Понятие ценовой политики, методы ценообразования, стратегии ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 22:53, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследовать теоретические аспекты цены, ценообразования и ценовой политики предприятия, выявить степень их влияния на эффективность работы предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………..………………………3
Понятие ценовой политики предприятия……………………………….4
Основные этапы ценообразования………………………………….…..7
Постановка целей ценообразования……………………………..7
Определение спроса……………………………………….………9
Оценка издержек……………………………………………….…11
Анализ цен и товаров конкурентов…………………………..…12
Выбор стратегии ценообразования……………………………..14
Выбор метода ценообразования и установление окончательной цены…………………………………………………………..……21
Модификация цен………………………………………………....…….28
Заключение………………………………………….…………………….……30
Использованная литература………………………………….………….……31

Работа состоит из  1 файл

Ценовая политика предприятия.docx

— 61.53 Кб (Скачать документ)

Предприятие стремится установить на товар такую цену, которая полностью будет  покрывать все издержки по производству, распределению и сбыту товара, включая справедливую норму прибыли за приложенные усилия и риск.

Издержки производства и  реализации товаров (продукции, работ, услуг) представляют собой затраты на сырье, материалы, топливо, :;электроэнергию, основные фонды, транспортные средства, посреднические и общественные услуги, непосредственное применение труда.

Правильное определение  издержек, их снижение, а иногда и  повышение имеют непосредственное значение для прибыльной работы предприятия и его благополучия.

В отечественной практике ценообразования на предприятии, работающем в условиях рынка, необходимо различать два вида издержек: бухгалтерские издержки производства и реализации товара  и экономические (предпринимательские) издержки.

Бухгалтерские издержки производства группируются  в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

• материальные затраты;

• затраты на оплату труда;

• отчисления на социальные нужды;

• амортизация основных фондов;

• прочие затраты.

Экономические, или  предпринимательские, издержки производства

и реализации товара (продукции, работ, услуг) по своему существу определяют цену предложения товара. Выраженные в денежной форме издержки, которые предприятие учитывает, чтобы функционировать на рынке исходя из минимально необходимых условий осуществления нормальной деятельности, - это затраты, связанные с простым и расширенным воспроизводством в данной отрасли.

Для осуществления продуманной  ценовой политики необходимо анализировать  уровень и структуру издержек, оценивать средние издержки на единицу  продукции, сопоставлять их с планируемым  объемом производства и существующими  на рынке ценами. Если на рынке действует  несколько конкурирующих предприятий, то необходимо сравнить издержки предприятия  с издержками основных конкурентов. Издержки производства образуют нижнюю границу цены. Они определяют возможности  предприятия в области изменения  цен в конкурентной борьбе. Цена не может опускаться ниже определенной границы, отражающей издержки производства и приемлемый для предприятия  уровень прибыли, в противном  случае производство является экономически невыгодным.

 

    1. Анализ цен и товаров конкурентов.

 Разницу между верхней  границей цены, определяемой платежеспособным  спросом, и нижней границей, образуемой  издержками, иногда называют полем  игры предпринимателя по установлению  цен. Именно в этом интервале  обычно и устанавливается конкретная  цена на тот или иной производимый  предприятием товар.

Хотя максимальная цена может  определяться спросом, а минимальная - издержками, на установление предприятием среднего диапазона цен влияют цены конкурентов на аналогичный товар и их рыночные реакции. Предприятию необходимо знать и качество товаров своих конкурентов.

Анализ цен и товаров  конкурентов является важным и ответственным этапом в методике установления цен на товары.

Прежде всего, на данном этапе ценообразования производителю, товара необходимо иметь данные не только о ценах конкурентов, но и глубокое исследование технико-экономических характеристик товаров конкурентов. Последнее необходимо для сопоставительного анализа товаров производителя и конкурентов.

Кроме того, на данном этапе проводятся исследования реакции фирмы на возможное изменение цен, предпринятое конкурентом.

