Основные направления и факторы увеличения прибыли предприятия и их влияние на повышение эффективности производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:55, курсовая работа

Описание

Цель моей курсовой работы: изучение социально-экономической сущности прибыли, основных направлений и факторов увеличения прибыли предприятия и их влияние на повышение эффективности производства.
Задачи курсовой работы: рассмотрение источников прибыли предприятия её формирования, влияния на нее различных факторов, разработки системы распределения, формирования основных направлений деятельности предприятий, решения социальных проблем.

Содержание

Введение
1. Экономическое значение и роль прибыли в повышении эффективности производства
1.1 Особенности и специфика использования прибыли на предприятиях машиностроительной отрасли
1.2 Факторы, влияющие на прибыль
1.3 Основные пути увеличения прибыли
2. Анализ использования прибыли на «Улан-Удэнском приборостроительном производственном объединении»
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели
2.2 Анализ балансовой прибыли
2.3 Анализ прибыли от реализационной деятельности предприятия
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая Федеральное агентство по образованию (Автосохраненный).docx

— 82.88 Кб (Скачать документ)

Министерство образование и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образование

«Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления»

Кафедра : «Экономика, организация и управление промышленными предприятиями»

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: «Экономика предприятия»

 

На тему: «Основные направления и факторы  увеличения прибыли предприятия  и их влияние на повышение эффективности  производства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ 2013

 

Содержание

Введение

1. Экономическое значение и роль прибыли в повышении эффективности производства

1.1 Особенности и специфика использования  прибыли на предприятиях машиностроительной отрасли

1.2 Факторы,  влияющие на прибыль

1.3 Основные пути увеличения прибыли

2. Анализ использования прибыли на «Улан-Удэнском приборостроительном производственном объединении»

2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели

2.2 Анализ балансовой прибыли

2.3 Анализ прибыли от реализационной деятельности предприятия

Заключение 

Список использованных источников

 

 Введение

 

Деятельность любой организации  носит циклический характер, в  пределах которого осуществляется привлечение  необходимых ресурсов, использование  их в производственном процессе, реализация производственного продукта, работ, услуг и получение финансовых результатов. Различные стороны  производственной, сбытовой, снабженческой  и финансовой деятельности получают денежную оценку в системе показателей  финансовых результатов.

Финансовый результат, т.е. прибыль  – это важнейший показатель хозяйственной  деятельности любого предприятия и  организации. Финансовый результат  хозяйственной деятельности предприятия  определяется показателем прибылей и убытков, формируемых в течение  отчетного года.

Показатели финансовых результатов  характеризуют абсолютную эффективность  хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являются показатели прибыли, которые в условиях рыночной экономики  составляют основу экономического развития предприятий и организаций. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем  социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Показатели прибыли  являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Они характеризуют степень его  деловой активности и финансового  благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств  и доходность вложений в активы данного  предприятия. За счет прибыли выполняется  также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Прибыль является реальной базой налогообложения и, как правило, источник уплаты налогов. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.

Таким образом, прибыль является составным  элементом рыночных отношений. Она  играет важную роль в формировании доходов бюджета и создании рынков средств производства, предметов  народного потребления и другое.

Цель моей курсовой работы: изучение социально-экономической сущности прибыли, основных направлений и  факторов увеличения прибыли предприятия  и их влияние на повышение эффективности  производства.

Задачи курсовой работы: рассмотрение источников прибыли предприятия её формирования, влияния на нее различных факторов, разработки системы распределения, формирования основных направлений деятельности предприятий, решения социальных проблем.

Объектом исследования является –  Улан-Удэнский приборостроительный завод.

 

 

Глава 1. Экономическое значение и  роль прибыли в повышении эффективности  производства

 

1.1 Особенности и специфика использования  прибыли на предприятиях машиностроительной отрасли

 

В настоящее  время машиностроение России состоит  из ряда самостоятельных отраслей, куда входят свыше 350 под отраслей и производств.

Машиностроение  производит средства труда - машины и  оборудование, приборы и вычислительную технику, передаточные устройства, транспортные средства - для всех отраслей народного  хозяйства.

