Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:04, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить сущность банковского кредита, исследовать возможность финансирования деятельности предприятия с помощью банковского кредита. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи курсовой работы:
1) изучить понятие и сущность банковского кредита, его роль как инструмента в финансировании предприятия;
2) изучить понятие кредитоспособности предприятия;
3) рассмотреть порядок кредитования предприятий банками ;
4) дать характеристику финансового состояния предприятия;
5) провести анализ привлечения банковского кредита предприятием.
Кредиты с плавающей процентной ставкой. Плавающими называют такие ставки, которые постоянно изменяются в зависимости от ситуации, складывающейся на кредитном и финансовом рынке.
Кредиты со ступенчатой процентной ставкой. Эти процентные ставки периодически пересматриваются. Используются в период сильной инфляции.
7) По числу кредитов:
Кредиты, предоставленные одним банком.
Синдицированные кредиты, предоставленные двумя или более кредиторами, объединившимися в синдикат, одному заемщику.
Параллельные кредиты, в этом случае каждый банк проводит переговоры с клиентом отдельно, а затем, после согласования с заемщиком условий сделки, заключается общий договор.
8) По наличию обеспечения:
Доверительные ссуды, единственной формой обеспечения возврата которых является кредитный договор. Этот вид кредита не имеет конкретного обеспечения и поэтому предоставляется, как правило, первоклассным по кредитоспособности клиентам, с которыми банк имеет давние связи и не имеет претензий по оформлявшимся ранее кредитам.
Контокоррентный кредит. Контокоррентный кредит выдается при использовании контокоррентного счета, который открывается клиентам, с которыми банк имеет длительные доверительные отношения, предприятиям с исключительно высокой кредитной репутацией.
Договор залога. Залог имущества (движимого и недвижимого) означает, что кредитор залогодержатель вправе реализовать это имущество, если обеспеченное залогом обязательство не будет выполнено. Залог должен обеспечить не только возврат ссуды, но и уплату соответствующих процентов и неустоек по договору, предусмотренных в случае его невыполнения.
Договор поручительства. По этому договору поручитель обязывается перед кредитором другого лица (заемщика, должника) отвечать за исполнение последним своего обязательства. Заемщик и поручитель отвечают перед кредитором как солидарные должники.
Гарантия. Это особый вид договора поручительства для обеспечения обязательства между юридическими лицами. Гарантом может быть любое юридическое лицо, устойчивое в финансовом плане.
Страхование кредитных рисков. Предприятие-заемщик заключает со страховой компанией договор страхования, в котором предусматривается, что в случае непогашения кредита в установленный срок страховщик выплачивает банку, выдавшему кредит, возмещение в размере от 50 до 90% не погашенной заемщиком суммы кредита, включая проценты за пользование кредитом.
9) По целевому назначению кредита:
Ссуды общего характера, используемые заемщиком по своему усмотрению для удовлетворения любых потребностей в финансовых ресурсах. В современных условиях имеют ограниченное применение в сфере краткосрочного кредитования, при средне- и долгосрочном кредитовании практически не используется.
Целевые ссуды, предполагающие необходимость для заемщика использовать выделенные банком ресурсы исключительно для решения задач, определенных условиями кредитного договора (например, расчета за приобретаемые товары, выплаты заработной платы персоналу, капитального развития и т. п.). Нарушение указанных обязательств влечет за собою применение к заемщику установленных договором санкций в форме досрочного отзыва кредита или увеличения процентной ставки.
Выше обозначенную классификацию принято считать традиционной. В России имеет место несколько иная, более сжатая классификация:
1) по срокам предоставления:
- краткосрочные (до 1 года);
- среднесрочные (от 1 до 3 лет);
- долгосрочные (свыше 3-х лет);
2) по объектам кредитования:
- кредитование на пополнение оборотного капитала;
- кредитование на обновление и приобретение основного капитала;
3) по методам кредитования:
- кредитование по остатку;
- кредитование по обороту.
Необходимость и возможность привлечения банковского кредита обусловлена закономерностями кругооборота и оборота капитала в процессе воспроизводства: на одних местах высвобождаются временно свободные средства, выступающие источником кредита, на других возникает потребность в кредите, например, для расширения производства. Таким образом, кредит способствует экономическому росту: кредитор получает плату за кредит, а заёмщик увеличивает свои производственные фонды и обновляет их.
Необходимость роста конкурентоспособности повышает требования к качеству менеджмента предприятий. Рост уровня управления немыслим без применения формализованного, научно обоснованного подхода к принятию управленческих решений. Рассмотрим пример научного подхода к принятию решения о привлечении банковского кредита для финансирования текущих расходов предприятия.
