Организационная структура гостиничного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование типов организационных структур, используемых в гостиничном бизнесе, а так же анализ особенностей построения и функционирования управленческих структур на гостинично-ресторанных предприятиях в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
• изучение основных известных современному бизнесу организационных структур
• рассмотрение иерархии как основополагающего принципа конструирования структуры организации
• описание управленческой структуры реального гостинично-ресторанного предприятия
• описание особенностей и проблем управления предприятиями гостиничного бизнеса в современных условиях в России
• анализ проблем управления предприятиями гостиничного бизнеса в РФ

Содержание

Введение 2
Глава 1. Организационные структуры и их виды. Управленческая структура. Принцип иерархичности. 4
Органические типы структур 5
Иерархические типы структур 8
Управленческая структура и принцип иерархии 15
Глава 2. Описание управленческой структуры предприятия на примере гостиницы «Balchug Kempinsky» 22
Глава 3. Проблемы механизма управления гостинично-ресторанными предприятиями в России 28
Заключение 31
Библиографический список 32
Приложение 1. Схемы органических структур предприятий 34

Работа состоит из  1 файл

ОСНОВНОЙ.docx

— 768.77 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Организационные  структуры и их виды. Управленческая структура. Принцип иерархичности. 4

Органические типы структур 5

Иерархические типы структур 8

Управленческая структура и принцип иерархии 15

Глава 2. Описание управленческой  структуры предприятия  на примере гостиницы «Balchug Kempinsky» 22

Глава 3. Проблемы механизма управления гостинично-ресторанными предприятиями в России 28

Заключение 31

Библиографический список 32

Приложение 1. Схемы органических структур предприятий 34

 

Введение

 

Любой отель  представляет собой некую систему  или совокупность связанных между  собой элементов, действующих как  единое целое при реализации его  генеральной цели. Для его эффективного управления необходимо, чтобы все  управленческие решения, направленные на удовлетворение потребностей гостей, опирались на строго зафиксированную  управленческую иерархию.

Как показывает практика, не существует даже двух абсолютно  одинаковых отелей, следовательно, не может существовать и одинаковой для всех гостиниц модели структуры  управления. Последняя должна разрабатываться  индивидуально и учитывать специфику, задачи и потребности каждого  отеля.

Проектирование  организационной структуры управления гостиницей и конечное ее состояние  зависят от генеральной цели (миссии) отеля, размера его номерного  фонда (вместимости), специализации  и спектра предоставляемых услуг, степени централизации (децентрализации) функций и числа уровней управления.

Целью данной курсовой работы является исследование типов  организационных структур, используемых в гостиничном бизнесе, а так же анализ особенностей построения и функционирования  управленческих структур на гостинично-ресторанных предприятиях в Российской Федерации.

Достижение  поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  • изучение основных известных современному бизнесу организационных структур
  • рассмотрение иерархии как основополагающего принципа конструирования структуры организации
  • описание управленческой структуры реального гостинично-ресторанного предприятия
  • описание особенностей и проблем управления предприятиями гостиничного бизнеса в современных условиях в России
  • анализ проблем управления предприятиями гостиничного бизнеса в РФ

Объектом  исследования является совокупность гостинично-ресторанных комплексов Российской Федерации, в частности гостиница «Balchug Kempinsky».

Предметом курсовой работы является механизм и структура управления предприятиями гостиничного бизнеса.

 

Глава 1. Организационные структуры и их виды. Управленческая структура. Принцип иерархичности.

 

 Гостеприимство – это одно из понятий цивилизации, которое благодаря прогрессу и времени превратилось в мощную индустрию, в которой работают миллионы профессионалов, создавая все лучшее для потребителей услуг (туристов). Индустрия гостеприимства включает в себя различные сферы деятельности людей – туризм, отдых, развлечения, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, экскурсионную деятельность, организацию выставок и проведение различных научных конференций.

Таким образом, индустрия гостеприимства – это комплексная сфера деятельности работников, удовлетворяющих любые запросы и желания туристов.

В данной курсовой работе будет подробно рассмотрена  организационная система управления предприятиями ИГиТ, а именно гостинично-ресторанным комплексом.