В результате этого исследования предприятие должно быть готово ответить на следующие вопросы:

- почему конкурент изменил цену - для завоевания рынка, использования недогруженных мощностей, компенсирования издержек или чтобы положить начало изменению цен в отрасли в целом;

- планирует ли конкурент изменение цен на время или навсегда;

-  что произойдет с долей рынка фирмы и ее доходами, если она не примет ответных мер;

- собираются ли предпринимать ответные меры другие предприятия;

- какими могут быть ответы конкурента и других предприятий на каждую из возможных ответных реакций?

Помимо решения этих вопросов предприятие должно провести  и более широкий анализ. Ему следует изучить проблемы, связанные с этапом жизненного цикла своего товара, значение этого товара в рамках своей товарной номенклатуры, изучить намерения и ресурсы конкурента, предложенную цену и чувствительность рынка с точки зрения ценностной значимости товара, динамику издержек в зависимости от объема производства и прочие возможности, открывающиеся перед предприятием. Предприятие не всегда в состоянии провести анализ вариантов своих действий непосредственно в момент изменения цен конкурентов. Ведь конкурент, возможно, готовился к своему шагу довольно долго, а отреагировать на этот шаг требуется, как правило, незамедлительно. Поэтому практически единственный способ сократить срок принятия решения об ответной реакции - предвидеть возможные ценовые маневры конкурента и заблаговременно подготовить варианты ответных мер.

Изучая продукцию конкурентов, их ценовые каталоги, опрашивая покупателей, предприятие должно объективно оценить  свои позиции на рынке и на этой основе корректировать цены на продукцию. Цены могут быть выше, чем у конкурентов, если производимый товар превосходит  их по качественным характеристикам, и  наоборот, если потребительские свойства товара уступают соответствующим характеристикам  товаров конкурентов, то цены должны быть ниже. Если предлагаемый предприятием товар аналогичен товарам основных конкурентов, то его цена будет близка к ценам товаров конкурентов.

 

    1. Выбор ценовой стратегии.

Ценовые стратегии — обоснованный выбор из нескольких вариантов цены (или перечня цен), направленный на достижение максимальной (нормативной) прибыли для фирмы на рынке в рамках планируемого периода.

Предприятие разрабатывает  ценовую стратегию исходя из особенностей товара, возможностей изменения цен  и условий производства (издержек), ситуации на рынке, соотношения спроса и предложения.

Предприятие может выбирать пассивную ценовую стратегию, следуя за «лидером в ценах» или основной массой производителей на рынке, или попытаться реализовать активную ценовую стратегию, учитывающую прежде всего его собственные интересы. Выбор ценовой стратегии, кроме того, во многом зависит от того, предлагает ли предприятие на рынке новый, модифицированный или традиционный товар.

Ценовые стратегии подразделяются на стратегии:

  • дифференцированного ценообразования;
  • конкурентного ценообразования;
  • ассортиментного ценообразования.

Стратегии дифференцированного  ценообразования основаны на неоднородности покупателей и возможности продажи  одного и того же товара по разным ценам, К стратегиям дифференцированного  ценообразования относятся:

  • ценовая стратегия скидки на втором рынке — основана на особенностях переменных и постоянных затрат по сделке. Заключается в дифференцированном ценообразовании или стратегии скидок на вторичных демографических рынках (например, студенты, дети, пенсионеры);
  • ценовая стратегия периодической скидки — базируется на особенностях спроса различных категорий покупателей. Применяется, при временных и периодических снижениях цен на модные товары вне сезона, внесезонных туристических тарифов, цен на билеты на дневные представления (спектакли), цен на устаревшие модели и т.д. Основной принцип стратегии таков: характер снижения цен можно прогнозировать во времени и он известен покупателям;
  • ценовая стратегия «случайной скидки» («случайного» снижения цен) — опирается на поисковые затраты, мотивирующие случайную скидку. Таким образом, фирма пытается одновременно максимизировать количество покупателей, информированных о низкой цене и неинформированных.

Стратегии конкурентного  ценообразования строятся на учете  конкурентоспособности фирмы посредством цен. К стратегиям конкурентного ценообразования относятся:

  • ценовая стратегия по «кривой освоения» — базируется на преимуществах приобретенного опыта и относительно низких затратах по сравнению с конкурентами. При использовании этой стратегии те, кто приобретает товар в начале делового цикла, покупают его по более низкой цене, чем последующие покупатели;
  • ценовая стратегия сигнализирования — строится на использовании фирмой доверия покупателя к ценовому механизму, созданному конкурирующими фирмами. Сигнализирование ценами привлекает новых или неопытных покупателей на рынке, которые не осведомлены о конкурентных товарах. Хороший пример — успех некоторых дорогих, но низкокачественных товаров;
  • ценовая географическая стратегия — используется для соприкасающихся частей рынка. Эта стратегия в зарубежной практике называется ФОБ (франко-станция отправления).