Методика расчета необходимости привлечения банковского кредита для финансирования текущих расходов предприятия представляет собой логическую процедуру оценки целесообразности использования банковского кредита как инструмента внешнего финансирования.
Расчет потребности в банковском кредите основывается на следующих основных условиях. Во-первых, возможность привлечения кредитных ресурсов рассматривается как одна из альтернатив устранения временного разрыва между притоком и оттоком денежных средств. Решение о привлечении кредита принимается при условии большей экономической целесообразности данного способа внешнего финансирования, по сравнению с прочими имеющимися в наличии способами покрытия кассового разрыва. Во-вторых, система планирования на предприятии должна поддерживать функцию имитационного моделирования. Для выбора оптимального источника финансирования важно иметь возможность осуществления предварительной оценки последствий принятия различных решений - в данном случае при использовании тех или иных способов покрытия кассового разрыва.
Процесс расчета необходимости привлечения банковского кредита для целей покрытия временного разрыва между поступлением и выбытием денежных средств включает два этапа: идентификация потребности в денежных средствах и анализ использования различных альтернатив покрытия выявленного дефицита. Каждый этап характеризуется поставленной перед ним задачей и содержанием. Задачей первого этапа является заблаговременное выявление размера дефицита денежных средств, даты его возникновения, а также периода его сохранения. Задачей второго этапа является определение наиболее эффективного способа покрытия дефицита денежных средств. Рассмотрим содержание каждого этапа.
Задача первого этапа реализуется в рамках оперативного управления предприятием на основе системы бюджетирования - технологии планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов. Система бюджетирования включает в себя иерархию финансовых планов, объединяющую основные бюджеты (бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов, бюджет по балансу) и операционные бюджеты, бюджеты деятельности, не связанные с основной деятельностью.
Иерархия бюджетов определяет направленность информационных потоков: основные бюджеты формируются за счет данных, предоставляемых бюджетами более низкого уровня: операционными, а также бюджетами инвестиционной и финансовой деятельности. В свою очередь, данные необходимые для формирования операционных бюджетов, формируются на основе данных регистров внутреннего управленческого учета, фиксирующего параметры хозяйственных операций на предприятии. Указанные регистры внутреннего управленческого учета индивидуальны для каждого предприятия, общим для них является отражение изменения параметров состояния предприятия под влиянием осуществляемых операций. К регистрам внутреннего учета, как правило, относят базы данных, фиксирующие состояние ресурсов предприятия, заказов принятых к исполнению, спецификации на различные виды продукции, производимые предприятием, производственной программы и т.п.
Информация, необходимая для решения задачи выявления факта дефицита денежных средств, его величины, продолжительности находит непосредственное отражение в отчете движения денежных средств. Отчет о движении денежных средств - финансовый документ, представляющий в систематизированной форме на заданном интервале времени ожидаемые и фактические значения поступлений и выбытий денежных средств предприятия. Отчет о движении денежных средств показывает прогнозные значения остатка денежных средств на конкретную дату и сигнализирует о плановой потребности в дополнительных ресурсах. Данные, используемые в качестве исходной информации в отчете о движении денежных средств, сформированы выходными данными операционных бюджетов. Операционные бюджеты представляют собой сметы плановых и фактических значений поступлений и выбытий денежных средств, сгруппированные по признаку совершения предприятием операций одного типа. Конкретная разбивка зависит от специфики предприятия, в качестве примера можно предложить следующую типологию: бюджет поступлений и отчислений (поступления от реализации в разрезе видов продукции, отчисления в виде прямых затрат на те или иные виды сырья), бюджет выплат заработной платы, бюджет выплат налоговых отчислений, бюджет обеспечивающих расходов (отчисления на постоянные затраты), бюджет финансовой деятельности, бюджет инвестиционной деятельности. Часть информации, представленной в операционных бюджетах, носит постоянный характер, т.е. не зависит от деловой активности предприятия (постоянные затраты, часть заработной платы, части налоговых платежей). Значения прочих статей напрямую зависят от совершаемых предприятием операций. Ограничение рассмотрения финансовой модели предприятия на уровне бюджетов является нецелесообразным, так как для решения задач «рассмотреть варианты мобилизации денежных средств» и «оценить эффективность выполнения операции» необходимо иметь возможность осуществления имитационного моделирования, позволяющей проигрывать различные варианты принятия управленческих решений на предмет выбора варианта, последствия выбора которого будут оптимальными. Методика расчета потребности предприятия в банковском кредите, построенная по принципу возможности поддержания диалога «что будет, если?» должна учитывать особенности формирования операционных бюджетов, содержание которых зависит от параметров функционирования предприятия, зафиксированных в системе регистров внутреннего управленческого учета.