Научного  определения данному типу средства размещения пока что нет. Но взяв за основу определение понятию «гостиница», разработанное ЮНВТО, можно сказать, что гостинично - ресторанный комплекс –коллективное средство размещения, состоящее из определенного количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг, включающих  несколько предприятий общественного питания, и сгруппированное в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров.[10]

Под организационной формой управления гостинично-ресторанного комплекса мы рассматриваем устойчивую совокупность внутриорганизационных и внешних связей системы:

1. Связи с  управляющими звеньями высшей  системы (вертикальные интеграционные  связи, госзаказы, участие в  целевых программах и т.д.);

2. Связи, обеспечивающие  информационные связи со смежными  системами;

3. Инфрасвязи жизнеобеспечения: технологические, экономические, социальные;[3]

Современному  менеджменту известны пять основных видов иерархических организационных структур управления в зависимости от способа их построения - линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизионная и матричная; и пять органических типов- многомерная, эдхократическая, ориентированная на рынок, предпринимательская, партисипативная. Основные отличия этих двух групп рассмотрены в таблице 1.[11]

Таблица 1

Сравнение типов структур по параметрам

 
Параметр сравнения 

Иерархический тип 

Органический тип 

Концепция построения

Четко определенная иерархия

Гетерархия (отсутствие иерархии)

Тип руководства 

Моноцентрический, постоянный

Полицентрический, смена лидеров по ситуациям

Формализация отношений 

Четко определенные обязанности и  права 

Изменяющаяся система норм и ценностей 

Организация труда 

Жесткое разделение функций 

Временное закрепление функций за группами

Источник эффективности 

Рационально спроектированная структура 

Развитие персонала, самоорганизация, инициатива работников


 

Органические типы структур

В складывающихся условиях в конкурентной борьбе может победить только тот, кто наиболее эффективным образом приспосабливается к новым требованиям внешнего окружения, формируемого информационным обществом. Поэтому настоящее время в областях высоких технологий и в быстро растущих  отраслях появились организации, у которых имеются  признаки организации будущего: эдхократические, многомерные, партисипативные, ориентированные на рынок и организации предпринимательского типа. Однако эти типы очень редко встречаются в индустрии гостеприимства, поэтому о них в данной курсовой работе  будет сказано очень кратко. Со схемами данных структур можно ознакомиться в приложении 1.

Органические структуры получили свое название по аналогии с деятельностью живой материи, живой клетки. Они являются более гибкими и адаптивными. Для них характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовом уровне. [2]

Эдхократические организаци – это организации, использующие высокую степень свободы в действиях работников, их компетентность и умение самостоятельно решать возникающие проблемы. Каждый непосредственно отвечает за свои действия, и вознаграждается тот, кто добивается успеха. В эдхократической организации индивид испытывает сильное давление извне, которое частично ослабляется групповой работой, создающей чувство общности в работе. Эдхократические организации эффективны при реализации творческих проектов (кино, реклама, телевизионные проекты, шоу, театральные постановки), внедрении новых технологий, при антикризисном управлении.[2]

Многомерные организации – это организации, в которых рабочие группы (подразделения) самостоятельно и одновременно выполняют три функции (как бы в трех измерениях):

  • обеспечивают свою производственную деятельность необходимыми ресурсами;
  • производят для конкретного потребителя, рынка или территории конкретный продукт или услугу;
  • обеспечивают сбыт (распределение) своей продукции и обслуживают конкретного потребителя.[11]

Такие автономные группы имеют статус центров прибыли, а в отдельных случаях могут быть самостоятельными компаниями.

Партисипативные организации – это организации, где посредством создания органов самоуправления осуществляется некомпетентное вмешательство в работу других членов или частей организации, т.е. участие работников в управлении. Тем самым обеспечивается мотивированность их труда, обостряется чувство собственника. В таких организациях работники могут: участвовать в принятии решений; участвовать в процессе постановки целей; участвовать в решении проблем организации. Им дано право: выдвигать предложения; вырабатывать альтернативы решений проблем; выбирать окончательное решение.[2]

Предпринимательские организации – это организации, более ориентированные на рост и на имеющиеся возможности и достижения, чем на контролируемые ресурсы. Особенности предпринимательских организаций:

