Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:10, курсовая работа
Основной целью предприятия является получение прибыли от удовлетворения общественных потребностей.
Основными видами деятельности предприятия является:
- ремонтно-строительный;
- строительно-монтажный;
- рекламно-информационный;
- торгово-закупочный;
- посреднический.
Введение………………………………………………………………….......
1. Понятие затрат, их классификация……………………………………...
1.1. Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли………………………
1.2. Классификация затрат для принятия решений и планирования..
1.3. Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности………………………….
2. Поведение затрат по видам учета и формирования…………………….
3. Учет затрат в ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «Цемент».
3.1. Организационно-экономическая характеристикаОАО «Цемент»…………………………………………………………..
3.2. Состав затрат, включаемых в себестоимость строительных работ……………………………………………………………….
3.3. Классификация производственных затрат в ОАО «Цемент»….
4. Выводы и практические предложения по сокращению затрат в ОАО «Цемент»………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………
В данном случае сравниваются между собой две альтернативы: не принимать или принимать заказ.
Истекшие затраты по приобретению материалов в сумме 500 руб. уже состоялись и не зависят оттого, какой вариант будет выбран. Они не влияют на выбор решения, не являются релевантными и потому могут не учитываться при принятии решения. Сравним альтернативы по релевантным показателям (табл. 3).
Таблица 3
Показатели | Альтернатива I (не принимать заказ) | Альтернатива II (принять заказ) |
Выручка от продаж Дополнительные затраты Прибыль | --- --- --- | 800 600 200 |
Видно, что, выбрав альтернативу II, предприятие А уменьшит свой убыток от покупки ненужных ему материалов на 200 руб., сократив его с 500 до 300 руб.
Безвозвратные затраты. Это истекшие затраты, которые ни один альтернативный вариант не способен откорректировать. Другими словами, эти произведенные ранее затраты не могут быть изменены никакими управленческими решениями. Из предыдущего примера видно, что 500 руб. — безвозвратные затраты. Безвозвратные затраты не учитываются при принятии решений.
Однако не всегда не принимаемые в расчет при оценках затраты являются безвозвратными.
Вмененные (воображаемые) затраты. Данная категория присутствует лишь в управленческом учете. Бухгалтер финансового учета не может позволить себе «вообразить» какие-либо затраты, так как он строго следует принципу их документальной обоснованности.
В управленческом учете для принятия решения иногда необходимо начислить или приписать затраты, которые могут реально и не состояться в будущем. Такие затраты называются вмененными. По существу это упущенная выгода предприятия. Это возможность, которая потеряна или которой жертвуют ради выбора альтернативного управленческого решения.
Пример. Печь хлебопекарни работает на полную мощность в три смены и за неделю выпускает батонов нарезных на 10 тыс. руб. Оптовый покупатель предлагает пекарне новый недельный заказ по выпечке сдобы, что повлечет за собой дополнительные переменные затраты на сумму 3 тыс. руб. Какой должна быть минимальная цена договора?
Приняв заказ, пекарня откажется от дохода в 10 тыс. руб., получаемого ранее от выпечки батонов, т.е. по существу понесет убытки на 10 тыс. руб. Эту сумму предприятию необходимо учесть при обсуждении условий договора. Цена договора не может опуститься ниже 13 тыс. руб. (10 + 3). При этом 10 тыс. руб. — вмененные (воображаемые) затраты, или упущенная выгода предприятия.
Необходимо иметь в виду, что данная категория затрат применима лишь в случае ограниченности ресурсов, в приведенном примере — при полной загрузке производственных мощностей. Если бы хлебопекарная печь была недогружена и работала с простоями, о вмененных затратах речь бы не шла.
Приростные и предельные затраты. Приростные затраты являются дополнительными и возникают в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции. В приростные затраты могут включаться, а могут и не включаться постоянные затраты. Если постоянные затраты изменяются в результате принятого решения, то их прирост рассматривается как приростные затраты. Если постоянные затраты не изменяются в результате принятого решения, то приростные затраты будут равны нулю. Аналогичный подход применяется в управленческом учете и к доходам.
Пример. Торговое предприятие имеет показатели, представленные в табл. 4.
Таблица 4.
Показатели | Значения |
Выручка от продаж (товарооборот), тыс. руб.: | 1000 |
объем реализации, шт. | 1000 |
цена за единицу, тыс. руб. | 1 |
Торговые издержки, тыс. руб.: | 260 |
расходы на рекламу, тыс. руб. | 120 |
содержание персонала, тыс. руб. | 80 |
командировочные расходы, тыс. руб. | 60 |
Арендная плата за торговые помещения, тыс. руб. | 150 |
Предполагается освоение нового рынка сбыта. Дополнительный объем реализации должен составить 200 штук, продажная цена не изменится. Величина переменных издержек составит 800 руб. на единицу товара. При этом предусмотрено увеличить на:
• 30 % — расходы на рекламу;
• 20 % — арендную плату за новые торговые помещения;
• 10 % — командировочные расходы.
Расчет приростных затрат и доходов представлен в табл. 5.
Таблица 5.
