Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 00:14, курсовая работа
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата. В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны. Сегодня остро стоит вопрос о необходимости формирования налоговых доходов.
Введение…………………………………………………………………….….........3
Глава 1 Теоретические основы формирования налоговых доходов бюджета РФ………….………………………………………………………………………....5
1.1 Налоги, их классификация и функции…………………………………….......5
1.2 Принципы формирования доходов бюджета…………………….…………....9
1.3 Критерии закрепления налоговых источников доходов в федеральный бюджет……………….……………………………………………………..…..13
Глава 2 Оценка налогового потенциала РФ и эффективности его использования………………………………………………………………….…...19
2.1 Общая характеристика федеральных налогов и их распределение между бюджетами РФ……………………………………………………………….…………………..19
2.2 Исследование структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета………………………………………………………..………….……..….22
2.3 Характеристика нормативов отчисления по федеральным налогам………..30
Глава 3 Проблемы и пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета…………………………………………………………………………......36
3.1 Проблемы формирования налоговых доходов………………………..……...36
3.2 Реалии реформирования налоговой системы………………………....……...41
Заключение………………………………………………………….……………...47
Список использованных источников и литературы…………….………………..49
Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2008 г.: налог на прибыль организации-8%, единый социальный налог-5%, НДС на товары, реализуемые на территории РФ-11%, НДС на товары, ввозимые на территорию РФ-12%, налог на добычу полезных ископаемых-17%, ввозные таможенные пошлины-7%, вывозные таможенные пошлины на нефть сырую-20%, вывозные таможенные пошлины на природный газ-5%, вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти-6%, прочее-9%.
В 2009 г. в структуре общей величины доходов федерального бюджета наибольший удельный вес занимали вывозные таможенные пошлины на нефть сырую (удельный вес 16,39%), значительную величину занимают поступления в виде налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (удельный вес 13,21%), налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации (удельный вес 11,90%), налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (удельный вес 16,03%).
Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2009 г.: налог на прибыль организации-3%, единый социальный налог-7%, НДС на товары, реализуемые на территории РФ-17%, НДС на товары, ввозимые на территорию РФ-12%, налог на добычу полезных ископаемых-13%, ввозные таможенные пошлины-6%, вывозные таможенные пошлины на нефть сырую-16%, вывозные таможенные пошлины на природный газ-6%, вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти-5%, прочее-15%.
В таблице 2 проведем более углубленный анализ налоговых доходов Федерального бюджета.
Таблица 2 – Динамика налоговых доходов федерального бюджета на 2007 – 2009 г.
Доходы ФБ |
2008 |
2009 |
2010 | ||
Сумма, млрд. руб. |
уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. | |
Налог на прибыль орг. |
761,1 |
15,25 |
195,4 |
5,25 |
255,0 |
НДС на товары, реализуемые на тер. РФ |
998,4 |
20 |
1176,6 |
31,59 |
1 328,7 |
Единый соц. налог |
506,8 |
10,15 |
509,8 |
13,69 |
|
НДС на товары, ввозимые на тер. РФ |
1133,80 |
22,71 |
873,4 |
23,45 |
55,2 |
Акцизы по товары, производимым на территории РФ |
125,2 |
1,35 |
81,7 |
1,11 |
113,9 |
Акцизы по товары, ввозимым на территорию РФ |
35,3 |
0,38 |
19,8 |
0,27 |
|
Налог на добычу полезных ископаемых |
1591,80 |
31,89 |
969,2 |
26,021 |
1 376,6 |
Итого налоговые доходы |
4991,90 |
100 |
3724,4 |
100 |
3 207,2 |
Анализируя динамику налоговых доходов за исследуемый трехлетний период (2008– 2010 гг.), отметим, что из семи статей поступлений, три статьи были значительно сокращены – поступления от налога на прибыль сократились на 445,9 млрд. руб. (темп роста 30,47%), налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации на 213,8 млрд. руб.
