Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:01, курсовая работа
Цель работы. В процессе исследования предполагалось поэтапно, с привлечением научного, методического и практического материала проанализировать и обобщить практику управления персоналом в ООО “Интервуд”, в частности, проследить тот ее аспект, который связан с оплатой труда. Для достижения целей исследования я предприняла попытку решения следующих задач:
анализ и обобщение положения управления персоналом торгового предприятия;
рассмотрения теоретических особенностей формирования структуры оплаты работников торгового предприятия;
рассмотрение вопросов, связанных с практическими формами и методами формирования заработной платы работников торгового предприятия на примере конкретной торговой фирмы.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ 6
1.1 Заработная плата: понятие, сущность и функции 6
1.2 Развитие форм и систем заработной платы 14
ГЛАВА II. ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ ООО “ИНТЕРВУД” 24
2.1 Основные направления деятельности и организационная структура ООО “Интервуд” 24
2.2 Организация регулирования системы заработной платы в ООО “Интервуд” 27
ГЛАВА III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА СОТРУДНИКОВ ООО “ИНТЕРВУД” 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
Рассуждать относительно такой объемной темы, как стимулирование труда можно очень много. Но, поскольку тема моего исследования не включает в себя подробного описания существующих методов и систем оплаты труда, составления компенсаций, и изучения социальных проблем в коллективе, остановлюсь только на тех приемах стимулирования труда сотрудников, которые я хотела бы предложить в качестве оптимизации системы оплаты труда в компании ООО “Интервуд”.
Считается, что базовая оплата должна быть достаточной, чтобы привлечь на фирму работников нужной квалификации и подготовки. Она не должна превышать 70–90% общего дохода, получаемого работником. Увеличение размера базовой заработной платы должно производиться строго в соответствии с повышением производительности на уровне группы работников или предприятия в целом. Достигнутый уровень жизни не может рассматриваться в качестве основы для определения базового уровня заработной платы.
Размер базовой ставки должен быть связан с уровнем ответственности работника и его эффективностью. Соотношение базовых ставок по уровням ответственности носит ступенчатый характер:
Максимум | ||||
Базовая |
||||
ставка | ||||
Минимум | ||||
Повышение уровня ответственности |
Индивидуальная ставка может колебаться от 80 до 120% базовой. По результатам оценки труда целесообразно определить четыре зоны эффективности, показывающие соответствие трудовой деятельности требованиям труда:
80 % |
100 % |
120 % | |||
R1 |
R2 |
R3 |
R4 |
S |
R1 – не выполняется одна или несколько главных
трудовых функций;
R2 – в целом результаты труда соответствуют
заданным;
R3 – работник выполняет свои функции выше
среднего показателя;
R4 – работник существенно преуспевает
в работе;
S – вводится для исключительных случаев.
Материальное поощрение
предусматривается начиная со степени
“соответствия работника
Оплата за квалификацию. Американские специалисты разработали систему оплаты труда, которая получила наименование “оплата за квалификацию” (ОЗК). Суть этой системы в том, что уровень оплаты зависит не только от сложности выполняемой работы, но и от набора специальностей, который работник способен использовать в своей деятельности. В данном случае платят не за то, что он делает, а за то, что он знает, т. е. оплачивается не сам труд, а рост квалификации и в первую очередь число освоенных специальностей. В компании ООО “Интервуд”, в порядке эксперимента в начале 2004 года была введена система ОЗК. В связи со специфичностью профессиональной деятельности сотрудников компании, данная система оказалась достаточно эффективной – большинство продавцов торгового зала высказали свое желание повысить свою квалификацию и приобрести дополнительную специальность – кассир контрольно-кассовых аппаратов.
Существенные факторы внедрения ОЗК – наличие консенсуса между администрацией и сотрудниками, сплоченность членов трудового коллектива на базе взаимопомощи и согласия. Все эти факторы присутствуют в ООО “Интервуд”. Без этого применение этой системы оплаты труда может иметь обратный эффект, т. е. привести как к снижению эффективности производства, так и к росту социальной напряженности. В целом “оплата за квалификацию” означает, что при освоении каждой новой специальности исполнитель получает прибавку к заработной плате, при этом приобретенные знания должны в той или иной мере использоваться в работе.
Механизм этой системы внедренной в ООО “Интервуд”, включает в себя понятие “единица квалификации”, определяющее сумму знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения новой, дополнительной работы и получения очередной надбавки. По общему мнению, на всех предприятиях, внедривших систему ОЗК, резко возросли расходы на обучение персонала, а в связи с тем, что обучение осуществляется в рабочее время, соответственно увеличились потери производственного времени. Тем не менее, дополнительные расходы на рабочую силу в ООО “Интервуд” компенсируются ростом производительности труда и снижением издержек производства (по данным финансовой службы компании, они на 30–50% ниже, чем при традиционной оплате), что в свою очередь дает возможность до 10–15% фонда рабочего времени затрачивать на подготовку и переподготовку работников (при обычной системе – 3–4%).
Опрос позволил установить основные преимущества ОЗК:
В целом система ОЗК считается эффективной и перспективной, несмотря на ряд относительно негативных последствий. Повышение расходов на оплату труда в значительной степени компенсируется ростом гибкости использования рабочей силы и ее производительности. Увеличение издержек на подготовку кадров рассматривается не как рост непроизводительных расходов, а как долгосрочные инвестиции в развитие человеческих ресурсов. Немаловажно и то обстоятельство, что рабочие выражают все большее удовлетворение данной системой оплаты, считая ее более справедливой. Действительно, уровень оплаты при ОЗК зависит в большей степени от их способностей, целеустремленности, желаний, а не от стажа или необоснованных управленческих решений при расстановке кадров.
