Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:23, курсовая работа
Главная цель курсовой работы – это рассмотреть организацию в аспекте реструктуризации.
Введение
Глава I
1. Теоретические аспекты реструктуризации
1.1. Сущность, виды и формы реструктуризации
1.2. Этапы проведения реструктуризации системы управления
1.3.
1.4.
1.5. Основные риски, связанные с проведением реструктуризации
Глава II
2. Анализ системы управления предприятия ООО «Технология»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности
предприятия
2.3. Анализ организационной структуры
2.4. Анализ внешней и внутренней среды предприятия
3. Проведение реструктуризации системы управления
3.1. Общая схема реструктуризации системы управления
Заключение
Список использованных источников
• необходимость учета многосторонних, подчас противоречивых интересов всех участников реструктуризации;
• неочевидность результатов в современных экономических условиях вследствие многофакторного проявления проблем предприятий.
Понимая природу этих трудностей, можно говорить о том, что изменение системы управления и качественного состава персонала предприятия является наиболее перспективным направлением при разработке планов реструктуризации. Именно от руководителей и специалистов напрямую зависит как успех преобразований на предприятии, так и в конечном итоге его реальное благосостояние. И здесь просто необходимы умение и воля, чтобы отказаться от старого в пользу нового, обеспечить разумный компромисс между краткосрочным и долгосрочным, создать динамическое равновесие между немедленным получением прибыли и завоеванием устойчивой доли рынка.
Эффективность предпринимаемых действий во многом обусловлена логикой построения и качеством системы управления бизнесом в целом:
• Управление – это выработка и реализация решений.
• Состояние бизнеса – это результат наших решений.
• Прибыли и убытки высоки настолько, насколько хороши наши решения.
• Решения хороши настолько, насколько хороши процессы их подготовки и принятия.
• Процессы хороши настолько, насколько хорошо они спроектированы.
• Реализация решений зависит от квалификации людей и их заинтересованности в успешности бизнеса.
Принятие решений в условиях нестабильности экономической среды требует качественно новых подходов к сбору и анализу информации. Информация о внешнем мире становится все более важной для поиска новых рыночных ниш и своего покупателя. Достоверная картина о положении дел внутри предприятия позволяет эффективно оперировать ресурсами и издержками, направляя их на создание конкурентоспособной продукции и услуг, востребованных обществом.
Для решения подобных задач, особенно в условиях определенной обстановки, требуется переход к прогностическому моделированию и сценарному анализу, применение экспертных систем и моделей поддержки принятия решений, внедрение прогрессивных информационных технологий. В связи с этим возникает потребность в управленцах и специалистах принципиально новых квалификации и мировоззрения.
Основными принципиальными задачами концепции реструктуризации являются:
1) комплексная бизнес-диагностика предприятия;
2) определение основных целей, задач и принципов реструктуризации;
3) определение бюджета, сроков и необходимых мероприятий для реализации проекта реструктуризации;
4) определение ожидаемой эффективности проекта, основных рисков и способов их минимизации.
В связи с различным финансово-экономическим положением, спецификой деятельности, стратегическими целями и задачами предприятий все проекты по реструктуризации являются уникальными и предназначены для реализации только на этом предприятии.
Для эффективного проведения реструктуризации необходима разработка комплексной программы реструктуризации предприятия. Она призвана синтезировать результаты аналитической работы и на их основе четко определить задачи, пути, способы, условия достижения поставленных целей, предстоящие мероприятия, ресурсы и их источники.
Возможные разделы программы – цель и содержание работ, общая характеристика предприятия, анализ финансово-экономического состояния, анализ товарных рынков и конъюнктуры продукции, план реструктуризации активов, план реструктуризации пассивов, план реформирования системы управления, примерный календарный план мероприятий, финансовый план, оценка рисков, контроль за выполнением.
Комплексная программа реструктуризации может быть полезна не только предприятиям, находящимся на грани финансово-экономического кризиса, но и вполне благополучным. Она поможет осознать необходимость принятия важных управленческих решений, обозначить стратегические направления развития производства. Ее реализация приведет к улучшению хозяйственной и финансово-экономической деятельности, повышению эффективности предприятия.
Методы, используемые для разработки концепций (программ) реструктуризации, включают:
1. Комплексный финансово-экономический анализ состояния предприятия, в том числе и с детализацией до отдельных структурных подразделений.
2. Комплексную бизнес-диагностику предприятия (анализ стратегии развития, маркетинговой и сбытовой политики, учетной политики, производственной политики, планов снабжения и закупок, инвестиционной политики, организационно- управленческой структуры, применения современных технологий управления и т.д.).
3. Разработку прогнозной финансово-экономической модели развития предприятия на 3 – 5 лет без проведения реструктуризации.
4. Определение основных преимуществ и проблем предприятия, разработку предложений по оптимизации состояния предприятия (финансовое оздоровление предприятия, реинжиниринг, модернизация и возможные источники ее финансирования, децентрализация или, наоборот, объединение предприятий, т.е. создание холдинговой структуры, внедрение современных технологий и методов управления и т.д.).
5. Разработку нескольких альтернативных прогнозных финансово-экономических моделей развития предприятия с учетом основных возможных мероприятий и рисков, определение базового варианта.
