Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 23:58, курсовая работа
Осуществляемые в Российской Федерации экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости стали условием становления и развития малого предпринимательства, которому свойственны цивилизованные черты. Малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играют весьма важную роль в экономике. Их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического процесса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т.е. эти виды предпринимательства, решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает поддержку малому предпринимательству. Дееспособное населения все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.
Введение 3
1.Сущность малого предпринимательства 4
1.1. Этапы становления малого предпринимательства 10
1.2. Современное состояние малого предпринимательства в России 21
1.3. Зарубежный опыт регулирования малого предпринимательства 29
2. Государственное регулирование малого предпринимательства 33
2.1. Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства 33
2.2. Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства 35
3. Эффективность государственного управления в сфере малого предпринимательства 41
3.1.Факторы сдерживающие развитие малого предпринимательства 41
3.2. Проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства 44
3.3. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом. 45
3.4. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом. 47
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Деятельность субъектов предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие предпринимательства невозможно. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 г.:
закрепляет реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности;
определяет общие положения в области государственной поддержки и развития предпринимательства в РФ;
устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Специальные федеральные программы поддержки МП направлены, прежде всего, на разрешение проблем, сдерживающих развитие предпринимательства. Так, в Федеральной программе поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 гг., указанны следующие проблемы, которые требуют решения (многие из них актуальны и сейчас):
Целью программ является обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. При этом необходимо выделить первоочередные меры, обеспечивающие достижение этих целей. В названной выше Федеральной программе такими мерами были:
- существенное улучшение системы учета и государственной статистики предпринимательства;
Достигнутый в России уровень развития малого предпринимательства сохраняется без существенных изменений с середины 90-х гг. ХХ в. Из этого следует, что используются потенциальные возможности для роста производства товаров и услуг, занятости и доходов населения, не вовлекаются в экономический оборот имеющиеся значительные ресурсы.
Проведенный анализ позволяет выделить три группы проблем, в наибольшей мере сдерживающих развитие малого бизнеса:
организационные (трудности с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке и др.);
проблемы материально-технического обеспечения (нехватка или отсутствие производственных помещений, современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная защищенность деятельности предпринимателя, сложные отношения с местными органами власти и т. д.);
материально-финансовые (затруднения в получении капитала для регистрации предприятия, накоплении стартового капитала для обеспечения деятельности предприятия, установлении связей с поставщиками сырья и т. д.).
Сдерживающими факторами в развитии деятельности малых предприятий являются неразвитость и нестабильность законодательства, снижение платежеспособности населения, недостаток собственных финансовых средств, чрезмерные совокупные налоговые выплаты, трудности в оспаривании решений налоговых арбитражных органов. Серьезным препятствием стала сложность получения кредитов. Основные причины этого — отсутствие у малых предприятий необходимого залога, неразвитость системы гарантирования и лизинга, недостаточное количество сильных региональных банков.
Из-за неустойчивого финансового положения и нехватки средств большинство малых предприятий лишено внутренних стимулов развития, внедрения новых технологий, повышения качества продукции и услуг, осуществления долгосрочных инвестиций, освоения новых рынков. Малые предприятия в наибольшей степени страдают от кризиса неплатежей, недисциплинированности контрагентов, банкротств деловых партнеров.
Проблема нехватки производственных и служебных помещений также существенно тормозит развитие малого бизнеса. Существует большой резерв неиспользуемых производственных и служебных помещений, являющихся собственностью крупных приватизированных предприятий и местных органов власти, однако предпринимателю к информации об этом нет доступа. Бизнесмены, разворачивающие производство на арендуемых площадях, попадают в кабалу к арендодателям, нередко произвольно изменяющих ставки арендной платы.