При этом работник ООО “Интервуд” лучше понимает и оценивает свой вклад в результативность производственного процесса, повышается степень ответственности, преодолевается отчуждение, что, безусловно, сказывается на росте его мотивации, удовлетворенности трудом. В конечном счете все это отражается на качестве работы и социальном статусе непосредственного сотрудника.
Опыт развития малого и среднего бизнеса, как в России, так и за рубежом, показал, что эффективность системы человеческих взаимоотношений в процессе труда является мощным резервом повышения производительности и увеличения общей эффективности производства и сбыта.
В связи с переходом многих малых и средних предприятий к новым формам собственности перед руководителями высшего и среднего звена, выдвинутыми из среды работников специалистов и, особенно, инженерно-технического состава, возникают серьезные проблемы в области психологии и организации управления вообще и персоналом, в частности.
В компании ООО “Интервуд” существует иерархическая система подчинения.
Такая структура управления представляет организацию как совокупность взаимосвязанным элементов. Каждый элемент имеет свои цели и задачи. Директор управляет своими прямыми подчинёнными, имея при этом представление о действиях нижестоящих подчиненных. Она имеет ряд достоинств:
Есть и недостатки, такие как высокие требования к руководителю, его перегрузка. Отсутствие сплочённости коллектива, и как следствие, менее эффективная работа, замедленное решение возникающих проблем. Проблемы управления и взаимодействия персонала внутри организации я буду рассматривать в этой дипломной работе18.
На предприятии работает метод косвенного воздействия. Начальник создает условия для осуществления целей, а служащие добивается результатов. Цель организации – удовлетворенность клиентов в качественном продукте, отличном сервисе и при этом получение прибыли.
Направления воздействия, применяемые на данном предприятии:
Структура оптимизации оплаты труда персонала во многом определяется характером и размерами организации.
Для ООО “Интервуд” можно посоветовать систему оплаты труда работников предприятия, основаную на применении критерия эффективности труда Форда.
Основная суть предлагаемой системы заключается в том, что в ней, по аналогии с гибкой системой оплаты труда, заработная плата работников состоит из двух частей: постоянной и переменной. Постоянная часть зарплаты представляет собой фиксированный оклад, а переменная часть - надбавку, размер которой зависит не только от результатов труда отдельного работника, но и от результатов труда коллектива, в котором он работает и доли его участия в общих результатах коллектива. Отличительная особенность предлагаемой системы оплаты заключается в том, что она не только стимулирует труд самих работников, но и обеспечивает для руководства предприятия возможность оперативного управления и стабилизации необходимой эффективности труда работников при неконтролируемых изменениях доходов предприятия.
В предлагаемой системе запланированный фонд заработной платы распределяется в коллективах в соответствии с должностными окладами работников. Премиальный фонд предприятия, который образуется в результате увеличения производительности труда, распределяется между коллективами и работниками вышеуказанного предприятия в соответствии с эффективностью труда каждого из них по нижеуказанной схеме (рис.2).
Рисунок 2
Схема распределения премиального фонда между подразделениями и работниками предприятия
Премиальный фонд предприятия
определяется из условия постоянства
запланированной
Премиальный фонд предприятия распределяется между всеми подразделениями предприятия в соответствии с эффективностью труда каждого из них.
Численные значения вышеуказанных фондов для всех подразделений ООО “Интервуд” приводятся в табл. 3.
Таблица 3
Расчет фонда заработной платы и премиального фонда по подразделениям предприятия ООО “Интервуд”
· №№ п.п. |
Коллектив |
( ФОТ)пл |
( ФОТ)ф |
Премиальный ФОТ | ||
Январь |
Февраль |
Март | ||||
1 |
Общий коллектив работников предприятия |
33 900 |
32 200 |
5 655 |
3 994 |
6 871 |
2 |
Коллектив магазина №1 |
8 000 |
8 000 |
0 |
0 |
1 763 |
3 |
Коллектив магазина №2 |
4 200 |
3 800 |
1 950 |
1 508 |
1 614 |
4 |
Коллектив магазина №3 |
6 500 |
6 100 |
1 917 |
1 240 |
1 788 |
5 |
Коллектив вспомога-тельного подразделения, в том числе |
15 200 |
14 300 |
1 788 |
1 246 |
1 707 |
|
- Отдел кадров |
2 000 |
2 000 |
250 |
174 |
239 |
|
- Бухгалтерия |
1 500 |
1 200 |
150 |
105 |
143 |
|
- Плановый отдел |
3 500 |
3 500 |
438 |
306 |
418 |
|
- Аналитический отдел |
2 200 |
2 000 |
250 |
174 |
239 |
|
- Отдел закупок |
2 500 |
2 100 |
263 |
183 |
251 |
|
- Служба безопасности |
3 500 |
3 500 |
438 |
305 |
418 |
Премиальный фонд каждого подразделения распределяется между его работниками в соответствии с эффективностью труда каждого работника. В качестве примера распределения премиального фонда коллективов между его работниками в табл. 3 представлены размеры премиального вознаграждения для работников магазина №1 и магазина №3.
Информация о работе Оплата труда работников предприятий торговли и пути ее совершенствования