Понятие лидерства и его значение в эффективной деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 14:02, курсовая работа

Описание

В последнее время укрепилось и стало весьма распространенным мнение, что власть и руководящая должность являются наиболее действенными инструментами эффективного управления. Однако, этого далеко недостаточно

Содержание

1. Аналитическая часть. 3
1.1. Введение. 3
1.2. Основы лидерства 5
1.2.1. Понятие лидерства 5
1.2.2. Отличие лидера от менеджера 6
1.3. Теории лидерства и стили управления 8
1.4. Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства 15
1.5. Современные модели лидерства 18
1.5.1. Концепция атрибутивного лидерства 18
1.5.2. Концепция харизматического лидерства 21
1.5.3. Концепция преобразующего лидерства 23
1.5.4. Основы эффективного лидерства 24
1.6. Заключение 30
2. Практическая часть. 33
2.1. Основная часть 33
2.2. Приложение №1 43
2.3. Приложение №2 49
3. Список использованной литературы 55

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 425.50 Кб (Скачать документ)

    Регистрационный бланк 1

Шкала Баллы Результаты 
баллы %
Л 1 3 5 7 9 11 13 15 17 19    
А 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20    

    Обработка результатов

1. Суммируйте  все баллы шкалы Л (нечетные высказывания), итог запишите после символа Л в клетке "Результат". 
2. Повторите эту же операцию с высказываниями под четными номерами; итог 
запишите после символа А (шкала А). 
Первый результат (Л) будет отображением вашего представления о себе как о лидере, второй (А) - отображением вашего представления о себе как руководителе административного типа. Отношение этих двух чисел будет отображать соотношение в вашей деятельности лидерского начала руководства людьми с административным потенциалом. 
Попробуйте отобразить результаты вашей самооценки на диаграмме, где надо отложить значения по шкале Л на горизонтальной линии, по шкале А - на вертикальной. Восстановив к полученным точкам перпендикуляры, вы найдете свою точку. Такое геометрическое представление наглядно и удобно.

УПРАЖНЕНИЕ: "ОПРОСНИК ПО ЛИДЕРСТВУ"

Цель: 
Оценить склонность человека к лидерству, его ориентацию на задачу и на людей. 
 
Выполнение задания: 
1. Без предварительного обсуждения заполните опросник по лидерству. Не следует читать того, что написано дальше, пока не закончите тест. 
2. Для того чтобы найти свое место на карте стилей лидерства, вы должны подсчитать свои баллы по двум измерениям: ориентации на задачу (3) и ориентации на людей (Л)
 
Подсчет очков: 
Подсчет баллов происходит следующим образом: 
1. Обведите номера вопросов 8, 12, 17,19, 30, 34 и 35. 
2. Поставьте 1 напротив обведенных номеров, если вы ответили на эти вопросы Р (редко) или Н (никогда). 
3. Также поставьте 1 напротив необведенных номеров, если вы ответили на эти вопросы В (всегда) или Ч (часто). 
4. Обведите единицы, если вы их поставили напротив вопросов: 3, 5, 8, 10,15,18,19, 22, 24, 26, 28. 30, 32, 34 и 35. 
5. Посчитайте обведенные единицы. Это ваш балл по шкале ориентации на 
людей. Запишите этот балл напротив буквы Л в конце опросника. 
6. Посчитайте необведенные единицы. Это ваш балл по шкале ориентации на 
задачу. Запишите этот балл напротив буквы 3. 
7. Теперь посмотрите на карту стилей лидерства и следуйте приведенным инструкциям.

Опросник  по лидерству

ИМЯ ---------------------------------- ГРУППА -------------------------------- 
Указания: следующие ниже утверждения описывают различные аспекты лидерского поведения. Ответьте на каждое так, как если бы вы были лидером 
рабочей группы.

