Основные направления повышения рентабельности производства на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:26, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является анализ рентабельности ОАО «Уфимский Хлебозавод №7».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
 дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
 рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;
 провести анализ уровня и динамики доходности хозяйственной деятельности ОАО «Уфимский Хлебозавод №7»
 дать оценку уровня и динамики рентабельности финансовой деятельности анализируемого предприятия;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы оценки рентабельности производства……………5
1.1 Сущность и понятие рентабельности………………………………………5
1.2 Показатели рентабельности, методика расчета………………………….7
1.2.1 Анализ рентабельности хозяйственной деятельности…………………7
1.2.2 Анализ финансовой рентабельности……………………………………12
1.2.3 Анализ рентабельности продукции…………………………………….16
1.3 Резервы и факторы увеличения рентабельности производства………..18
2. Анализ рентабельности производства ОАО «Уфимский хлебзавод №7»...20
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………..20
2.2 Анализ рентабельности предприятия…………………………………….23
2.2.1 Технико-экономические показатели…………………………………….23
2.2.2 Изменение состава затрат на 1 рубль товарной продукции………….24
2.2.3 Подготовка и повышение квалификации рабочих и служащих……..25
2.2.4 Использование рабочего времени………………………………………25
2.2.5 Формирование прибыли на предприятии……………………………..26
2.2.6 Анализ финансового состояния предприятия………………………….27
2.2.7 Анализ ликвидности предприятия……………………………………...28
2.2.8 Анализ финансовой устойчивости……………………………………...28
2.2.9 Анализ платежеспособности и анализ денежных потоков…………...30
2.2.10 Анализ деловой активности предприятия…………………………….31
2.2.11 Анализ общей рентабельности производства………………………..32
3. Мероприятия по повышению рентабельности производства……………33
Заключение……………………………………………………………………..35
Список использованной литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 101.41 Кб (Скачать документ)

Исходя из приведенной формулы расчета рентабельности продукции, можно определить влияние на ее изменение по сравнению с базисным периодом изменения цен на продукцию и изменения уровня себестоимости. Если представить прибыль от реализации как разницу между выручкой от реализации без НДС (ВРП) и полной себестоимостью реализованной продукции (СРП), то формула расчета рентабельности продаж будет выглядеть следующим образом:

 

. (23)

 

Изменение рентабельности продаж за счет изменения отпускных цен на реализованную продукцию определяется по формуле:

 

(24)

Влияние фактора изменения себестоимости на рентабельность продаж составит:

 

(25)

 

Общее изменение рентабельности продаж по сравнению с базисным периодом должно быть равно сумме влияния перечисленных двух факторов, т.е.:

 

(26)

 

1.3 Резервы и факторы увеличения рентабельности производства

 

Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности с себестоимостью продукции, фондоемкостью продукции и скоростью оборачиваемости оборотных средств.

На величину рентабельности, рассчитанную на балансовой прибыли, влияют три основных фактора: прирост прибыли, уровень использования основного капитала и нормируемых оборотных средств. Рассмотрим более подробно влияние каждого фактора.

Прибыль может возрасти в результате увеличения объема производства продукции, повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью, снижения себестоимости продукции, роста оптовых цен, при повышения качества выпускаемой продукции. Прирост прибыли в результате увеличения объема производства продукции можно рассчитывать по следующей формуле:

П=(QПЛ  - Qб ) / 100%

где Q пл и Qб – соответственно плановый и базовый объем производства в оптовых ценах предприятия;

Ассортимент выпускаемой продукции оказывает непосредственное влияние на прибыль. При изменении структуры ассортимента  в направлении повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью обеспечивается дополнительный прирост прибыли:

Па =( (QПЛ  а пл  - Qб  аб) ( Rб – Rср) ) / 100%

где апл, аб  - плановый и базовый удельный вес изделий, рентабельность которых превышает средний уровень предприятию;

Rб, Rср – повышенная и средняя рентабельность изделий в процентах.

Если в результате структурных сдвигов увеличился удельный вес нескольких высокорентабельных изделий, то общий  прирост прибыли определяется как сумма прироста прибыли по каждому изделию:

Па = Па1 + Па2 + … + Паi

Рентабельность является показателем, характеризующим использование основного капитала, поэтому на ее уровень большое влияние оказывают стоимость основного капитала и уровень его использования. Уменьшение среднегодовой стоимости основного капитала обеспечивает прирост рентабельности за счет повышения удельной прибыли, приходящейся на 1 руб. основного капитала и снижения амортизационных отчислений, приходящихся на единицу продукции.

При расчете рентабельности по чистой прибыли дополнительные факторы, влияющие на рост уровня рентабельности, обусловлены снижением абсолютной величины налога.

Чистая рентабельность производства отражает чистую прибыль, приходящуюся на 1 руб. среднегодовой стоимости производственных фондов:

R ч = ПР ч / ПФср.г.

где  ПФср.г. – среднегодовая стоимость производственных фондов, т.е.  сумма среднегодовой стоимости основных производственных фондов ОПФ ср.г. и нормируемых оборотных средств ОС.

Стоимость производственных фондов в отчетном периоде рассчитывается по формуле:

ПФ отч = ОПФ отч + ОС отч

Чистая рентабельность в отчетном периоде равна:

R ч. отч. = ПР ч. отч. / ПФ отч

 

 

2. Анализ рентабельности производства ОАО «Уфимский Хлебозавод №7»

 

2.1 Общая характеристика предприятия

 

ОАО «Уфимский Хлебозавод №7».

Отраслевая принадлежность – хлебопекарная.

Юридический адрес – РБ, 450027 г. Уфа, ул. Индустриальное шоссе, 28

Форма собственности – собственность субъектов Федерации.

