Организационная структура управления предприятием (на примере ОАО "Ленаэропроект")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:16, реферат

Описание

Разработка и введение новых структур управления стало характерной чертой последнего десятилетия. В ходе этих экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более гибкой по сравнению с ранее действовавшими.
Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Прежде всего, структура должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ организационной СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ПИинии ВТ «Ленаэропроект»
1.1 Общая характеристика деятельности организации
1.2 Характеристика организационной структуры ОАО «ПИинии ВТ «Ленаэропроект»
ГЛАВА 2. Рекомендации по СОВЕРШЕНСТВОВАНИю организационной СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ПИинии ВТ «Ленаэропроект»
2.1 Основные направления совершенствования организационной структуры управления ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект»
2.2 Разработка положений о подразделениях и должностных инструкций
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

ОАО Ленаэропроект.docx

— 77.86 Кб (Скачать документ)

С применением импортных  материалов и оборудования осваиваются  новые технологии строительства  аэродромов. В разное время по проектным  решениям «Ленаэропроекта» были построены  комплексы аэропортов «Хатанга», «Тикси», «Анадырь», «Харьков», «Уфа», «Челябинск», «Кишинев», «Тюмень», «Братск», «Мурманск», «Уренгой», «Сургут», «Кольцово» (Екатеринбург), «Пермь», «Ханты-Мансийск», «Нижневартовск», «Красноярск», «Сыктывкар», «Омск».

Выполняются совместные проекты. Среди работ института  аэропорты в Свердловске, Вильнюсе, Таллинне, Риге, Минске, а также вертолетные  площадки, авиационные заводы, летные училища и другие сооружения. Активно  развивается взаимодействие с американскими  и западно-европейскими компаниями. При сотрудничестве с немецкими  коллегами были реализованы проекты  развития аэропортов "Пулково", "Иркутск" и "Храброво" (Калининград). Среди  деловых партнеров ОАО «ПИиНИИ  ВТ «Ленаэропроект» фирмы ФРГ, Италии, Франции, Австрии, США, Сербии и других государств.

Процесс выпуска  проектной продукции улучшается и обеспечивается всеми необходимыми ресурсами. С марта 2004 года в «Ленаэропроекте» функционирует система менеджмента  качества. Институт имеет сертификаты  соответствия требованиям ГОСТ Р  ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000) в системе сертификаций ГОСТ Р и Международной сети IQNet. В результате сертификационного  аудита в феврале 2008 года и положительного заключения о функционировании системы  менеджмента качества и соответствия документов системы требованиям  ГОСТ Р ИСО 9001, институту продлены сроки действия сертификатов до 22.03.2010 года.

Парк программных  и технических средств, применяемых  в ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект», постоянно пополняется и обновляется. Институт широко использует представленные на отечественном рынке лицензированные  программные продукты, обеспечивающие качественное и своевременное выполнение проектных задач. Среди них системы  для проектирования AUTOCAD; Autodesk Architectural Desktop; CREDO MIX; CAD-CREDO; ЭКОЛОГ + и другие программные средства.

Постоянный обмен  опытом и многолетнее сотрудничество с зарубежными фирмами, работающими  в области проектирования и разработки оборудования для аэропортов позволяет  использовать ведущие мировые технологии, применяемые в этой отрасли.

На базе научного отдела института аккредитован и  успешно работает Санкт-Петербургский  Центр по сертификации аэропортовой деятельности, который также проводит сертификацию новых материалов для  эксплуатационного содержания аэродромов и их восстановительного ремонта.

Возрастающий объем  работ требует принятия мер по повышению производительности труда  и частично увеличению численности  сотрудников с систематической  работой по повышению квалификации (табл. 2)

Таблица 2.

Численность сотрудников  ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект»

Период

2002 г.

2003 г.

2005 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Штатное расписание

177

210

210

220

231

231

Фактическая численность

171

197

200

196

215

215


 

Коллектив ежегодно пополняется новыми кадрами. В результате целенаправленных действий руководства  наметился приток молодых специалистов. Техническая грамотность, знание современной  нормативной документации, способность  и готовность мобильно мыслить и  принимать правильные решения в  экстремально короткие сроки – вот  далеко не полный перечень качеств, отличающих специалистов ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект».

