Организация как хозяйствующий субъект. Признаки и механизм функционирования предприятия в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:31, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть понятие предприятия, ее место в рыночной экономике
В соответствии с поставленной целью работы рассматриваются следующие задачи:
Изучить понятие фирмы как экономическую категорию;
Рассмотреть систему ценностей фирмы.
Определение и выявление основных принципов организационно-правовых форм функционирования предприятий;
Оценить эффективности деятельности фирмы в современных условиях.
Работа состоит из введения трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и назначение предприятия в современных условиях 5
1.1. Понятие предприятия и егоцелевые установки 5
1.2. Система ценностей предприятия в рыночной экономике 7
1.3. Общая стратегия фирмы в условиях рынка 11
2. Анализ деятельности предприятия 14
2.1. Общая характеристика организации 14
2.2. Структура баланса организации, особенности формирования его показателей 17
2.3. Особенность налогообложения на предприятии ЗАО «Логос». Формирование доходов и расходов организации 21
3. Пути совершенствования деятельности организации 26
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Работа состоит из  1 файл

организация как хоз субъект.doc

— 1,020.00 Кб (Скачать документ)

1.3. Общая стратегия фирмы в условиях рынка

     Стратегия рыночного предприятия проста: максимизировать  прибыль. Для достижения этой цели у  предприятий, которые только "на пути к рынку", т.е. проходят период адоптации, необходимо осуществлять различные меры, которые включают улучшение управления, повышение эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово - экономических результатов деятельности и др [14, С.220].

     Для эффективной работы фирмы необходимо выработать:

     1) защиту прав участников (учредителей);

     2) четкое разграничение ответственности  участников (учредителей) и руководителей предприятий, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к лицам, заинтересованным в долгосрочном развитии предприятия (эффективным собственникам);

     3) обеспечение инвестиционной привлекательности  предприятия; 

     4) создание системы хозяйственно - договорной деятельности предприятия,  обеспечивающей соблюдение контрактных  обязательств;

     5) достижение прозрачности финансово  - экономического состояния предприятий для их участников (учредителей), инвесторов, кредиторов;

     6) создание эффективного механизма  управления предприятием;

     7) использование предприятием рыночных  механизмов привлечения финансовых  средств;

     8) повышение квалификации работников  предприятия как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия.

     Основными направлениями стратегии фирмы  являются следующие:

     1) выявление и устранение нарушенных  прав акционеров (для акционерных  обществ);

     2) инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия;

     3) рыночная оценка активов предприятия;

     4) анализ положения предприятия  на рынке, его финансово - хозяйственной  деятельности и эффективности  управления предприятием;

     5) выработка стратегии развития  предприятия;

     6) подготовка и переподготовка  кадров.

     При определении положения предприятия  на рынке рекомендуется получить следующую информацию о: показателях  экономического развития отраслей и  регионов, направлениях государственной  политики, определяющих производство и сбыт выпускаемой предприятием продукции и потребляемых видов сырья; существующем уровне отечественного производства, объемах импорта и экспорта аналогичной выпускаемой продукции и потребляемого сырья, а также производстве и импорте продукции - заменителя; потребителях и сегментации рынка; основных характеристиках рынка для каждого его сегмента (эластичность сложившихся цен, потенциальная и реальная емкость рынка, его насыщенность); географическом распределении товара, его экспортных рынках; конкурентах (объем продаж в целом и по сегментам рынка, общая доля на рынке, цели, поведение на рынке, самооценка и т.д.), их сильных и слабых сторонах (по качеству выпускаемой продукции, ценовой политике, продвижению товара, сбытовой политике, послепродажному обслуживанию, формам осуществления расчетов "живыми" деньгами, предоплата, в рассрочку и т.д.); уровне конкуренции в секторе товара выпускаемой продукции (давление через продукцию - заменитель, способность покупателей и поставщиков прийти к соглашению).

