4

49,24

 

Информация о работе Налоговые доходы федерального бюджета РФ