Статьи затрат (доходов) | Текущие затраты (доходы), тыс. руб. | Прогнозируемые затраты (доходы), тыс. руб. | Приростные затраты (доходы), тыс. руб. |
Выручка от продаж (доход)
Затраты — всего в том числе: на рекламу на содержание персонала командировочные арендная плата совокупные переменные | 1000
410,8 120 80 60 150 0,8 | 1200
482,96 56 80 66 180 0,96 | 200
72,16 36 --- 6 30 0,16 |
Таким образом, создание нового рынка сбыта приведет к приростным затратам в сумме 72,16 тыс. руб. Приростные доходы составят 200 тыс. руб.
Если выручка от продаж растет быстрее затрат на освоение рынка, значит, предприятие завладело его определенной частью, если медленнее — предприятие утратило конкурентоспособность и необходим анализ причин, обусловивших это.
Предельные затраты и доходы представляют собой дополнительные затраты и доходы в расчете на единицу продукции (товара). В вышеприведенном примере товарооборот должен увеличиться на 200 шт., следовательно, предельные затраты составят: 72 160 : 200 = 360,8 руб., а предельным доход — 200 000 : 200 = 1000 руб.
Планируемые и непланируемые затраты. Планируемые — это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции.
Непланируемые — затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции. При использовании метода учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости бухгалтер-аналитик имеет дело с непланируемыми затратами.
1.3. Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности.
При построении системы контроля затрат необходимо определить:
♦ систему подконтрольных показателей, состав и уровень детализации подконтрольных показателей;
♦ сроки представления отчетности;
♦ распределение ответственности за полноту, своевременность и достоверность информации, содержащейся в отчетах по затратам, т.е. "привязку" системы контроля к центрам ответственности на предприятии.
Для того чтобы система контроля затрат на предприятии была эффективной, необходимо вначале выделить центры ответственности, где формируются затраты, классифицировать затраты, а затем воспользоваться системой управленческого учета затрат. В результате руководитель предприятия получит возможность своевременно выделять "узкие места" в планировании, формировании затрат и принимать соответствующие управленческие решения.
Процесс управления затратами на предприятии включает в себя и процесс регулирования их уровня. Для этих целей затраты подразделяются на регулируемые и нерегулируемые.
По степени регулируемости затраты подразделяются на полностью, частично и слабо регулируемые.
Полностью регулируемые затраты возникают, прежде всего, в сферах производства и распределения. Это затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от степени их регулирования со стороны менеджера. Частично регулируемые затраты имеют место главным образом в НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах), маркетинге и обслуживании клиентов. Слабо регулируемые (заданные) затраты возникают во всех функциональных областях.
Степень регулируемости затрат зависит от специфики конкретного предприятия: применяемой технологии; организационной структуры; корпоративной культуры и других факторов. Поэтому универсальной методики классификации затрат по степени регулируемости не существует — ее можно разработать только применительно к конкретному предприятию. Степень регулируемости затрат будет различаться в зависимости от следующих условий:
♦ длительности периода времени (при длительном периоде появляется возможность воздействовать на те затраты, которые в коротком периоде считаются заданными);
♦ полномочий лица, принимающего решение (затраты, которые являются заданными на уровне начальника цеха, могут оказаться регулируемыми на уровне директора предприятия).
Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые необходимо предусмотреть в отчетах об исполнении сметы по центрам ответственности. Это позволит выделить сферу ответственности каждого менеджера и оценить его работу в; части контроля за затратами подразделения предприятия.
Современная система управления на предприятии не считается эффективной, если она на первое место не ставит "человеческий фактор". Успех любой производственной и коммерческой деятельности в первую очередь зависит от усилий трудового коллектива, профессионализма субъектов управления, их заинтересованности в результатах своего труда. Для этого в управленческой деятельности широко используется система стимулирования. Исходя из этого признака затраты предприятия подразделяются на обязательные, связанные с выполнением основных трудовых обязанностей, и поощрительные, направленные на достижение высоких качественных показателей.
Процесс принятия управленческих решений невозможен без эффективной системы экономического анализа, позволяющей оценивать достигнутые результаты деятельности предприятия, выявлять внутренние и внешние резервы дальнейшего его развития. Для этих целей затраты группируются на фактические, прогнозные, плановые, сметные и т.д. В ходе анализа исследуется как общий объем затрат, так и образующие его отдельные элементы и статьи, т.е. структура.
Обобщенно классификация затрат предприятия в управленческом учете представлена в табл. 6.
Таблица 6.
Классификация затрат в управленческом учете
Направления управленческого учета | Классификационные признаки и группы | |
1. | Процесс принятия | Явные и альтернативные; |
| управленческих | релевантные и нерелевантные; |
| решении | эффективные и неэффективные |
2. | Процесс | Краткосрочные и долгосрочные |
| прогнозирования |
|
3. | Процесс планирования | Планируемые и непланируемые |
4. | Процесс нормирования | Стандарты, нормы и нормативы |
|
| и отклонение от них |
5. | Процесс организации | По местам и сферам возникновения; |
|
| функциям деятельности и центрам затрат |
6. | Процесс учета | Одноэлементные и комплексные; |
|
| по статьям калькуляции и экономическим |
|
| элементам; постоянные и переменные; |
|
| основные и накладные; прямые и косвенные; |
|
| текущие и единовременные |
7. | Процесс контроля | Контролируемые и неконтролируемые |
8. | Процесс регулирования | Регулируемые и нерегулируемые |
9. | Процесс | Обязательные и поощрительные |
| стимулирования |
|
10. | Процесс анализа | Фактические; прогнозные, плановые; |
|
| сметные; стандартные; общие и структурные; |
|
| полные и частичные |