Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:19, курсовая работа
Актуальность курсовой работы обусловлена тем фактором, что планирование производственной программы является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия. Оно позволяет: - предвидеть перспективу развития предприятия на будущее; - более рационально использовать все ресурсы предприятия; - избежать риска банкротства; - более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии; - своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка; - повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
1. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ………………………………………………………………...5
Содержание плана производства предприятия………………………….…..5
1.2.Основные показатели плана производства………………………………...10
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………..………14
2.1 Организационно- экономическая характеристика предприятия…………14
2.2 Основные технико-экономические показатели и их расчет…………..….16 2.3 Основные направления и пути повышения уровня экономической эффективности ОАО «ТЕПЛОИЗОЛИТ»…………………...…………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….26
План производства продукции является для каждого предприятия в условиях рынка базой комплексного социально-экономического планирования всей внутрифирменной деятельности. На его основе разрабатываются социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансово-инвестиционные и другие разделы долгосрочного и текущего планов. На современных предприятиях количество разделов или частей плана, а также их название и перечень применяемых показателей могут различаться в зависимости от формы собственности, концентрации производства, размера предприятия, численности персонала, корпоративных особенностей и других факторов. Могут изменяться также методика и порядок планирования: на частных фирмах планы разрабатываются самостоятельно по принципу «сверху вниз» или «снизу вверх». На государственных и муниципальных предприятиях годовые планы задаются директивным образом в виде заказов – нарядов.
Однако содержание плановой работы в целом мало зависит от существующих форм собственности. Каждое предприятие разрабатывает и взаимосвязывает отдельные планы в единую комплексную систему и обеспечивает сбалансированность плановых показателей, как по видам применяемых ресурсов, так и по срокам выполнения планов. Планы производства должны быть в свою очередь согласованы с планами по труду и инвестициям. Подобным образом достигается полная сбалансированность комплексной социально-экономической деятельности предприятия. Иначе говоря, создается динамичная система взаимосвязи производственных, технических, экономических, организационных, социальных и других факторов, направленных на достижение общей цели предприятия. В комплексном плане производства предприятия предусматриваются, кроме того, общий порядок и очередность выполнения работ, устанавливаются единые сроки постановки продукции, а также ответственные исполнители по всему циклу проектно-конструкторских, производственно-хозяйственных, планово-управленческих работ и другим видам деятельности. В планах производства при необходимости можно также устанавливать основные источники и размеры финансирования по каждому виду деятельности предприятия, предельно допустимые затраты по этапам и видам работ, конечные результаты по отдельным подразделениям, видам потоков и срокам
поступления денежных средств. В ходе внутрифирменного планирования каждое структурное подразделение, цех или отдел разрабатывают свои планы производственной деятельности, которые затем увязывают с общим планом предприятия. По уровням управления производственные планы бывают общефирменными, цеховыми, бригадными и др. На малых предприятиях разрабатывается, как правило, общий план производственно-хозяйственной деятельности.
Полное совмещение планов, а также методов учета и контроля хода их
реализации достигается, как правило, только на завершающем этапе производственной деятельности .
1.2.Основные показатели плана производства
Производственная деятельность предприятий характеризуется системой показателей. Важнейшим из них в условиях свободных рыночных отношений являются такие, как объем производства, величина спроса и предложения , производственная мощность предприятия, издержки и цены на продукцию, потребность ресурсов и инвестиций, объем продаж и общий доход.
Спрос показывает количество товаров, которые потребители готовы и в
состоянии приобрести по действующим рыночным ценам в течение определенного периода времени. А для предприятия или фирмы спрос определяет объем продукции, который они могут продать на рынке в данное
время и, следовательно, должны произвести в планируемом периоде. Чтобы
величины спроса имели существенное экономическое значение в ходе планирования, они должны относиться к определенному отрезку времени –
дню, неделе, месяцу, кварталу, году и т.п. Поэтому следует различать годовые, квартальные, месячные и другие показатели спроса, необходимые для планирования соответствующих объемов производства и продажи продукции. Закон спроса, следует из теории рыночной экономики, заключается в том, что при неизменности всех прочих параметров рынка снижение цены на товар ведет к возрастанию величины спроса (2(. Именно поэтому существует обратная, или отрицательная, связь между цепной и величиной спроса, называется экономическим законом спроса, или кривой спроса.
Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене в течение
определенного периода времени. Предложение показывает, какие объемы или количества товаров будут предъявлены к продаже на рынке по разным ценам, когда все прочие факторы остаются неизменными. С повышением цен
возрастает и размер предложения, а сокращение цен приводит к соответствующему уменьшению предложения. Закон предложения, или кривая предложения, показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара по высокой цене, а меньшее – по низкой. Равновесие между величиной и ценой достигается в точке пересечения кривой спроса с кривой предложения (точка равновесия). В этой точке при равновесной цене совпадают планы производителей и потребителей по изготовлению и покупке продукции.
Равновесие определяет количество товара, которое покупатели хотят
приобрести, а производители предложить при соответствующей рыночной цене, действующей в данное время. Когда цены достигают равновесной величины, они определяют такой объем товаров, что все потребители, которые хотят их покупать по рыночной цене, получают к ним свободный доступ. В то же время производителя, которые хотят продать свой продукт или услугу по данной цене, также могут легко найти покупателя для своих товаров [4]. Таким образом, точка равновесия отражает планы производителей товаров и запросы потребителей, которые совпадают при действующих ценах и соответствующих объемах производства и продажи товаров и услуг.
