Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:55, курсовая работа
Цель моей курсовой работы: изучение социально-экономической сущности прибыли, основных направлений и факторов увеличения прибыли предприятия и их влияние на повышение эффективности производства.
Задачи курсовой работы: рассмотрение источников прибыли предприятия её формирования, влияния на нее различных факторов, разработки системы распределения, формирования основных направлений деятельности предприятий, решения социальных проблем.
Введение
1. Экономическое значение и роль прибыли в повышении эффективности производства
1.1 Особенности и специфика использования прибыли на предприятиях машиностроительной отрасли
1.2 Факторы, влияющие на прибыль
1.3 Основные пути увеличения прибыли
2. Анализ использования прибыли на «Улан-Удэнском приборостроительном производственном объединении»
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели
2.2 Анализ балансовой прибыли
2.3 Анализ прибыли от реализационной деятельности предприятия
Заключение
Список использованных источников
Данные представленные в таблице 2.1 показывают, что товарная продукция в 2009 году по сравнению с 2010 возросла на 15 % или 35232 тыс. руб. В 2011 году произошел рост объемов производства, как по основным, так и по вспомогательным цехам. В целом по объединению рост объемов производства составил 44%. Преодолен спад объемов производства, наблюдается динамика роста. Это может быть связано с повышением знаний и квалификации работников, а также с модернизацией производства и ввод новых технологий.
Реализованная продукция равна товарной это связно с тем, что предприятие включила остатки товарной продукции на конец года.
Стоимость основных фондов в 2009 году составила 112583 тыс. руб. В 2010 году их стоимость снизилась на 6698 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом. И в 2011 году этот показатель снизился на 15% по сравнению с 2010 годом. Это связано с увеличением степени износа основных фондов.
Фондоотдача основных фондов в 2010 году увеличилась на 500 руб., когда в 2009 году она составляла 2,0 тыс. руб. В 2011 году фондоотдача равнялась 4400 руб. и увеличилась на 79%. Это увеличение связано с увеличением степени загрузки производственных мощностей, что позволяет повысить объем выпускаемой продукции.
Среднесписочная численность работающих в 2009 году составила 1602 работника и 1066 рабочих. В 2010 году численность работающих уменьшилась на 173 человека, следовательно, сократились рабочие до 923 человека. По сравнению с 2010 годом на 2011 год среднесписочная численность работающих уменьшилась на 22 человека, в том числе основные рабочие на 4 человека. Это говорит о неполной загрузке и наличии резервов. Доля численности заводоуправления увеличилась – негативный фактор. Следует отметить, что динамика соотношения численности основных рабочих и ППП имеет негативную тенденцию, то есть доля основных рабочих уменьшается.
Среднегодовая выработка на одного работника в 2009 году равнялась 142 руб., в 2010 году составила 184 руб. За 2011 год в целом по объединению выработка на одного работника увеличилась на 54% за счет роста объемов производства, а также небольшого сокращения численности по основному производству.
Фонд оплаты труда работающих в 2009 году составил 119,8 млн. руб., в 2010 году – 111,4 млн. руб., в 2011 году – 147,2 млн. руб. За последние годы этот показатель увеличился на 32% . Это связано с увеличением объемом выпускаемой продукции.
Среднегодовой уровень оплаты труда в целом по объединению в результате увеличения зарплаты в 2011 году и выплаты 13-й зарплаты увеличилась на 34% по сравнению с 2010 годом – положительный фактор. Наиболее высокий уровень средней заработной платы по заводу связан с высокой загрузкой работников цехов.
Себестоимость продукции в 2009 году составила 126 355 тыс. руб., в 2010 году показатель уменьшился на 1% и составил 125663 тыс. руб., в 20011году себестоимость увеличилась на 35% по сравнению с 2010 годом и равнялась 169718 тыс. руб. Уменьшение себестоимости может быть связано с понижением цен на сырье и материалы, а увеличение показателя, наоборот, с повышением цен.
