Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:04, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить сущность банковского кредита, исследовать возможность финансирования деятельности предприятия с помощью банковского кредита. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи курсовой работы:
1) изучить понятие и сущность банковского кредита, его роль как инструмента в финансировании предприятия;
2) изучить понятие кредитоспособности предприятия;
3) рассмотреть порядок кредитования предприятий банками ;
4) дать характеристику финансового состояния предприятия;
5) провести анализ привлечения банковского кредита предприятием.
В отечественной практике при анализе кредитоспособности клиентов используют метод коэффициентов и денежный поток.
Метод коэффициентов обычно ограничен кругом показателей. Среди них показатели, характеризующие основные параметры работы заемщика с количественной стороны, и ряд коэффициентов, используемых для оценки качества активов и обязательств.
Количественная оценка кредитоспособности основана на коэффициентах ликвидности, коэффициента покрытия и показателя обеспеченности собственными оборотными средствами.
Денежный поток заемщика является прекрасным инструментом, позволяющим кредитному специалисту проанализировать, какие виды деятельности заемщика и в какой мере влияли на прирост наличности по его счетам.
При изучении кредитоспособности предприятия (фирмы) важное значение имеет анализ коэффициентов, характеризующих соотношения различных статей баланса и динамики этих показателей. В мировой банковской практике используется множество финансовых коэффициентов для оценки кредитоспособности заемщика ссуды. Выбор коэффициентов определяется особенностями клиентуры банка, возможными причинами затруднений, кредитной политикой банка.
Для стран с развитой экономикой характерны сложные и дифференцированные по клиентам и банкам методики оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков.
В российской банковской практике уже достаточно широко применяется мировой опыт оценки кредитоспособности клиента, в основе которого находится определение класса кредитоспособности заемщика. Центральный Банк РФ руководствуется опытом других стран и разрабатывает методические указания по анализу кредитоспособности заемщика.
В основе определения класса кредитоспособности заемщика находится критериальный уровень показателей и их рейтинг. В зависимости от величины основных коэффициентов заемщики распределяются на три класса кредитоспособности.
Для оценки кредитоспособности заемщика используются два основных показателя :
1. Коэффициент ликвидности;
2. Показатель обеспеченности собственными средствами (Посс).
Коэффициент ликвидности характеризует способность клиента оперативно высвободить из оборота денежные средства для погашения долга. Существует 3 вида показателей ликвидности: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент текущей ликвидности.
Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается следующим образом:
Чем выше значение этого коэффициента, тем выше кредитоспособность и, как следствие, надежнее заемщик.
Коэффициент быстрой ликвидности рассчитывается следующим образом:
Рекомендуемое значение для этого показателя составляет 0,7 и выше.
Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается следующим образом:
Показатель обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует размер собственных средств заемщика. Чем выше значение данного коэффициента, тем надежнее заемщик.
Описанные финансовые коэффициенты кредитоспособности рассчитываются на основе остатков по балансу на отчетные даты.
Ключевыми показателями для оценки кредитоспособности предприятия являются :
1.Отношение объема реализации к чистым текущим активам.
2.Отношение объема реализации к собственному капиталу.
3.Отношение краткосрочной задолженности к собственному капиталу.
4.Отношение дебиторской задолженности к доходу от реализации.
5.Отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности предприятия.
Для каждого из этих показателей фиксируются четыре уровня. Интервалы между ними назовем классами.
Классность нормы выручки от реализации (первые два ключевых показателя). К первому классу относятся все предприятия, удовлетворяющие нормативным ограничениям >=0,7. Второй класс определяется на промежутке [0,2;0,7]. Третьему классу удовлетворяют условия = 0,2. Для четвертого класса последнее ограничение обратно, то есть <0,2.
Аналогична классность нормы ликвидности (пятый ключевой показатель): I класс >1, II класс [0,2;1], III класс <0,2 и если предполагается изменение нормы за период, IV класс <0,2 и если изменение нормы за период отрицательно.
Классность норм покрытия (третий ключевой показатель): I класс >= 3, II класс - [2;3], III класс <2 и если предполагается изменение нормы за период, IV класс <2 и если изменение нормы за период отрицательно.
Для того чтобы оценить кредитоспособность, рассчитывается промежуточный показатель классности ключевых показателей.
где К - классы вышеперечисленных пяти основных ключевых показателей;
Ппк - промежуточный показатель классности.
В результате расчета промежуточного показателя классности получается распределение по четырем классам:
I класс. Предприятие способно погасить все срочные обязательства за счет мобильных средств, то есть в кратчайшие сроки, в том числе и за отчет денежных средств не менее чем на 70%.