  • принципиально изменяются функции руководства, оно поддерживает усилия предпринимательских ячеек, делающих бизнес, управление представляет собой перевернутую пирамиду;
  • предпринимательские ячейки (автономные рабочие группы — центры прибыли, по статусу могут быть фирмами или компаниями), сами выбирают вид предпринимательства, вид бизнеса, цели, способы, средства деятельности; потребности рынка диктуют им формы деятельности;
  • консультанты (бизнес-тренеры) помогают им своим опытом и интуицией делать бизнес;
  • ресурсы организации (финансы, информация, кадры, время, идеи) находятся в распоряжении предпринимательских ячеек;
  • подразделения, распределяющие рынки и ресурсы для предпринимательских ячеек, координируют деятельность последних;
  • критическим фактором успеха в таких организациях являются люди, группы и их квалификация.[2]

Организации, ориентированные на рынок – это органические, быстро адаптируемые дивизиональные или матричные организации, в которых все их части (НИОКР, производство, кадры, маркетинг, снабжение, сбыт, финансы, обслуживание) группируются вокруг рынка или рынков. Это организации, «движимые рынком». [2]

 

 Иерархические типы структур

Иерархические структуры функционируют подобно хорошо работающей машине, механизму, однако медленно реагируют на изменения рынка. Этот вид структуры чаще всего встречается в гостиничном бизнесе.

Линейная  структура управления (рис.1) является наиболее приемлемой лишь для простых форм организаций. Отличительная черта: прямое воздействие на все элементы организации и сосредоточение в одних руках всех функций руководства. Структура хорошо работает в небольших организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя. [10]

Рисунок 1 Линейная структура управления

Построение систем гостиничного менеджмента  по принципу ЛСУ наиболее часто встречается  в мини-отелях, предоставляющих ограниченный спектр услуг и относящихся к трех- или четыре звёздочным. Наиболее яркими примерами московских отелей, использующих принципы ЛСУ, являются «Алроса на Казачьем», «Сретенская», «Акварель»; количество подобных отелей на рынке пока невелико. Усложнение технологий обслуживания и расширение спектра оказываемых гостиницами услуг стали причиной перехода к более сложным структурам управления, которые в настоящее время в гостиничном бизнесе более эффективны и предпочтительны.[3]

Функциональная организационная  структура реализует тесную связь  административного управления с  осуществлением функционального управления (рис.2).

Рисунок 2 Функциональная структура управления

Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители

На рис. 2 административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1 - И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка). В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.[3]

Применение ФСУ обусловлено  ростом размеров отелей, усложнением  процедур предоставления услуг, появлением новых гостиничных продуктов  и в связи с этим необходимостью деления сложных бизнес-процессов  и работ на простейшие операции для  организации эффективной координации  и контроля за их исполнением.

ФСУ предполагает разделение всей гостиничной  деятельности, а также внутренних процессов по направлениям, каждое из которых возглавляет функциональный руководитель. Такими направлениями  являются организация приема и размещения гостей, организация питания в  гостинице, продвижение услуг гостиницы  на рынок и организация маркетинговых  исследований, организация учета  и контроля за поступлением и использованием средств, управление человеческими ресурсами, обеспечение технической и информационной поддержки внутренних операций и процессов и т.д. Функциональные руководители гостиницы не вмешиваются в дела друг друга, а их деятельность координируется директором гостиницы или его заместителем. Использование ФСУ способствует быстрому профессиональному росту функциональных руководителей, а также повышению оперативности и качества принятия решений внутри подразделений, поскольку руководители принимают решения в основном в той сфере, в которой наиболее компетентны.[10]

Сегодня ФСУ является самой распространенной системой управления в гостиничном  бизнесе и наиболее часто используется для организации управления средними и крупными отелями, особенно первоклассными, предоставляющими широкий спектр услуг  своим клиентам. Подобную систему  организации применяют «Националь», «Рэдиссон САС Славянская», «Метрополь» в Москве, «Гранд Отель Европа», «Астория» в Санкт-Петербурге и др.[10]

Линейно-функциональная структура  управления (рис. 3) основана на так называемом "шахтном" принципе построения и специализации управленческого процесса в зависимости от обязанностей, возложенных на заместителей руководителя - функциональных руководителей. К их числу относятся: коммерческий директор, заместители директора по кадрам, по производству, руководители информационного отдела, отдела маркетинга и т.д. [2]

Информация о работе Организационная структура гостиничного комплекса