     По  результатам маркетинговых исследований составляется оптимистический, пессимистический и средневзвешенный прогнозы развития рынка. В рамках каждого из прогнозов рекомендуется: определять фазы и продолжительности жизненного цикла по каждому виду продукции, выпускаемой предприятием; составлять прогноз развития рынка; оценивать потенциальные риски деятельности предприятия. [14, С.56]

     Выработка стратегии развития фирмы в рыночной экономике позволяет обеспечить эффективное распределение и  использование всех ресурсов - материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий и на этой основе - устойчивое положение на рынке; перейти от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов. Выработка стратегии развития предприятия осуществляется на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово - хозяйственного состояния и эффективности управления предприятием, а также анализа сильных и слабых сторон предприятия. Формирование стратегии поведения предприятия на рынке включает определение следующих параметров:

  • регион или территория, на которую направлен сбыт продукции,
  • доля рынка, которую предполагается занять;
  • группа потребителей, на которую направлен сбыт продукции;
  • связь "продукт - рынок" в качестве основы концепции маркетинга; базовая ценовая стратегия;
  • вид стратегии деятельности предприятия; квалификация и практический опыт персонала, необходимый для успешной конкурентной борьбы;
  • возможность кооперации с другими предприятиями и организациями.

2. Анализ деятельности  предприятия

2.1. Общая характеристика  организации

    ЗАО «Логос» (в дальнейшем «Общество») представляет собой общество с ограниченной ответственностью, является юридическим лицом и действует на основе Устава, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет.

    Размер  уставного капитала составляет 1000000 рублей, в уставном капитале данного предприятия иностранного капитала нет.

    ЗАО «Логос» располагается в г. Набережные Челны и основным видом деятельности предприятия является строительная деятельность.

    Целью общества является извлечение прибыли  от разработки, реализации и внедрения  новых технологий и продукции  технического и технологического назначения.

    Что касается, предмета деятельности, то в  Уставе перечислено 27 направления, включающих практически все виды деятельности, которые могут осуществляться на территории Татарстана. Это, по-видимому, сделано с целью избежать различных юридических проблем и волокит, которые имеют место при внесении изменений в Устав, в случае изменения направлений деятельности объединения в будущем.

    На  расчетный ЗАО «Логос» поступают  следующие денежные средства: оплата за арендуемые помещения, средства от продажи площадей, денежные переводы от других предприятий. В свою очередь с него снимаются денежные средства на оплату счетов, за расчетно-кассовое обслуживание банком, отчисления в бюджет, в фонды социального обеспечения.

    В целом кадровая политика на предприятии характеризуется достаточно стабильным движением персонала.

    В отделе финансового управления 10 сотрудников: коммерческий директор, диспетчер, 2 бухгалтера, главный бухгалтер, юрист-делопроизводитель и главный юрист, прораб и другие работники.

      Применение  компьютерных систем обработки данных облегчает деятельность финансового  аппарата, позволяет оперативно получать, передавать и обновлять информацию.

    Правоустанавливающими документами в данной организации  являются: Устав, учредительный договор, постановление администрации об открытии предприятия, свидетельство о постановке в налоговом органе, информационное письмо из Госкомстата, также свидетельство о постановке в фондах.

    Внутренними документами являются: первичные  документы (счета-фактуры, платежные поручения, выписки, расходно-приходные кассовые ордера).

Исходя  из условий деятельности в 2006 году и в связи с изменением законодательных и иных нормативных актов, разработкой новых способов ведения учета, утверждена новая учетная политика.

    Методы  формирования ресурсов в ЗАО «Логос»:

    Уставный  капитал предприятия формируется  в зависимости от типа предприятия. В рыночных условиях УК - это сумма  вкладов учредителей для обеспечения  жизнедеятельности предприятия.  УК составляет 1млн.рублей.

    Добавочный   капитал   суммы, образующиеся в  результате  изменений  стоимости  имущества при его переоценке; другие поступления в собственный капитал предприятия.