За исследуемый трехлетний период структура налоговых доходов федерального бюджета изменилась. Так в структуре доходов в 2009 году увеличилась доля поступлений от единого социального налога (на 4,53%), налога на добавленную стоимость на товары ввозимые на территорию Российской Федерации (на 3,74%), налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (на 0,85%). За исследуемый трехлетний период в структуре налоговых доходов сократилась доля налога на прибыль организаций (на 9,26%).
Структура налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2008 г.: налог на прибыль организации-15%, единый социальный налог-10%, НДС на товары, реализуемые на территории РФ-20%, НДС на товары, ввозимые на территорию РФ-23%, налог на добычу полезных ископаемых-32%.
Анализируя налоговые доходы, формирующих федеральный бюджет Российской Федерации в 2008 – 2009 гг. следует отметить, что произошло изменение их структуры. Так, в 2008 г. наибольший удельный вес занимали доходы в виде поступлений от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (удельный вес 31,89%).
Структура налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2009 г.: налог на прибыль организации-58%, единый социальный налог-3%, НДС на товары, реализуемые на территории РФ-8%, НДС на товары, ввозимые на территорию РФ-18%, налог на добычу полезных ископаемых-13%.
В 2008 г. доля налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации составляла 22,71%, удельный вес налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации составляла 20%, доля налога на прибыль организации 15,5%, удельный вес единого социального налога в общей величины всех налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации была наименьшей и составляла 10,15%.
В 2009 г. структура налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации изменилась. Так величина налоговых доходов в абсолютном выражении снизилась на 1267,5 млрд. руб. (темп роста 74,61%), в том числе произошло снижение величины поступлений от налога на прибыль организации на 565,70 млрд. руб., темп роста 25,67%, удельный вес данного вида статьи доходов в общем объеме налоговых доходов сократился на 10% и составил всего 5,25%. Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов федерального бюджета в 2009 г. имеет налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации – 31,59%. Увеличение доли налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации составило 11,59%, абсолютный прирост данной статьи налоговых доходов федерального бюджета составил 178,20 млрд. руб. (темп роста 117,85%). Незначительно увеличилась величина доходов федерального бюджета в виде единого социального налога – на 3 млрд. руб. (темп роста 100,859%), доля данного вида статьи дохода выросла на 3,54%. Другие статьи налоговых доходов в абсолютном выражении снизились. Так абсолютная величина налога на добавленную стоимость на товары, ввозимых на территорию Российской Федерации снизилась на 260,4 млрд. руб. (темп роста 77,03), удельный вес данной статьи доходов вырос на 0,74%, снизилась величина поступлений в бюджет в виде налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в размере 622,60 млрд. руб., темп роста 60,89%, снизился ее удельный вес на 5,86%.
Всего за 2010 год в федеральный бюджет поступило 3 207,2 млрд. рублей. Снижение поступлений в 2010 году относительно уровня 2008 года обусловлено уменьшением ставки налога на прибыль в федеральный бюджет с 6,5 до 2%, более низкой ценой на нефть (средняя цена: 2008 год – 94 долл.баррель; 2010 год – 77 долл.баррель; цена на нефть в 2009 году – 58 долл. баррель), а также изменением порядка зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджетную систему Российской Федерации, которые с 2009 года полностью зачисляются в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации (справочно: поступления акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет в 2008 году составили 55,4 млрд. рублей).
В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 43%, НДС - 41% и налога на прибыль 8%.
Поступления налога на прибыль организаций в 2010 году составили 255,0 млрд. рублей, что на 31% больше, чем в 2009году, а относительно уровня 2008 года – меньше в 3 раза.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2010году поступило 1 328,7 млрд. рублей, что на 13% больше, чем в 2009году, а относительно уровня 2008 года поступления выросли в 1,3 раза.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2010году поступило 55,2 млрд. рублей, что в 1,8 раза больше, чем в 2009году, а относительно уровня 2008 года поступления выросли в 1,4 раза.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в 2010году составили 113,9 млрд. рублей и выросли относительно 2009 года на 39%, а относительно уровня 2008 года – снизились на 9 процентов.
