Оборотные средства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 23:58, курсовая работа

Описание

Осуществляемые в Российской Федерации экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости стали условием становления и развития малого предпринимательства, которому свойственны цивилизованные черты. Малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играют весьма важную роль в экономике. Их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического процесса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т.е. эти виды предпринимательства, решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает поддержку малому предпринимательству. Дееспособное населения все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.

Содержание

Введение 3
1.Сущность малого предпринимательства 4
1.1. Этапы становления малого предпринимательства 10
1.2. Современное состояние малого предпринимательства в России 21
1.3. Зарубежный опыт регулирования малого предпринимательства 29
2. Государственное регулирование малого предпринимательства 33
2.1. Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства 33
2.2. Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства 35
3. Эффективность государственного управления в сфере малого предпринимательства 41
3.1.Факторы сдерживающие развитие малого предпринимательства 41
3.2. Проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства 44
3.3. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом. 45
3.4. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом. 47
Заключение 49
Список использованной литературы 51

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Шуайбовой Саният.doc

— 248.50 Кб (Скачать документ)

 

1.3. Зарубежный опыт регулирования малого предпринимательства

Системы мер поддержки малого предпринимательства, сложившиеся к настоящему времени в различных странах, заметно различаются в том, что касается лежащих в их основе концепций экономической политики, выбора приоритетов и используемых средств, объема вовлеченных бюджетных ресурсов. В ЕС, постепенно становящемся единым экономическим пространством, это расхождение создает определенные проблемы с поддержанием конкурентного рыночного порядка. Поэтому в последние годы здесь уделяется всё больше внимания разработке проведения единой межгосударственной политики в отношении сектора малого бизнеса.

Несмотря на существенные различия в целеполагании  и в выборе конкретных механизмов и инструментов политики поддержки малого предпринимательства в различных странах, можно выделить некоторые типичные ее черты и тенденции:

  • упрощение процедуры регистрации новых предприятий;
  • наличие развитой институциональной инфраструктуры поддержки и развития МП (специализированные государственные и правительственные органы, союзы и ассоциации предпринимателей, общественные организации и фонды поддержки милого бизнеса);
  • повышение уровня предпринимательской и управленческой квалификации (краткосрочное и долгосрочное консультирование нового предприятия, различные профессиональные курсы, бизнес-школы, семинары);
  • оказание представительских, юридических, информационно-маркетинговых услуг на льготной и/или безвозмездной основе;
  • учет в различных финансовых актах и документах специфических нужд мелких предприятий, разработка определенной системы государственных и общественных гарантий на случай дефицита финансовых средств, налаживание при посредничестве государства контактов между инвесторами и потенциальными реципиентами  из числа малых предприятий;
  • разработка и реализация общих и целевых программ финансового 
    содействия малому бизнесу, включая облегчение  доступа к организованному коммерческому кредитованию;
  • разработка и реализация программ включения малого бизнеса в системы государственных заказов и государственных закупок;
  • создание разветвленной системы социального сервиса в интересах малого бизнеса;
  • разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого производства;
  • обеспечение доступа к венчурному финансированию; координация сотрудничества малых предприятий путем организации различных ярмарок, выставок, рекламных компаний и т.п.;
  • техническое содействие малым предприятиям.

Во  всех зарубежных странах существует государственная поддержка предпринимательства, опирающаяся на законодательно-правовую финансовую базу, организационно-методическую систему, а также систему научных исследований, и действует антимонопольное законодательство, регулирующее условия конкуренции и защищающее интересы малого бизнеса.

Практически во всех индустриально развитых странах  малым предприятиям даются определенные льготы и оказывается государственная  поддержка, поскольку удельные издержки производства и обращения у небольших предприятий, как правило, выше, чем у крупных. Им труднее получить кредит, наладить рекламу, относительно больше требуется затрачивать средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации. Без помощи государства малые предприятия не могут существовать и конкурировать с монополиями, свободно овладевающими рынками, устанавливающими всеобщий контроль за ценами, качеством продукции в ущерб потребителям.

Для поддержки  средних и малых предприятий во Франции, например, по инициативе министерства экономики и финансов создано Французское общество по страхованию капиталов от риска «Софарис», которое берет на себя гарантии-поручительства за кредиты средних и малых предприятий, выдаваемые банками. Если финансовое состояние предприятия внушает доверие этому обществу, то оно дает банку гарантию на 50—60% риска капитала; если же предприятие, взявшее кредит под гарантию «Софарис», разорилось и не в состоянии возвратить полученную сумму, то половину или 60% этой суммы погашает данное страховое общество из собственных фондов, которые образуются на акционерной основе с участием частного и, в основном, государственного (более 1 млрд. франков) капитала.1

Помимо льгот  по налогообложению и кредитам малым предприятиям обычно создаются привилегии в области информации.

В России, согласно законодательству, налоговые льготы для малых предприятий дифференцируются в зависимости от вида их деятельности (за исключением тех предприятий, что создаются за счет вычленения из структурных единиц действующих крупных и средних предприятий).

Малые предприятия, занятые переработкой сельскохозяйственной продукции, производством товаров  народного потребления, ремонтно-строительными  работами, в течение первых двух лет могут полностью освобождаться от уплаты налогов. Остальные, как правило, в 1-й год после их образования платят 25%, а во 2-й год — 50% установленной ставки налога на прибыль. Далее налог берется полностью — в соответствии с установленным нормативом.

