Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:55, курсовая работа
Цель моей курсовой работы: изучение социально-экономической сущности прибыли, основных направлений и факторов увеличения прибыли предприятия и их влияние на повышение эффективности производства.
Задачи курсовой работы: рассмотрение источников прибыли предприятия её формирования, влияния на нее различных факторов, разработки системы распределения, формирования основных направлений деятельности предприятий, решения социальных проблем.
Введение
1. Экономическое значение и роль прибыли в повышении эффективности производства
1.1 Особенности и специфика использования прибыли на предприятиях машиностроительной отрасли
1.2 Факторы, влияющие на прибыль
1.3 Основные пути увеличения прибыли
2. Анализ использования прибыли на «Улан-Удэнском приборостроительном производственном объединении»
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели
2.2 Анализ балансовой прибыли
2.3 Анализ прибыли от реализационной деятельности предприятия
Заключение
Список использованных источников
Для зрительного рассмотрения структуры производства промышленной продукции по отраслям таблицу1.2. можно представить в виде диаграммы представленной ниже на рис 1.
Анализ структуры промышленности в 2010 году показал, что на сырьевые отрасли, включая отрасли, связанные с начальным пределом, приходится более 60%.
Россия
занимает первое место в мире по
производству естественного газа, второе
по добыче нефти, пятое и шестое соответственно
по добыче железной руды и каменного
угля. При этом количество образцов
новой техники в сравнении
с 1990 года сократилось на 20%, а доля
принципиально новых видов
Рис.1.Структура производства промышленной продукции в долях
Перспектива развития российского машиностроения состоит в том, что будущее социально-экономического развития России во многом определяется тем, какое внимание в экономической политике будет уделено вопросам стимулирования роста обрабатывающей промышленности в целом и машиностроения в частности. Обрабатывающая промышленность создает основу для модернизации всех отраслей национальной экономики и увеличения ВВП на душу населения; она служит источником прогрессивных материалов для машиностроения и рынком сбыта продукции производственного назначения. Для сокращения нынешнего десятикратного отставания российского машиностроения от американского по производительности труда требуется коренная перестройка экономической политики. Основным рычагом воздействия государства на социально-экономические процессы в развитым странах является бюджет. Налоговая система в них устроена так, что прибыль в обрабатывающей промышленность после уплаты налогов оказывается больше, чем в добывающей. В России же по привлекательности капиталовложений обрабатывающая промышленность в четыре раза уступает нефтедобыче.
В России высока вероятность разработки специальной программы развития машиностроения, нацеленной на обеспечение обороноспособности страны. Данные представлены в таблице 1.3. рассчитаны профессором В. Клиновым.
Таблица 1.3 Перспективы роста российского машиностроения
Показатели |
Вари-анты |
2010г |
2015г |
2020г |
2025г |
2030г |
Численность работников, тыс. человек |
а) б) |
4710 4600 |
5330 5075 |
6030 5600 |
6820 6180 |
7350 6500 |
Основные фонды в ценах 2005г., млрд. руб. |
а) б) |
1050 1050 |
1250 1250 |
1350 1550 |
1450 1730 |
1545 1800 |
Валовая продукция в ценах 2005г., млрд. руб. |
а) б) |
2690 2900 |
3440 4050 |
4385 5800 |
5600 8550 |
7000 12300 |
Условно-чистая продукция в ценах 2005г., млрд.руб. |
а) б) |
1320 1390 |
1650 1860 |
2060 2550 |
2575 3590 |
3150 4920 |
Добавленная стоимость продук- ции в ценах 2000г., млрд. долл. |
а) б) |
71 76 |
91 107 |
116 155 |
147 225 |
180 325 |
Добавленная стоимость на одного работника, тыс. долл. 2000г. |
а) б) |
15,1 16,5 |
17,1 21,1 |
19,2 27,7 |
21,6 36,4 |
24,5 50,0 |
Фондоотдача валовой продукции в ценах 2005г., % |
а) б) |
256 276 |
275 324 |
325 374 |
386 494 |
453 683 |
В этом случае его темпы роста и эффективность будут меньше (инерционный вариант «а» в таблице1.3), чем при создании благоприятных условий для предпринимательства в обрабатывающей промышленности (инновационный вариант «б»). К тому же существует риск повторения печального опыта СССР, когда гонка вооружений обрекла на отставание гражданское машиностроение и сделала неконкурентоспособной обрабатывающую промышленность и экономику страны в целом.
При развитии по варианту «б» доля машиностроения в продукции обрабатывающей промышленности повысится примерно до 40%, то есть приблизится к современным показателям ведущих стран. В соответствии с вариантом «а» по сравнению с нынешнем уровнем (20%) она существенно не возрастет.
Использование современной техники
позволяет обеспечить рост производства
по варианту «б» при меньшем увеличении
численности занятых в
Наряду с развитием
1.2 Факторы, влияющие на прибыль
Выявление факторов, влияющих на прибыль, подразумевает под собой изучение экономических условий её формирования. Экономические условия могу быть как внутренними, так и внешними. Под их действием изменяется абсолютная величина и относительный уровень прибыли. К внешним условиям можно отнести такие как: инфляция, изменения в законодательствах и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, налогообложения предприятий, оплаты труда работников и др.. К внутренним условиям, влияющим на величину прибыли, к примеру, можно отнести количество работников на предприятии, сокращая количество которых, можно тем самым увеличивать или уменьшать затраты на заработную плату, что в свою очередь может повлиять на величину валовой прибыли и соответственно на величину чистой прибыли.
