Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 23:58, курсовая работа
Осуществляемые в Российской Федерации экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости стали условием становления и развития малого предпринимательства, которому свойственны цивилизованные черты. Малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играют весьма важную роль в экономике. Их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического процесса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т.е. эти виды предпринимательства, решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает поддержку малому предпринимательству. Дееспособное населения все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.
Введение 3
1.Сущность малого предпринимательства 4
1.1. Этапы становления малого предпринимательства 10
1.2. Современное состояние малого предпринимательства в России 21
1.3. Зарубежный опыт регулирования малого предпринимательства 29
2. Государственное регулирование малого предпринимательства 33
2.1. Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства 33
2.2. Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства 35
3. Эффективность государственного управления в сфере малого предпринимательства 41
3.1.Факторы сдерживающие развитие малого предпринимательства 41
3.2. Проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства 44
3.3. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом. 45
3.4. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом. 47
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Однако говорить
о подлинном развитии предпринимательства
в России было еще преждевременно.
Положение большинства
Третий этап: 1999 - 2009 гг.
Для современного этапа
становится характерным обеспечение
благоприятных условий для
События же августа 1998 года
стали этапной вехой для
Высокая доля банкротств малых предприятий заставляет внешних инвесторов вообще не предоставлять ссуды или предоставлять под высокий процент на очень жестких условиях возврата. В результате получается, что частные источники финансирования, как правило, недоступны малому бизнесу. Перспективным инвестором малого предпринимательства должно стать крупное производство — промышленные гиганты.
Однако разработаны
некоторые, на мой взгляд, довольно
эффективные модели по привлечению
капитала в малое и среднее
предпринимательство. К их числу
следует отнести
Все эти идеи уже сейчас успешно используются в рыночных отношениях. Они доказали свою эффективность на практике, которая выражается в заметном позитивном развитии малого бизнеса после кризиса в августе 1998 года.
Правительством России неоднократно декларировалась необходимость и приоритетности развития малого предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, самозанятость населения и стабильность налоговых поступлений.
Число малых предприятий – один из основных индикаторов качества экономической среды. На 1 января 2006 г. зарегистрировано 979 тыс. юридических лиц – субъектов малого предпринимательства.
Из 2,2 млн. зарегистрированных
юридических лиц малые
За период с 1999 по 2005 гг. количество малых предприятий увеличилось на 100 тыс. единиц или 11,2%. Однако с 1999 по 2001 год наблюдалась отрицательная динамика – количество малых предприятий ежегодно сокращалось на 3% (ликвидировалось ежегодно 25 тыс. компаний). Тенденция постоянного роста наметилась лишь к 2002 году, и только в 2003 году удалось вернуться к количеству предприятий, действовавших в 1999 году.
Изменение динамики,
по нашим оценкам, обусловлено общей
благоприятной
Отмечая положительный
ежегодный прирост малых предпр
В 2005 году среднесписочная занятость на малых предприятиях составила 8933,7 тыс. человек и в целом по стране выросла по сравнению с 2004 годом на 3,07%. Это означает создание дополнительных 266,5 тыс. рабочих мест. В настоящее время доля занятых в малом предпринимательстве составляет 13% от числа занятых в экономике. С 2001 по 2005 год доля занятых на малых предприятиях по отношению к общему числу занятых в экономике росла ежегодно на 0,4%.
К занятым на малых предприятиях можно добавить 7800 тыс. человек, работающих у индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, в малом бизнесе занято 16,6 млн. человек или 24% от числа работающих. По этому показателю мы отстаем от США и развитых стран Европы в 2 раза (50-55% занято в малом бизнесе), в Японии 3,5 раза, там 80% занято в малом бизнесе.
Такое различие объясняется в том числе, высокой теневой составляющей занятости в России.
Структура малого бизнеса.
Структура малого бизнеса не меняется на протяжении 11 лет.
Наибольшее количество рабочих мест продается в оптовой и розничной торговле и в сфере услуг – 4,2 млн. человек (47%). Промышленность и строительств представляет 1,8 млн. и 1,6 млн. рабочих мест соответственно (19% и 17%).
Показатели занятости на малых предприятиях в иных сферах невелики: здравоохранение – 1,2%, жилищно-коммунальное хозяйство – 2,7%, наука – 1,3%, транспорт и связь – 5%, что объясняется значительным присутствием государства в этих секторах.
По темпам прироста занятых
в малых компаниях лидирует информационно-вычислительное
обслуживание (около 11,5% в год), что
свидетельствует о формировании
положительной тенденции
Отраслевое распределение занятых является отражением структуры малых предприятий по видам экономической деятельности.
Торговля является наиболее распространенным видом деятельности в сфере малого бизнеса. На нее приходится 72% оборота малых компаний. Промышленность и строительство – на втором месте (9,8% и 7%).
Вместе с тем, в производстве
некоторых видов продукции
По имеющимся оценкам Росстата малые предприятия производят 50-60% металлопластиковых окон и дверей, вина виноградного, почти 70% рыбы охлажденной. Свыше 97% строительных организаций – это малые предприятия. В сельском хозяйстве на долю личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств приходится около 60% валовой продукции сельского хозяйства.
Объем продукции (работ, услуг) и рентабельность малых предприятий
Оценивать роль малого бизнеса в экономической жизни страны необходимо не только по количеству действующих компаний, но и по объему производимой продукции и рентабельности.