Для поддержания  высокого профессионального уровня, в институте созданы все условия. За последние три года было принято  более 40 молодых инженеров. Старшее  поколение охотно передает им накопленный  годами опыт. Кроме того, все сотрудники постоянно повышают свой запас знаний, участвуя в семинарах, конференциях, выставках, посещая курсы повышения  квалификации.

Коллектив ОАО «ПИиНИИ  ВТ «Ленаэропроект» многопрофильный  и включает следующих специалистов: строителей, конструкторов, архитекторов, связистов, электриков, специалистов по управлению воздушным движением, автоматике, по проектированию и исследованию аэродромов и автодорог, экономистов, геодезистов и топографов, геологов, технологов и сметчиков.

Согласно плану  повышения квалификации за первую половину 2007 года повысило свою профессиональную квалификацию 13 человек из 18 запланированных. На эти цели было затрачено 153 тысячи рублей с учетом аттестации и тестирования рабочих мест.

В 2008 году планируется  выделить на эти цели 266 тыс.руб. (табл. 3)

 

 

 

 

Таблица 3.

План затрат на повышение  квалификации персонала в 2008 г.

1.

Затраты на поддержание  в рабочем состоянии действующей  на предприятии системы качества ИСО-9001-2001.(п.2.2 2 Раздела II) , с учетом аттестации рабочих мест

53 тыс.руб.

2.

- Проф. повышение  квалификации специалистов (10 чел.)

- Проф.повышение  молодых специалистов

- Текущее повышение  квалификации (семинары, лекции)

55 тыс руб.

60 тыс.руб.

74 тыс.руб.

3.

Подготовка кадров по системе качества (п.2.3.2 Раздела 2)

24 тыс.руб


 

 

За исследуемый  период фактическое значение объема производства в натуральном выражении  по основным видам деятельности превысило  планируемое значение в 2,55 раза. Фактическая  среднемесячная заработная плата превысила  планируемую на 57%, что подтверждает общее повышение показателей  экономической эффективности деятельности ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект»  в 2007 г. и вместе с увеличением  фактических затрат на социальное обеспечение  и здравоохранение в 2,4 раза характеризует  кадровую политику организации как  социально-ориентированную.

Среднесрочная программа  финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект»  на период 2009-2012 гг. содержит ряд основных направлений работ, повышающих его  экономические показатели и план инвестиций, используемый для развития Общества.

Основные направления  работ ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект»  на среднесрочную перспективу определяются Концепцией развития аэродромной сети Российской Федерации, Федеральной  целевой программой «Модернизация  транспортной системы России (2002-2010 годы), Федеральной целевой программой по развитию транспортной системы России на период 2010-2015 гг., другими программами  отрасли, уставом Общества и включают в себя:

Выполнение предпроектных, изыскательских, проектных, исследовательских, нормативных и других работ, необходимых  для обеспечения проектно-сметной  документацией капитального строительства (техническое перевооружение, реконструкция, расширение, новое строительство) и  капитального ремонта зданий и сооружений аэропортов, авиаремонтных предприятий, летных и технических училищ, объектов строительных организаций, сооружений жилищно-бытового и социально-культурного  назначения и других объектов, зданий и сооружений.

Выполнение научно-исследовательских  и других работ по заданиям федерального органа исполнительной власти, необходимых  для формирования государственной  политики, разработка концепций схем, программ и прогнозов развития гражданской  авиации по направлениям своей деятельности. Создание и внедрение в аэропортах прогрессивных технологий, конструкций  аэродромных покрытий.

 

 

1.2 Характеристика организационной структуры ОАО «ПИиНИИ ВТ«Ленаэропроект»

 
При анализе и проектировании организаций  следует рассматривать отношения  их элементов, структуру, а также  механизм взаимодействия этих элементов  в рамках определенных целей и  заданной структуры организации. Организационная  структура и организационный  механизм во всем многообразии их проявлений образуют организационные формы  управления.

Организационная структура  управления предприятием отражает состав и подчиненность линейных и функциональных звеньев управления, в ОАО «ПИиНИИ  ВТ «Ленаэропроект» структура управления имеет линейно-функциональный вид.

При данном типе организационной  структуры предприятия линейному  руководителю, который подчиняется  непосредственно директору, в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих  решений, программ и планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений (отделов, групп). Такие подразделения  проводят свои решения либо через  высшего руководителя, либо прямо  доводят их до специализированных служб  или отдельных исполнителей на нижестоящем  уровне. Функциональные подразделения  не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям.

