Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 14:02, курсовая работа
В последнее время укрепилось и стало весьма распространенным мнение, что власть и руководящая должность являются наиболее действенными инструментами эффективного управления. Однако, этого далеко недостаточно
1. Аналитическая часть. 3
1.1. Введение. 3
1.2. Основы лидерства 5
1.2.1. Понятие лидерства 5
1.2.2. Отличие лидера от менеджера 6
1.3. Теории лидерства и стили управления 8
1.4. Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства 15
1.5. Современные модели лидерства 18
1.5.1. Концепция атрибутивного лидерства 18
1.5.2. Концепция харизматического лидерства 21
1.5.3. Концепция преобразующего лидерства 23
1.5.4. Основы эффективного лидерства 24
1.6. Заключение 30
2. Практическая часть. 33
2.1. Основная часть 33
2.2. Приложение №1 43
2.3. Приложение №2 49
3. Список использованной литературы 55
Результаты теста следующие. По шкале лидерства генеральный директор набрал 73 балла, по шкале администратора – 42 балла. Это значит, что примерно на 63,5% он лидер и на 36,5% администратор. Налицо преобладание лидерских качеств директора перед административными.
По способности контролировать ситуацию, распоряжаться временем и управлять собственным стрессом различают 2 типа руководителей:
1 тип: Человек-иголка
Характерным для этого руководителя является то, что его мысли и поступки определяются частными мероприятиями и мелкими задачами (иголками), которые сыплются на него. Планы, совещания, поездки часто меняются из-за того, что внезапно возникают другие срочные дела. Компетенция и эффективность сотрудников оцениваются сиюминутно, исходя из того, решены ли данным руководителем мелкие задачи в тот момент, когда о них спрашивают. Вклад сотрудников большей частью используется для того, чтобы участвовать в решении «горящих» задач начальника.
2 тип: Человек-ветвь
Этот тип руководителя выделят время для решения важных задач, направленных на достижение главных целей. Мелкие дела выполняются в «окне» между большими делами. Совещания и поездки меняются редко. Руководитель четко представляет ключевые области своей деятельности. Руководитель и подчиненные одинаково оценивают степень важности задач и дел.
В данном случае по результатам собеседования с сотрудниками отдела и самим руководителем, можно сделать вывод о том, что он относится к типу «Человек-иголка». Конечно, это в большой степени обусловлено недостатками планирования на более высоком уровне иерархии, но, тем не менее, необходимо дать несколько рекомендаций.
Руководитель должен стремиться к тому, чтобы внешние обстоятельства и внезапно возникшие дела не управляли им, он должен понимать, какое значение его собственное планирование имеет для возможностей сотрудников в реализации их планов.
Так же, был проведено тестирование для определения уровня лидерских способностей руководителей по методике «Лидер» (приложение 2) . В тесте было предложено 50 вопросов, к каждому из которых было дано два варианта ответа. Тестируемый должен выбрать одни из вариантов и пометит его на бланке ключа.
При ответе на вопрос тестируемый получает балл только за вариант («а» или «б») в левой колонке.
Степень выраженности лидерства:
Руководитель набрал 32 балла, что говорит о средней выраженности его лидерских способностей.
Он
работает в хорошей организации,
но все же нельзя забывать о том,
что для стабильного успеха ему
нужно постоянно
Для более успешной работы предприятия и сплочения коллектива генеральному директору необходимо развивать лидерство. Развитие лидерства — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков. Данный аспект проблемы управления лидерством в организации учитывает возможности в большей или меньшей степени формировать и развивать лидерские способности путем обучения и самообучения, мотивирования, тренингов и практического опыта. Для развития лидерства используется ряд процедур, теоретическим обоснованием которых в той или иной мере являются рассмотренные ранее теории лидерства. Их использование помогает «стать лидером», обрести признание группы, коллектива. Эти процедуры таковы.
Лидеров можно найти на всех уровнях деловой активности, а не только на самом верхнем.
Исследование лидерских качеств и стилей руководства также проводилось среди 10 менеджеров ООО «Стальресурс», которые занимаются сбытом готовой продукции, маркетингом, работой с персоналом, закупкой продукции, финансами ит.д. Средний возраст опрошенных 22-38 лет. Опрос проводился на бланковой основе. Исследованию подверглись лидерские качества и стиль руководства.
Определение степени выраженности лидерских качеств определялось по методике «Лидер». Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способности человека быть лидером. В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один. Результаты опроса приведены в табл. 2
Определение
стиля руководства определялось
по методике «Стили руководства». Эта
методика предназначена для того,
чтобы определить какой стиль
руководства выбрал менеджер в своей
управленческой деятельности. В данной
методике испытуемый отвечает на 40 вопросов,
и по его ответам на эти вопросы определяется
стиль руководства. Результаты опроса
приведены в табл. 3
Таблица 2 Результат опороса на определение степени выраженности лидерских качеств.
№ опрошенного | Степень выраженности лидерских качеств |
1 | Данный человек как лидер склонен к диктату |
2 | Лидерские качества выражены сильно |
3 | Лидерские качества выражены средне |
4 | Лидерские качества выражены средне |
5 | Лидерские качества выражены средне |
6 | Лидерские качества выражены слабо |
7 | Лидерские качества выражены сильно |
8 | Лидерские качества выражены сильно |
9 | Данный человек как лидер склонен к диктату |
10 | Лидерские качества выражены сильно |
Обобщённые
результаты этого опроса можно отобразить
в столбчатой диаграмме.