Объем производства характеризует количество и номенклатуру выпускаемой на предприятии продукции в планируемом периоде времени. При определении объемов выпуска конкретной продукции и включении ее в годовой план производства необходимо учитывать величину существующего спроса, темпы его роста, уровень рыночных цен, размеры получаемой прибыли, степень риска, влияние конкуренции, издержки производства, возможность снижения себестоимости единицы продукции и другие факторы и условия производства и сбыта изделий. Планируемая номенклатура выпускаемой продукции должна в целом обеспечивать равновесие спроса и предложения, а также сбалансированность годового объема выпуска с производственной мощностью соответствующего подразделения или всего предприятия. Поэтому в процессе составления производственного плана необходимо правильно выбрать используемые в расчетах измерители продукции [1].
Натуральные измерители выражают физический объем конкретных видов выпускаемой продукции в таких единицах, как штуки, тонны, метры, и
служат основой для установления трудовых и стоимостных измерителей. Однако на практике диапазон их применения ограничен расчетами объемов
выпуска только одной продукции.
Трудовые измерители являются универсальными и наиболее распространены на производстве. Они характеризуют объем выпущенной продукции в нормо-часах (человеко-часах, станко-часах), нормо-рублях и других нормируемых показателях затрат труда или рабочего времени. Эти измерители являются базой технико-экономического, социально-трудового,
оперативно-производственного и многих других видов внутрифирменного планирования [3].
Стоимостные нормативы характеризуют объем производства продукции в денежном измерении. Они позволяют на единой ценовой основе сопоставлять, анализировать, суммировать объем выпуска разнородной продукции. Однако при этом надо учитывать существующий уровень изменения рыночных цен при планировании и измерении объемов выпущенной в разное время продукции.
Поэтому сейчас в ходе планирования производства продукции предприятию предпочтительнее применять натуральные и трудовые нормативы, от которых легко перейти к стоимостному измерению объема продукции, планируемой или выпущенной в соответствующем периоде времени.
Коэффициент обновляемости продукции характеризует соотношение новой и старой продукции в годовом плане производства. Новой в мировом
промышленном производстве считается такая продукция, которая в современных динамичных условиях рынка выпускается в течение одного –
трех лет, но не более пяти. Коэффициент обновления продукции на многих зарубежных промышленных фирмах задается как плановый показатель в общем объеме производства и продаж [7].
Планирование производства новой конкурентоспособной продукции должно обеспечивать высокий доход всем предприятиям и фирмам. Это предполагает составление каждым предприятием долгосрочных и краткосрочных планов производства и продажи продукции, обновления номенклатуры выпускаемых товаров, а также расширение использования новых плановых показателей, и в первую очередь оценочных или экономических [6].
2.1 Организационно- экономическая характеристика предприятия.
Предприятие ОАО «ТЕПЛОИЗОЛИТ» занимается выпуском теплоизоляционных изделий, а в частности перлита. Он сочетает в себе различные свойства и используется во многих отраслях. К примеру, песок перлитовый вспученный находит применение: в теплоизоляции водо- и паропроводов; криогенная изоляция для кислородных блоков; в металлургии и сталеплавильном производстве.
Порошок перлитовый фильтрованный используется в процессах фильтрации различный суспензий, такие как: сахарный сироп, фруктовый сок, пиво, вино, растительные и технические масла, нефтепродукты, различные химические растворы и смазочные средства.
И занимает такие области применения, как: пищевая промышленность; медицинская промышленность; нефтеперерабатывающая промышленность; химическая промышленность; сельское хозяйство.
ОАО «ТЕПЛОИЗОЛИТ» уверенно, глядя в будущее, продолжает динамично развиваться, осваивает новые рынки сбыта и выпуск новых видов продукции, внедряя новые виды оборудования, намечает новые пути развития и определяет новые цели для их достижения.
В первую очередь рассмотрим
состав и структуру основных производственных
фондов:
Таблица 1
Структура основных производственных фондов ОАО «ТЕПЛОИЗОЛИТ»
Виды фондов |
Начало 2012 |
Конец 2012 | ||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% | |
Здания |
14530 |
51,28 |
13501 |
51,39 |
Сооружения и передаточные устройства |
4332 |
15,29 |
3924 |
14,93 |
Машины и оборудования |
8023 |
28,32 |
7559 |
28,78 |
Транспортные средства |
1447 |
5,11 |
1287 |
4,90 |
Итого |
28332 |
100 |
26271 |
100 |
Из таблицы 1 видно, что значительную долю в общем объеме основных средств занимают здания, сооружения и транспортные средства. Доля активной части основных средств составляет около 48,61 %, пассивной – 51,39 % (включая передаточные устройства). За 2012 год общая стоимость основных фондов предприятия сократилась на 2061 тыс. руб.
Показатели использования основных средств на ОАО «ТЕПЛОИЗОЛИТ»
Показатели |
2011 год |
2012 год |
Темп роста, % |
|
25153 |
18902 |
75,2 |
|
9,97 |
11,49 |
115,2 |
|
57,6 |
44,9 |
77,9 |
|
1465 |
1825 |
124,6 |
|
16,1 |
26,5 |
164,5 |
Информация о работе Планирование производственной деятельности на предприятии