II класс. Привлекая быстромобилизуемые активы, предприятие может погасить от 80 до 100% срочных обязательств, в том числе от 20 до 70% путем прямого перечисления денежных средств.
III класс. Привлечение всех быстрореализуемых активов позволяет покрыть менее 80% краткосрочной задолженности, что означает значительные трудности при расчетах с кредиторами. Однако у предприятия есть возможность восстановить свою платежеспособность.
IV класс. Предприятие находится под угрозой кризиса и банкротства, ярко выражена тенденция к ухудшению финансового состояния.
Такова система показателей для оценки кредитоспособности предприятия. Анализ всех рассмотренных выше показателей позволяет выявить реальную возможность предприятия взять кредит и своевременно рассчитываться по его погашению. Умение правильно их исчислять, анализировать и определять влияние различных факторов на изменение их уровня позволит полнее выявить резервы повышения эффективности производства, разработать рекомендации по устранению выявленных недостатков, оздоровлению и укреплению его финансового положения.
Высшей формой устойчивости предприятия является его способность развиваться в условиях нестабильной внутренней и внешней среды. Для этого предприятие должно обладать гибкой структурой финансовых ресурсов и при необходимости иметь возможность привлекать заемные средства, то есть быть кредитоспособным.
Эффективная хозяйственная деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование этих средств позволяет существенно расширить объем реализации товаров и формируемых товарных запасов, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить образование различных целевых фондов, а в конечном счете - повысить рыночную стоимость предприятия.
Управление привлечением заемных средств представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями торгового предприятия на различных этапах его развития. Основная цель этого управления состоит в обеспечении наиболее эффективных условий и форм привлечения этих средств и рационального их использования.
На практике для большинства российских организаций практически единственным источником получения финансовых ресурсов является банковский кредит. Это обусловлено рядом объективных причин.
Выпуск корпоративных облигаций выгоден лишь небольшой части компаний, деятельность которых является значимой в масштабах национальной экономики. К данному источнику финансирования прибегают в случае необходимости мобилизации крупного капитала для реализации проектов, имеющих для компании стратегически важное значение. Для остальных организаций, которые являются представителями малого и среднего бизнеса, подобный способ привлечения заемных средств нецелесообразен. К тому же финансирование через инструменты рынка капиталов ограничено практически полным отсутствием института инвестиционных банков.
Получение средств из государственных каналов для большинства организаций в настоящее время вообще не следует рассматривать как источник финансирования, поскольку, во-первых, это является привилегией узкого круга приоритетных отраслей, а во-вторых, не соответствует принципу формирования государственного бюджета. Налоговое кредитование, в силу специфики и сложности его предоставления, доступен только единицам.
В целом, если предприятие обеспечивает финансовую устойчивость, увеличение зависимости от заемных средств для предприятия может рассматриваться как положительная тенденция, потому что:
- проценты по обслуживанию заемного капитала рассматриваются как расходы и не включаются в налогооблагаемый доход;
- расходы на выплату процентов обычно ниже дохода, полученного от использования заемных средств в обороте предприятия, в результате чего повышается рентабельность собственного капитала;
- рост доли собственного капитала свидетельствует о негибкости, нестабильности производственно-хозяйственной деятельности.
Осуществим оценку кредитоспособности заемщика на примере ОАО «Каббалкэнерго», с использованием его бухгалтерской отчетности.
1) Для оценки потери платежеспособности предприятием, необходимо произвести ранжирование статей баланса (Приложение 1,2):
- активов по степени их ликвидности;
- пассивов по степени срочности оплаты по обязательствам.
Для этого воспользуемся следующей расчетной моделью (Таблица 1):
Ранжирование активов и пассивов по степени ликвидности и срочности оплаты по обязательствам.
Таблица 1.
Активы | Пассивы | ||
Группы | Расчетные модели | Группы | Расчетные модели |
А₁ | Стр. (250+260) | П₁ | Стр. 620 |
А₂ | Стр. 240 | П₂ | Стр. (610+630+660) |
А₃ | Стр. (210+220+230+270) | П₃ | Стр. (590+640+650) |
А₄ | Стр. 190 | П₄ | Стр. 490 |
Исходя из данных бухгалтерского баланса (Приложение1,2) за два отчетных периода, получаем:
На конец 2009г.
Активы | Пассивы | ||
Группы | Тыс. руб. | Группы | Тыс. руб. |
А₁ | 9610 | П₁ | 1146748 |
А₂ | 1440840 | П₂ | 63040 |
А₃ | 47951 | П₃ | 154915 |
А₄ | 18202 | П₄ | 151900 |