Материалоемкость продукции в 2009 году составила 0,49 руб. в 2010 году материалоемкость снизилась 19% и равнялась 0,40 руб. В 2006 году показатель снизился 45% и составил 0,22 руб. Такое снижение материалоемкости продукции говорит об улучшении использования основными фондами и как следствие повышение объемов товарной продукции.
Затраты на один рубль продукции понижаются: 2009 год – 0,55руб., 2010 год – 0,47 руб., 2011 год – 0,42 руб. Это снижение говорит об эффективном использовании ресурсов, используемых на предприятии.
Прибыль от реализации продукции в 2010 году составила 44278 тыс. руб., по сравнению с 2009 годом она увеличилась на 39772тыс. руб. В 2011 году прибыль увеличилась на 75621 тыс. руб. или на 171%. С каждым годом предприятие увеличивает выпуск продукции и себестоимость идет к повышению. Все это обуславливает рост величины прибыли от реализации продукции.
Балансовая прибыль предприятия в 2009 году составила убыток в размере -17052 тыс. руб., в 2010 году прибыль равнялась 12969 тыс. руб. и в 2011 году увеличилась до 79087 тыс. руб. Убыток предприятия образовался вследствие того, что заказчик продукции вовремя не оплатил или отказался от заказа. В последующих годах прибыль увеличивается из-за увеличения объемов выпускаемой и реализованной товарной продукции.
Рентабельность продукции в 2009 году составила 2%, на 2010 год она увеличилась до 17%, а в 2011 году равнялась 30%. Эффективная работа предприятия, с использованием всех ресурсов с наименьшими затратами и получение доходности от производственной деятельности характеризует увеличение данного показателя.
Это предприятие
получает прибыль, выпускает продукцию,
которая пользуется спросом, о чем
говорит рост объемов товарной продукции.
Таким образом, на основании основных
технико-экономических
2.2 Анализ балансовой прибыли
Балансовая прибыль – важнейший показатель деятельности предприятия. Схематично балансовую прибыль можно представить в виде суммы трех величин:
Пб = + Пр + Пи + Пв.о., (2)
где Пр – прибыль (убыток) от реализации готовой товарной продукции, работ и услуг;
Пи – прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия;
Пв.о. – прибыль (убыток) от внереализационных операций.
Основная часть балансовой прибыли – это прибыль от реализации готовой продукции, сдачи заказчикам выполненных работ и оказания услуг.
Прибыль от реализации имущества – это прибыль от реализации продукции, работ и услуг, не относящихся к основной деятельности предприятия.
Прибыль от внереализационных операций – прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия.
Анализ балансовой прибыли позволит выявить за счет, каких показателей увеличилась ее величина. Анализ прибыли по предприятию можно провести на основании данных приведенных в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Анализ балансовой прибыли ОАО «У-УППО» 3а 2009-2011гг.
Показатели |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Отклонение 2010г. к 2009. |
Отклонение 2011г. к 2010. | ||
тыс. руб. |
тыс. руб. |
тыс. руб. |
абс,+/- |
Отн, % |
абс,+/- |
Отн, % | |
1. Финансовый
результат от основной |
4556 |
44278 |
119899 |
39722 |
972 |
75621 |
271 |
2. Финансовый
результат от прочей |
-11533 |
5360 |
-40812 |
16893 |
46 |
-46172 |
-761 |
3. Внереализа-ционный финансовый результат |
-10075 |
-36669 |
- |
-26594 |
-364 |
- |
- |
Итого балансовая прибыль |
-17052 |
12969 |
79087 |
30021 |
176 |
66118 |
610 |
Из таблицы 2.2. можно сделать выводы, что предприятие в 2009 году имела убыток из-за больших потерь связанных с реализацией товаров от не основной деятельности -11533 тыс. руб., а также внереализационной деятельности предприятия -10075 тыс. руб. Объемы выпускаемой продукции были малыми всего 4556 тыс. руб., связанные с отсутствием заказов на предприятии. Поэтому балансовая прибыль в 2004 году составила убыток в размере:
Пб = 4556 тыс. руб. – 11533 тыс. руб.- 10075тыс. руб. = -17052 тыс.руб.
