Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:15, курсовая работа
В связи с этим цель данной работы- это изучение нормирования труда руководителя по управлению персоналом .
В соответствии с целью исследования выделены следующие задачи:
обзор литературы по данной теме;
изучение понятия, сущности и задач нормирования труда;
рассмотрение особенностей нормирования труда руководителей, специалистов и служащих;
анализ нормирования труда руководителя группы по кадрам в УПФРФ в городе Чебоксары Чувашской Республики- Чувашии;
разработка мер по совершенствованию нормирования труда руководителей.
Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы нормирования труда……………………..... 5
1.1. Понятие, сущность и задачи нормирования труда……………………... 5
1.2. Нормирование труда руководителей, специалистов и служащих.......... 10
Глава 2. Нормирование труда руководителя по управлению персоналом... 16
2.1. Общая характеристика УПФР в городе Чебоксары Чувашской Республики- Чувашии…………………………………………………………
16
2.2. Анализ нормирования труда руководителя группы по кадрам в УПФР в городе Чебоксары Чувашской республики- Чувашии…………………….
19
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию нормирования труда руководителей…………………………………………………………………
34
Заключение……………………………………………………………………. 37
Список литературы…………………………………………………………… 40
Нормирование труда может охватывать основное и вспомогательное производства, труд живой и совокупный. Оно применяется для работников, находящихся на повременной и сдельной оплате труда, может распространяться на все категории персонала: рабочих, специалистов, служащих и руководителей.
Таким
образом, нормирование труда представляет
собой процесс установления величины
затрат рабочего времени в виде нормы
труда на выполнение определенной работы
в наиболее рациональных для данного производства
организационно-технических условиях.
Нормирование труда является важной составной
частью рациональной организации труда
на предприятиях.
Эффективность управленческого труда во многом зависит от правильности определения трудоемкости отдельных видов выполняемых работ и на этой основе установления требуемой для их выполнения численности. Управленческий персонал предприятия принято делить на три группы:
Труд каждой из этих групп имеет свои особенности как с точки зрения его функционального содержания и характера умственных нагрузок, так и сточки зрения его влияния на результаты деятельности предприятия [10,235].
Содержание труда этих категорий работников определяется сущностью обособившихся функций по координации, планированию контролю, подготовке, организации и управлению производством. Поэтому основным объектом нормирования являются функции управления, каждая из которых характеризуется определенным составом работ, объединенных общностью факторов целевого направления в системе управления и трудоемкостью выполнения.
В зависимости от характера выполняемых функций управленческий персонал предприятия для целей нормирования можно условно разделить на следующие группы:
Разнообразие
выполняемых работ, отсутствие единых
алгоритмов их выполнения, субъективные
особенности процесса мышления при
переработке необходимой
Для высших руководителей определяющими факторами, которые учитываются в процессе определения их численности, являются: число подчиненных работников или подразделений, затраты рабочего времени на выполнение закрепленных за ними функций (работ).
Теорией и практикой для руководителя предприятия определена норма числа подчиненных звеньев аппарата управления в пределах от 5—6 до 8—10 подразделений, служб, производств, цехов, работой которых он может эффективно управлять. При превышении этой нормы расчетным путем устанавливается потребность в заместителях.
Нормирование труда руководителей также включает регламентацию распорядка их рабочего дня и рабочей недели: установление времени проведения совещаний и их длительности; приема посетителей; рассмотрения корреспонденции; посещение цехов и так далее.
Для
линейных руководителей при определении
норм числа подчиненных учитывается степень
централизации функциональных
служб. Если службы подчинены непосредственно
начальнику цеха, их количество учитывается
наравне с производственными участками.
Если количество служб превышает норму
подчиненности, вводятся должности заместителей
по подготовке производства и по сменам.
Наибольшие нормы подчиненности существуют у мастеров. Число рабочих, подчиненных одному мастеру, колеблется в весьма широких пределах- от 10 до 60 человек и более, при средней норме 25 человек. Такие различия связаны с типом производства, сложностью выполняемых работ и другими показателями, характеризующими конкретные условия производства. В каждом конкретном случае норма подчиненности для мастеров цехов (Нп) может быть установлена по формуле:
Нп =(Кс/Ср)*Z,
где Кс- коэффициент специализации, выражающий отношение количества рабочих мест в цехе по количеству закрепленных за ними технологических операций;
Z- наибольшая величина нормы подчиненности для данной группы цехов (находится в пределах 30-50 человек);
Ср- средний разряд работы в цехе;
х- дробный показатель степени при значении среднего коэффициента специализации;
у- дробный показатель степени при значении среднего разряда работы [10,236].