Стратегии ассортиментного  ценообразования применимы, когда  у фирмы имеется набор аналогичных, сопряженных или взаимозаменяемых товаров. К стратегиям ассортиментного ценообразования относятся:

  • ценовая стратегия «набор» — применяется в условиях неравномерности спроса на невзаимозаменяемые товары;
  • стратегия смешанных наборов — набор предлагается по цене, которая намного ниже цен его элементов. Примерами данной стратегии служат сезонные билеты, комплексные обеды, наборы стереоаппаратуры и комплектующих деталей для автомобилей;
  • ценовая стратегия «комплект» — основана на различной оценке покупателями одного или нескольких товаров фирмы;
  • ценовая стратегия «выше номинала» — применяется фирмой, когда она сталкивается с неравномерностью спроса на заменяемые товары и может получить дополнительную прибыль за счет роста масштабов производства;
  • ценовая стратегия «имидж» — используется, когда покупатели ориентируются на качество, исходя из цен на взаимозаменяемые товары.

При выпуске нового товара предприятие выбирает, как правило, одну из следующих ценовых стратегий.

Стратегия «снятия  сливок». Суть ее заключается в том, что с самого начала появления нового товара на рынке на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить товар по такой цене. Снижение цен имеет место после того, как спадет первая волна спроса. Это позволяет расширить зону продажи - привлечь новых покупателей.

Такая ценовая стратегия  имеет ряд преимуществ:

  • высокая цена позволяет легко исправить ошибку в цене, так как покупатели более благосклонно относятся к снижению цены, нежели к ее повышению;
  • высокая цена обеспечивает достаточно большой размер прибыли при относительно высоких издержках в первый период выпуска товара;
  • повышенная цена позволяет сдерживать покупательский спрос, что имеет определенный смысл, так как при более низкой цене предприятие не смогло бы полностью удовлетворить потребности рынка в связи с ограниченностью своих производственных возможностей;
  • высокая первоначальная цена способствует созданию имиджа качественного товара у покупателей, что может облегчить его реализацию в дальнейшем при снижении цены;
  • повышенная цена способствует увеличению спроса в случае престижного товара.

Основным недостатком  такой стратегии ценообразования  является то, что высокая цена привлекает конкурентов - потенциальных производителей аналогичных товаров. Стратегия  «снятия сливок» наиболее эффективна при некотором ограничении конкуренции. Условием успеха является также наличие  достаточного спроса.

Стратегия проникновения (внедрения) на рынок. Для привлечения максимального числа покупателей предприятие устанавливает значительно более низкую цену, чем цены на рынке на аналогичные товары конкурентов. Это дает ему возможность привлечь максимальное число покупателей и способствует завоеванию рынка. Однако такая стратегия используется только в том случае, когда большие объемы производства позволяют возмещать общей массой прибыли ее потери на отдельном изделии. Реализация такой стратегии требует больших материальных затрат, чего не могут позволить себе мелкие и средние фирмы, поскольку они не располагают возможностями быстро расширить производство. Стратегия дает эффект при эластичном спросе, а также в том случае, если рост объемов производства обеспечивает снижение издержек.

Стратегия психологической  цены основана на установлении такой цены, которая учитывает психологию покупателей, особенности их ценовосприятия. Обычно цена определяется в размере чуть ниже круглой суммы, у покупателя при этом создается впечатление очень точного определения затрат на производство и невозможности обмана, более низкой цены, уступки покупателю и выигрыша для него. Учитывается также и тот психологический момент, что покупатели любят получать сдачу. На самом же деле в выигрыше оказывается продавец за счет увеличения количества проданной продукции и соответственно суммы полученной прибыли.

Информация о работе Понятие ценовой политики, методы ценообразования, стратегии ценообразования