Планирование производственной деятельности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:19, курсовая работа

Описание

Актуальность курсовой работы обусловлена тем фактором, что планирование производственной программы является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия. Оно позволяет: - предвидеть перспективу развития предприятия на будущее; - более рационально использовать все ресурсы предприятия; - избежать риска банкротства; - более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии; - своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка; - повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
1. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ………………………………………………………………...5
Содержание плана производства предприятия………………………….…..5
1.2.Основные показатели плана производства………………………………...10
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………..………14
2.1 Организационно- экономическая характеристика предприятия…………14
2.2 Основные технико-экономические показатели и их расчет…………..….16 2.3 Основные направления и пути повышения уровня экономической эффективности ОАО «ТЕПЛОИЗОЛИТ»…………………...…………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

Планирование произ-й деят-ти на предприятии.docx

— 67.86 Кб (Скачать документ)

          План производства продукции является для каждого предприятия в условиях рынка базой комплексного социально-экономического планирования всей внутрифирменной деятельности. На его основе разрабатываются социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансово-инвестиционные и другие разделы долгосрочного и текущего планов. На современных предприятиях количество разделов или частей плана, а также их название и перечень применяемых показателей могут различаться в зависимости от формы собственности, концентрации производства, размера предприятия, численности персонала, корпоративных особенностей и других факторов. Могут изменяться также методика и порядок планирования: на частных фирмах планы разрабатываются самостоятельно по принципу «сверху вниз» или «снизу вверх». На государственных и муниципальных предприятиях годовые планы задаются директивным образом в виде заказов – нарядов.

          Однако содержание плановой работы в целом мало зависит от существующих форм собственности. Каждое предприятие разрабатывает и взаимосвязывает отдельные планы в единую комплексную систему и обеспечивает сбалансированность плановых показателей, как по видам применяемых ресурсов, так и по срокам выполнения планов. Планы производства должны быть в свою очередь согласованы с планами по труду и инвестициям. Подобным образом достигается полная сбалансированность комплексной социально-экономической деятельности предприятия. Иначе говоря, создается динамичная система взаимосвязи производственных, технических, экономических, организационных, социальных и других факторов, направленных на достижение общей цели предприятия. В комплексном плане производства предприятия предусматриваются, кроме того, общий порядок и очередность выполнения работ, устанавливаются единые сроки постановки продукции, а также ответственные исполнители по всему циклу проектно-конструкторских, производственно-хозяйственных, планово-управленческих работ и другим видам деятельности. В планах производства при необходимости можно также устанавливать основные источники и размеры финансирования по каждому виду деятельности предприятия, предельно допустимые затраты по этапам и видам работ, конечные результаты по отдельным подразделениям, видам потоков и срокам

поступления денежных средств. В ходе внутрифирменного планирования каждое структурное подразделение, цех или отдел разрабатывают свои планы производственной деятельности, которые затем увязывают с общим планом предприятия. По уровням управления производственные планы бывают общефирменными, цеховыми, бригадными и др. На малых предприятиях разрабатывается, как правило, общий план производственно-хозяйственной деятельности.

          Полное совмещение планов, а также методов учета и контроля хода их

реализации достигается, как правило, только на завершающем этапе производственной деятельности .

 

1.2.Основные показатели  плана производства

 

          Производственная деятельность предприятий характеризуется системой показателей. Важнейшим из них в условиях свободных рыночных отношений являются такие, как объем производства, величина спроса и предложения , производственная мощность предприятия, издержки и цены на продукцию, потребность ресурсов и инвестиций, объем продаж и общий доход.

          Спрос показывает количество товаров, которые потребители готовы и в

состоянии приобрести по действующим рыночным ценам в течение определенного периода времени. А для предприятия или фирмы спрос определяет объем продукции, который они могут продать на рынке в данное

время и, следовательно, должны произвести в планируемом периоде. Чтобы

величины спроса имели  существенное экономическое значение в ходе планирования, они должны относиться к определенному отрезку времени –

дню, неделе, месяцу, кварталу, году и т.п. Поэтому следует различать годовые, квартальные, месячные и другие показатели спроса, необходимые для планирования соответствующих объемов производства и продажи продукции. Закон спроса, следует из теории рыночной экономики, заключается в том, что при неизменности всех прочих параметров рынка снижение цены на товар ведет к возрастанию величины спроса (2(. Именно поэтому существует обратная, или отрицательная, связь между цепной и величиной спроса, называется экономическим законом спроса, или кривой спроса.

          Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене в течение

определенного периода времени. Предложение показывает, какие объемы или количества товаров будут предъявлены к продаже на рынке по разным ценам, когда все прочие факторы остаются неизменными. С повышением цен

возрастает и размер предложения, а сокращение цен приводит к соответствующему уменьшению предложения. Закон предложения, или кривая предложения, показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара по высокой цене, а меньшее – по низкой. Равновесие между величиной и ценой достигается в точке пересечения кривой спроса с кривой предложения (точка равновесия). В этой точке при равновесной цене совпадают планы производителей и потребителей по изготовлению и покупке продукции.

          Равновесие определяет количество товара, которое покупатели хотят

приобрести, а производители  предложить при соответствующей рыночной цене, действующей в данное время. Когда цены достигают равновесной величины, они определяют такой объем товаров, что все потребители, которые хотят их покупать по рыночной цене, получают к ним свободный доступ. В то же время производителя, которые хотят продать свой продукт или услугу по данной цене, также могут легко найти покупателя для своих товаров [4]. Таким образом, точка равновесия отражает планы производителей товаров и запросы потребителей, которые совпадают при действующих ценах и соответствующих объемах производства и продажи товаров и услуг.