Диаграмма 1 Степень выраженности лидерских качеств
Таблица 3 Результат опроса на определение стиля руководства
№ опрошенного | Стиль руководства |
1 | Авторитарный стиль руководства |
2 | Авторитарный стиль руководства |
3 | Либо стиль руководства не выработан, либо склонность к непоследовательному стилю |
4 | Авторитарный стиль руководства |
5 | Либерально попустительский |
6 | Либерально попустительский |
7 | Авторитарный стиль руководства |
8 | Авторитарный стиль руководства |
9 | Авторитарный стиль руководства |
10 | Авторитарный стиль руководства |
Обобщённые результаты этого опроса можно отобразить в столбчатой диаграмме.
Диаграмма 2
Стили руководства
На основе проведённого исследования прослеживается зависимость. Авторитарный стиль управления преобладает у тех опрошенных, у которых наиболее выражены лидерские качества. Эту зависимость можно отразить в столбчатой диаграмме.
Диаграмма 3 Взаимосвязь стиля руководства от уровня выраженности лидерских качеств.
Проводимое исследование выявило, что чем выше выраженность лидерских качеств, тем больше менеджеры склоняются к авторитарному стилю управления.
Положительная сторона такого стиля руководства это большая производительность труда, дисциплинированность, системность и четкость исполнения поставленных задач. Однако этому противостоят такие минусы как, отсутствие инициативы, напряженная обстановка в группах, страх перед наказанием, препятствие осуществлению каких-либо творческих идей.
Выраженность
управленческих качеств в большей
степени проявляется среди
Однако подчиненные всегда желают видеть в руководителе не только начальника или лишенного эмоций и переживаний сухого технократа, но и человека, обладающего лучшими нравственными качествами, заботящегося не только об эффективности организации и о себе лично, но и о сотрудниках
Каждый тип подчиненного требует от лидера специфического подхода для максимально эффективного использования индивидуального потенциала любого сотрудника. Следует смотреть на эту проблему ситуационно, так как в небольших организациях к каждому работнику должен быть индивидуальный подход, с отдельными работниками нужно вести себя в духе автократа, а с некоторыми лучше быть демократичным, или даже либеральным.
Итак,
можно сделать вывод, что в
исследуемой организации
ТЕСТ "Кто вы: администратор или лидер?"
Анкета для
самооценки. Тщательно продумав нижеследующие
высказывания, постарайтесь определить
степень вашего согласия с содержанием
каждого из них по одиннадцатибальной
шкале (от 0 до 10).
Зафиксируйте результаты ваших размышлений
в соответствующих клетках регистрационного
бланка 1. Имейте в виду, что число 10
здесь означает полное согласие с высказыванием,
0 - полное несогласие, 5 -
согласие наполовину. Остальные
оценки согласия располагаются по
восходящей - от 0 до 5
и от 5 до 10.
Вопросник
1. Поддерживаю
линию на то, чтобы члены любого
трудового коллектива сами
2. Когда это необходимо, я умею заставить
людей "крутиться".
3. Люди доверяют мне свои личные тайны.
4. Все люди хотят одного - власти, я не исключение.
5. Я вступаюсь за членов коллектива всякий
раз, когда с ними поступают несправедливо.
6. Я согласен с поговоркой "Если лошадь
везет плохо, ее надо бить".
7. В спорах и конфликтах не зависящие от
меня люди обращаются ко мне как к арбитру.
8. Думаю, что людям в личных интересах
выгодно иметь руководителем человека
непреклонного, жесткого и, быть может,
даже безжалостного; я стараюсь быть именно
таким.
9. Я могу ладить (срабатываться) с людьми,
даже если они мне не по душе.
10. Основное, что требуется руководителю
для достижения успеха в управлении, -
это умение любыми средствами принудить
людей выполнять работу; я поступаю именно
так.
11. Я чувствую в себе способность и готовность
действовать с целью решения общих проблем
(нужд) членов коллектива.
12. Я отдаю распоряжения, команды, приказы,
указания разным людям в одинаковой форме.
13. В интересах дела я руководствуюсь мнением,
противоположным моей собственной позиции.
14. Я глубоко убежден в том, что успешным
может быть лишь тот руководитель, которого
боятся.
15. Я действую так, чтобы каждый мог проявить
свои способности и возможности наилучшим
образом.
16. Даже для решения вопросов, затрагивающих
интересы большинства членов коллектива,
я не организую массовые обсуждения - это
тормозит процесс принятия решений.
17. Мне удается повести людей за собой
(вовлечь их в какие-либо дела), даже если
они совершенно независимы от меня (не
подчинены мне).
18. Когда надо, я умею сделать так, что люди
соглашаются со мной, боясь "нарваться"
на неприятности.
19. Когда надо было просить что-либо от
имени коллектива, к руководству приходилось
идти мне.
20. Личный опыт научил меня, что успех приходит
к руководителю, способному организовать
систему полного единоначалия, у меня
это получается.
Информация о работе Понятие лидерства и его значение в эффективной деятельности организации