Организация как хозяйствующий субъект. Признаки и механизм функционирования предприятия в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:31, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть понятие предприятия, ее место в рыночной экономике
В соответствии с поставленной целью работы рассматриваются следующие задачи:
Изучить понятие фирмы как экономическую категорию;
Рассмотреть систему ценностей фирмы.
Определение и выявление основных принципов организационно-правовых форм функционирования предприятий;
Оценить эффективности деятельности фирмы в современных условиях.
Работа состоит из введения трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и назначение предприятия в современных условиях 5
1.1. Понятие предприятия и егоцелевые установки 5
1.2. Система ценностей предприятия в рыночной экономике 7
1.3. Общая стратегия фирмы в условиях рынка 11
2. Анализ деятельности предприятия 14
2.1. Общая характеристика организации 14
2.2. Структура баланса организации, особенности формирования его показателей 17
2.3. Особенность налогообложения на предприятии ЗАО «Логос». Формирование доходов и расходов организации 21
3. Пути совершенствования деятельности организации 26
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Работа состоит из  1 файл

организация как хоз субъект.doc

— 1,020.00 Кб (Скачать документ)

     содержание

Введение

     Данная работа посвящена понятию фирмы (предприятию), как основному субъекту рыночной экономики.

      Центральным звеном рыночной экономики, в котором  принимаются и осуществляются решения  об использовании ограниченного  количества благ с учётом обстоятельств  внешней среды (которые не могут быть изменены по воле принимающих решения лиц), выбора вариантов решения проблем (альтернатив развития или независимых друг от друга вариантов действия), направленных на достижение желаемых конечных результатов (системы целей), являются хозяйствующие субъекты (организации, предприятия, домашние хозяйства).

      В условиях рыночной экономики предприниматель  свободен в использовании возможностей выбора вариантов решения проблем, альтернатив развития и определения  своих целей. Однако существующая экономическая система выступает “как рамочное условие предпринимательской деятельности”. Помимо прочих условий эта система определяет организационно-правовые формы предприятий как хозяйствующих субъектов. Именно поэтому выбранная тема является актуальной.

     В функционировании любой фирмы важное значение имеет финансово-экономический  анализ ее деятельности.

     Значение  анализа финансово-экономического состояния фирмы трудно переоценить, поскольку именно он является той  базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия. Анализ опирается на показатели квартальной и годовой бухгалтерской отчетности. Предварительный анализ осуществляется перед составлением бухгалтерской и финансовой отчетности, когда еще имеется возможность изменить ряд статей баланса, а также для составления пояснительной записки к годовому отчету. На основе данных итогового анализа финансово - экономического состояния осуществляется выработка почти всех направлений финансовой политики предприятия, и от того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений. Качество самого финансового анализа зависит от применяемой методики, достоверности данных бухгалтерской отчетности, а также от компетентности лица, принимающего управленческое решение в области финансовой политики.

     Цель  работы – рассмотреть понятие  предприятия, ее место в рыночной экономике

      В соответствии с поставленной целью  работы рассматриваются следующие  задачи:

  1. Изучить понятие фирмы как экономическую категорию;
  2. Рассмотреть систему ценностей фирмы.
  3. Определение и выявление основных принципов организационно-правовых форм функционирования предприятий;
  4. Оценить эффективности деятельности фирмы в современных условиях.

    Работа  состоит из введения трех глав, заключения и списка используемой литературы.

1. Сущность и назначение предприятия в современных условиях

1.1. Понятие предприятия и его целевые установки

      Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В рыночной экономике он принимает форму сектора коммерческих организаций, или предпринимательского сектора.

      Фирма – это юридически оформленная  единица предпринимательской деятельности; хозяйственное звено, реализующее  собственные интересы посредством  изготовления и реализации товаров  и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства [6, С.20-21].

      Предприятие – это хозяйственное звено  в рамках которого осуществляется соединения факторов производства для создания товаров и услуг. Если предприятие  имеет собственные интересы и  является юридическим лицом, оно  – фирма. Если нет, значит, оно – часть фирмы [6, С.20-21].

      Таким образом, предприятия (фирмы), составляющие основу предпринимательского сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности.

      Под коммерческой понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

      Извлечение  максимальной прибыли является конечной целью любой коммерческой деятельности. Вместе с тем ее достижение осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического порядка, таких как:

    • увеличение объема продаж;
    • достижение более высоких темпов роста; увеличение доли рынка;
    • увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;  
    • увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);
    • увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество);
    • изменение структуры капитала.

      Характер  целевых установок предприятия  определяется со стоянием экономики  в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, а также стадией цикла жизни самого предприятия.

      Согласно теории жизненных циклов организации первую стадию цикла жизни предприятия характеризует активная экспансия, наращивания темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей, захват рынков.

      Второй  стадии соответствует рост курсов акций и прибыли, увеличение доходов собственников капитала. Главное место занимает борьба за удорожание своей доли рынка, а рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек.

      На  третьей стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли; на этой стадии единственной целью предприятия является выживание (сохранение жизнеспособности), т.е. продолжение его операций в течение определенного периода времени, зачастую не столько ради достижения определенного уровня прибыли, сколько для минимизации убытков.

