Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 23:58, курсовая работа
Осуществляемые в Российской Федерации экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости стали условием становления и развития малого предпринимательства, которому свойственны цивилизованные черты. Малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играют весьма важную роль в экономике. Их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического процесса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т.е. эти виды предпринимательства, решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает поддержку малому предпринимательству. Дееспособное населения все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.
Введение 3
1.Сущность малого предпринимательства 4
1.1. Этапы становления малого предпринимательства 10
1.2. Современное состояние малого предпринимательства в России 21
1.3. Зарубежный опыт регулирования малого предпринимательства 29
2. Государственное регулирование малого предпринимательства 33
2.1. Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства 33
2.2. Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства 35
3. Эффективность государственного управления в сфере малого предпринимательства 41
3.1.Факторы сдерживающие развитие малого предпринимательства 41
3.2. Проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства 44
3.3. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом. 45
3.4. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом. 47
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Системы мер поддержки малого предпринимательства, сложившиеся к настоящему времени в различных странах, заметно различаются в том, что касается лежащих в их основе концепций экономической политики, выбора приоритетов и используемых средств, объема вовлеченных бюджетных ресурсов. В ЕС, постепенно становящемся единым экономическим пространством, это расхождение создает определенные проблемы с поддержанием конкурентного рыночного порядка. Поэтому в последние годы здесь уделяется всё больше внимания разработке проведения единой межгосударственной политики в отношении сектора малого бизнеса.
Несмотря на существенные различия в целеполагании и в выборе конкретных механизмов и инструментов политики поддержки малого предпринимательства в различных странах, можно выделить некоторые типичные ее черты и тенденции:
Во всех зарубежных странах существует государственная поддержка предпринимательства, опирающаяся на законодательно-правовую финансовую базу, организационно-методическую систему, а также систему научных исследований, и действует антимонопольное законодательство, регулирующее условия конкуренции и защищающее интересы малого бизнеса.
Практически во всех индустриально развитых странах малым предприятиям даются определенные льготы и оказывается государственная поддержка, поскольку удельные издержки производства и обращения у небольших предприятий, как правило, выше, чем у крупных. Им труднее получить кредит, наладить рекламу, относительно больше требуется затрачивать средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации. Без помощи государства малые предприятия не могут существовать и конкурировать с монополиями, свободно овладевающими рынками, устанавливающими всеобщий контроль за ценами, качеством продукции в ущерб потребителям.
Для поддержки средних и малых предприятий во Франции, например, по инициативе министерства экономики и финансов создано Французское общество по страхованию капиталов от риска «Софарис», которое берет на себя гарантии-поручительства за кредиты средних и малых предприятий, выдаваемые банками. Если финансовое состояние предприятия внушает доверие этому обществу, то оно дает банку гарантию на 50—60% риска капитала; если же предприятие, взявшее кредит под гарантию «Софарис», разорилось и не в состоянии возвратить полученную сумму, то половину или 60% этой суммы погашает данное страховое общество из собственных фондов, которые образуются на акционерной основе с участием частного и, в основном, государственного (более 1 млрд. франков) капитала.1
Помимо льгот по налогообложению и кредитам малым предприятиям обычно создаются привилегии в области информации.
В России, согласно
законодательству, налоговые льготы
для малых предприятий
Малые предприятия, занятые переработкой сельскохозяйственной продукции, производством товаров народного потребления, ремонтно-строительными работами, в течение первых двух лет могут полностью освобождаться от уплаты налогов. Остальные, как правило, в 1-й год после их образования платят 25%, а во 2-й год — 50% установленной ставки налога на прибыль. Далее налог берется полностью — в соответствии с установленным нормативом.
В США малый бизнес получает поддержку со стороны и государственных, и акционерных коммерческих организаций. Государственная комиссия США по делам малого бизнеса, имеющая 68 местных отделений по всей стране, помогает малым предприятиям, гарантируя их кредиты и содействуя повышению квалификации персонала.
Малый бизнес США поддерживает также Национальная ассоциация независимых предпринимателей, в которую входят более 500 тыс. мелких и средних предприятий.
В России по мере развития частного предпринимательства и укрепления рыночных отношений также возникли общественные организации малого и среднего предпринимательства, например Союз предпринимателей России, который распространяет свое влияние и на многие страны бывшего СССР. Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, среди задач которых, прежде всего, стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий.
Государственная политика в отношении малого предпринимательства находится под сильным влиянием макроэкономической ситуации, бюджетных возможностей, идеологии, причем она нередко определяет степень поддержки малых предприятий со стороны власти.
К настоящему времени в стране формально сложилась развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, которая теоретически должна создавать более благоприятные условия для формирования и развития частных фирм и способствовать экономическому росту. Это многочисленные образовательные институты бизнеса, фонды финансовой поддержки (кредитование, налогово-гарантийная поддержка, лизинговые фонды, «бизнес – инкубаторы» и технопарки).
Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с бизнесом, в различных органах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т. д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства в высших органов исполнительной власти субъектов РФ. Тем не менее, координация организаций, специализирующихся на поддержке малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, еще далека от совершенства.
К ведению Федерации
законодательством отнесено определение
общих принципов, приоритетных направлений
и методов государственной
Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса на своей территории с учетом местных особенностей и условий, в том числе принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов.
Представляется,
что в перспективе будет
Также действуют
общественные объединения - Торгово-промышленная
палата Российской Федерации,
аналогичные региональные и
Как показывает
мировая и отечественная
Государственное макроэкономическое регулирование осуществляется экономическими и административными методами. Административные методы предполагают: ограничение необоснованной рисковой деятельности, ответственность за нарушение процессуальных норм; отзыв лицензий; текущий надзор и аудит; законодательное внедрение механизмов адаптации к рискам. Экономические методы подразделяются на нормативные (прямые) и регулирующие (косвенные).
Государство выполняет регулирующие функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Регулирование предпринимательства достигается проведением единой государственной политики, системой мер экономического, политического, правового, организационного характера
Государственное
регулирование и поддержка
Группу мер поддержки предпринимательства составляют различные фонды, источники их финансирования, рычаги и стимулы как межотраслевого, так и регионального воздействия.
В развитии предпринимательства существенную роль играет региональная система регулирования и поддержки малого предпринимательства. Формы и методы реализации региональной политики в отношении малого предпринимательства исходят, с одной стороны, из мер, принимаемых на государственном уровне, с другой - определяются задачами развития и спецификой каждого конкретного региона.
Большое значение в системе управляющего воздействия имеют конкретные формы и методы взаимоотношений администрации с предпринимательством, механизм его поддержки. Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, - предоставление субъектам предпринимательства кредитов. Кредиты могут предоставляться непосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных средств либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства.
Важной сферой регулирования являются те рыночные структуры, которые работают с предприятиями малого бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им местной администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантий могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности, недвижимости.