Нормирование труда руководителя по управлению персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:15, курсовая работа

Описание

В связи с этим цель данной работы- это изучение нормирования труда руководителя по управлению персоналом .
В соответствии с целью исследования выделены следующие задачи:
обзор литературы по данной теме;
изучение понятия, сущности и задач нормирования труда;
рассмотрение особенностей нормирования труда руководителей, специалистов и служащих;
анализ нормирования труда руководителя группы по кадрам в УПФРФ в городе Чебоксары Чувашской Республики- Чувашии;
разработка мер по совершенствованию нормирования труда руководителей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы нормирования труда……………………..... 5
1.1. Понятие, сущность и задачи нормирования труда……………………... 5
1.2. Нормирование труда руководителей, специалистов и служащих.......... 10
Глава 2. Нормирование труда руководителя по управлению персоналом... 16
2.1. Общая характеристика УПФР в городе Чебоксары Чувашской Республики- Чувашии…………………………………………………………
16
2.2. Анализ нормирования труда руководителя группы по кадрам в УПФР в городе Чебоксары Чувашской республики- Чувашии…………………….
19
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию нормирования труда руководителей…………………………………………………………………
34
Заключение……………………………………………………………………. 37
Список литературы…………………………………………………………… 40

Работа состоит из  1 файл

курсач по нормированию.doc

— 327.50 Кб (Скачать документ)

      Нормирование  труда может охватывать основное и вспомогательное производства, труд живой и совокупный. Оно применяется для работников, находящихся на повременной и сдельной оплате труда, может распространяться на все категории персонала: рабочих, специалистов, служащих и руководителей.

      Таким образом, нормирование труда представляет собой процесс установления величины затрат рабочего времени в виде нормы труда на выполнение определенной работы в наиболее рациональных для данного производства организационно-технических условиях. Нормирование труда является важной составной частью рациональной организации труда на предприятиях. 
 
 

    1. Нормирование труда руководителей, специалистов и служащих
 

    Эффективность управленческого труда во многом зависит от правильности определения  трудоемкости отдельных видов выполняемых  работ и на этой основе установления требуемой для их выполнения численности. Управленческий персонал предприятия принято делить на три группы:

    • руководители;
    • специалисты;
    • технические исполнители.

      Труд  каждой из этих групп имеет свои особенности как с точки зрения его функционального содержания и характера умственных нагрузок, так и сточки зрения его влияния на результаты деятельности предприятия [10,235].

      Содержание  труда этих категорий работников определяется сущностью обособившихся  функций по координации, планированию контролю, подготовке, организации и управлению производством. Поэтому основным объектом нормирования являются функции управления, каждая из которых характеризуется определенным составом работ, объединенных общностью факторов целевого направления в системе управления и трудоемкостью выполнения.

      В зависимости от характера выполняемых  функций управленческий персонал предприятия для целей нормирования можно условно разделить на следующие группы:

  • руководители предприятия и их заместители;
  • линейные руководители в цехах и на участках;
  • руководители функциональных подразделений;
  • специалисты, осуществляющие конструкторско-технологическую подготовку производства и инженерно-техническое обеспечение его функционирования;
  • специалисты, осуществляющие экономико-организационную подготовку производства, анализ и учет;
  • служащие, занятые делопроизводством, информационным и хозяйственным обслуживанием производства.

      Разнообразие  выполняемых работ, отсутствие единых алгоритмов их выполнения, субъективные особенности процесса мышления при  переработке необходимой информации и принятия решений обусловливают  применение различных методик нормирования и видов норм.

      Для высших руководителей определяющими факторами, которые учитываются в процессе определения их численности, являются: число подчиненных работников или подразделений, затраты рабочего времени на выполнение закрепленных за ними функций (работ).

      Теорией и практикой для руководителя предприятия определена норма числа подчиненных звеньев аппарата управления в пределах от 5—6 до 8—10 подразделений, служб, производств, цехов, работой которых он может эффективно управлять. При превышении этой нормы расчетным путем устанавливается потребность в заместителях.

      Нормирование  труда руководителей также включает регламентацию распорядка их рабочего дня и рабочей недели: установление времени проведения совещаний и их длительности; приема посетителей; рассмотрения корреспонденции; посещение цехов и так далее.

      Для линейных руководителей при определении норм числа подчиненных учитывается степень централизации функциональных 
служб. Если службы подчинены непосредственно начальнику цеха, их количество учитывается наравне с производственными участками. Если количество служб превышает норму подчиненности, вводятся должности заместителей по подготовке производства и по сменам.

      Наибольшие  нормы подчиненности существуют у мастеров. Число рабочих, подчиненных одному мастеру, колеблется в весьма широких пределах- от 10 до 60 человек и более, при средней норме 25 человек. Такие различия связаны с типом производства, сложностью выполняемых работ и другими показателями, характеризующими конкретные условия производства. В каждом конкретном случае норма подчиненности для мастеров цехов (Нп) может быть установлена по формуле:

Нп =(Кср)*Z,

  где Кс- коэффициент специализации, выражающий отношение количества рабочих мест в цехе по количеству закрепленных за ними технологических операций;

  Z- наибольшая величина нормы подчиненности для данной группы цехов (находится в пределах 30-50 человек);

  Ср- средний разряд работы в цехе;

  х- дробный показатель степени при  значении среднего коэффициента специализации;

  у- дробный показатель степени при  значении среднего разряда работы [10,236].