Машиностроительный комплекс, ведущий  среди межотраслевых комплексов. Это обусловлено несколькими  причинами. Во-первых, машиностроительный комплекс крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 20% производимой продукции и  всех, работающих в хозяйстве России. Машиностроение характеризуются более  крупными размерами предприятий, чем  промышленность в целом (средний  размер предприятия в отрасли  составляет по численности рабочих  около 1700 человек, по сравнению с  менее чем 850 по промышленности в  целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы.

Во-вторых, машиностроение создает  машины и оборудование, применяемые  повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется  через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.

 Состояние отечественного машиностроения  характеризовался понижательной  тенденцией вплоть до 1996 г. После  некоторого оживления в 1997 г.  низшая точка была достигнута  в 1998 г. под влиянием августовского  кризиса. Начиная с 1999 г. на  фоне снижения валютного курса  рубля и удорожания импорта  в динамике продукции российского  машиностроения возобладала повышательная  тенденция.

Основные индикаторы отечественного машиностроения представлены в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1. Показатели динамики российского машиностроения

 Показатели

1975г.

1980г.

1985г.

1990г.

1998г.

2005г.

2010г.

Численность работников

(тыс. человек)

9321

10287

10617

9562

4856

4510

4163

Основные фонды 

(млрд. руб.)

57,1

88,6

126

164

704,1

871,8

1006

Индекс физического  объёма основных фондов (2000г. =100%)

53,9

75,7

101,5

136,5

100,1

69,5

60

Валовая продукция (млрд. руб.)

76,7

112

143

168

257,1

1191,3

2111

Условно-чистая продукция (млрд. руб.)

37

55

70

78

128

585

1035

Индекс физического объёма валовой продукции

(2000 г. =100%)

273

250

250

218

71

109

144

Добавленная стоимость  продукции (млрд. долл. США 2000г.)

106

109

105

85

27

46

56

Добавленная стоимость  на одного работника (тыс. долл. США 2000г.)

11,4

10,6

9,9

8,8

5,6

10,2

13,4

Фондоотдача валовой  продукции в текущих ценах (%)

136

126

113

102

37

137

210

Коэффициент фондоотдачи  валовой продукции в ценах 2000г.

5,06

3,30

2,46

1,60

0,71

1,57

2,40


 

На основании данных представленных в таблице можно увидеть, что  в 1975г. валовой выпуск машинно-технических  изделий в РСФСР в составе  СССР достиг своего максимума. Добавленную  стоимость, созданную российским машиностроением  в 1975 г., можно оценить в 106 млрд. долл. (в ценах 2000 г.).

Уже в 1990 г., согласно индексу Института  экономики и организации промышленного  производства СО РАН, выпуск машиностроительной продукции сократился по сравнению  с 1975 г. на 1/5. К 1994 г. он уменьшился более чем втрое (до 31,6%), а по сравнению с 1990 г. - в 2,5 раза (до 39,5%).

Далее, используя оценку названного института за 1994 г. и индексы Росстата за 1995-2004 гг., получаем следующие значения индекса (1990 г. = 100%): 1995 г. - 35,9%; 1996 г. - 34,3%; 1997 г. - 35,5%; 1998 г. - 32,4%. По данным Новой Российской энциклопедии, продукция российского машиностроения сократилась в меньшей степени и в 1996 г. составляла 39% от уровня 1990 г., а в 1998 г. - 37%. Спад в электронной промышленности был более глубоким, чем в других отраслях машиностроения: в 1996 г. выпуск продукции электронной промышленности составил 15,7% от уровня 1990 г. и 14,8% - от уровня 1991г.

Сокращение выпуска машиностроительной продукции до 1990 г. связано с уменьшением  производства военной техники. По оценке зарубежных экспертов, в России было сосредоточено 80% активов военной  промышленности СССР. На военную технику  приходилось тогда 50% промышленной продукции России.

Падение выпуска в 1990-е годы было обусловлено свертыванием государственного заказа на отечественную технику, особенно военную, и неконкурентоспособностью большинства машинно-технических  изделий гражданского назначения. В 1995г. выпуск военной продукции составил 17% от уровня 1991г., а в 1997г. была пройдена низшая точка – 9%.