    Добавочный  капитал в ЗАО «Логос» составляет 26 000 тыс.рублей.

Прибыль от реализации образуется в результате выручки от реализации за минусом затрат, связанных с производством этой продукции. За счет этой прибыли выплачиваются все налоги предприятия и у предприятия остается чистая прибыль (ЧП), которая может быть использована и направлена в фонд накопления и служит основой для покупки оборудования, расширения производства и другой части использования на потребления, т.е. на з/п. и другие индивидуальные выплаты. И составляет 6 397 тыс.рублей. По сравнению с прошлым годом Валовая прибыль возросла, так как за аналогичный период прошлого года валовая прибыль была равна «0».

    Амортизационные отчисления – это постепенное  перенесение стоимости ОПФ на с/с продукции в денежном выражении, поступления формируются как  часть с/с ГП и являются собственными средствами предприятия для воспроизводства в натуральной форме выбывающих из производства используемых ОФ

    В ЗАО «Логос» амортизация начисляется  линейным способом. На данном предприятии  не создаются резервы. Нет фонда  накопления.

    Кредиты – поступления формируются на договорной основе, с учетом платности, возвратности и срочности получаемых ресурсов.

    В ЗАО «Логос» имеются некоторые обязательства. Сумма последнего взятого обязательства (кредита) составляет 22000000 рублей, что соответствует 43% балансовой стоимости активов ЗАО «Логос». Кредит в размере 22000000 рублей, на срок 3 года, с уплатой процентов 20% годовых с периодичностью раз в месяц. Сумма ежемесячных выплат составляет 1700000 руб. Кредит предоставлен для целевого использования: пополнение оборотных средств.

    Также кредит на сумму 1 500 000; под 15 % годовых; ежемесячные платежи 125 000 рублей.  ЗАО «Логос» кредиты погашает ежемесячно и в срок.

      На предприятии оборотные средства идут на зарплату, текущие расходы, коммунальные платежи, налоги, расширение площадей, представительные расходы.

2.2. Структура баланса  организации, особенности  формирования его   показателей

    Для данного предприятия ЗАО «Логос»  были рассчитаны удельные веса каждой статьи баланса за два периода:  2003 и 2006 года.

    Таблица 2.1.

    Структура баланса, тыс. руб.

Баланс  предприятия Абс. показатель 2006г Удельный вес, % Абс. показатель 2007г Удельный вес, % Процент прироста, %
АКТИВ          
Денежные  средства 1 0,002 1 0,0019 -0,0001
НДС по приобретенным ценностям 7918 16,15 7546 14,672 -1,478
Дебиторская задолженность 1492 3,044 893 1,7363 -1,3077
Краткосрочные финансовые вложения 67 0,137 0 0 -0,137
Товарно-материальные средства 0 0 0 0 0
Оборотные средства, всего 9478 19,34 8440 16,41 -2,93
Основные  средства 0 0 27084 52,66 52,66
Незавершенное строительство 39535 80,66 15907 30,928 -49,732
Внеоборотнае  активы, всего 39535 80,66 42992 83,59 2,93
Активы, всего 49013 100 51432 100 -
ПАССИВ          
Займы и кредиты 0 0 1000 1,9443 1,9443
Кредиторская  задолженность 21980 44,85 20705 40,257 -4,593
Краткосрочные задолженности, всего 21980 44,85 21705 42,201 -2,649
Долгосрочные  задолженности, всего 0 0 0 0  
УК 10 0,02 10 0,0194 -0,006
Добавочный  капитал 26000 53,05 26000 50,552 -2,498
Нераспределенная  прибыль 1023 2,087 3717 7,227 5,14
Собственный капитал, всего 27033 55,15 29727 57,799 2,649
Пассивы, всего 49013 - 51432 - -

Информация о работе Организация как хозяйствующий субъект. Признаки и механизм функционирования предприятия в условиях рынка