          Объем производства характеризует количество и номенклатуру выпускаемой на предприятии продукции в планируемом периоде времени. При определении объемов выпуска конкретной продукции и включении ее в годовой план производства необходимо учитывать величину существующего спроса, темпы его роста, уровень рыночных цен, размеры получаемой прибыли, степень риска, влияние конкуренции, издержки производства, возможность снижения себестоимости единицы продукции и другие факторы и условия производства и сбыта изделий. Планируемая номенклатура выпускаемой продукции должна в целом обеспечивать равновесие спроса и предложения, а также сбалансированность годового объема выпуска с производственной мощностью соответствующего подразделения или всего предприятия. Поэтому в процессе составления производственного плана необходимо правильно выбрать используемые в расчетах измерители продукции [1].

          Натуральные измерители выражают физический объем конкретных видов выпускаемой продукции в таких единицах, как штуки, тонны, метры, и

служат основой для  установления трудовых и стоимостных измерителей. Однако на практике диапазон их применения ограничен расчетами объемов

выпуска только одной продукции.

          Трудовые измерители являются универсальными и наиболее распространены на производстве. Они характеризуют объем выпущенной продукции в нормо-часах (человеко-часах, станко-часах), нормо-рублях и других нормируемых показателях затрат труда или рабочего времени. Эти измерители являются базой технико-экономического, социально-трудового,

оперативно-производственного  и многих других видов внутрифирменного планирования [3].

          Стоимостные нормативы характеризуют объем производства продукции в денежном измерении. Они позволяют на единой ценовой основе сопоставлять, анализировать, суммировать объем выпуска разнородной продукции. Однако при этом надо учитывать существующий уровень изменения рыночных цен при планировании и измерении объемов выпущенной в разное время продукции.

          Поэтому сейчас в ходе планирования производства продукции предприятию предпочтительнее применять натуральные и трудовые нормативы, от которых легко перейти к стоимостному измерению объема продукции, планируемой или выпущенной в соответствующем периоде времени.

          Коэффициент обновляемости продукции характеризует соотношение новой и старой продукции в годовом плане производства. Новой в мировом

промышленном производстве считается такая продукция, которая в современных динамичных условиях рынка выпускается в течение одного –

трех лет, но не более пяти. Коэффициент обновления продукции на многих зарубежных промышленных фирмах задается как плановый показатель в общем объеме производства и продаж [7].

          Планирование производства новой конкурентоспособной продукции должно обеспечивать высокий доход всем предприятиям и фирмам. Это предполагает составление каждым предприятием долгосрочных и краткосрочных планов производства и продажи продукции, обновления номенклатуры выпускаемых товаров, а также расширение использования новых плановых показателей, и в первую очередь оценочных или экономических [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕДПРИЯТИЯ.

 

2.1 Организационно- экономическая характеристика предприятия.

 

          Предприятие ОАО «ТЕПЛОИЗОЛИТ» занимается выпуском теплоизоляционных изделий, а в частности перлита. Он сочетает в себе различные свойства и используется во многих отраслях. К примеру, песок перлитовый вспученный находит применение: в теплоизоляции водо- и паропроводов; криогенная изоляция для кислородных блоков; в металлургии и сталеплавильном производстве.

Порошок перлитовый фильтрованный  используется в процессах фильтрации различный суспензий, такие как: сахарный сироп, фруктовый сок, пиво, вино, растительные и технические  масла, нефтепродукты, различные химические растворы и смазочные средства.

И занимает такие области  применения, как: пищевая промышленность; медицинская промышленность; нефтеперерабатывающая  промышленность; химическая промышленность; сельское хозяйство.

ОАО «ТЕПЛОИЗОЛИТ» уверенно, глядя в будущее, продолжает динамично  развиваться, осваивает новые рынки  сбыта и выпуск новых видов  продукции, внедряя новые виды оборудования, намечает новые пути развития и определяет новые цели для их достижения.

В первую очередь рассмотрим состав и структуру основных производственных фондов:                                                            

Таблица 1

Структура основных производственных фондов ОАО «ТЕПЛОИЗОЛИТ»

 

Виды фондов

Начало 2012

Конец 2012

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

Здания

14530

51,28

13501

51,39

Сооружения и передаточные устройства

4332

15,29

3924

14,93

Машины и оборудования

8023

28,32

7559

28,78

Транспортные средства

1447

5,11

1287

4,90

Итого

28332

100

26271

100


 

Из таблицы 1 видно, что  значительную долю в общем объеме основных средств занимают здания, сооружения и транспортные средства. Доля активной части основных средств  составляет около 48,61 %, пассивной – 51,39 % (включая передаточные устройства). За 2012 год общая стоимость основных фондов предприятия сократилась  на 2061 тыс. руб.

                                                                                      Таблица 2

Показатели использования  основных средств на ОАО «ТЕПЛОИЗОЛИТ»

Показатели

2011 год

2012 год

Темп роста, %

  1. Среднегодовая стоимость ОС, тыс. руб.

25153

18902

75,2

  1. Фондоотдача ОС, руб.

9,97

11,49

115,2

  1. Амортезациемкость продукции, руб.

57,6

44,9

77,9

  1. Фондовооруженность труда, тыс. руб.

1465

1825

124,6

  1. Фондорентабел. ОС, %

16,1

26,5

164,5

Информация о работе Планирование производственной деятельности на предприятии