Устойчивый рост продукции машиностроения в России начался в 1999г. добавленная  стоимость сектора в долларах 2000г. достигла 51 млрд. в 2009г., то есть повысилась на 66% относительно уровня 1994 г. и на 89% по сравнению с аналогичным показателем 1998 г. Соответственно в 1995-2009 гг. среднегодовой темп прироста был равен 5,2% и в 1999-2009 гг. - 11,2%. По данным Росстата, выпуск валовой продукции машиностроения в текущих ценах составил в 2009 г. 1835,9 млрд. руб. Ее доля в общем объеме промышленной продукции России равнялась в 2004 г. (как и в 2000 г.) 16,4 против 25,6% в 1975 г.

Среднегодовая численность промышленно-производственного  персонала в российском машиностроении возрастала до 1985 г., достигнув 10,6 млн. человек, а затем неуклонно снижалась - до 4,3 млн. человек в 2009г. Доля занятых в машиностроении в общей численности работников в экономике составила в 2009 г. 6,4% (в промышленности - 30,0%).В 1985 г. соответствующий показатель равнялся 14,2% (в промышленности - 43,4%).

Сокращение численности работников в машиностроении после 1985 г. сопровождалось ухудшением условий оплаты труда. В 1970-1980-е годы ее уровень в машиностроении соответствовал среднему показателю по промышленности. В 1995 г. он уже составлял 77,4, а в 2000 г. -77,0%. В начале ХХI в. в динамике оплаты труда произошли положительные изменения, и в 2004г. зарплата в машиностроении достигла 84,7% средней по промышленности.1

Среднегодовой темп прироста производительности труда на одного занятого в российском машиностроении составил в 1996-2009 гг. 7,4, а в .1999-2009 гг. - 13,5%. Показатель производительности (в долларах США 2000 г.) в 2009 г. превысил максимальную отметку 1975 г., хотя объем выпуска в 2009 г. равнялся 60% соответствующего показателя 1990 г. и 48% - 1975 г.

Динамика удельных затрат в отечественном  машиностроении была обусловлена не столько эволюцией материально-технической  базы, в которой доминировала тенденция старения основных фондов, сколько изменением эффекта от масштабов производства и структуры выпуска продукции. По данным Росстата, износ основных фондов в российском машиностроении повысился до 47,5% в 1990 г. против 29,5% в 1975г. до 2000г. он увеличивался и достиг 55,3%, а затем снизился до 51,2% в 2009г.

В России рентабельность машиностроения ниже, чем во многих других отраслях промышленности. В 2000г. в российском машиностроении она составляла 14,1% , в нефтедобывающей промышленности – 66,7%, в газовой -30%, в цветной металлургии – 51,6%, в черной – 25,6%. В условиях интенсивного роста мировых цен на сырье, материалы и топливо рентабельность российского машиностроения снижается, а производства энергоносителей и металлов – повышается. В результате капиталовложения в отечественное машиностроение становятся все менее привлекательными, особенно по сравнению с нефтяной промышленностью.

Индекс основных фондов машиностроения, рассчитанный по данным Росстата, снизился до 60 в 2009г. против 136,5 в 1990г. В текущих ценах доля основных фондов в машиностроении в общей стоимости основных фондов промышленности уменьшилась в 2009г. до 12,6% по сравнению с 20,1 в 2000г., 27,2 – в 1990г. и 24,6% - в 1975г.

Структуру производства промышленной продукции по отраслям можно рассмотреть  на основании данных приведенных в таблице 1.2.

 

Таблица 1.2

Структура производства промышленной продукции по отраслям в 2010 году(%)

Отрасль

%

Электроэнергетика

10,5

Топливная

21,4

Черная металлургия 

12,1

Цветная металлургия 

7,2

Химия и нефтехимия

5,4

Машиностроение

18,6

Лесная и деревообрабатывающая

3,8

Строительная 

2,9

Пищевая

13,2

Лёгкая 

3,8

Другие промышленные предприятия 

1,1

Информация о работе Основные направления и факторы увеличения прибыли предприятия и их влияние на повышение эффективности производства