Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:23, курсовая работа
Главная цель курсовой работы – это рассмотреть организацию в аспекте реструктуризации.
Введение
Глава I
1. Теоретические аспекты реструктуризации
1.1. Сущность, виды и формы реструктуризации
1.2. Этапы проведения реструктуризации системы управления
1.3.
1.4.
1.5. Основные риски, связанные с проведением реструктуризации
Глава II
2. Анализ системы управления предприятия ООО «Технология»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности
предприятия
2.3. Анализ организационной структуры
2.4. Анализ внешней и внутренней среды предприятия
3. Проведение реструктуризации системы управления
3.1. Общая схема реструктуризации системы управления
Заключение
Список использованных источников
Рисунок 2. Принципиальная схема реструктуризации предприятий
Исходное состояние организации |
Внутреннее изменение ситуации | Внешнее изменение ситуации |
Дисбаланс предприятия |
Комплексная диагностика организации |
Вывод – необходимость реструктуризации |
Проект реструктуризации |
Направление реструктуризации: -организационная структура - виды деятельности -организация бизнес-процессов - финансово-экономическая политика - техника и технология - инвестиционная политика - снабженческо-сбытовая политика |
Бизнес-план реструктуризации |
Процесс реструктуризации |
Анализ эффективности проведенной реструктуризации |
Рисунок 3. Структура задач реструктуризации
Направления реструктуризации |
Совершенствование организационной структуры | Совершенствование структуры и бизнес-процессов | Совершенствование финансово-экономической деятельности |
Постановка стратегических целей |
Маркетинговые исследования рынка, положение на рынке конкурентов |
Комплексная диагностика |
Разработка программы реструктуризации |
Организационный проект: - реорганизация структуры и функций управления - реинжиниринг основной деятельности (бизнес-процессов) - логистика - менеджмент качества |
Реализация планов реструктуризации |
1.6. Методы и средства реструктуризации
Спектр средств, используемых в рамках реструктуризационных программ, весьма широк. В него входят и простые мероприятия, и долгосрочные, сложные программы целенаправленного развития фирменной культуры. В соответствии с современными концепциями предлагается систематизировать направления реорганизации структурных элементов так, как показано в табл. 4.
В качестве базисных организационных элементов в рамках программ перехода к ресурсосберегающему производству должны пониматься такие инструменты, которые далее не могут быть расчленены на мероприятия более низкого порядка. Например, инструмент "делегирование задач" не может быть сведен к отдельным мероприятиям, результатом комбинации которых могли бы стать некие уровень или степень такого делегирования.
В ходе реструктуризации используется ряд сложных, интегрированных организационных концепций. Речь идет о совокупности мероприятий, которые базируются на увязке нескольких базисных элементов в разных формах. Данные концепции представляют собой мероприятия высшего порядка, поскольку реализуются с помощью составляющих их базисных инструментов. Под делегированием решений понимается процесс децентрализации управления, когда право принимать определенные решения передается нижестоящим подразделениям. Активное использование этого инструмента в рамках современных программ реструктуризации объясняется тем, что процесс принятия решений в централизованных организациях слишком долог и дорог. Принимаемые решения оказываются несвоевременными, а организация в целом – неадаптивной к изменениям внешней среды и потребностям клиентов. Кроме того, указанный процесс обеспечивает мотивационный эффект, состоящий в увеличении ответственности каждого сотрудника за результат групповой работы, росте его профессиональных навыков, усилении духа соревновательности внутри организации, позволяет повысить точность оценок индивидуального вклада в общий результат. Примером может служить организация бизнес-единиц, обладающих рядом дополнительных для структурных подразделений полномочий.
Таблица № 4. Характеристика методов реструктуризации
| Организационный инструментарий | ||
| Структурные факторы | Человеческие факторы | Учет требований технологического менеджмента |
Базисные организационные элементы | • Делегирование решений • Сокращение иерархических уровней • Структуры с ориентацией на клиента • Структурные интеграционные инструменты • Информационная технология • Системы стимулирования труда и служебного продвижения | • Развитие персонала: – повышение профессиональной квалификации; – повышение общей квалификации • Организация отношения доверия: – отказ от принципов тейлоризма; – изменение представления о человеке; – стимулирование внутрифирменных предпринимательских отношений | • Увеличение гибкости про- изводственных процессов • Интеграция разработки и производства • Синхронизация спроса и производства • Выпуск единичных изделий на конвейере |
Интегрированные организационные концепции | • Сегментирование хозяйственной деятельности • Концепция центров прибыли, затрат и др. • Управление координацией • Оптимизация процессов | • Развитие фирменной культуры |
|
1.7. Проблемы и факторы успеха реструктуризации
Множество современных проблем российских промышленных предприятий вызывает затруднения даже у вполне адаптировавшихся к рыночным условиям хозяйствования руководителей. По результатам экспертных исследований, среди этих проблем можно выявить следующие наиболее актуальные и часто встречающиеся:
1) кадровая – большинство менеджеров высшего и среднего уровней до сих пор не владеют необходимым для конкурентной экономики арсеналом знаний и методов, не говоря уже о неадаптированных целях и ценностях;
2) система маркетинга все еще ориентирована на производство, а не на рынок, это не позволяет проводить эффективную инновационную, а следовательно, и инвестиционную политику;
3) система бухгалтерского учета по-прежнему решает в основном проблему сохранности имущества, а не оптимизации расходов и платежей, при этом часто и задача сохранности не решается из-за допотопного технического уровня, отсутствия автоматизации;
4) устаревающая, изношенная производственно-техническая база, низкий коэффициент ее использования, что порождает высокие амортизационные и эксплуатационные расходы;
5) проблема излишне высокой текущей дебиторской и кредиторской задолженности, именуемой обычно кризис неплатежей, задержка заработной платы и задолженность перед бюджетом, сейчас уже объясняется в основном внешними причинами (денежно-кредитной политикой государства и крупных московских коммерческих банков), а не деятельностью руководителей предприятий;
6) высокие затраты на содержание социальной сферы, резко снижающие инвестиционную привлекательность предприятий;
7) низкая покупательная способность потребителей сегодня представляется наименьшей проблемой, потому что ее падение практически прекратилось;
8) результирующей проблемой можно назвать отсутствие инвестиционных источников и ресурсов для развития производства.
Причины проблем можно разделить на эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние); 1 – 4 позиции имеют преимущественно внутреннюю природу, 5 – 7 – внешнюю.
Реструктуризация – это один из существенных путей решения проблем предприятий.
С точки зрения минимизации расходов на реформирование управления предприятием, реструктуризация может по праву считаться самым эффективным решением. Реструктурирование позволяет максимально сблизить, а иногда и сконцентрировать в одних руках управление технологическим процессом и финансовыми потоками, ответственность и извлечение выгоды. Но такое деформирование управленческой системы имеет и негативные последствия: упрощение приводит к ликвидации функциональных подразделений, обслуживавших ранее все объединение, а получившие автономию производства начинают испытывать дефицит в высококвалифицированных кадрах, у собственника повышается риск потери контроля над обособившимися бизнес-единицами.