После выявления размера дефицита денежных средств, даты его образования и периода функционирования необходимо принять меры к его ликвидации. Прежде всего, выясняется причина дефицита, первым вариантом покрытия дефицита может стать ликвидация его причины. Все имеющиеся альтернативы можно условно разделить на три группы. В первую группу входят различные варианты модификации структуры движения денежных средств, связанные с изменением графиков запланированных платежей (рассмотрение вариантов задержки платежей, возможностей сокращения срока запланированных поступлений денежных средств). Во вторую группу входят варианты внесения изменений в производственную программу предприятия с целью перенесения во времени выполнения графика производства, требующего оттока денежных средств (приобретение сырья, комплектующих). В третью группу способов покрытия дефицита денежных средств, входят инструменты привлечения внешнего финансирования, в частности банковский кредит. Каждый вариант покрытия дефицита денежных средств обладает индивидуальными особенностями, связанными с характером последствий, обусловленных использованием данного варианта. Например, использование банковского кредита характеризуется необходимостью выплаты к определенной дате суммы кредита и процентов по нему, поступление денежных средств ожидается не ранее определенной даты.
Выбор конкретного способа покрытия дефицита денежных средств осуществляется в два этапа. На первом этапе из имеющихся в распоряжении альтернатив выбирают способы, целесообразность которых подтверждаются расчеты стратегического характера. Например, просьба к контрагентам об ускорении расчетов может снизить уровень доверия к предприятию, поэтому использовать их нецелесообразно. На втором этапе анализируются последствия использования каждого из вариантов. Критерием выбора является финансовое состояние предприятия, вызванное использованием конкретного способа покрытия дефицита. Последствия любой хозяйственной операции, совершаемой предприятием, отражаются на его финансовом состоянии, что может быть предварительно оценено с помощью системы имитационного моделирования. Используя связь «регистры внутреннего учета операционные бюджеты основные бюджеты: бюджет движения денежных средств и бюджет расходов и доходов», мы можем проанализировать последствия выбора каждого варианта покрытия дефицита денежных средств, отражающихся на структуре отчета о движении денежных средств и структуре доходов и расходов. Учет последствий использования каждой из имеющихся в наличии альтернатив позволит осуществить оптимальный выбор.
2. Методика оценки кредитоспособности заемщика
Под кредитоспособностью следует понимать такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора. Иными словами, кредитоспособность заемщика - это способность погашать ссудную задолженность. Ее оценка представляет собой оценку банком заемщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему кредита. Она определяет вероятность своевременного возврата его и выплаты процентов по нему.
В отличие от платежеспособности кредитоспособность не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-то дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу. Помимо этого, кредитоспособность показывает финансовую прочность и позволяет при рейтинговании отнести его в соответствующие классы.
Факторы, влияющие на кредитоспособность:
1. Дееспособность клиента. Это правомочность клиента в получении банковского кредита.
2. Репутация заемщика
3. Владение активами
4. Позиция клиента на рынке.
Оценка кредитоспособности предполагает, прежде всего, использование показателей, характеризующих деятельность заемщика с точки зрения возможностей погашения ссудной задолженности.
К наиболее распространенным методам оценки кредитоспособности заемщика в мировой практике можно отнести «Правила 5 Си», где критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися на букву «Си»:
Более конкретное рассмотрение показателей правил пяти «СИ» представлено ниже:
1. Характер заемщика. | Репутация клиента, степень ответственности клиента (юридического или частного лица) за погашение долга, отношение партнеров к данному клиенту, кредитная история заемщика, общение с клиентом для подтверждения его устойчивости, моральных качеств, сбор информации о клиентах. |
2. Финансовые возможности | Анализ доходов и расходов клиента, движение потоков наличности, наличие возможности погасить кредит, данные о текущих кассовых поступлениях, товарных запасов и их продажи, заимствование. |
3. Капитал | Определение достаточности собственного капитала, соотношение его с другими статьями активов и пассивов, определение степени вложения собственного капитала в кредитную операцию. |
4. Обеспечение | Наличие соотношения стоимости активов заемщика и долговых обязательств для погашения ссуды банка, наличие конкретного вторичного источника погашения долга (залог, гарантия, поручительство, страхование), если недостаточны денежные потоки у клиента банка. |
5. Общие экономические условия | Учет текущей или прогнозной ситуации в стране, регионе, отрасли, политические факторы, деловой климат, наличие конкуренции со стороны других предприятий, состояние налогов, цены на сырье и т.д. |