Руководство текущей  деятельностью Общества осуществляется Генеральным директором Общества (единоличный  исполнительный орган), который подотчетен Совету директоров и общему собранию акционеров Общества.

В случае, если Генеральный  директор Общества не может исполнять  свои обязанности, Совет директоров вправе принять решение об образовании  временного единоличного исполнительного  органа Общества и о проведении внеочередного  общего собрания акционеров для решения  вопроса о досрочном прекращении  полномочий Генерального директора  и об образовании нового единоличного исполнительного органа Общества.

Временный исполнительный орган Общества осуществляет руководство  текущей деятельностью Общества в пределах компетенции исполнительного  органа Общества.

Генеральный директор Общества избирается общим собранием  акционеров сроком на 3 года.

Генеральный директор определяет позицию Общества (представителей Общества) по вопросам повестки дня  общего собрания акционеров (участников) и заседания совета директоров дочерних и зависимых обществ за исключением  случаев, когда в соответствии с  уставом Общества такие полномочия отнесены к компетенции Совета директоров Общества.

При существующей структуре  управления Генеральному директору  непосредственно подчиняются:

Главный инженер;

Юристконсульт;

Отдел оформления и  выпуска проектов;

Финансово-экономический  отдел;

Канцелярия;

Отдел защиты государственной  тайны;

Отдел кадров.

Первым заместителем директора является главный инженер. Основной функцией главного инженера является руководство всей технической  стороной деятельности предприятия: технической  подготовкой производства, научно-исследовательскими, проектными и экспериментальными работами, внедрение передовой техники  и технологии, организации разработки, освоения в производстве новых видов  изделий; безопасные условия труда, обеспечением производства технологическим  оснащением и ремонтным обслуживанием, разрабатывает планы развития предприятия, реконструкции и модернизации, осуществляет контроль за соблюдением проектной, конструкторской и технологической  дисциплины, координирует работу по вопросам патентно-изобретательной деятельности, стандартизации и унификации, аттестации и рационализации рабочих мест, метрологического обеспечения.

В ОАО «ПИиНИИ  ВТ «Ленаэропроект» создана единая вертикальная линия руководства  и прямой путь активного воздействия  на подчиненных. Преимущество такой  структуры управления заключается  в простоте, надежности и экономичности. Руководитель в данном случае должен охватывать все стороны деятельности предприятия.

Функциональные  подразделения осуществляют всю  техническую подготовку производства, подготавливают варианты решения вопросов, связанных с руководством процессами производства, освобождают линейных руководителей от планирования финансовых расчетов, материально-технического обеспечения  производства и других вопросов.

Как у любой организационной  структуры у линейно-функциональной структуры управления есть свои достоинства  и недостатки.

Сильные и слабые стороны организационной структуры  можно отразить в табл. 7.

 

Таблица 7

Сильные и слабые стороны организационной структуры  ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект»

 

Сильные стороны

Слабые стороны

Функциональные  подразделения помогают решать возникающие  в ходе деятельности проблемы высшему  руководству

Каждый отдел  в определенной мере заинтересован  в достижении своих целей, а не общей цели всего предприятия

Учитывает особенности производственного процесса

На практике не всегда наблюдаются взаимосвязи и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными и функциональными подразделениями, а также между функциональными подразделениями

Каждый работник подчинен только одному руководителю (соблюдается принцип единоначалия)

Дублирование функций  некоторыми функциональными подразделениями, невыполнение заявленных функций


 

 

Права и обязанности  в управлении предприятием распределены четко, и зафиксированы в должностных  инструкциях и других документах, регулирующих данную сферу. Практики уменьшения управленческих издержек на предприятии  нет. Жесткая иерархия позволяет  организовать эффективное взаимодействие различных структурных подразделений  по достижению целей развития предприятия.

Состав управления ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект»  количественно и качественно  обеспечен кадрами, уровень образования, квалификация, стаж работы руководящих  работников удовлетворяют требованиям  работы предприятия. Тенденции к  замещению руководящих работников с более высоким уровнем образования  и квалификацией не требуется.

Информация о работе Организационная структура управления предприятием (на примере ОАО "Ленаэропроект")