Предприниматели часто сталкиваются с административными барьерами, создаваемыми федеральными, региональными и местными органами власти: усложнен порядок лицензирования, произвольно расширяется перечень лицензируемых видов деятельности и т. д. Иногда органы государственной власти принимают решения, якобы направленные на защиту интересов региона, а на деле ограничивающие развитие бизнеса: разрушается единое экономическое пространство, устанавливаются барьеры на пути движения товаров между регионами. В начале 90-х гг. ХХ в. для многих регионов России нередко вводились ограничения на вывоз товаров собственного производства с целью предотвращения дефицита и обеспечения первоочередных потребностей региона. Сейчас актуальна проблема запрета ввоза товаров на территорию региона. Такими мерами органы государственной власти пытаются оградить местные предприятия от межрегиональной конкуренции, увеличить налогооблагаемую базу. Во многих сельскохозяйственных регионах время от времени вводятся запреты на отгрузку зерна иным потребителям до окончания поставок в региональные фонды.
Для малых предприятий процессы, вызываемые этими проблемами, носят разрушительный характер. Однако далеко не всегда трудности того или иного предприятия связаны с неблагоприятной средой. Во многих случаях ликвидация малых предприятий является следствием здоровой экономической конкуренции, когда неэффективные хозяйствующие субъекты вынуждены покидать рынок.
Только в результате эффективной деятельности малых предприятий можно ожидать положительные сдвиги в социально-экономической ситуации в ближайшие годы. Они помогут снизить социальную напряженность, смягчить негативные социальные последствия структурных изменений. Однако успешное развитие этого сектора экономики возможно только при проведении государственной политики, направленной на его поддержку.
К настоящему времени в стране формально сложилась
развитая инфраструктура поддержки предпринимательства,
которая теоретически должна создавать
более благоприятные условия для формирования
и развития частных фирм и способствовать
экономическому росту. Однако результаты
данной стратегии далеки от ожидаемых.
Главная проблема заключается в отсутствии
тенденций экономического роста в ответ
на действия государственных органов,
стимулирующих и поддерживающих предпринимательство.
Это отмечают многие экономисты. Тот факт,
что в России на государственном уровне
не обеспечивается необходимых последовательных
мер, способных изменить положение дел
в сфере развития предпринимательства
и малого бизнеса к лучшему, вряд ли сегодня
вызывает сомнения.
Как первая, так
и вторая, и, фактически, несостоявшаяся
третья Федеральные программы развития
малого предпринимательства, а также большинство
аналогичных региональных программ сыграли,
скорее, декларативную и политическую
роль. Частичная реализация мероприятий
федеральных и региональных программ
не изменило неблагоприятных в целом условий
функционирования малых предприятий.
Опросы предпринимателей показывают,
что, невзирая на все программы поддержки,
удовлетворение работой государственных
органов они не испытывают. Представители
бизнеса ощущают слой чиновников как чуждый
и враждебный элемент, социологи отмечают
высокую конфликтность их взаимоотношений.
Осуществляя финансовую поддержку малого
предпринимательства, государственные
органы сталкиваются не столько с проблемой
недостаточности финансирования, а сколько
с проблемой взаимодействия с предпринимателями.
По оценкам статистических
исследований, большая часть продукции
и услуг производится в «теневом» секторе
(по разным данным – от 40 до 60%). В подобных
условиях трудно ожидать рост налоговых
поступлений от малого бизнеса в ответ
на финансовые вложения. Однако логично
предположить рост просроченной задолженности
по выданным кредитам, что и наблюдается
со всей очевидностью. В ходе анализа
реализованных и планируемых программ
поддержки малого предпринимательства
различного уровня выявляются несогласованность
заявленных целей и используемых средств,
недостаточная четкость идентификационных
критериев. Искомые результаты Федеральной
программы поддержки малого предпринимательства
– это количественное увеличение зарегистрированных
малых предприятий, которое должно превысить
1млн.
Удельный вес занятых
на малых и индивидуальных предприятиях,
действующих без образования юридического
лица достигнет 20% экономически активного
населения. Для достижения таких целевых
ориентиров необходимо обеспечить среднегодовые
темпы роста количества зарегистрированных
малых предприятий на уровне 4,5% в год,
а прироста занятости в малом секторе
– на уровне 8 % в год. Вклад малого предпринимательства
в ВВП возрастет до 14 – 15%. Однако достижение
таких результатов еще не означает создание
системы предпринимательства, способствующего
повышению эффективности управления,
росту производительности труда и макроэкономических
показателей, снижению социальной напряженности.