В 2010 году прибыль от реализации товарной продукции составила 44278 тыс. руб., то есть по сравнению с 2009 годом она увеличилась на 39722 тыс. руб. Кроме того, предприятие получило прибыль от реализации имущества 5360 тыс. руб. Внереализационный финансовый результат принес убыток в размере -36669 тыс. руб.
Пб = 44278 тыс. руб. + 5360 тыс. руб. – 36669 тыс. руб. = 12969 тыс. руб.
В 2010 году величина прибыли составила 12969 тыс. руб. это на 30021 тыс.руб. больше предыдущего года. Увеличение балансовой прибыли произошло на 892% от величины балансовой прибыли в 2009 году. Балансовая прибыль в 2010 году сформировалась за счет прибыли от реализуемой товарной продукции и от реализации имущества предприятия.
В 2011 году балансовая прибыль значительно возросла, благодаря существенному увеличению прибыли от реализации товарной продукции на 75621 тыс. руб., что почти в 3 раза больше величины 2010 года, и на 115343тыс.руб, что составляет 2631% по сравнению с 2009 годом. Также в состав расчета прибыли в 2011 году вошла прибыль от реализации имущества, которая составила убыток в размере -40812 тыс. руб. В рассматриваемом году предприятие не проводило внереализационных операций, а, следовательно, прибыль равна 0. Таким образом, балансовая прибыль в 2011 году равнялась:
Пб = 119899 тыс. руб. - 40812 тыс. руб. = 79087 тыс. руб.
Как видно из результатов анализа балансовой прибыли: прибыль от внереализационной деятельности приносит большие убытки. От прочей реализации нет постоянного дохода. А самым главной составляющей балансовой прибыли является прибыль от реализации продукции.
Таким образом,
балансовая прибыль на «Улан-Удэнском
приборостроительном
2.3
Анализ прибыли от
Основную
часть прибыли предприятия
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен.
Объем реализации
продукции может оказывать
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем, объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость
продукции обратно
Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыль возрастет, и наоборот.
Что касается прибыльных предприятий, то увеличение размеров их прибыли должно происходить за счет двух факторов – роста выручки и снижение затрат на производство продукции.
Пр = Вр – С/с, (3)
где Вр – выручка от реализации
С/с – себестоимость (затраты на производство продукции).
Чтобы выяснить причины роста прибыли от реализации продукции проведем ее факторный анализ, который представлен в таблице 2.3
Таблица 2.3 Факторный анализ величины прибыли от реализации товарной продукции
Показатели |
Расчет и значение |
Отклонение 2010г. к 2009. |
Отклонение 2011г. к 2010. | ||||
2009г. |
2010г. |
2011г. |
абс,+/- |
Отн, % |
абс,+/- |
Отн, % | |
Нетто-выручка от реализации товарной продукции |
130911 |
169941 |
289617 |
39030 |
130 |
119676 |
170 |
Полная себестоимость реализованной продукции |
126355 |
125663 |
169718 |
692 |
99 |
44055 |
135 |
Реализованная продукция |
227308 |
262540 |
399812 |
35232 |
115 |
137272 |
152 |
Прибыль от реализации товарной продукции |
4556 |
44278 |
119899 |
39722 |
972 |
75621 |
271 |
Из таблицы 2.3. видно, что 2009 году предприятие реализовало продукции в размере 227308 тыс. руб. выручка от продажи товаров составила 130911 тыс. руб., себестоимость реализованной продукции равнялась 126355 тыс. руб. Таким образом, прибыль от реализации продукции в 2009 году составила: Пр = 130911 – 126355 = 4556 тыс. руб.