Для
функциональных руководителей число подчиненных
им работников определяется сложностью
и трудоемкостью управленческих процессов.
Поэтому численность этой категории работников
устанавливается по нормам управляемости.
Расчет таких норм основан на получении
достаточно точных эмпирических зависимостей,
устанавливаемых с учетом характера данного
производства, уровня организации управления,
выполнения функций по управлению и других
производственных факторов и условий.
В ходе такой работы изучаются структура
затрат рабочего времени руководителя,
распределение функциональных обязанностей
в подчиненном ему подразделении и так
далее.
Для функциональных руководителей число подчиненных им бюро, групп, секторов и др. должно находиться в интервале 5-10. При конкретизации нормы необходимо учитывать круг обязанностей руководителя. Например, если руководитель совмещает основные функции по руководству с исполнительскими функциями, то берется минимальное значение нормы.
Для специалистов осуществляющих экономико-организационную и конструкторско-технологическую подготовку производства, разработаны укрупненные нормативы численности, позволяющие рассчитать численность функциональных подразделений. Методика нормирования, разработанная НИИ Труда, основана на использовании фактических данных о численности этих категорий работников в функциональных подразделениях на лучших заводах. С помощью корреляционного анализа зависимости численности от важнейших факторов разработаны расчетные формулы. Исходная формула имеет вид:
Нч=КХаУвZс,
где К- постоянный коэффициент, выражающий связь норм с числовым значением факторов;
X, У, Z- численные значения факторов;
а,Ь,с- показатели степени при численных значениях факторов, характеризующие степень влияния соответствующего фактора на численность работников по функциям управления [10,237].
Дальнейшая
детализация нормативной численности
внутри каждой функции осуществляется
с помощью норм управляемости: конкретизируются
число структурных подразделений, которые
могут быть созданы в пределах одного
функционального подразделения, а также
их численность.
Оптимальное соотношение работников одной
специальности в каждом из этих подразделений
в зависимости от их квалификационного
уровня устанавливается по нормативам
соотношений. Этими нормативами устанавливаются
количественные пропорции между различными
категориями и должностными группами,
необходимые для качественного выполнения
определенного объема работ. Например,
в экономических службах соотношения
между ведущими экономистами, экономистами
первой и второй категории.
Существующие нормативы на конструкторские,
технологические, чертежные работы, работы
по бухгалтерскому учету, делопроизводству,
работы экономических служб и других позволяют,
используя аналитически-расчетный метод,
нормировать труд значительного количества
специалистов и служащих.
Для категорий работников, труд которых
нельзя нормировать с помощью централизованно
разработанных нормативов, применяется
аналитически-исследовательский метод,
в основе которого лежит разработка процедур
работ. Это по существу маршрутная технология
выполнения работ, содержащая перечень
выполняемых операций и их последовательность,
внешние и внутренние информационные
связи, формы документов, использование
технических средств (персональных компьютеров,
графопостроителей, сканеров, принтеров
и других устройств), прикладного программного
обеспечения и баз данных. Путем разработки
процедур проектируется рациональное
содержание трудового процесса специалиста
с разделением его на отдельные элементы.
Это позволяет использовать для определения
времени их выполнения хронометражные
наблюдения и фотографию рабочего времени.
Норма времени для специалиста и служащего
имеет вид:
Нв= Тиз+ Топ + Тобс + Тотд.
Затраты
подготовительно-
На стабильных по содержанию сравнительно
простых работах, состоящих из ограниченного
количества повторяющихся операций, которые
легко поддаются регламентации, устанавливаются
нормы времени и выработки. Таким способом
нормируется труд работников подразделений
сбыта, отдельных категорий специалистов
экономических служб и других. При этом
могут использоваться централизованно
разработанные нормативы с обязательной
их проверкой с помощью методов изучения
затрат рабочего времени [10,240].
Таким образом, цель нормирования труда руководителей, специалистов и служащих- устранение нерациональных элементов трудового процесса, а следовательно, повышение эффективности управленческого труда.
Задачи такого нормирования охватывают:
Для нормирования труда руководителей и специалистов используются следующие нормативные материалы:
2.1. Общая характеристика УПФР в городе Чебоксары
Чувашской
Республики- Чувашии
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики- Чувашии (далее УПФР в городе Чебоксары Чувашской Республики- Чувашии). Организационно-правовая форма: государственное учреждение.
Управление
входит в структуру ПФР и
Управление является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Учредитель: Пенсионный фонд Российской Федерации, ул. Шаболовка, д. 4, Москва, 119991, который был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России.
Информация о работе Нормирование труда руководителя по управлению персоналом