Доля государственной собственности – 49%

Доля ОАО «Уфимский Хлеб» -2 акции

Доля физических лиц – 51%

Организационно-правовая форма – Открытое Акционерное общество.

Руководитель предприятия – Сафаров Айрат Талгатович.

Главный бухгалтер – Михеева Валентина Витальевна.

Главный инженер – Губаев Фаниль Рашитович.

Зав, производством – Хаванова Наталья Егоровна

Наличие подъездных путей – автомобильный транспорт.

Дочерних предприятий нет.

Основной вид деятельности – хлебопечение.

Прочие виды деятельности:

Торговля хлебобулочными изделиями:

– магазин «Горячий хлеб», расположенный на территории завода, 2 киоска на ТСК «Военкомат».

Полное фирменное наименование Общества – открытое акционерное общество «Уфимский Хлебозавод №7», сокращенное фирменное наименование Общества – ОАО «Уфимский Хлебозавод №7». Место нахождения Общества: РБ, г. Уфа, ул. Индустриальное шоссе, 28.

Открытое акционерное общество «Уфимский Хлебозавод №7», именуемое в дальнейшем «Общество», создано в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. №208 – ФЗ «Об акционерных обществах» и на основании Закона Республики Башкортостан «О программе приватизации государственного и муниципального имущества в Республике Башкортостан на 1998 год».

Общество является юридическим лицом, правопреемником Государственного предприятия «Уфимский Хлебозавод №7» в отношении прав и обязанностей, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе.

Основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли. Основными видами деятельности Общества являются:

– производство и реализация хлебобулочных и кондитерских изделий;

– организация торгово-посреднической и закупочной деятельности;

– автоуслуги по доставке хлебобулочных изделий в торговую сеть согласно договоров.

Имущество Общества составляют активы приватизированного государственного предприятия «Уфимский Хлебозавод №7» (основные фонды, оборотные средства), полученные Обществом в результате хозяйственной деятельности, иные источники, не запрещенные законодательством. Имущество Общества может использоваться им в качестве обеспечения по всем видам своих обязательств, включая привлечение заемных средств. В качестве обеспечения обязательств Общества могут также служить принадлежащие ему имущественные права и иное имущество, приобретенное Обществом по другим основаниям, допускаемым действующим законодательством.

Уставный капитал Общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов и составляет 1960671 (один миллион девятьсот шестьдесят тысяч шестьсот семьдесят один) рубль. Уставный капитал Общества состоит из обыкновенных акций в количестве 1960671 (один миллион девятьсот шестьдесят тысяч шестьсот семьдесят один) штук, номинальной стоимостью 1 (один) рубль каждая. Права по объявленным акциям те же, что и по размещенным обыкновенным акциям. Все акции являются именными, форма выпуска бездокументарная.

Уставный капитал Общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций.

Прибыль Общества подлежит налогообложению в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан. Прибыль, остающаяся у Общества после уплаты налогов и иных платежей в бюджет, поступает в полное его распоряжение и используется Обществом самостоятельно. Для обеспечения обязательств Общества, его производственного и социального развития из чистой прибыли создается резервный фонд.

Резервный фонд формируется в размере пять процентов уставного капитала Общества. Он предназначен для покрытия убытков Общества, а также для погашения облигаций Общества и выкупа акций Общества в случае отсутствия иных средств. Резервный фонд не может быть использован для иных целей.

Высшим органом управления Общества является общее собрание акционеров. Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров. Годовое общее собрание акционеров проводится не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. На годовом общем собрании акционеров должны решаться вопросы об избрании Совета директоров, ревизионной комиссии Общества, утверждении аудитора Общества.

 

2.2 Анализ рентабельности предприятия

 

Для того чтобы проанализировать рентабельность данного предприятия, необходимо провести полный анализ финансовой деятельности предприятия.

 

2.2.1 Технико-экономические показатели

Основные технико-экономические показатели приведены в таблице 1.

 


Таблица 1 – Основные технико-экономические показатели предприятия

Показатели

2009 г.

2010 г.

Темп роста,

%

Абс.

Объем выработанной товарной продукции, тыс. руб.

186043

202679

109

16636

Выпуск продукции в натуральном выражении, т.

8608,4

8026,0

93

-582,4

Среднесуточная выработка изделий, т.

23,52

21,99

93

-1,53

Среднесписочная численность, чел.

218

243

111

25

Производительность труда, тыс. руб./чел.

853,41

834,07

98

-19,34

Средняя зарплата, руб.

20000

25000

20

5000

Себестоимость 1000 единиц изделий, руб.

1 663,36

1 879,60

11,5

216,24

Прибыль, руб.

10 742 161

12 140 275

11,5

1398114

Рентабельность, %

16

26,8

40,2

10,8


 

По данным таблицы видно, что объем выработанной продукции в 2010 году увеличился на 9%, при этом возросла численность работников предприятия, что существенно снизило производительность труда – 2%.


2.2.2 Изменение состава затрат на 1 рубль товарной продукции

Изменение состава затрат на 1 рубль товарной продукции представлено в таблице 2.

Таблица 2 – Изменение состава затрат на 1 рубль товарной продукции

Показатели

2009 г.

2010 г.

Динамика

%

Абс.

Затраты на 1 руб. товарной продукции, коп.

в том числе:

88,7

84,7

-4,5

-4

Амортизационные отчисления

00,8

01,2

+50

+0,4

Материальные затраты

51,0

46,2

-9,4

-4,8

Затраты на оплату труда

22,3

24,3

8,9

2

Прочие расходы

14,6

13,0

-10,9

-1,6

Информация о работе Основные направления повышения рентабельности производства на предприятии