В Ч И Р Н   1. Я бы, скорее всего,  предпочел говорить  от имени группы.
В Ч И Р Н   2. Я бы поощрял  сверхурочную работу.
В Ч И Р Н   3. Я бы дал работникам  полную свободу  действий.
В Ч И Р Н   4. Я бы поощрял  единообразие в  процедурах.
В Ч И Р Н   5. Я бы позволил  работникам решать  проблемы по-своему.
В Ч И Р Н   6.Я  бы старался опередить  конкурирующую группу.
В Ч И Р Н   7. Я бы выступал  как представитель  группы.
В Ч И Р Н   8. Я бы подталкивал  работников к тому, чтобы они прилагали  больше усилий.
В Ч И Р Н   9. Я бы испробовал  в группе свои  идеи.
В Ч И Р Н   10. Я бы позволил  своим людям делать  работу так, как  они считают нужным.
В Ч И Р Н   11 .Я бы многое сделал, чтобы продвинуться.
В Ч И Р Н   12. Я бы смог терпеть  отсрочки и неопределенность.
В Ч И Р Н   13. Я бы поддерживал  группу в присутствии  посторонних. 
В Ч И Р Н   14. Я бы постарался  поддерживать высокий  темп работы.
В Ч И Р Н   15. Я бы "ослабил  гайки" в отношении  работы: пусть сотрудники  думают об этом.
В Ч И Р Н   16. Если бы в группе  возникали конфликты,  я бы их урегулировал.
В Ч И Р Н   17. Я бы увяз в  деталях. 
В Ч И Р Н   18. Я бы представлял группу на заседаниях, проходящих за ее пределами.
В Ч И Р Н   19. Я бы неохотно  давал работникам  какую-либо свободу  действий.
В Ч И Р Н   20. Я бы решал,  что и как должно  быть сделано. 
В Ч И Р Н   21. Я бы настаивал  на увеличении  объема производства.
В Ч И Р Н   22. Я бы мог передать  некоторым людям  свои полномочия.
В Ч И Р Н   23. Как правило, все  происходит именно  так, как я и  предсказывал.
В Ч И Р Н   24. Я бы позволил  группе проявлять  инициативу по  многим вопросам.
В Ч И Р Н   25. Я бы давал конкретные  задания каждому  члену группы.
В Ч И Р Н   26. Я бы хотел провести  изменения. 
В Ч И Р Н   27. Я бы просил  членов группы  работать больше.
В Ч И Р Н   28. Я бы доверял  суждениям членов  группы.
В Ч И Р Н   29. Для того чтобы  работа была сделана,  я бы составил  ее график.
В Ч И Р Н   30. Я бы отказался  объяснять свои  действия.
В Ч И Р Н   31. Я бы убедил  других, что мои  идеи им выгодны. 
В Ч И Р Н   32. Я бы позволил  группе установить свой собственный темп работы.
В Ч И Р Н   33. Я бы стремился  к тому, чтобы группа  побила свои прежние  рекорды. 
В Ч И Р Н   34. Я бы действовал, не советуясь с  группой. 
В Ч И Р Н   35. Я бы требовал, чтобы члены группы  следовали установленным правилам и порядку.
З Л

    КАРТА СТИЛЕЙ ЛИДЕРСТВА

ИМЯ----------------------------------- ГРУППА----------------------

Указания: Для того чтобы определить свой стиль лидерства, отметьте ваш балл по ориентации на задачу (3) на стрелке слева. Затем на правой стрелке отметьте свой балл по ориентации на людей (Л). Прямой линией соедините точки, отмеченные вами на осях 3 и Л. Точка пересечения этой линии с осью лидерства показывает ваш балл по данному измерению.

Общие результаты, относящиеся  к лидерству с учетом ориентации на задачу и  на людей

 

    1. Приложение  №2

Методика «Лидер».

Эта методика предназначена  для того, чтобы оценить способность  человека быть лидером. Данное качество немаловажно для педагога, поскольку  он должен быть лидером, по крайней  мере — в детском коллективе.

В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и  по его ответам на эти вопросы  делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один.

