Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 23:58, курсовая работа
Осуществляемые в Российской Федерации экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости стали условием становления и развития малого предпринимательства, которому свойственны цивилизованные черты. Малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играют весьма важную роль в экономике. Их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического процесса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т.е. эти виды предпринимательства, решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает поддержку малому предпринимательству. Дееспособное населения все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.
Введение 3
1.Сущность малого предпринимательства 4
1.1. Этапы становления малого предпринимательства 10
1.2. Современное состояние малого предпринимательства в России 21
1.3. Зарубежный опыт регулирования малого предпринимательства 29
2. Государственное регулирование малого предпринимательства 33
2.1. Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства 33
2.2. Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства 35
3. Эффективность государственного управления в сфере малого предпринимательства 41
3.1.Факторы сдерживающие развитие малого предпринимательства 41
3.2. Проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства 44
3.3. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом. 45
3.4. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом. 47
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации.
Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина.
Кафедра экономической теории.
Курсовая работа
По теме:
Государственное регулирование малого предпринимательства.
Выполнил: Студентка гр. БЭ-11-01 Укбаева А. А. |
Проверил: |
Москва 2012 г.
Осуществляемые в Российской Федерации экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости стали условием становления и развития малого предпринимательства, которому свойственны цивилизованные черты. Малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играют весьма важную роль в экономике. Их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического процесса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т.е. эти виды предпринимательства, решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает поддержку малому предпринимательству. Дееспособное населения все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.
Сам термин «малое предпринимательство» имеет универсальный, синтетический характер. В научной, учебной литературе делались попытки дать определение малому предпринимательству. При этом некоторые авторы отождествляют «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются дать разграничение этим понятиям. Анализ российского законодательства позволяет прийти к выводу, что более правильно определение «малое предпринимательство», а термин «малый бизнес» позаимствован из зарубежной лексики и есть не что иное, как синоним «малого предпринимательства». Под малым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 августа 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле – 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении иных видов деятельности – 50 человек.
Под субъектами
малого предпринимательства понимаются
также физические лица, занимающиеся
предпринимательской
- кризис административно-
- дефицит товаров, работ и услуг;
- чрезмерную монополизацию производства и сферы обслуживания, торговли, что позволяло реагировать на конъюнктуру рынка;
- замкнутое экономическое пространство, ограниченное территорией государства;
- легализацию
(признание законом)
- признание
иных форм собственности,
- сокращение
объемов производства и
Экономическая деятельность малого предпринимательства определяется, прежде всего, его экономическим интересом. Так, в частности, субъект малого предпринимательства заинтересован в получении максимального дохода от своей экономической деятельности. Государство же изымает часть дохода предпринимателя в виде налогов и обязательных платежей, в целях обеспечения экономических интересов государства и общества. Наличие противоположных экономических интересов в этом случае может вести к негативным экономическим последствиям. В связи с этим учет экономических интересов субъектов экономических отношений приобретает весьма важное значение. В идеале должен быть достигнут компромисс между участниками экономических отношений, а экономический интерес позволит использовать экономические методы в управлении народным хозяйством. Субъекты малого предпринимательства как участники экономических отношений, особенно в начале деятельности, наиболее болезненно ощущают влияние противоречивости экономических интересов. Так, предприниматель, заинтересованный в получении максимального дохода, одновременно несет налоговое бремя, расходы по организации производства и реализации продукции, расходы по оплате наемного труда и т.д. Следовательно, экономический интерес предпринимателя будет выражаться в стремлении снизить названные расходы, что может быть достигнуто как законным, так и незаконным путем. Иногда неразумная государственная политика провоцирует предпринимателя на нарушение законодательства (например, чрезмерный налоговый гнет), что ведет к повышению риска предпринимательской деятельности и сокращению числа предпринимательских структур. Реализуя свой экономический интерес, предприниматель неизбежно сталкивается с проблемой предпринимательского риска. Риск неизбежно связан с возможным наступлением нежелательных экономических последствий, которые могут причинить вред рискующему и делу, во имя которого осуществляется риск. Поэтому принятию решения действовать с риском должны предшествовать:
- оценка экономической ситуации;
- выбор оптимального варианта достижения положительного результата;
- выбор сил и средств;
- принятие мер по нейтрализации возможных негативных последствий.
Помимо экономического
интереса и риска, важнейшими характеристиками
предпринимательской
- в силу неисполнения обязательств по договорам;
- вытекающая из причинения вреда;
- в связи с нарушением действующего законодательства.