Факторы, влияющие на величину прибыли, можно разделить на две группы. В первую группу относят так называемые основные факторы, которые непосредственно влияют на объем прибыли предприятия. К ним относятся:
Ко второй группе относят так называемые взаимозависимые факторы:
Если говорить об основных факторах, влияющих на прибыль, то можно сказать, что на практике валовая (балансовая) прибыль в основном создаётся за счёт прибыли от реализации товаров, но она может быть увеличена (уменьшена) на величину прибыли от неторговой деятельности предприятия, на величину выявленного положительного (отрицательного) сальдо по внереализационным операциям, на величину прибыли, полученной от реализации основных фондов (причём прибыль (убыток) от реализации основных фондов представляет собой разность между продажной (рыночной) и первоначальной их ценой или остаточной стоимостью с учётом переоценок, вызванных инфляцией. Если выявлено превышение первоначальной стоимости и понесённых затрат, связанных с выбытием основных фондов и иного имущества, над суммой выручки от реализации, то соответственно на величину этого превышения уменьшается валовая прибыль предприятия. Если наоборот, сумма выручки превышает первоначальную стоимость и расходы по выбытию основных фондов и иного имущества, валовая прибыль увеличивается на эту разницу).
Взаимозависимые факторы также как и основные сильно влияют на величину прибыли. Эти факторы не случайно получили такое название. Их особенность состоит в том, что каждый из них в какой-то мере влияет или испытывает влияние других факторов из этой группы. Поэтому, разделив подсистему взаимозависимых факторов на отдельные элементы - показатели, можно выявить степень влияния каждого из них на прибыль на основе применения методов и приёмов экономико-математического анализа. Сначала оценивается влияние каждого из них на величину прибыли, а затем их комплексное влияние. Используя комплексный метод анализа можно выявить следующие необходимые условия для нормального функционирования и развития предприятия:
Т’ > Т''> Т''' > Т''''> Т''''', (1)
где Т’ - темп роста прибыли, Т''- темп роста товарооборота, Т'''- темп роста издержек обращения, Т''''- темп роста фондовооружённости работников, Т'''''- темп роста численности работников.
Коэффициенты роста того или иного показателя исчисляются путём их последовательного соотношения. Интенсивное развитие торгового предприятия может характеризоваться не только ростом товарооборота и прибыли, но и повышением производительности труда торговых работников, увеличением капитала и др.
К примеру,
издержки обращения в розничной
торговле сильно зависят от размеров
заработной платы работникам, различных
отчислений во внебюджетные фонды. Снижение
издержек обращения влечёт соответственно
снижение заработной платы и разного
рода отчислений. Это в своём роде
может увеличить размеры
Предполагается, что отдача от увеличения затрат на оплату труда должна расти быстрее, чем размер его оплаты. Предприятие распределяет ту или иную часть прибыли не в форме наличных выплат, а в форме акций или переводит её на банковские счета работников, образуя кредитный фонд, который предприятие пускает в оборот, что в какой-то мере снижает потребность в заёмных средствах, при этом сокращаются затраты на выплату процентов по банковским кредитам.
Величина прибыли в торговле также зависит от объёмов спроса на товары и их предложения. Снижение спроса на товары может привести как к уменьшению валового дохода от реализации, так и к сокращению валовой прибыли. Регулятором соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены товаров. При низких ценах на товары объём спроса на них больше, а при высоких - меньше, поскольку существуют более дешёвые заменители этих товаров. По мере увеличения объёмов продаж норма прибыли растёт, затем рост её замедляется и, наконец, она стабилизируется или снижается, что зависит от свойств определённых групп товаров.
Факторы, влияющие на прибыль можно представить в виде таблицы 2.1.
Таблица 2.1 Факторы, влияющие на прибыль
Основные факторы |
Взаимозависимые факторы |
Прибыль (убыток) от реализации товаров |
Объём продажи товаров |
Прибыль от неторговой деятельности |
Розничные цены на реализуемые товары |
Сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям |
Издержки обращения |
Оборачиваемость и состав капитала | |
Прибыль (убыток) от реализации основных фондов |
Фондовооружённость работников |
Оборачиваемость и состав капитала | |
Налогоёмкость предприятия | |
Численность работников предприятия | |
Затраты, относимые на прибыль |
Таким образом, на прибыль влияют два взаимозависимых фактора: издержки обращения и объёмы продаж товаров. Остальные факторы также непосредственно влияют на прибыль и друг на друга.
1.3 Основные пути увеличения прибыли
На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем, плане эти мероприятия могут быть следующего характера:
Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек.
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремится не только к получению максимальной прибыли, но и рациональному, оптимальному использованию уже полученной прибыли. Это позволит не только удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.
Прибыль прибавочный продукт общества, часть добавленной стоимости и чем больше “добавлений” (т.е. стадий обработки добытых или производственных ресурсов), тем больше объем прибыли на предприятии, в отрасли, в регионе, в стране.