Малые предприятия демонстрируют прирост объема продукции. За период 2001-2002 гг. прирост объема продукции составил 230%, что в 7 раз больше прироста числа занятых на предприятиях. Эти показатели свидетельствуют об опережающем росте производительности труда на малых предприятиях.
Дополнительной оценкой экономической состоятельности малого предпринимательства является удельный вес прибыльных малых предприятий в общем числе малых предприятий в сравнении с крупными и средними.
Показатель важен и потому, что свидетельствует о стабильности развития сектора малых предприятий. Доля прибыльных малых предприятий имеет устойчивую тенденцию роста (в среднем 0,74% в год), а по крупным и средним предприятиям, напротив, наблюдается падение доли прибыльных предприятий на 7% за год.
Доля прибыльных малых предприятий также стабильно превышает долю прибыльных предприятий по крупным и средним организациям (на 6,7%).
Несмотря на преимущества малых предприятий перед крупными и средними по доле прибыльных предприятий, уровень рентабельности малого бизнеса значительно ниже. В целом рентабельность малых предприятий меньше 7 раз и составляет 1,8%, а на крупных и средних 13,2%. При этом в промышленности разрыв составляет 4,7 раза (3,8% и 17,9% соответственно), в торговле и общественном питании 9 раз (1,4% и 12,7% соответственно), информационно-вычислительном обслуживании в 5,8 раз (1,9% и 11,1% соответственно).
Определяющий рост объемов производства, прибыльности, производительности труда по сравнению с крупным бизнесом при низком уровне рентабельности требует формирования специальных программ повышения конкурентоспособности малых предприятий.
Нами проведен анализ развития малого предпринимательства по группе малых предприятий (далее - МП), относящихся к коммерческим организациям (юридические лица).
Количество зарегистрированных малых предприятий
по федеральным округам Российской Федерации
Таблица 1.1
Федеральные округа |
Количество зарегистрированных МП на 1 января 2005 г. в расчете на 100 тыс. населения1 |
Прирост/ сокращение (-) количества зарегистрированных МП на 100 тыс. человек населения1 за период 01.01.2004- 01.01.2005 |
РФ |
656,6 |
42,8 |
Центральный |
868,4 |
20,5 |
Северо-Западный |
1101,4 |
127,4 |
Южный |
466,7 |
54,6 |
Приволжский |
506,2 |
30,2 |
Уральский |
489,7 |
22,6 |
Сибирский |
523,8 |
30,9 |
Дальневосточный |
582,7 |
86,7 |
1 исходя из численности наличного населения на 1 января 2002 г. (145649 человек). Источник: Российский стат. ежегодник 2005. М.: Росстат, 2006, с 82-83; 357-358.
На 1 января 2005 г. число зарегистрированных малых предприятий В РФ составило 953,1 тыс. или на 7,0% выше, чем по состоянию на 1 января 2004 г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 656,6 ед., увеличившись по сравнению с 1 января 2004 г. на 42,8 ед. При этом рост в целом по стране сопровождался ростом во всех федеральных округах. Максимальное увеличение показателя отмечается в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах (таб.1.1).
О количественной тенденции роста (сокращения) малых предприятий на 100 тыс. жителей по региональным группам свидетельствует таб.1.2.
Таблица 1.2
Распределение регионов по группам с различной динамикой
числа зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей
за период с 1 января 2004 г. по 1 января 2005 г.
Изменение числа МП на 100 тыс. жителей |
01.01. 2004 - 01.01.2005 |
Справочно: 01.01. 2003 - 01.01.2004 |
Количество регионов | ||
Сильное сокращение (свыше 100 ед.) |
4 |
9 |
Среднее сокращение (от 50 до 100 ед.) |
2 |
4 |
Небольшое сокращение (от 0,1 до 50 ед.) |
8 |
21 |
Без изменений (0 ед.) |
15 |
12 |
Небольшое увеличение (от 0,1 до 50 ед.) |
36 |
24 |
Среднее увеличение (от 50 до 100 ед.) |
15 |
12 |
Сильное увеличение (свыше 100 ед.) |
8 |
6 |
Как видно из таблицы 2.2, положительный прирост количества МП на 100 тыс. жителей по итогам 2004 г., зафиксирован в 59 регионах, в то время как по итогам 2003 г. увеличение показателя произошло в 42 регионах. Кроме того, в 15 регионах число МП осталось без изменений 2.
Таблица 1.3
Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в 2004 г.
Федеральные округа |
Среднесписочная численность работников МП1 |
Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых | |||||
тыс. чел. |
в % к 2003 |
Справоч-но: 2003 в % к 2002 |
% |
Измене- ние относи-тельно 2003 , п.п. |
Справоч-но: 2003 к 2002 , п.п. | ||
РФ |
7815,1 |
105,1 |
102,9 |
16,1 |
1,0 |
0,7 | |
Центральный |
2820,6 |
100,8 |
99,9 |
20,9 |
0,3 |
0,2 | |
Северо-Западный |
1094,6 |
101,8 |
104,6 |
20,9 |
0,6 |
1,1 | |
Южный |
825,0 |
105,7 |
110,2 |
14,8 |
0,9 |
1,7 | |
Приволжский |
1480,9 |
119,2 |
99,3 |
13,8 |
2,6 |
0,2 | |
Уральский |
540,3 |
104,3 |
113,1 |
11,8 |
0,6 |
1,4 | |
Сибирский |
749,9 |
102,2 |
107,0 |
11,6 |
0,4 |
0,9 |