Гражданским
законодательством
Этот перечень не является исчерпывающим и характерным только для малого предпринимательства, так как в обществе с ограниченной ответственностью число работающих, допустим, в промышленности может составлять более 100 человек, в этом случае оно под признаки малого предприятия не подпадает. Процесс создания и последующей деятельности малых предприятий регулируется законодательными и нормативными актами Российской Федерации. Правовое регулирование определяется Гражданским кодексом РФ (часть 2). Любое, малое предприятие независимо от его организационно-правовой формы не может эффективно функционировать без соответствующей базы: правовой, материальной, технической, экономической и пр. Исходя из этого, требуется создать такие социально-экономические предпосылки в экономике страны, которые позволят использовать преимущества малого бизнеса и в определенной степени устранить его недостатки. Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
- увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса;
- рост доли
экономически активного
- селекция наиболее
энергичных, дееспособных
- создание новых
рабочих мест с относительно
низкими капитальными
- трудоустройство
работников, высвобождаемых в госсекторе,
а также представителей
- подготовка
кадров за счет использования
работников с ограниченным
- разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;
- косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими;
- ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
- мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
- улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
Таким образом, важно оценить значимость развития малого предпринимательства, способного коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих товаров и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.
Можно с уверенностью утверждать, что предпринимательство зародилось в тот момент, когда люди придумали натуральный обмен. Ручной труд, крайне примитивные технологии и общинный уклад жизни привели к необходимости менять один товар на другой. Наиболее предприимчивые граждане догадались, что создавая дефицит на определенный вид товара, можно сильно поднять его стоимость, тем самым сделав его более ликвидным. Тогда в мире и произошла дифференциация на бедных и богатых.
Более двух миллионов лет предпринимательство развивалось вместе с человеком. Конечно, современный образ типичного предпринимателя сильно отличается от того, каким он был, например, в период становления государства и института частной собственности. С зарождением капитализма образ делового предприимчивого человека стал постепенно складываться в то, что мы сегодня привыкли понимать под словом «бизнесмен».
История Российского предпринимательства началась с большим опозданием относительно Америки и Европы. Первая половина XIX века является существенным рубежом в развитии отечественного предпринимательства как в сфере экономики, так и в становлении буржуазной идеологии. Начало промышленного переворота, доминирование вольнонаемного труда в промышленности, изменение социального состава в буржуазии создавали материальные условия для перехода к капитализму. Наблюдался активный переход частного капитала в производственную сферу. Росло число мануфактур, все более приобретавших черты фабрик, увеличивалось значение научно-технических достижений, все более осознававшееся предпринимателями.
Промышленность являлась той сферой жизни человека, в которой раньше и интенсивнее формировался новый способ производства.
В конце XVIII – в начале XIX вв. сложилась промышленная география центральных районов России. Она отличалась широким распространением мелкой, главным образом, крестьянской промышленности. В Московской, Владимирской, Калужской, Костромской, Тверской, Ярославской, Нижегородской губерниях чуть ли ни в каждом селении крестьяне занимались промыслами. Мелкая промышленность являлась хорошей базой для генезиса капиталистического производства – в ее орбите готовились квалифицированные кадры, накапливались капиталы, формировалась промышленная буржуазия.
В промышленности сложилось своего рода разделение сфер предпринимательства – с одной стороны, развитие крупной промышленности, ориентированной преимущественно на зажиточного и богатого гражданина, дворянство, царский двор, вывоз за границу; с другой – бурный рост мелкой крестьянской и кустарно-ремесленной промышленности, ориентированной на широкие народные массы, на все многообразие их потребительского спроса. Такое распределение сил сохранились вплоть до начала XX века.
В это время происходило дальнейшее развитие характерной тенденции, проявившейся еще в XVIII веке: сокращение казенной мануфактуры и расширение частного предпринимательства.
Разорение и упадок старого гильдейского купечества, и приток новой генерации предпринимателей, прежде всего их торгующих крестьян – еще одна характерная черта этого времени.
Тормозили купеческое предпринимательство в промышленной сфере замедленность оборота торговых капиталов, недостаток кредита, шаткость тарифной системы. Внешнеполитические обстоятельства, военные события (участие в континентальной блокаде Англии, Отечественная война 1812 г.) также имели отрицательное воздействие на развитие отечественного предпринимательства.
Однако, реформы 60-70гг XIX века дали мощный толчок развитию экономики и новым движениям хозяйственной жизни. В новой экономической среде шло формирование торгово-промышленного класса, складывался мощный костяк буржуазии.