Налога на добычу полезных ископаемых в 2010года поступило 1 376,6 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 266,8 млрд. рублей, газа горючего природного – 85,1 млрд. рублей, газового конденсата – 9 млрд. рублей.
По сравнению с 2009 годом поступления НДПИ выросли на 40%, что обусловлено повышением цены на нефть (при росте цены на нефть с 57,8$ в декабре 2008 года - ноябре 2009 года до 76,7$ в декабре 2009 года - ноябре 2010 года, или в 1,3 раза), а относительно уровня 2008 года – ниже на 14%.
2.3 Характеристика
нормативов отчисления по
Налоговые доходы федерального бюджета в РФ - федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год.
Нормативы распределения
доходов между бюджетами
Наименование дохода Фед. Бюджет (ФБ) Бюджеты субъектов РФ (БСуб. РФ)
В ЧАСТИ ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРОШЛЫХ ЛЕТ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ НАЛОГОВ
Акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации ФБ (100)
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин) при реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады, в части сумм по расчетам за 2003 год ФБ (50) БСуб. РФ(50)
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин) при реализации производителями на акцизные склады в части сумм по расчетам за 2003 год ФБ (100)
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин) при реализации с акцизных складов в части сумм по расчетам за 2003 год БСуб. РФ (100)
В ЧАСТИ ДОХОДОВ ОТ УПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ
Государственная пошлина за выдачу свидетельства об аккредитации региональной спортивной федерации БСуб. РФ (100)
Государственная пошлина за выдачу исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области контроля (надзора), свидетельства об аккредитации с целью признания компетентности организаций в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю БСуб. РФ (100)
Государственная пошлина за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции в части произведенной из конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей национальным стандартам и техническим регламентам, или получаемой при переработке отходов производства этилового спирта и алкогольной продукции БСуб. РФ (100)
Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю БСуб. РФ (100)
Государственная пошлина за выдачу исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, а также за переоформление и выдачу дубликата указанного документа БСуб. РФ( 100)
Государственная пошлина за выдачу квалификационного аттестата, предоставляющего право осуществлять кадастровую деятельность БСуб. РФ (100)
Государственная пошлина за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения (в том числе участками недр местного значения, используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) БСуб. РФ (100)
Государственная пошлина за государственную регистрацию договора о залоге транспортных средств, включая выдачу свидетельства, а также за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации договора о залоге транспортных средств взамен утраченного или пришедшего в негодность, в части регистрации залога тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним БСуб. РФ (100)
В ЧАСТИ ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ПЕРЕРАСЧЕТОВ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ
Налог на прибыль организаций,
зачислявшийся до 1 января 2005 года в
местные бюджеты, мобилизуемый на территориях
внутригородских муниципальных
образований городов
Налог на прибыль организаций, зачислявшийся до 1 января 2005 года в местные бюджеты, мобилизуемый на территориях городских округов 100
Налог на прибыль организаций, зачислявшийся до 1 января 2005 года в местные бюджеты, мобилизуемый на территориях муниципальных районов БСуб. РФ (100)
Акцизы на природный газ ФБ(100)
Акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат Фб(100)
Акцизы на ювелирные изделия БСуб. РФ(100)
Платежи за проведение поисковых и разведочных работ БСуб. РФ (100)
Платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых БСуб. РФ (100)
Платежи за добычу углеводородного сырья
в том числе:
на территории края или
области, имеющих автономные округа
(за исключением Тюменской области,
Ханты-Мансийского автономного
на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа ФБ(20) БСуб. РФ(80) <*>
<*> в том числе:
Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ (по месту нахождения налогоплательщика) ФБ(20) БСуб. РФ(60)
Информация о работе Налоговые доходы федерального бюджета РФ