Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 14:02, курсовая работа
В последнее время укрепилось и стало весьма распространенным мнение, что власть и руководящая должность являются наиболее действенными инструментами эффективного управления. Однако, этого далеко недостаточно
1. Аналитическая часть. 3
1.1. Введение. 3
1.2. Основы лидерства 5
1.2.1. Понятие лидерства 5
1.2.2. Отличие лидера от менеджера 6
1.3. Теории лидерства и стили управления 8
1.4. Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства 15
1.5. Современные модели лидерства 18
1.5.1. Концепция атрибутивного лидерства 18
1.5.2. Концепция харизматического лидерства 21
1.5.3. Концепция преобразующего лидерства 23
1.5.4. Основы эффективного лидерства 24
1.6. Заключение 30
2. Практическая часть. 33
2.1. Основная часть 33
2.2. Приложение №1 43
2.3. Приложение №2 49
3. Список использованной литературы 55
Дуглас МакГрегор разработал теорию лидерства, выделив руководителей двух типов «X», «Y». Согласно теории “Х” (4, с.271):
Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.
У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.
Больше всего люди хотят защищенности.
Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
Лидер такого типа обладая достаточной властью, навязывает свою волю исполнителям, единолично принимает и отменяет решения, не дает возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми. Всегда приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд. Все новое воспринимается таким руководителем с осторожностью, или вообще не воспринимается, в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами. Таким образом, вся власть сосредоточивается в руках такого руководителя, получившего название автократа. Даже размещение сотрудников в процессе проведения совещания ориентировано на постоянный контроль их деятельности (Рисунок 2, а.). Это создает напряженную обстановку, подчиненные в этом случае сознательно или интуитивно стремятся избегать тесного контакта с таким руководителем.
Как правило, руководитель становится автократом тогда, когда он по своим деловым качествам стоит ниже подчиненных, которыми руководит, или если его подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру. Такой стиль руководства не стимулирует инициативу подчиненных, что делает невозможным повышение эффективности работы организации. Этот руководитель навязывает неукоснительное соблюдение большого количества правил, которые жестко регламентируют поведение сотрудника.
Представление демократичного руководителя МакГрегор назвал теорией руководителя “Y”, ее содержание сводится к следующим позициям (5, с.215):
Труд – процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней .
Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.
Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.
Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
Руководитель,
использующий преимущественно демократически
Руководитель
с либеральным стилем
руководства практически не вмешивается
в деятельность коллектива, а работникам
предоставлена полная самостоятельность,
возможность индивидуального и коллективного
творчества. Такой руководитель с подчиненными
обычно вежлив, готов отменить принятое
им ранее решение, особенно если это угрожает
его популярности (таблица 1).
Таблица 1 (3, с.480)
Стиль управления | Авторитарный | Демократический | Либеральный |
Природа стиля | Сосредоточение
всей власти и ответственности в
руках лидера Личное
установление целей и выбор средств
их достижения Коммуникационные потоки идут преимущественно с верху |
Делегирование
полномочий с удержанием ключевых позиций
у лидера Принятие
решений разделено по уровням на основе
участия Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях |
Снятие лидером
с себя ответственности и отречение
в пользу группы или организации
Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме Коммуникации строятся в основном по горизонтали |
Сильные стороны | Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата | Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении | Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера |
Слабые стороны | Сдерживается индивидуальная инициатива | Требует много времени на принятие решений | Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера |
Влияние
стилей управления на эффективность
работы групп в течение
Группа научных сотрудников из Мичиганского университета во главе с Ренсисом Лайкертом ни сравнивая группы с высокой и с низкой производительностью труда в различных организациях, пришла к выводу, что разницу в производительности может объяснить стиль лидерства. Оказалось, что стиль управления , сосредоточенный на человеке, из-за характера ситуации часто не способствовал повышению производительности труда и не всегда являлся оптимальным поведением руководителя.
Стиль руководства | Характеристика стиля | |
1 | Эксплуататорско-авторитарный | Руководители мотивируют людей угрозой наказания, использованием поощрения, сами принимают решения. |
2 | Благосклонно-автортраный | Руководители уверены в себе и верят своим подчиненным, применяют основы мотивации, поощрения. Используют идеи подчиненных. |
3 | Консультативно-демократический | Руководители оказывают определенное доверие подчиненным, используют их идеи и точки зрения и консультируются с подчиненными в процессе принятия управленческих решений. |
4 | Основанный на участии | Руководители проявляют полное доверие к подчиненным, выслушивают их мнения, привлекают ко всем видам деятельности, относятся к подчиненным как к равным. |
Позднее было установлено, что каждый из указанных стилей “в чистом виде” встречается редко.
Все модели ситуационного лидерства (3, с.495-516), обращая главное внимание на воздействие внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства. Во всех моделях делается попытка определить различные лидерские стили и обосновать с помощью ситуационных переменных эффективность их применения. Вместе с тем модели имеют существенные отличия по набору рассматриваемых лидерских стилей, по набору ситуационных факторов и путей нахождения связи между ними. По-разному в моделях определяется эффективность лидерства. Так, у Фидлера - это уровень выполнения работы, у Херсея и Бланшарда к этому еще добавляется удовлетворенность работника, а Врум и Яго рассматривают эффективность решения и общую эффективность. По мнению специалистов, модель Врума-Яго в большей степени для выбора на практике соответствующего стиля по руководству группой. Модели Фидлера, Херсея и Бланшарда, Хауза и Митчелла более полезны для повышения индивидуального уровня выполнения работы.
Фидлер
Ситуационные факторы:
Что лидер думает о последователях:
Лидерские стили:
Что делает эффективный лидер?:
Херсей и Бланшард
Ситуационные факторы:
Степень зрелости последователей:
Что лидер думает о последователях:
Лидерские стили:
Что делает эффективный лидер?:
Хауз и Митчелл
Ситуационные факторы:
Что лидер думает о последователях:
Лидерские стили:
Что делает эффективный лидер?:
Врум-Йеттон-Яго
Ситуационные факторы:
Что лидер думает о последователях:
Лидерские стили:
Что делает эффективный лидер?:
Данная
концепция опирается на теорию атрибуции,
объясняющую причинно-
Информация о работе Понятие лидерства и его значение в эффективной деятельности организации