6. Разработку итогового документа для практической реализации проекта – Программы реструктуризации.
1.5. Этапы реструктуризации
Реструктуризация предприятия является длительным процессом, осуществляемым при помощи специалистов самого разного профиля и направленным на повышение эффективности использования собственного внутреннего потенциала организации и адаптацию к новым рыночным условиям. Этапы реструктуризации представлены в табл. 2. Принципиальная схема реструктуризации предприятий (организаций) приведена на рис. 2, а структура задач реструктуризации – на рис. 3. Иерархия задач реструктуризации представлена в табл. 3.
Таблица № 2. Этапы реструктуризации
ЭТАП | СОДЕРЖАНИЕ |
Полная диагностика | Финансового состояния Состояния активов Загрузки ресурсов (технологические ресурсы, персонал, производственные мощности) Структуры издержек |
Разработка концепции реструктуризации | Анализ: миссии; организационной культуры; организационной структуры; бизнес-процессов; положения на рынке; стратегий развития |
Разработка программы (проекта) реструктуризации | Бизнес-план Планы действия по направлениям Описание новых и реинжиниринг имеющихся функций и бизнес-процессов Стратегии |
Реализация программы реструктуризации | Детализация планов Информирование персонала Обучение персонала Реформирование организационной структуры Внедрение новых функций и бизнес-процессов Финансовая и производственная реструктуризация Контроль сроков |
Последовательность этапов реструктуризации может существенно различаться в зависимости от состояния компании, ее потенциала, позиций на рынке, поведения конкурентов, характеристик производимых ею товаров и услуг и многих других факторов.
Собственники и менеджмент должны определить, что именно их не устраивает в текущей деятельности компании, и чего они хотят добиться в результате структурных изменений. От того, насколько грамотно они определят цели и круг задач, зависит дальнейшее развитие компании и соответственно судьба реструктуризационной программы.
Диагностика компании. Ее проводят для того, чтобы выявить проблемы компании, определить ее слабые и сильные стороны, понять перспективы развития и рентабельность дальнейшего инвестирования в этот бизнес. При проведении диагностики, как правило, осуществляется правовой, налоговый анализ, анализ операционной деятельности, рынка и инвестиционной привлекательности компании. Также изучается ее финансовое состояние, стратегия и деятельность руководства.
На втором этапе - по данным, полученным в результате диагностики, составляется несколько альтернативных вариантов развития компании. Для каждого варианта определяются методы реструктуризации, рассчитываются прогнозные показатели, оцениваются возможные риски, объемы задействованных ресурсов. На основе различных критериев собственниками компании и менеджментом проводится оценка эффективности той или иной альтернативы и осуществляется выбор, в соответствии с которым разрабатывается программа реструктуризации. При этом формализуются и уточняются стратегические цели предприятия, детализируются качественные и количественные целевые параметры, которые должна достичь система с учетом ресурсных ограничений.
Третий этап - осуществление реструктуризации в соответствии с разработанной программой. Формируется команда специалистов, задействованных в работе. Затем прорабатываются и последовательно реализуются все этапы программы. В ходе проведения четвертого этапа реструктуризации уточняются целевые показатели и, если происходит их отклонение от запланированных значений, компания осуществляет корректировку программы. На последнем этапе команда, ответственная за реализацию программы, осуществляет контроль за исполнением целевых показателей, анализирует полученные результаты и подготавливает итоговый отчет о проделанной работе.
Процесс подготовки реструктуризации начинается с момента осознания менеджерами компании ее необходимости, показателями чего могут стать:
• кризисное положение на предприятии, возможность банкротства;
• необходимость изменить (расширить) сферу деятельности;
• появление тенденции к спаду объема продаж продукции предприятия;
• появление (усугубление) административных проблем;
• устойчивая тенденция к увеличению накладных расходов;
• ухудшение выполнения операций (закупка, производство, сбыт);
• тенденция к ухудшению основных экономических показателей по сравнению с конкурентами или удачными, с точки зрения руководства, периодами деятельности компании;
• невозможность осуществлять контроль за ходом выполнения работ;
• отсутствие системы учета рыночных изменений при разработке и продвижении продукции предприятия и т.д.
Таблица № 3. Иерархия задач реструктуризации
Направление | Содержание |
Диагностика | Стратегический анализ (миссия, цели, стратегии) Ситуационный анализ (клиенты, конкуренты, партнеры, рынок) Организационно-управленческий анализ (структура, функции, процессы, методы управления, информационные потоки) Финансовый анализ (движение денежных средств, структура капитала) Производственно-хозяйственный анализ (использование производственного потенциала) |
Проект реструктуризации | Анализ результатов диагностики Проект изменений Проект развития Расчет затрат График проекта Расчет эффективности Оценка рисков |
Реализация проекта реструктуризации | Совершенствование структуры и функций управления Изменение стратегий Изменение структуры и функций управления Реинжиниринг бизнеса Логистика Менеджмент качества Информатизация |
Развитие методов управления | Снабжение и сбыт Цены Финансовая политика Финансовая отчетность Инвестиционная политика Кадровая политика |