      Минимизация убытков является оборотной стороной конечной цели деятельности предприятия, а именно максимизации прибыли. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Будучи ориентировано на высокий положительный результат, в краткосрочном плане предприятие может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях, возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность [7, С.145].

      Предпринимательский риск, собственно, и определяется как вероятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится как недополучение прибыли по сравнению с прогнозируемой величиной, так и возникновение убытков.

1.2. Система ценностей  предприятия в рыночной экономике

      Процветающее предприятие - это предприятие, получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Эта задача-максимум может быть реализована на стабильной основе только через осознание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей или, согласно получившей широкое распространение в международной теории и практике бизнеса концепции, через создание системы ценностей для трех общественных групп: владельцев (акционеров) предприятия, потребителей его продукции, поставщиков и персонала предприятия.

      Владельцы (акционеры) предприятия заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таком использовании собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности [13, С.55].

      Персонал  и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, в развитии с ним долгосрочных отношений, в благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей наивысшую ценность представляют товары, и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене (рис. 1.).

      Создание  ценностей и есть основополагающая функция, предприятия. Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности. Общественное признание, в свою очередь, обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объемы продаж, и в конечном счете увеличивать прибыль.  

      

      Рис. 1.1. Система ценностей фирмы 

      Основной  рабочий инструмент в реализации целевой функции предприятия - это его рыночная стратегия, в рамках которой реализуются конкурентные преимущества предприятия [6, С.20-21].

      Конкурентное  преимущество - это то, что отличает данное конкретное предприятие от его конкурентов и обеспечивает устойчивое положение на рынке. Конкурентные преимущества связаны либо с качественными характеристиками товаров (услуг), либо с более низкими ценами на продукцию предприятия.

      В международной теории и практике, бизнеса различают три основных вида рыночной, стратегии предприятия, анализу которых посвятил свои исследования американский экономист Майкл Портер.

      Для того чтобы успешно осуществлять свою деятельность в условиях рыночной конкуренции, предприятия должны продавать товары или предоставлять услуги либо по более низкой цене, чем их конкуренты (конкурентоспособные цены), либо с такими качественными характеристиками, которые ставят их вне конкуренции (дифференциация продукта), либо придав им особые свойства, которые удовлетворяют потребности узкого круга потребителей (глубокая специализация) (рис. 2).

      Рис. 1.2. Формирование конкурентного преимущества предприятия

      Руководство предприятия должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать соответственно одну из трех стратегий поведения на рынке. Как любой экономический выбор, необходимость четкой ориентации в своей стратегии связана с ограниченностью производственных ресурсов. Попытки совместить элементы разных стратегий ведут к падению эффективности [6, С.20-21].

      После того как конкурентная рыночная стратегия  определена, следующим инструментом реализации целевой функции предприятия, обеспечивающим устойчивое получение прибыли, является планирование, т.е. систематическое составление плана действий, направленных на достижение целей предприятия.

      Первый этап планирования - анализ внешней среды, т.е. экономической и политической ситуации в стране (экономическая политика государства, политическая стабильность, культурные особенности), отрасли (темпы роста, цикличность, межнародные воздействия, финансовые характеристики), рынка (изменения и тенденции развития конъюнктуры, альтернативные технологии, конкуренты, тактика продаж, реклама, цены), спроса (изменяемость, формируемость, длительность, устойчивость), ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду).

      Второй  этап планирования - оценка возможностей (прежде всего, с точки зрения прибыльности, жизнеспособности, риска). Оценка потенциальных возможностей предприятия позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самого предприятия, выработать обоснование производственной программы и поведения на рынке, а также обеспечить принятие грамотных управленческих решений.

      Третий  этап – выбор вариантов развития предприятия.

      Итак, экономические условия хозяйствования имеют важное значение для предприятия или фирмы, поскольку, без преувеличения, определяют саму "линию поведения" - стратегию и тактику развития бизнеса. Если предприятие функционирует в условиях плановой экономики, то, скорее всего, отсутствуют серьезные стимулы улучшения работы и повышения рентабельности. Соответственно, отсутствуют высокие прибыли, хотя и существует больше гарантий. Что предприятие не окажется на грани или за гранью банкротства и разорения [12, С.312].

     Если  же предприятию приходится ежедневно  заботиться о своем выживании, напряженность  работы всех - от уборщицы до директора - гораздо выше, но вместе с тем  выше и доход. В настоящее время  актуальность приведенного сравнения, быть может, не так высока, как в предыдущие, первые годы перехода к рынку. Однако сейчас, тем не менее, можно проводить различие между предприятиями, которые полностью "окунулись" в рынок (либо были созданы уже в рыночных условиях) и предприятиями, которые во многом сохраняют прежние "госплановские" традиции работы (в худшем их понимании). Имеется в виду то, что, несмотря на общий переход России к условиям рыночной экономики, многие предприятия еще только в начале структурной перестройки своей деятельности, а многие еще пользуются бюджетными ассигнованиями, как правило, безвозмездными, и поэтому расхолаживающими руководителей и работников. Далее речь пойдет только о тех предприятиях, которые полностью ориентированы на рыночные условия хозяйствования, т.е. о тех, кто готов к жесткой и упорной борьбе за выживание и прибыль.

Информация о работе Организация как хозяйствующий субъект. Признаки и механизм функционирования предприятия в условиях рынка