В США малый бизнес получает поддержку со стороны и государственных, и акционерных коммерческих организаций. Государственная комиссия США по делам малого бизнеса, имеющая 68 местных отделений по всей стране, помогает малым предприятиям, гарантируя их кредиты и содействуя повышению квалификации персонала.

Малый бизнес США  поддерживает также Национальная ассоциация независимых предпринимателей, в  которую входят более 500 тыс. мелких и средних предприятий.

В России по мере развития частного предпринимательства  и укрепления рыночных отношений  также  возникли  общественные  организации  малого  и  среднего предпринимательства, например Союз предпринимателей России, который распространяет свое влияние и на многие страны бывшего СССР. Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, среди задач которых, прежде всего, стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий.

 

2. Государственное регулирование малого предпринимательства

2.1. Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства

Государственная политика в отношении малого предпринимательства  находится под сильным влиянием макроэкономической ситуации, бюджетных  возможностей, идеологии, причем она  нередко определяет степень поддержки  малых предприятий со стороны власти.

К настоящему времени  в стране формально сложилась  развитая инфраструктура поддержки  предпринимательства, которая теоретически должна создавать более благоприятные  условия для формирования и развития частных фирм и способствовать экономическому росту.  Это многочисленные образовательные институты бизнеса, фонды финансовой поддержки (кредитование, налогово-гарантийная поддержка, лизинговые фонды, «бизнес – инкубаторы» и технопарки).

Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с бизнесом, в различных органах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т. д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства в высших органов исполнительной власти субъектов РФ. Тем не менее, координация организаций, специализирующихся на поддержке малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, еще далека от совершенства.

К ведению Федерации  законодательством отнесено определение  общих принципов, приоритетных направлений  и методов государственной поддержки  этого сектора: регламентация порядка создания и деятельности федеральных органов исполнительной власти и распределение полномочий между ними; разработка и организация федеральных программ и проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета; установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в государственный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.

Субъекты Федерации  при этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с  поддержкой малого бизнеса на своей  территории с учетом местных особенностей и условий, в том числе принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов.

Представляется, что в перспективе будет преобладать  тенденция к дальнейшей децентрализации и расширению прав регионов и местного самоуправления в данной сфере.

 Также действуют  общественные объединения - Торгово-промышленная  палата Российской Федерации,  аналогичные региональные и честные  палаты. Российская ассоциация развития  и поддержки малого предпринимательства,  профсоюз работников малых предприятий, общественно-политическое движение «Развитие предпринимательства», целый ряд других союзов и ассоциаций. В середине 90-х гг. был создан государственный комитет по развитию и поддержке малого предпринимательства  (в настоящее время эти функции выполняет департамент в Министерстве по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства), практически во всех регионах РФ организованы департаменты поддержки малого предпринимательства или отделы в экономических департаментах региональных администраций. При Правительстве РФ и в некоторых региональных структурах исполнительной власти существуют общественные советы по малому предпринимательству, выполняющие экспертные функции.

Регулярно разрабатываются и принимаются  федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства. Разработаны и осуществлены следующие федеральные программы: в 1994-1995 гг., 1996-1997 гг., 1998-1999 гг. и 2000-2001 гг., 2003-2005гг. В настоящее время действует программа от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Одно из важнейших новшеств нового Закона - принципиально иные критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Впервые установлены понятия среднего предпринимательства и микропредприятия. Определены виды и формы поддержки малого и среднего бизнеса.

2.2. Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства

Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет совершенствование инфраструктуры малого предпринимательства и объединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.

Государственное макроэкономическое регулирование  осуществляется экономическими и административными методами. Административные методы предполагают: ограничение необоснованной рисковой деятельности, ответственность за нарушение процессуальных норм; отзыв лицензий; текущий надзор и аудит; законодательное внедрение механизмов адаптации к рискам. Экономические методы подразделяются на нормативные (прямые) и регулирующие (косвенные).

Государство выполняет  регулирующие функции в этой области  через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Регулирование  предпринимательства достигается проведением единой  государственной политики, системой мер экономического, политического, правового, организационного характера

Государственное регулирование и поддержка играют исключительно важную роль в развитии предпринимательства. Анализ нормативных актов в этой сфере с позиции их влияния на развитие предпринимательства в России позволяет определить, что механизм государственного воздействия включает организационно-управленческие и экономические меры.

Группу мер  поддержки предпринимательства составляют различные фонды, источники их финансирования, рычаги и стимулы как межотраслевого, так и регионального воздействия.

В развитии предпринимательства  существенную роль играет региональная система регулирования и поддержки малого предпринимательства. Формы и методы реализации региональной политики в отношении малого предпринимательства исходят, с одной стороны, из мер, принимаемых на государственном уровне, с другой - определяются задачами развития и спецификой каждого конкретного региона.

Большое значение в системе управляющего воздействия имеют конкретные формы и методы взаимоотношений администрации с предпринимательством, механизм его поддержки. Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, - предоставление субъектам предпринимательства кредитов. Кредиты могут предоставляться непосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных средств либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства.

Важной сферой регулирования являются те рыночные структуры, которые работают с предприятиями  малого бизнеса. Здесь может применяться  снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им местной администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантий могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности, недвижимости.

Информация о работе Оборотные средства