      Для функциональных руководителей число подчиненных им работников определяется сложностью и трудоемкостью управленческих процессов. Поэтому численность этой категории работников устанавливается по нормам управляемости. 
 Расчет таких норм основан на получении достаточно точных эмпирических зависимостей, устанавливаемых с учетом характера данного производства, уровня организации управления, выполнения функций по управлению и других производственных факторов и условий. В ходе такой работы изучаются структура затрат рабочего времени руководителя, распределение функциональных обязанностей в подчиненном ему подразделении и так далее.

      Для функциональных руководителей число  подчиненных им бюро, групп, секторов и др. должно находиться в интервале 5-10. При конкретизации нормы необходимо учитывать круг обязанностей руководителя. Например, если руководитель совмещает основные функции по руководству с исполнительскими функциями, то берется минимальное значение нормы.

      Для специалистов осуществляющих экономико-организационную и конструкторско-технологическую подготовку производства, разработаны укрупненные нормативы численности, позволяющие рассчитать численность функциональных подразделений. Методика нормирования, разработанная НИИ Труда, основана на использовании фактических данных о численности этих категорий работников в функциональных подразделениях на лучших заводах. С помощью корреляционного анализа зависимости численности от важнейших факторов разработаны расчетные формулы. Исходная формула имеет вид:

Нч=КХаУвZс,

  где К- постоянный коэффициент, выражающий связь норм с числовым значением факторов;

  X, У, Z- численные значения факторов;

  а,Ь,с- показатели степени при численных значениях факторов, характеризующие степень влияния соответствующего фактора на численность работников по функциям управления [10,237].

      Дальнейшая  детализация нормативной численности внутри каждой функции осуществляется с помощью норм управляемости: конкретизируются число структурных подразделений, которые могут быть созданы в пределах одного функционального подразделения, а также их численность. 
 Оптимальное соотношение работников одной специальности в каждом из этих подразделений в зависимости от их квалификационного уровня устанавливается по нормативам соотношений. Этими нормативами устанавливаются количественные пропорции между различными категориями и должностными группами, необходимые для качественного выполнения определенного объема работ. Например, в экономических службах соотношения между ведущими экономистами, экономистами первой и второй категории. 
 Существующие нормативы на конструкторские, технологические, чертежные работы, работы по бухгалтерскому учету, делопроизводству, работы экономических служб и других позволяют, используя аналитически-расчетный метод, нормировать труд значительного количества специалистов и служащих. 
 Для категорий работников, труд которых нельзя нормировать с помощью централизованно разработанных нормативов, применяется аналитически-исследовательский метод, в основе которого лежит разработка процедур работ. Это по существу маршрутная технология выполнения работ, содержащая перечень выполняемых операций и их последовательность, внешние и внутренние информационные связи, формы документов, использование технических средств (персональных компьютеров, графопостроителей, сканеров, принтеров и других устройств), прикладного программного обеспечения и баз данных. Путем разработки процедур проектируется рациональное содержание трудового процесса специалиста с разделением его на отдельные элементы. Это позволяет использовать для определения времени их выполнения хронометражные наблюдения и фотографию рабочего времени. Норма времени для специалиста и служащего имеет вид:

Нв= Тиз+ Топ + Тобс + Тотд.

      Затраты подготовительно-заключительного времени  имеют место у специалистов, выполняющих неповторяемые творческие работы и поэтому каждый раз требующие общего осмысления, изучения необходимых литературных источников, коллективного обсуждения методик выполнения и так далее. Оперативное время не подразделяется на основное и вспомогательное. 
 На стабильных по содержанию сравнительно простых работах, состоящих из ограниченного количества повторяющихся операций, которые легко поддаются регламентации, устанавливаются нормы времени и выработки. Таким способом нормируется труд работников подразделений сбыта, отдельных категорий специалистов экономических служб и других. При этом могут использоваться централизованно разработанные нормативы с обязательной их проверкой с помощью методов изучения затрат рабочего времени [10,240].

      Таким образом, цель нормирования труда руководителей, специалистов и служащих- устранение нерациональных элементов трудового процесса, а следовательно, повышение эффективности управленческого труда.

      Задачи  такого нормирования охватывают:

  • расчет и планирование численности руководителей, специалистов и служащих в целом по предприятию, по отдельным функциям управления и структурным подразделениям;
  • формирование подразделений оптимального размера;
  • распределение работ между исполнителями;
  • составление штатных расписаний.

      Для нормирования труда руководителей  и специалистов используются следующие  нормативные материалы:

  • нормативы обслуживания, регламентирующие число объектов, закрепленных за одним специалистом;
  • нормативы соотношений численности, регламентирующие количественные пропорции между различными категориями и должностными группами, необходимые для качественного выполнения определенного объема инженерно-управленческих работ в условиях эффективного использования труда работников [25].

Глава 2. Нормирование труда руководителя по управлению персоналом

 

2.1. Общая характеристика УПФР в городе Чебоксары

Чувашской Республики- Чувашии 

     Управление  Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики- Чувашии (далее УПФР в городе Чебоксары Чувашской Республики- Чувашии). Организационно-правовая форма: государственное учреждение.

     Управление  входит в структуру ПФР и непосредственно  подчиняется ОПФР по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Отделение).

      Управление является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

      Учредитель: Пенсионный фонд Российской Федерации, ул. Шаболовка, д. 4, Москва, 119991, который  был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об  организации Пенсионного фонда  РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России.

Информация о работе Нормирование труда руководителя по управлению персоналом