Текст опросника:

1. Часто ли  вы бываете в центре внимания  окружающих? а) да, б) нет. 

2. Считаете ли  вы, что многие из окружающих  вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы? а) да, б) нет.

3. Находясь на  собрании людей, равных вам  по служебному положению, испытываете  ли вы желание не высказывать  своего мнения, даже когда это  необходимо? а) да, б) нет. 

4. Когда вы  были ребенком, нравилось ли вам  быть лидером среди сверстников? 

а) да, б) нет.

5. Испытываете  ли вы удовольствие, когда вам  удается убедить кого-то в чем-то? а) да, б) нет.

6. Случается  ли, что вас называют нерешительным  человеком? а) да', б) нет. 

7. Согласны ли  вы с утверждением: «Все самое  полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

а) да, б) нет.

8. Испытываете  ли вы настоятельную необходимость  в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?

а) да, б) нет.

9. Теряли ли  вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми? а) да, б) нет.

10. Доставляет  ли вам удовольствие видеть, что  окружающие побаиваются вас? 

а) да, б) нет.

11. Стараетесь  ли вы занимать за столом (на  собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию? а) да, б) нет.

12. Считаете ли  вы, что производите на людей  внушительное (импозантное) впечатление?  а) да, б) нет. 

13. Считаете ли  вы себя мечтателем? а) да, б)  нет. 

14. Теряетесь  ли вы, если люди, окружающие вас,  выражают несогласие с вами?

а) да, б) нет.

15. Случалось  ли вам по личной инициативе  заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов? а) да, б) нет.

16. Если то, что  вы наметили, не дало ожидаемых  результатов, то вы:

а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;

б) возьмете на себя ответственность, и сами доведете дело до конца.

17. Какое из  этих двух мнений вам ближе: 

а) настоящий  руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;

б) настоящий  руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

18. С кем вы  предпочитаете работать?

а) с покорными  людьми,

б) с независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь  ли вы избегать острых дискуссий? а) да, б) нет.

20. Когда вы  были ребенком, часто ли вы  сталкивались с властностью вашего  отца? а) да, б) нет. 

21. Умеете ли  вы в дискуссии на профессиональную  тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен? а) да, б) нет.

22. Представьте  себе такую сцену: во время  прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите?

а) дадите возможность  принять решение наиболее компетентному из вас;

б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23. Есть такая  пословица: «Лучше быть первым  в деревне, чем последним в  городе». Справедлива ли она?  а) да, б) нет. 

24. Считаете ли  вы себя человеком, оказывающим  влияние на других?

а) да, б) нет.

25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать? а) да, б) нет.

26. Кто, с вашей  точки зрения, истинный лидер? 

а) самый компетентный человек;

б) тот, у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли  вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

а) да, б) нет.

28. Уважаете ли  вы дисциплину? а) да, б) нет. 

29. Какой из  следующих двух руководителей  для вас предпочтительнее?

а) тот, который  все решает сам;

б) тот, который  всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

30. Какой из  следующих стилей руководства,  по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?

а) коллегиальный, б) авторитарный.

31. Часто ли  у вас создается впечатление,  что другие злоупотребляют вами?

а)да, б) нет.

32. Какой из  следующих двух «портретов» больше  напоминает вас?

а) человек с  громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;

б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

33. Как вы поведете  себя на собрании и совещании, если считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны?

а) промолчу, б) буду отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете  ли вы свои интересы и поведение  других людей делу, которым занимаетесь? а) да, б) нет.

35. Возникает  ли у вас чувство тревоги,  если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело? а) да, б) нет.

36. Что бы вы  предпочли? 

а) работать под  руководством хорошего человека;

б) работать самостоятельно, без руководителя.

37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»?

а) согласен, б) не согласен.

38. Случалось  ли вам покупать что-либо под  влиянием мнения других людей, а, не исходя из собственной потребности? а) да, б) нет.

Информация о работе Понятие лидерства и его значение в эффективной деятельности организации