3.3.
Основные факторы, повышающие эффективность
государственного управления малым бизнесом.
Государственное регулирование
предпринимательской деятельности должно
быть основано на четком выделении субъекта
предпринимательства. Предпринимательство
- это понятие не только экономическое,
но и социальное. Предприниматель создает
и использует новые социально-хозяйственные
связи в своих утилитарных целях. При этом
социально-экономические коммуникации
могут быть основаны на использовании
других людей, манипулировании людьми
как средством для достижения утилитарной
цели, либо - на вовлечении других в свой
модус утилитарности, создании отношений
"полезных" не только для предпринимателя,
но и для социума. Мифологическое мышление
абсолютизирует крайние точки данных
социальных ролей.ьььььььььььььььььььььььь
ьььЭто приводит к появлению двух основных
мифов: мифа о "ненастоящем" или "плохом"
предпринимателе, который нарушает законы,
не платит налоги и социально вреден, и
миф о "настоящем" предпринимателе,
который создает рабочие места и эффективные
модели управления. Однако именно общество
поддерживает доминирующие модели социально-экономических
коммуникаций. Общество с развитыми гражданскими
институтами, имеющее надежные преграды
вовлечению в бизнес политических (силовых)
ресурсов, не допустит функционирования
экономических структур, если они социально
неэффективны. Для того чтобы не допустить
развитие и закрепление дисфункциональных
моделей предпринимательства, необходимо
создать, в первую очередь, условия для:
- морально-нравственной легитимации предпринимательства
и частной собственности; - согласования
формальных и неформальных экономических
институтов и механизмов; - легитимации
частной собственности и отделения собственности
от власти; - создания механизмов институционализации
и эффективного функционирования сложноструктурных
форм частной собственности (таких, как
акционерные общества); - создания институтов
корпоративного управления; - создания
эффективного института банкротства.
Именно создание институтов, препятствующих
коррупции, обеспечивающих надежное и
доступное гражданское и арбитражное
судопроизводство, разделяющих собственность
и власть, политическую и экономическую
сферы, обеспечит социально-эффективное
предпринимательство, ведущее к появлению
новых управленческих механизмов, росту
производительности труда, созданию рабочих
мест, макроэкономическому росту.
Для того чтобы
не допустить развитие и закрепление
дисфункциональных моделей
- морально-нравственной
легитимации
- согласования
формальных и неформальных
- легитимации
частной собственности и отделе
- создания механизмов
институционализации и
- создания институтов корпоративного управления;
- создания эффективного института банкротства.
Именно создание
институтов, препятствующих коррупции,
обеспечивающих надежное и доступное гражданское и арбитражное
судопроизводство, разделяющих собственность
и власть, политическую и экономическую
сферы, обеспечит социально-эффективное
предпринимательство, ведущее к появлению
новых управленческих механизмов, росту
производительности труда, созданию рабочих
мест, макроэкономическому росту. Заключение
Несмотря на наблюдаемый в последние
годы рост производства продукции (работ,
услуг) на малых предприятиях, на увеличение
численности самих малых предприятий,
на пути развития малого предпринимательства
в России стоит множество преград как
экономического, так и социально-психологического
характера. Между тем ни федеральный закон
"О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации",
ни программа действий правительства,
ни федеральная программа поддержки малого
бизнеса не содержат четкой концепции
его развития. Не сформулированы ясные
социально-экономические цели развития,
не обоснованы стратегия, тактика и приоритеты.
По-прежнему нет определенности в системе
и механизмах реализации программы. Основные
направления поддержки малого предпринимательства
не подкреплены и достаточными ресурсами.
Развитие малого предпринимательства
в значительной мере зависит от масштабов
его финансовой поддержки со стороны государства.
Совершенно очевидно, что в современных
условиях в России необходима стройная
система мер государственной поддержки
предпринимательства на всех уровнях
управления: федеральном, региональном,
местном, основанная на аналитических
методах познания и управления.
Главный вывод, который
необходимо сделать в данной работе
– это тот факт, что основная
часть всех трудностей, с которыми
сталкивается малый бизнес в России,
лежит в области